Автор: Явир Ирина Ивановна Должность: учитель психологии Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Населённый пункт: Город Алдан Наименование материала: статья Тема: Внеурочная деятельность в рамках внедрения ФГОС Раздел: полное образование
Явир Ирина Ивановна
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в
структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи —
вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения
и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна
быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть
ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),
хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия);
уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и
адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится
субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его
участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его
главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией,
формирование исследовательского стиля мышления.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов,
исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов
деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере
дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории
участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия
для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения,
развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и
удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской
деятельности.
Курс “Я - исследователь” – общеинтеллектуальной направленности.
Ценность курса заключается в том, что учащиеся получают возможность
посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к
научному исследованию.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как
одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего
образования. Современные развивающие программы основного образования включают
проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность курса также обусловлена ее методологической значимостью. Навыки и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах,
колледжах, техникумах и т.д.
Курс позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации курса – научность, доступность, добровольность,
субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность,
результативность, партнерство, творчество и успеха: создание условий для успешного
освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи курса:
сформировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе
учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Планируемые результаты курса: читаем с экрана
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают
участие всех учащихся в конкурсах, отражаются на страницах учебников, тетрадей для
самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология,
цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но
и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный
вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект
учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности,
развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств,
которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные,
комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и
иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме
проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные
(классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.
Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности
учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске
информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются
конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи,
включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания,
связанные с историей создания материальной культуры человечества.