Автор: Архипова Лидия Анатольевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ "Школа № 69 "Центр развития образования" Населённый пункт: г. Рязань Наименование материала: конспект урока Тема: "ЕСЕНИНСКИЙ КРАЙ ГЛАЗАМИ ЮНЫХ МАТЕМАТИКОВ". Раздел: полное образование
Тема урока. Решение задач по теме «Прямоугольный
параллелепипед».
Цели урока:
1.
Проверить усвоение теоретического материала по теме
«Прямоугольный параллелепипед»;
2.
Отработать навыки решения задач на нахождение двугранного угла в
прямоугольном параллелепипеде.
Оборудование: компьютерная техника, карточки с заданиями для учащихся.
Ход урока.
1).
Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
Настрой учащихся на работу.
2). Опрос учащихся по теоретическому материалу.
Проверочный тест на повторение материала по теме «Прямоугольный
параллелепипед».
Цель: проверить пройденный материал по теме «Прямоугольный
параллелепипед».
Задания показываются с помощью компьютерной техники. Учащиеся
заканчивают предложения.
Теоретический тест «Прямоугольный параллелепипед»
Закончите предложения.
1). Параллелепипед называется прямоугольным, если…
2). В прямоугольном параллелепипеде все 6 граней …
3). В прямоугольно параллелепипеде все двугранные углы…
4). Длины трех ребер, имеющих общую вершину, называются …
5). Прямоугольный параллелепипед , у которого длины трех ребер, имеющих
общую вершину равны, называется…
6). Квадрат диагонали прямоугольного параллелепипеда равен…
1
7). Диагонали прямоугольного параллелепипеда …
8). Аналогом прямоугольного параллелепипеда в планиметрии является…
9). Аналогом куба в планиметрии является…
3). Решение вспомогательных задач.
Цель: подготовить учащихся к решению задач на нахождение угла между
плоскостями.
Решите задачи.
1. Дан куб ABCDA
1
B
1
C
1
D
1
. Постройте линейный угол двугранного угла
D
1
ACD.
Учащиеся определяют общее ребро двух полуплоскостей. Определив, вид
треугольников с общим ребром АС, они строят перпендикуляры к этому
ребру, отмечают линейный угол двугранного угла.
2
2.
Дан куб ABCDA
1
B
1
C
1
D
1
. Какой из двух двугранных углов D
1
ACB или D
1
ACD
является углом между плоскостью D
1
AC и плоскостью грани
ABCD.
3.
Дан куб ABCDA
1
B
1
C
1
D
1
. Постройте линейный угол, образованный
плоскостью AD
1
C с плоскостью грани A
1
D
1
C
1
.
3
На данной задаче ученики учатся заменять одну плоскость на другую (фигуры
надо сблизить).
4. Дан куб ABCDA
1
B
1
C
1
D
1
. Постройте линейный угол, образованный
плоскостью A
1
BD с плоскостью грани B
1
C
1
B.
В беседе с учащимися
выясняется, что угол плохо видно и предлагается
опрокинуть куб на грань, в которой находится общее ребро AD.
3). Решение задач на нахождение угла между плоскостями.
4
Цель: отрабатывать навыки решения задач на нахождение угла между
плоскостями в прямоугольном параллелепипеде.
Задача№1.
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA
1
B
1
C
1
D
1
, у которого AB=4, BC=6,
СC
1
=4. Найдите тангенс угла между плоскостями СDD
1
и BDA
1
.
1. Вместо плоскости CDD
1
возьмем параллельную ей плоскость ABB
1
.
2. Найдем линейный угол двугранного угла DBA
1
A
Точка Е – середина ВА
1
AE
BA
1
Обоснуй
DE
BA
1
Обоснуй
3. Искомый угол AED
4. Треугольник AED – прямоугольный. Обоснуй
5. Из
AED можно найти tgα
Ученики уже знакомы с такой ситуацией, когда угол плохо видно.
Предлагается опрокинуть прямоугольный параллелепипед на грань с общим
ребром.
Задача окажется значительно проще, если нарисовать параллелепипед
иначе!!!
5
1). Вместо плоскости СDD
1
возьмем параллельную ей плоскость АВВ
1
.
2). Из
АВВ
1
по теореме Пифагора найдем АВ =
2
4
.
Тогда половина диагонали квадрата
2
2
3). Из
ADE:
AE
AD
tg
Вот еще один очень удачный чертеж.
Задача №2.
Если позволяет время, то учащимся предлагается вторая подобная задача.
6
2
2
6
tg
2
2
4
2
6
2
2
3
:
Ответ
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA
1
B
1
C
1
D
1
, у которого AB=6, BC=4,
СС
1
=6. Найдите тангенс угла между плоскостями DBС
1
и AA
1
B.
Задача окажется значительно проще, если нарисовать параллелепипед
иначе!!!
Ответ:
4). Домашнее задание.
Цель: закрепить навыки решения задач нахождение угла между двумя
плоскостями.
Домашнее задание на карточках.
5). Подведение итогов урока.
7