Напоминание

Роль семьи в воспитании детей с отклонением развитии


Автор: Бартош Александр Викторович
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ"Калачинская адаптивная школа - интернат"
Населённый пункт: Калачинск
Наименование материала: презентация
Тема: Роль семьи в воспитании детей с отклонением развитии
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Роль семьи в воспитании

детей с отклонением

развитии

.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»

Составитель:

Бартош Александр Васильевич




Эффективность
воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют
школа
и
семья
.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют
классные руководители.
Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.  Функции классного руководителя разнообразны,
работа с

семьями своих учеников -
важное направление его деятельности.

«Только вместе с

родителями, общими

усилиями, учителя могут

дать детям большое

человеческое счастье.»



В. А. Сухомлинский



Старый школьный афоризм гласит:
«Самое сложное в работе с детьми –

это работа с их родителями».

Главными задачами
классного руководителя в этом направлении являются:  способствование единению, сплочению семьи;  установлению взаимоотношений родителей и детей;  созданию комфортных условий для ребенка в семье;  всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
• Повышение психолого-педагогической грамотности родителей. • Оптимизация детско-родительских отношений. • Поддержка и повышение социального статуса семей. • Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. • Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
Направления воспитательной работы в

Направления воспитательной работы в

адаптивной школе - интернате с семьями

адаптивной школе - интернате с семьями

обучающихся

обучающихся

• вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех; • поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с УО; • важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.
Специфические обязанности

по отношению к

родителям:


В основе взаимодействия семьи и классного

руководителя должны лежать принципы

взаимного доверия и уважения, поддержки

и помощи, терпения и терпимости по

отношению друг к другу.


Воспитательная модель


Основные направления сотрудничества

классного руководителя с родителями

Психолого-

педагогическое

просвещение

родителей
(индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания и другие)
Вовлечение

родителей в учебно-

воспитательный

процесс
(открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса)
Участие родителей

в управлении

учебно-

воспитательным

процессом
(участие родителей класса в работе родительского комитета)

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

Формы связи школы и семьи
 посещение на дому  приглашение в школу  индивидуальные консультации педагога  переписка  родительский лекторий  тематические консультации  классные детские мероприятия  классные родительские собрания  общешкольные родительские собрания  концерты  выставки учебных работ  творческие отчеты
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями обучающихся отводится
психолого-педагогическому просвещению.
Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.

Индивидуальные

Индивидуальные

формы

формы


Посещение семьи
• Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. • При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. • Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. • После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося.

При посещении учащегося на дому

соблюдаются следующие правила:
• проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов; • исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения; • беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи; • не предъявлять претензий к родителям; • всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника; • советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи; • договариваться о конкретных совместных делах; • не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
• Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. • Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. • Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
Приглашение в школу

• Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. • Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. • Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. • В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
Индивидуальные

консультации, беседы

• В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. • Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. • Подход учителя должен быть таким:
«Перед нами стоит

общая проблема. Что мы можем предпринять для ее

решения?»
• Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. • Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. •
Принципы успешного консультирования

доверительные

отношения, взаимоуважение, заинтересованность,

компетентность.


Переписка с родителями
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. • Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. •
Главное условие переписки

доброжелательный

тон, радость общения.
• Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.

Анкетирование
• Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1 сентября. • Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.

Групповые и

Групповые и

коллективные

коллективные

формы

формы


Родительские лектории
Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в адаптивной школе - интернате, сообщить знания из различных разделов дефектологии, дать практические советы и рекомендации по воспитанию умственно отсталого ребенка в семье и т.д.

Сентябрь -
“Трудовая деятельность - основа воспитания детей с ограниченными возможностями. Воспитание у детей потребности трудиться •
Октябрь -
“Формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков”. •
Ноябрь -
“Внимание школьников. Пути повышения уровня внимания”. •
Декабрь -
“Совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при изучении материала”. •
Январь -
“Причины возникновения осложнений в развитии детей”. •
Февраль -
“Своеобразие развития детей”. •
Март -
“Некоторые пути ослабления и преодоления своеобразного развития детей”. •
Апрель -
“Особенности поведения учеников коррекционных классов”. •
Май -
“Организация свободного времени детей в период летних каникул”. .
Примерная тематика родительских лекториев на учебный год

.


Открытые уроки
 Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. 
Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать

возможность родителям присутствовать на открытом

уроке.
 Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в коррекционной школе.

Родительское собрание
одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив

Виды родительских собраний:
 организационные,  собрания по плану психолого- педагогического просвещения,  тематические,  собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д.
Тематика
собраний должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например:  Стили семейного воспитания  Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.  Как помочь подростку приобрести уверенность в семье.  Роль семьи в развитии способностей.

Родительские собрания
o
Общешкольные
(или по параллелям) родительские собрания - 2 раза в год. o
Классные
родительские собрания – 4-5 раз в год. На
классных родительских собраниях
обсуждаются:  задачи учебно-воспитательной работы класса,  планирование воспитательной работы в классе,  намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой,  подводятся итоги работы.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является
классный родительский комитет.
• Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. • Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. • Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. • В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного( экскурсии, мероприятия на воспитательные темы) плана.

Классные детские мероприятия.

Организация совместных досуговых

мероприятий.

Формы досуга:

совместные праздники, дни именинника;

подготовка концертов, посещение концертов и

спектаклей;

соревнования, конкурсы.
Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Тематические родительские собрания


Наши мероприятия!


Наши мероприятия!


Профилактическая работа

по правонарушениям и пропаганда здорового образа жизни

План работы План работы с родителями обучающихся в с родителями обучающихся в адаптивной школе – интернате адаптивной школе – интернате

Сроки

проведения

Тематика

Дата

Сентябрь

1. Родительское собрание «Стили семейного

воспитания»

2. Анкетирование родителей.

3. Выборы родительского комитета и планирование

его деятельности.

4. Индивидуальные беседы

Октябрь

1. Посещение семей учащихся.

2. Индивидуальные консультации и беседы.

3. Внеклассное мероприятие с участием родителей

«День именинника».

4. Родительское собрание «Итоги первой четверти» ,

« Роль семьи в развитии моральных качеств

подростка»


Сроки

проведения

Тематика

Дата

Ноябрь

1. Посещение семей учащихся.

2. Групповая консультация-беседа «Роль семьи в

формировании личности ребенка».

3. Внеклассное мероприятие с участием родителей

«День именинника».

4. Индивидуальные беседы.

Декабрь

1.Индивидуальная работа с родителями.

2. Совместное творческое дело «Готовимся к Новому

году»

3. Родительское собрание «Итоги первого

полугодия».

4. Новогодний утренник


Сроки

проведения

Тематика

Дата

Январь

1. Внеклассное мероприятие с участием родителей

«День именинника».

2. Индивидуальные консультации и беседы.

3. Групповая консультация-беседа «Режим дня

ребенка»

Март

1. Внеклассное мероприятие «День именинника».

2. Праздник «Масленица»

3. Индивидуальные консультации и беседы.

4. Родительское собрание «Итоги третьей четверти»

« Роль семьи в развитии способностей ребенка»

Февраль

1. Посещение семей учащихся.

2. Индивидуальные консультации и беседы.

3. Родительское собрание «Роль семьи в

формировании школьных успехов ребенка».


Сроки

проведения

Тематика

Дата

Апрель

1. Посещение семей учащихся.

2. Индивидуальные консультации и беседы.

Май

1. Индивидуальные консультации и беседы.

2. Знакомство родителей с достижениями детей в

различных видах деятельности

3. Итоговое родительское собрание. Организация

летнего отдыха детей.

4. Участие в районом конкурсе


Все индивидуальные, групповые и

коллективные формы работы с

родителями призваны наладить

взаимодействие между школой и семьей,

повысить эффективность процесса

воспитания детей с нарушениями

интеллекта в семье и школе.

Заключение


«Воспитание детей – это важная

область нашей жизни… Правильное

воспитание – это наша счастливая

старость, плохое воспитание – это

наше будущее горе, это наши слёзы,

- наша вина перед другими людьми».

(Антон Семёнович Макаренко)


В раздел образования