Занятие по развитию речи с элементами ТРИЗ по сказке "Айога"
Автор: Михайличенко Елена Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ"Детский сад№15" Населённый пункт: республика Калмыкия город Элиста Наименование материала: Конспект Тема: Занятие по развитию речи с элементами ТРИЗ по сказке "Айога" Раздел: дошкольное образование
Технология ТРИЗ
Воспитатель: Михайличенко Е. Е.
г. Элиста
Занятия по развитию речи
для старшего дошкольного возраста
по сказке «Айога»
Цель : Воспитывать у детей дошкольного возраста любовь и уважение к маме.
Задачи:
1.
Учить детей творческому рассказыванию, в ходе придумывания новой концовки
сказки, с использованием технологии ТРИЗ.
2.
Развивать связную речь (диалогическую, монологическую) детей.
3.
Закреплять умения детей пересказывать отрывок из сказки с использованием метода
моделирования.
4.
Учить сопереживать персонажам сказки «Айога», воспитывать у детей нравственные
чувства.
Современные
образовательные
технологии: ТРИЗ,
здоровье
сберегающая,
развивающего обучения, игровая.
Интеграция образовательных областей по ФГОС ДО: «Социально – коммуникативное
развитие»,
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Художественно
–
эстетическое развитие», «Физическо развитие».
Ход занятия.
- Здравствуйте, дети и уважаемые гости!
1. «Камертон» - настрой на занятие (свеча - «сердце»).
Воспитатель интересуется у детей, любят ли дети чудеса? Показывает детям лист бумаги,
который они обследуют – какой? (белый, ровный, чистый, прямоугольный, гладкий и т.д.).
На этом листе заранее воспитатель свечой нарисовал сердце (при закрашивании гуашью
«сердце» проявляется на листе бумаги). Детям предлагается подумать, о чем будет наше
занятие? Принимаются все ответы и рассуждения детей, делают вывод, что занятие будет о
доброте.
2. Предлагается начать занятие с упражнения «Доброе утро! », учить говорить теплые,
добрые слова, используя тактильное прикосновение. (объятия, взять друг друга за руки и
смотреть в глаза друг другу) - «Доброе утро, Катя!», «Я рад тебя видеть, ты добрая и
хорошая девочка»
- «Доброе утро, Данир! Я рада тебя видеть, ты делишься игрушками» (Я рад тебя видеть,
мне приятно с тобой общаться, как здорово, что ты пришел, как хорошо, что ты ходишь к
нам в группу и т.п.).
3.
Предлагается
вспомнить
краткое
с о д е р ж а н и е
с к а з к и ,
проанализировать
кружочки-
заместители
(К
какому
цвету
может
относиться того или иного героя
и
почему?).
Рассуждение
детей.
(Большой
красный
круг
–
это
будет
мама, потому что… ; маленький
серый
кружок
-
дочь;
маленький
желтый
кружок
–
девочка
со седка;
голубой
кружок-вода, река)
Воспитатель
выслушивает
всех
желающих, оценивает, помогает,
задает
наводящие вопросы, поощряет ответы детей. Поясняет, что важно уметь рассуждать так,
чтобы было интересно их слушать.
4.
Пере сказ
от р ы в ка
сказки
« А й о г а »
и с п о л ь з у я
кружки
заменители.
Воспитатель
выставляет
н а
п а н н о
р а з н ы е
композиции
из кружков и спрашивает,
ко гд а
э т о
было в сказке? Например,
«серый»-
«голубой»-
«желтый»
-
дети
рассуждают,
это
когда
дочь
сидела
возле воды и любовалась
своей
к р а с от о й ,
с о с е д с к а я
девочка
предложила ей лепешки и
т.д.
(рассуждения
и
ответы
д е т е й ) .
И
так
пере сказываем
и
анализируем всю сказку с
помощью
кружков
–
заменителей.
Воспитатель
выслушивает
ответы
детей
и
дополняет
их,
подбадривает детей, обогащая их словарный запас.
5.
Анализ
концовки
сказки.
Предлагаю
изменить
концовку
сказки,
чтобы
она
стала
положительной.
Принимается
все
предлагаемые
детьми
варианты.
Педагог
обращает
внимание
детей,
что
концовка
сказки
грустная
и
печальная,
демонстрирует
кружок-
заменитель «черного» цвета. Предлагает ребятам подумать и предложить свою концовку,
чтобы сказка закончилась по-доброму, предлагает для сравнения кружок белого цвета,
например (дочь исправилась, она все поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода,
волшебное слово, волшебная палочка или они подружились и девочке захотелось быть
такой же доброй и трудолюбивой и т.д.). Выслушивая варианты детского творчества,
педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям
высказать свое мнение, чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?
6. Продуктивная деятельность «Нарисовать счастье» - творческое задание. Рассуждаем,
какие ассоциации рождает у них слово – счастье -,рассуждение детей - это
(Радуга,
солнце, сердце, букет цветов, салют, шары и т.д.).
7. Психогимнастика: салют «Доброта»
Описание:
Воспитатель
предлагает
ребятам
положить
свои
ладошки
на
ладонь
воспитателя и построить «башенку», второй рукой воспитатель накрывает детские ладони
своей и благодарит ребят за занятие, любовь, творчество и т.п. и со словом «доброта»
вскидывают свои руки вверх дружным «салютом».