Напоминание

Как воспитать себе преемника?


Автор: Климентьева Маргарита Фёдоровна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МАОУ Гуманитарный лицей
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: статья
Тема: Как воспитать себе преемника?
Раздел: полное образование





Назад





Климентьева Маргарита Фёдоровна

Как воспитать себе преемника?

Учитель русской литературы высшей квалификационной категории, кандидат

филологических наук

МАОУ Гуманитарный лицей, г. Томск
Наставничество – это особый тип отношений опытного и молодого учителя, в которых особенно важны профессионализм, доверие, уважение, честность и конфиденциальность, ответственность и надежность. Фактическим наставником Е.О. Третьякова я являюсь с 2011 г., когда студент 5 курса Женя Третьяков пришел на педагогическую практику в мои лицейские группы. Вообще-то с этим студентом я была знакома с 2009 г., когда юный Женя Третьяков на Гоголевских чтениях в лицее читал свой доклад. Во время педагогической практики Евгений Олегович показал важные, но редкие качества студента-практиканта: обширные знания по предмету, умение быстро перестроить материал не только содержательно, но в том числе и методически, умение выстроить и вести учебный диалог, достойно держаться перед подростками и отвечать на самые каверзные вопросы, а также хорошее чувство юмора и стремительную педагогическую реакцию. Словом, все данные указывали на то, что из молодого человека, пока еще студента, может вырасти очень интересный учитель. Однако после окончания университета Евгений Олегович вполне естественно поступил в аспирантуру и, казалось бы, для школы оказался потерян. Работать в лицей по моему приглашению Е.О. Третьяков пришел еще аспирантом второго курса в 2013 г., когда возникла производственная необходимость, сразу же получил полную нагрузку, а я стала его наставником. В 2014 г. Евгений Олегович «без отрыва от производства» завершил диссертацию и успешно защитился, однако работу в лицее не оставил. С 2013 г. Евгений Олегович много достиг как учитель. Этот учебный год - последний год моего наставничества, поэтому план работы наставника фиксирует принципиальные моменты педагогического, методического, методологического характера потенциальных возможностей «наставляемого». Поскольку обе стадии - предварительную и вхождения в профессию - Евгений Олегович успешно прошел, не испытывая особенных трудностей ни в адаптации и выработке своей системы преподавания, ни в проблемах дисциплины и порядка на занятиях, мне как наставнику остаются вопросы профессионального роста молодого педагога, некоторые методические аспекты, оформление документации. Плановая организация индивидуальной работы наставника с молодым педагогом Е.О. Третьяковым оптимально соединяет аналитико-диагностическую, экспертную, организационно-методическую и консультативную работу через дифференциацию и оптимальное сочетание видов и форм работы, стимулирование профессиональной творческой активности и стремления к профессиональному росту.
Цель
работы наставника состоит в выработке молодым специалистом концептуальной системы преподавания предмета, в которой были бы оптимально соединены содержательная, аналитико-диагностическая, организационно-методическая и консультативная работа.
Задачи:
 совершенствование практических навыков, необходимых для педагогической работы по предмету;  закрепление индивидуального стиля творческой деятельности;  внедрение современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс;  формирование мотивации самосовершенствования;
 получение квалификационной категории;  рефлексия приобретенного педагогического опыта через выступления и публикации методического характера;  приведение в систему научно-исследовательской работы учащихся по предмету через интеграцию и диффузию исследовательского материала специальных семинаров по литературе;  использование возможностей научного сообщества для углубления и проблематизации преподавания предмета;  развитие способности самостоятельно и качественно выполнять профессиональные обязанности. Условиями реализации плана работы наставника можно считать 1) наличие материально-технической базы лицея; 2) высокий профессиональный уровень наставника, опыт педагога, многолетний стаж; 3) восприимчивость «наставляемого», его желание учиться и учить. Организация работы наставника с молодым педагогом осуществлялась в несколько этапов: 2013-2014 гг. - 1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, проводит диагностику профессиональных затруднений, выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации (наставничество обеспечило более быстрое вхождение в должность молодого учителя. Адаптация молодого специалиста Е.О. Третьякова прошла успешно в течение первого месяца работы). 2014-2015, 2015-2016 гг. - 2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить собственную программу самосовершенствования. 2016-2017 гг. - 3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Анализ четырехлетнего опыта работы позволяет сформулировать основные принципы системы наставничества:  добровольность и целеустремлённость;  морально-психологический контакт;  личный пример наставника;  доброжелательность и взаимное уважение;  уважительное отношение к мнению молодого педагога;  согласованность содержания работы наставника по профессиональному становлению подшефного с содержанием календарно-тематического плана по предмету и плана работы кафедры филологии;  направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление молодого специалиста. Следовательно, в 2016-2017 гг. мы находимся
на последнем этапе
взаимодействия наставника и «наставляемого», что отражено в предлагаемом плане работы, когда наставник обеспечивает молодому педагогу поддержку в следующем:  разработка самостоятельной программы по предмету;  разработка программы специального семинара по литературе;  разработка программы специального курса по литературе в системе ДОУ;  практическое и теоретическое освоение основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком);  разработка программы собственного профессионального роста;  выбор приоритетной методической темы для самообразования;
 освоение инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;  подготовка к аттестации на квалификационную категорию. В плане работы наставника представлены средства, методы и приемы работы с молодым педагогом: репродуктивные - наблюдение, беседа; проблемные, инверсионные, а также рефлексивные, что связано с принципами и правилами общения: не поучать, не подсказывать решения, не выносить суждений, не ставить «диагноз». Обязательны посещения уроков, организация их анализа и самоанализа. Для осуществления системности в работе с молодым специалистом использую следующие направления деятельности:  изучение и освоение молодым педагогом лицейской программы и Концепции лицея, требований к современному уроку; научной и методической литературы по предмету;  овладение молодым педагогом комплексным подходом к воспитательной работе, ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; овладение современными требованиями к исследовательской работе по предмету;  изучение передового педагогического опыта. Особенно важна в отношениях с молодым учителем экстраполяция личности наставника, желание соответствовать личностным качествам и педагогическим умениям.
План работы наставника Климентьевой М.Ф., учителя литературы

на 2016-2017 учебный год

Итоговый, контрольно-оценочный этап

Раздел I. Вхождение в должность и исполнение должностных обязанностей



Планируемые мероприятия

Срок

исполнения

Форма

отчётности

Отметка

наставника о

выполнении
1 Повторение с молодым педагогом правил трудового распорядка, Устава лицея и должностных обязанностей Август Записи в индивидуальн ом дневнике выполнено 2 П р е з е н т а ц и я к а ф е д р ы ф и л о л о г и и , презентация курсов, специального курса и специального семинара Е.О. Третьякова Сентябрь Записи в индивидуальн ом дневнике выполнено 3 Составление заданий установочной сессии по предмету Проведение установочной сессии по предмету и анализ ее результатов Сентябрь Записи в индивидуальн ом дневнике выполнено 4 Повторение правил ведения школьной документации (журнал, элект ронный журнал) Сентябрь Записи в индивидуальн ом дневнике выполнено 5 Изучение принципов блочно-модульной организации у ч еб н о -во сп и т ат ел ь н о го процесса в лицее Сентябрь- октябрь Записи в индивидуальн ом дневнике выполнено 6 Календарно-тематическое планирование по предмету в лицейских группах Сентябрь- октябрь Записи в индивидуальн ом дневнике выполнено 7 Составление заданий, проведение, проверка и анализ административных контрольных работ по предмету Октябрь Записи в индивидуальн ом дневнике выполнено 7 Выбор темы по самообразованию Ноябрь Записи в индивидуальн ом дневнике выполнено

Раздел II. Работа в должности



Планируемые мероприятия

Срок

исполнения

Форма

отчётности

Отметка

наставника о

выполнении

I.Учебная работа
1 Участие в заседаниях педагогического совета В течение учебного года Присутствие по протоколу выполняется 2 Участие в заседаниях научно-методического совета В течение учебного года Присутствие по протоколу выполняется 3 Изучение современных информационных технологий и методов их применения в образовательном процессе В течение учебного года Доклад на заседании МО 4 Подготовка и проведение учебных занятий, рефлексивный анализ посещенных занятий В течение учебного года Поурочные планы выполняется 5 Подготовка и проведение филологического погружения февраль Планы мероприятий 6 Участие в организации и проведении специального курса и специального семинара В течение учебного года Программа и календарно- тематическое планирование выполняется 7 Проведение индивидуальных занятий с учащимися, имеющими высокую мотивацию по предмету, консультации с учащимися, имеющими низкую мотивацию по предмету В течение учебного года Календарно- тематическое планирование выполняется 8 Участие в организации лицейского этапа Всероссийской олимпиады Ноябрь План мероприятий выполнено 9 Изучение порядка работы со школьной документацией, соблюдения правил единого орфографического режима В течение учебного года Записи в индивидуальн ом дневнике выполняется 10 Участие в научно-практической конференции «Лицейские чтения-2017» в каче стве научного руководителя докладов и члена жюри Апрель Приказ, сертификат 11 Участие в приемной кампании: составление те стовых заданий, экз ам енационных вопросов по предмету Март-апрель Приказ по лицею 12 Участие в приемных экзаменах по предмету Июнь, август Приказ по лицею
II. Методическая и научно-методическая работа
1 Участие в заседаниях кафедры филологии В течение года По плану работы кафедры выполняется 2 Подготовка сообщения по выбранной теме самообразования Апрель Доклад на заседании НМС 3 Презентация совместного методического пособия на заседании кафедры и заседании НМС Март По плану работы НМС 4 Изучение технических средств обучения и наглядных пособий с последующим использованием их в учебной работе В течение года Записи в индивидуальн ом дневнике выполняется 5 Посещение уроков наставника, участие в их В течение Записи в выполняется
анализе года индивидуальн ом дневнике 6 И з у ч е н и е п е д а г о г и ч е с ко г о о п ы т а квалифицированных учителей города, области В течение года Записи в индивидуальн ом дневнике выполняется 7 Знакомство с новинками педагогической и методической литературы и участие в обсуждении В течение года Записи в индивидуальн ом дневнике выполняется 8 Участие в разработке (доработке) учебно- дидактических и методических материалов (тесты, письменные задания различного вида, викторины и т.п.) В соответствии с планом работы Записи в индивидуальн ом дневнике выполняется 9 Методологические основы проведения п е д а г о г и ч е с к и х и с с л е д о в а н и й , п е д а г о г и ч е с к и х и м е т о д и ч е с к и х экспериментов Ноябрь- апрель Конспект 10 Выступления с методическими докладами на конференциях различного уровня Ноябрь, март Публикация выполняется 11 Публикации статей методического характера в различного уровня изданиях В течение года Публикация выполняется 12 Подготовка к аттестации на первую квалификационную категорию декабрь Портфолио выполнено 13 Аттестация на первую квалификационную категорию декабрь Итоговое заключение выполнено 14 Публикации научного характера В течение года Индекс цитирования выполняется
III. Экспериментальная и инновационная деятельность
1 Изучение документов по организации экспериментальной и инновационной деятельности в школе В течение года Конспект выполняется 2 Изучение основ организации исследовательской деятельности с учащимися по предмету В соответствии с планом работы Конспект выполняется 3 Участие в экспериментальных площадках р а з л и ч н о г о у р о в н я ( П р о г р а м м а «Проуниверситет», РЦРО, ТОИПКРО, ИМЦ и т.д.) В течение года сертификаты выполняется 4 Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня В течение года Сертификаты, дипломы 5 Изучение методики подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету, проектной и исследовательской деятельности ноябрь Конспект выполнено 6 Участие в конкурсе «Наставник-2017» Февраль 7 Сертификация и участие в работе эксперта по проверке ОГЭ по литературе Апрель-июнь сертификат 8 У ч а с т и е в к а ч е с т в е ч л е н а ж ю р и В с е р о с с и й с к о й к о н ф е р е н ц и и «Исследовательская деятельность детей и молодежи» Март сертификат
IV. Воспитательная работа
1 Изучение состава групп и индивидуальных особенностей учащихся В течение года Записи в индивидуальн ом дневнике 2 Рефлексия психолого-педагогиче ской характеристики группы В течение года Записи в индивидуальн
ом дневнике 3 Участие в родительских собраниях По плану Протокол 4 Проведение мероприятий, направленных на расширение культурного кругозора (День рождения лицея, Последний звонок и т.п.) По плану План, сценарий 5 Р а б о т а с р о д и т е л я м и : в с т р е ч и , собеседование По плану План Процесс адаптации молодого педагога к педагогической деятельности можно считать законченным, поскольку учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации своей учебной деятельности, что подтверждено, например, присвоением квалификационной категории, успешными выступлениями учащихся Е.О. Третьякова на олимпиадах и конференциях, количеством его собственных публикаций и т.д., проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности; показатели качества стабильные. И главное – у молодого учителя желание работать с детьми не только не пропало, но стабилизировалось и стало потребностью.


В раздел образования