Автор: Климентьева Маргарита Фёдоровна Должность: учитель литературы Учебное заведение: МАОУ Гуманитарный лицей Населённый пункт: Томск Наименование материала: статья Тема: Как воспитать себе преемника? Раздел: полное образование
Учитель русской литературы высшей квалификационной категории, кандидат
филологических наук
МАОУ Гуманитарный лицей, г. Томск
Наставничество – это особый тип отношений опытного и молодого учителя, в
которых
особенно
важны
профессионализм,
доверие,
уважение,
честность
и
конфиденциальность, ответственность и надежность.
Фактическим наставником Е.О. Третьякова я являюсь с 2011 г., когда студент 5
курса Женя Третьяков пришел на педагогическую практику в мои лицейские группы.
Вообще-то с этим студентом я была знакома с 2009 г., когда юный Женя Третьяков на
Гоголевских чтениях в лицее читал свой доклад.
Во время педагогической практики Евгений Олегович показал важные, но редкие
качества
студента-практиканта:
обширные
знания
по
предмету,
умение
быстро
перестроить материал не только содержательно, но в том числе и методически, умение
выстроить и вести учебный диалог, достойно держаться перед подростками и отвечать на
самые
каверзные
вопросы,
а
также
хорошее
чувство
юмора
и
стремительную
педагогическую реакцию. Словом, все данные указывали на то, что из молодого человека,
пока еще студента, может вырасти очень интересный учитель. Однако после окончания
университета Евгений Олегович вполне естественно поступил в аспирантуру и, казалось
бы, для школы оказался потерян.
Работать в лицей по моему приглашению Е.О. Третьяков пришел еще аспирантом
второго
курса
в
2013
г.,
когда
возникла
производственная
необходимость,
сразу
же
получил полную нагрузку, а я стала его наставником. В 2014 г. Евгений Олегович «без
отрыва от производства» завершил диссертацию и успешно защитился, однако работу в
лицее не оставил.
С
2013
г.
Евгений
Олегович
много
достиг
как
учитель.
Этот
учебный
год
-
последний
год
моего
наставничества,
поэтому
план
работы
наставника
фиксирует
принципиальные моменты педагогического, методического, методологического характера
потенциальных возможностей «наставляемого». Поскольку обе стадии - предварительную
и вхождения в профессию - Евгений Олегович успешно прошел, не испытывая особенных
трудностей ни в адаптации и выработке своей системы преподавания, ни в проблемах
дисциплины
и
порядка
на
занятиях,
мне
как
наставнику
остаются
вопросы
профессионального
роста
молодого
педагога,
некоторые
методические
аспекты,
оформление документации.
Плановая организация индивидуальной работы наставника с молодым педагогом Е.О.
Третьяковым
оптимально
соединяет
аналитико-диагностическую,
экспертную,
организационно-методическую
и
консультативную
работу
через
дифференциацию
и
оптимальное
сочетание
видов
и
форм
работы,
стимулирование
профессиональной
творческой активности и стремления к профессиональному росту.
Цель
работы
наставника
состоит
в
выработке
молодым
специалистом
концептуальной
системы
преподавания
предмета,
в
которой
были
бы
оптимально
соединены содержательная, аналитико-диагностическая, организационно-методическая и
консультативная работа.
Задачи:
совершенствование
практических
навыков,
необходимых
для
педагогической
работы по предмету;
закрепление индивидуального стиля творческой деятельности;
внедрение
современных
подходов
и
передовых
педагогических
технологий
в
образовательный процесс;
формирование мотивации самосовершенствования;
получение квалификационной категории;
рефлексия
приобретенного
педагогического
опыта
через
выступления
и
публикации методического характера;
приведение в систему научно-исследовательской работы учащихся по предмету
через
интеграцию
и
диффузию
исследовательского
материала
специальных
семинаров по литературе;
использование
возможностей
научного
сообщества
для
углубления
и
проблематизации преподавания предмета;
развитие способности самостоятельно и качественно выполнять профессиональные
обязанности.
Условиями
реализации
плана
работы
наставника
можно
считать
1)
наличие
материально-технической базы лицея; 2) высокий профессиональный уровень наставника,
опыт педагога, многолетний стаж; 3) восприимчивость «наставляемого», его желание
учиться и учить.
Организация работы наставника с молодым педагогом осуществлялась в несколько
этапов:
2013-2014 гг. - 1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и
полномочий
молодого
специалиста,
проводит
диагностику
профессиональных
затруднений, выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу
адаптации (наставничество обеспечило более быстрое вхождение в должность молодого
учителя. Адаптация молодого специалиста Е.О. Третьякова прошла успешно в течение
первого месяца работы).
2014-2015,
2015-2016
гг.
-
2-й
этап
–
основной
(проектировочный).
Наставник
разрабатывает
и
реализует
программу
адаптации,
осуществляет
корректировку
профессиональных
умений
молодого
учителя,
помогает
выстроить
собственную
программу самосовершенствования.
2016-2017
гг.
-
3-й
этап
–
контрольно-оценочный.
Наставник
проверяет
уровень
профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности
к выполнению своих функциональных обязанностей.
Анализ четырехлетнего опыта работы позволяет сформулировать основные принципы
системы наставничества:
добровольность и целеустремлённость;
морально-психологический контакт;
личный пример наставника;
доброжелательность и взаимное уважение;
уважительное отношение к мнению молодого педагога;
согласованность
содержания
работы
наставника
по
профессиональному
становлению подшефного с содержанием календарно-тематического плана по предмету и
плана работы кафедры филологии;
направленность
плановой
деятельности
наставника
на
воспитание
и
профессиональное становление молодого специалиста.
Следовательно, в 2016-2017 гг. мы находимся на последнем этапе взаимодействия
наставника
и
«наставляемого»,
что
отражено
в
предлагаемом
плане
работы,
когда
наставник обеспечивает молодому педагогу поддержку в следующем:
разработка самостоятельной программы по предмету;
разработка программы специального семинара по литературе;
разработка программы специального курса по литературе в системе ДОУ;
практическое
и
теоретическое
освоение
основ
педагогической
деятельности
(подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы
управления уроком);
разработка программы собственного профессионального роста;
выбор приоритетной методической темы для самообразования;
освоение инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
подготовка к аттестации на квалификационную категорию.
В плане работы наставника представлены средства, методы и приемы работы с
молодым педагогом: репродуктивные - наблюдение, беседа; проблемные, инверсионные, а
также рефлексивные, что связано с принципами и правилами общения: не поучать, не
подсказывать
решения,
не
выносить
суждений,
не
ставить
«диагноз».
Обязательны
посещения уроков, организация их анализа и самоанализа.
Для осуществления системности в работе с молодым специалистом использую
следующие направления деятельности:
изучение
и
освоение
молодым
педагогом
лицейской
программы
и
Концепции лицея, требований к современному уроку; научной и методической литературы
по предмету;
овладение молодым педагогом комплексным подходом к воспитательной
работе,
ознакомление,
овладение
методикой
воспитывающего
обучения;
овладение
современными требованиями к исследовательской работе по предмету;
изучение передового педагогического опыта.
Особенно
важна
в
отношениях
с
молодым
учителем
экстраполяция
личности
наставника, желание соответствовать личностным качествам и педагогическим умениям.
План работы наставника Климентьевой М.Ф., учителя литературы
на 2016-2017 учебный год
Итоговый, контрольно-оценочный этап
Раздел I. Вхождение в должность и исполнение должностных обязанностей
№
Планируемые мероприятия
Срок
исполнения
Форма
отчётности
Отметка
наставника о
выполнении
1
Повторение
с
молодым
педагогом
правил
трудового распорядка,
Устава лицея и должностных обязанностей
Август
Записи в
индивидуальн
ом дневнике
выполнено
2
П р е з е н т а ц и я
к а ф е д р ы
ф и л о л о г и и ,
презентация
курсов,
специального
курса
и
специального семинара Е.О. Третьякова
Сентябрь
Записи в
индивидуальн
ом дневнике
выполнено
3
Составление
заданий
установочной
сессии
по предмету
Проведение
установочной
сессии
по
предмету и анализ ее результатов
Сентябрь
Записи в
индивидуальн
ом дневнике
выполнено
4
Повторение
правил
ведения
школьной
документации
(журнал,
элект ронный
журнал)
Сентябрь
Записи в
индивидуальн
ом дневнике
выполнено
5
Изучение
принципов
блочно-модульной
организации
у ч еб н о -во сп и т ат ел ь н о го
процесса в лицее
Сентябрь-
октябрь
Записи в
индивидуальн
ом дневнике
выполнено
6
Календарно-тематическое
планирование
по
предмету в лицейских группах
Сентябрь-
октябрь
Записи в
индивидуальн
ом дневнике
выполнено
7
Составление заданий, проведение, проверка
и
анализ
административных
контрольных
работ по предмету
Октябрь
Записи в
индивидуальн
ом дневнике
выполнено
7
Выбор темы по самообразованию
Ноябрь
Записи в
индивидуальн
ом дневнике
выполнено
Раздел II. Работа в должности
№
Планируемые мероприятия
Срок
исполнения
Форма
отчётности
Отметка
наставника о
выполнении
I.Учебная работа
1
Участие в заседаниях педагогического совета
В течение
учебного года
Присутствие
по протоколу
выполняется
2
Участие в заседаниях научно-методического
совета
В течение
учебного года
Присутствие
по протоколу
выполняется
3
Изучение современных информационных
технологий
и
методов
их
применения
в
образовательном процессе
В течение
учебного года
Доклад на
заседании
МО
4
Подготовка и проведение учебных занятий,
рефлексивный анализ посещенных занятий
В течение
учебного года
Поурочные
планы
выполняется
5
Подготовка
и
проведение
филологического
погружения
февраль
Планы
мероприятий
6
Участие
в
организации
и
проведении
специального курса и специального семинара
В течение
учебного года
Программа и
календарно-
тематическое
планирование
выполняется
7
Проведение
индивидуальных
занятий
с
учащимися, имеющими высокую мотивацию
по
предмету,
консультации
с
учащимися,
имеющими низкую мотивацию по предмету
В течение
учебного года
Календарно-
тематическое
планирование
выполняется
8
Участие
в
организации
лицейского
этапа
Всероссийской олимпиады
Ноябрь
План
мероприятий
выполнено
9
Изучение
порядка
работы
со
школьной
документацией, соблюдения правил единого
орфографического режима
В течение
учебного года
Записи в
индивидуальн
ом дневнике
выполняется
10
Участие в научно-практической конференции
«Лицейские
чтения-2017»
в
каче стве
научного
руководителя
докладов
и
члена
жюри
Апрель
Приказ,
сертификат
11
Участие в приемной кампании: составление
те стовых
заданий,
экз ам енационных
вопросов по предмету
Март-апрель
Приказ по
лицею
12
Участие в приемных экзаменах по предмету
Июнь, август
Приказ по
лицею
II. Методическая и научно-методическая работа
1
Участие в заседаниях кафедры филологии
В течение
года
По плану
работы
кафедры
выполняется
2
Подготовка
сообщения
по
выбранной
теме
самообразования
Апрель
Доклад на
заседании
НМС
3
Презентация
совместного
методического
пособия на заседании кафедры и заседании
НМС
Март
По плану
работы НМС
4
Изучение технических средств обучения
и
наглядных
пособий
с
последующим
использованием их в учебной работе
В течение
года
Записи в
индивидуальн
ом дневнике
выполняется
5
Посещение уроков наставника, участие в их
В течение
Записи в
выполняется
анализе
года
индивидуальн
ом дневнике
6
И з у ч е н и е
п е д а г о г и ч е с ко г о
о п ы т а
квалифицированных
учителей
города,
области
В течение
года
Записи в
индивидуальн
ом дневнике
выполняется
7
Знакомство с
новинками педагогической и
методической
литературы
и
участие
в
обсуждении
В течение
года
Записи в
индивидуальн
ом дневнике
выполняется
8
Участие
в
разработке
(доработке)
учебно-
дидактических
и
методических
материалов
(тесты, письменные задания различного вида,
викторины и т.п.)
В
соответствии
с планом
работы
Записи в
индивидуальн
ом дневнике
выполняется
9
Методологические
основы
проведения
п е д а г о г и ч е с к и х
и с с л е д о в а н и й ,
п е д а г о г и ч е с к и х
и
м е т о д и ч е с к и х
экспериментов
Ноябрь-
апрель
Конспект
10
Выступления с методическими докладами на
конференциях различного уровня
Ноябрь, март
Публикация
выполняется
11
Публикации статей методического характера
в различного уровня изданиях
В течение
года
Публикация
выполняется
12
Подготовка
к
аттестации
на
первую
квалификационную категорию
декабрь
Портфолио
выполнено
13
Аттестация
на
первую
квалификационную
категорию
декабрь
Итоговое
заключение
выполнено
14
Публикации научного характера
В течение
года
Индекс
цитирования
выполняется
III. Экспериментальная и инновационная деятельность
1
Изучение
документов
по
организации
экспериментальной
и
инновационной
деятельности в школе
В течение
года
Конспект
выполняется
2
Изучение основ организации
исследовательской деятельности
с учащимися по предмету
В
соответствии
с планом
работы
Конспект
выполняется
3
Участие
в
экспериментальных
площадках
р а з л и ч н о г о
у р о в н я
( П р о г р а м м а
«Проуниверситет», РЦРО, ТОИПКРО, ИМЦ
и т.д.)
В течение
года
сертификаты
выполняется
4
Участие
в
конкурсных
мероприятиях
различного уровня
В течение
года
Сертификаты,
дипломы
5
Изучение методики подготовки учащихся
к
конкурсам,
олимпиадам
по
предмету,
проектной и исследовательской деятельности
ноябрь
Конспект
выполнено
6
Участие в конкурсе «Наставник-2017»
Февраль
7
Сертификация и участие в работе эксперта по
проверке ОГЭ по литературе
Апрель-июнь
сертификат
8
У ч а с т и е
в
к а ч е с т в е
ч л е н а
ж ю р и
В с е р о с с и й с к о й
к о н ф е р е н ц и и
«Исследовательская
деятельность
детей
и
молодежи»
Март
сертификат
IV. Воспитательная работа
1
Изучение состава групп и индивидуальных
особенностей учащихся
В течение года
Записи в
индивидуальн
ом дневнике
2
Рефлексия
психолого-педагогиче ской
характеристики группы
В течение года
Записи в
индивидуальн
ом дневнике
3
Участие в родительских собраниях
По плану
Протокол
4
Проведение мероприятий, направленных на
расширение
культурного
кругозора
(День
рождения лицея, Последний звонок и т.п.)
По плану
План,
сценарий
5
Р а б о т а
с
р о д и т е л я м и :
в с т р е ч и ,
собеседование
По плану
План
Процесс адаптации молодого педагога к педагогической деятельности можно считать
законченным,
поскольку
учитель
овладел
необходимыми
теоретическими
знаниями
и
практическими навыками организации своей учебной деятельности, что подтверждено,
например,
присвоением
квалификационной
категории,
успешными
выступлениями
учащихся Е.О. Третьякова на олимпиадах и конференциях, количеством его собственных
публикаций и т.д., проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства
страха, неуверенности; показатели качества стабильные. И главное – у молодого учителя
желание
работать
с
детьми
не
только
не
пропало,
но
стабилизировалось
и
стало
потребностью.