Роль семьи в воспитании детей с отклонением развитии
Автор: Бартош Александр Викторович Должность: учитель Учебное заведение: КОУ"Калачинская адаптивная школа - интернат" Населённый пункт: Калачинск Наименование материала: презентация Тема: Роль семьи в воспитании детей с отклонением развитии Раздел: среднее профессиональное
Эффективность
воспитания ребенка сильно зависит от
того, насколько тесно взаимодействуют
школа
и
семья
.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и
семьи играют
классные руководители.
Именно от их
работы зависит то, насколько семьи понимают политику,
проводимую школой по отношению к воспитанию,
обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Функции классного руководителя разнообразны,
работа с
семьями своих учеников -
важное направление его
деятельности.
«Только вместе с
родителями, общими
усилиями, учителя могут
дать детям большое
человеческое счастье.»
В. А. Сухомлинский
Старый школьный афоризм гласит:
«Самое сложное в работе с детьми –
это работа с их родителями».
Главными задачами
классного руководителя
в этом направлении являются:
способствование единению, сплочению семьи;
установлению взаимоотношений родителей и детей;
созданию комфортных условий для ребенка в семье;
всестороннее систематическое изучение семьи,
особенностей и условий воспитания ребенка.
•
Повышение психолого-педагогической грамотности
родителей.
•
Оптимизация детско-родительских отношений.
•
Поддержка и повышение социального статуса семей.
•
Вооружение родителей практическими приемами
коррекции дефектов развития ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья.
•
Профилактика эмоционального выгорания
родителей, формирование умений психологической
защиты и самовосстановления.
Направления воспитательной работы в
Направления воспитательной работы в
адаптивной школе - интернате с семьями
адаптивной школе - интернате с семьями
обучающихся
обучающихся
•
вселять в них уверенность, что обучение и
воспитание будет иметь успех;
•
поддерживать их при неудачах, привлекая внимание
к положительным сторонам личности ребенка с УО;
•
важно, чтобы родители увидели позитивное
отношение учителя, классного руководителя к их
ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог
действует именно в его интересах.
Специфические обязанности
по отношению к
родителям:
В основе взаимодействия семьи и классного
руководителя должны лежать принципы
взаимного доверия и уважения, поддержки
и помощи, терпения и терпимости по
отношению друг к другу.
Воспитательная модель
Основные направления сотрудничества
классного руководителя с родителями
Психолого-
педагогическое
просвещение
родителей
(индивидуальные и
тематические
консультации;
родительские
собрания и другие)
Вовлечение
родителей в учебно-
воспитательный
процесс
(открытые уроки и
внеклассные мероприятия;
помощь в организации и
проведении внеклассных
дел и укрепление
материально-технической
базы школы и класса)
Участие родителей
в управлении
учебно-
воспитательным
процессом
(участие родителей класса
в работе родительского
комитета)
Индивидуальные
Групповые
Коллективные
Формы связи школы и семьи
посещение на
дому
приглашение в
школу
индивидуальные
консультации
педагога
переписка
родительский
лекторий
тематические
консультации
классные детские
мероприятия
классные
родительские
собрания
общешкольные
родительские
собрания
концерты
выставки учебных
работ
творческие отчеты
Значительное место в системе работы классного
руководителя с родителями обучающихся отводится
психолого-педагогическому просвещению.
Накопление психолого-педагогических знаний
родителей должно быть тесно связано с развитием
их педагогического мышления, практических умений
и навыков в области воспитания.
Необходимо, чтобы информация носила
предупреждающий характер, была бы основана на
практической целесообразности, демонстрировала
опыт, конкретные факты.
Индивидуальные
Индивидуальные
формы
формы
Посещение семьи
•
Эффективная форма индивидуальной работы педагога
с родителями.
•
При посещении семьи происходит знакомство с
условиями жизни ученика.
•
Педагог беседует с родителями о характере, интересах и
склонностях ребенка, об отношении к родителям, к
школе, информирует родителей об успехах их ребенка,
дает советы по организации выполнения домашних
заданий и т.д.
•
После посещения на дому классный руководитель
обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых
условий обучающегося.
При посещении учащегося на дому
соблюдаются следующие правила:
•
проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с
похвалы и комплиментов;
•
исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути
их решения;
•
беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях
требовать конфиденциальной встречи;
•
не предъявлять претензий к родителям;
•
всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
•
советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих
требований и возможности семьи;
•
договариваться о конкретных совместных делах;
•
не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных
случаях, выражать осторожный оптимизм.
•
Родители приглашаются в том случае, когда надо
поделиться радостной новостью, например, ребенок
овладел тем учебным материалом, который ему долго
не давался.
•
Нужно стараться не приглашать родителей в школу для
того, чтобы нажаловаться на плохое поведение
ребенка или низкую успеваемость.
•
Подобные приглашения вызывают у родителей
негативное отношение к школе.
Приглашение в школу
•
Консультации проводятся для того, чтобы
преодолеть беспокойство родителей, боязнь
разговора о своем ребенке.
•
Они способствуют созданию хорошего контакта
между родителями и учителем.
•
Консультации проводятся по мере необходимости,
часто по инициативе родителей.
•
В процессе бесед с родителями в неофициальной
обстановке выясняются необходимые для
профессиональной работы сведения (особенности
здоровья ребенка; его увлечения, интересы;
поведенческие реакции; особенности характера;
мотивации учения и т.д.).
Индивидуальные
консультации, беседы
•
В общении с родителями педагог должен проявлять
максимум тактичности.
•
Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение
ими своего долга по отношению к сыну или дочери.
•
Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит
общая проблема. Что мы можем предпринять для ее
решения?»
•
Тактичность особенно важна с теми родителями, которые
уверены, что их дети не способны на дурные поступки.
•
Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их
возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.
•
Принципы успешного консультирования — доверительные
отношения, взаимоуважение, заинтересованность,
компетентность.
Переписка с родителями
Письменная форма информирования родителей об
успехах их детей.
•
Допускается извещение родителей о предстоящей
совместной деятельности в школе, поздравление с
праздниками, советы и пожелания в воспитании
детей.
•
Главное условие переписки — доброжелательный
тон, радость общения.
•
Особенно часто эта форма работы применяется к
тем родителям, которые не в состоянии часто
посещать школу, много работают или далеко живут.
Анкетирование
•
Знакомство с семьёй ребёнка начинается для
меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1
сентября.
•
Анкета заполняется дома родителями, и
включает в себя не только вопросы, связанные с
информацией для заполнения страниц
школьного журнала “сведения о родителях”, “о
занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но
и вопросы, позволяющие хорошо узнать
особенности и условия семейного воспитания
своих учеников.
Групповые и
Групповые и
коллективные
коллективные
формы
формы
Родительские лектории
Задачи лектория многообразны:
познакомить родителей с системой
коррекционно-воспитательной работы в
адаптивной школе - интернате,
сообщить знания из различных разделов
дефектологии, дать практические советы
и рекомендации по воспитанию
умственно отсталого ребенка в семье и
т.д.
•
Сентябрь -
“Трудовая деятельность - основа воспитания детей с ограниченными
возможностями. Воспитание у детей потребности трудиться
•
Октябрь -
“Формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков”.
•
Ноябрь -
“Внимание школьников. Пути повышения уровня внимания”.
•
Декабрь -
“Совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком
трудностей, испытываемых при изучении материала”.
•
Январь -
“Причины возникновения осложнений в развитии детей”.
•
Февраль -
“Своеобразие развития детей”.
•
Март -
“Некоторые пути ослабления и преодоления своеобразного развития
детей”.
•
Апрель -
“Особенности поведения учеников коррекционных классов”.
•
Май -
“Организация свободного времени детей в период летних каникул”.
.
Примерная тематика родительских лекториев на учебный год
.
Открытые уроки
Обычно организуются с целью ознакомления родителей с
новыми программами по предмету, методикой
преподавания, требованиями учителя.
Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать
возможность родителям присутствовать на открытом
уроке.
Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных
незнанием и непониманием родителями специфики
учебной деятельности в коррекционной школе.
Родительское собрание
одна из основных универсальных форм
взаимодействия школы с семьями учащихся и
пропаганды психолого-педагогических знаний и
умений для родителей,
для повышения уровня их компетентности в
вопросах воспитания и обучения детей,
формирующая родительское общественное
мнение, родительский коллектив
Виды родительских собраний:
организационные,
собрания по плану психолого- педагогического
просвещения,
тематические,
собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д.
Тематика собраний
должна быть разнообразной, интересной и актуальной
для родителей, например:
Стили семейного воспитания
Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.
Как помочь подростку приобрести уверенность в
семье.
Роль семьи в развитии способностей.
Родительские собрания
o
Общешкольные (или по параллелям)
родительские собрания - 2 раза в год.
o
Классные родительские собрания – 4-5 раз
в год.
На классных родительских собраниях
обсуждаются:
задачи учебно-воспитательной работы класса,
планирование воспитательной работы в классе,
намечаются пути наиболее тесного
сотрудничества семьи со школой,
подводятся итоги работы.
Одной из форм сотрудничества классного
руководителя с группой наиболее опытных,
инициативных родителей является
классный родительский комитет.
•
Родительский комитет работает на основе положения о
родительском комитете школы.
•
Он совместно с классным руководителем и под его руководством
планирует, готовит и проводит всю совместную работу по
педагогическому образованию, установлению контактов с
родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса,
анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и
семьи.
•
Выборы родительского комитета осуществляются общим
голосованием родителей класса.
•
В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации
в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий)
и внеучебного( экскурсии, мероприятия на воспитательные темы)
плана.
Классные детские мероприятия.
Организация совместных досуговых
мероприятий.
Формы досуга:
совместные праздники, дни именинника;
подготовка концертов, посещение концертов и
спектаклей;
соревнования, конкурсы.
Подобные мероприятия способствуют сближению родителей
между собой, налаживанию контакта между учителем и
родителями. Даже не систематические, а единичные
коллективные дела класса, проводимые совместно с
родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Тематические родительские собрания
Наши мероприятия!
Наши мероприятия!
Профилактическая работа
по правонарушениям и пропаганда здорового образа жизни
План работы
План работы
с родителями обучающихся в
с родителями обучающихся в
адаптивной школе – интернате
адаптивной школе – интернате
Сроки
проведения
Тематика
Дата
Сентябрь
1. Родительское собрание «Стили семейного
воспитания»
2. Анкетирование родителей.
3. Выборы родительского комитета и планирование
его деятельности.
4. Индивидуальные беседы
Октябрь
1. Посещение семей учащихся.
2. Индивидуальные консультации и беседы.
3. Внеклассное мероприятие с участием родителей
«День именинника».
4. Родительское собрание «Итоги первой четверти» ,