Тема: "Ознакомление дошкольников с родным городом как средство патриотического воспитания"
Автор: Хлыстова Светлана Станиславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ№1,Голубой кораблик Населённый пункт: город Реж Свердловская область Наименование материала: аналитический отчет Тема: Тема: "Ознакомление дошкольников с родным городом как средство патриотического воспитания" Раздел: дошкольное образование
Хлыстова Светлана
Станиславовна
Образование
–
Ирбитское
педагогическое
училище
Должность
–
воспитатель
Педагогический стаж –
26 лет
Категория - первая
Актуальность темы:
Обращение к отеческому наследию воспитывает
уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому
детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Именно акцент на знание истории народа, его культуры
поможет в дальнейшем с уважением и интересом
относиться к культурным традициям других народов.
А. Сухомлинский
утверждал, что детство -
каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать
так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием
человека и Отечества, их красоты и величия..
Цель:
Обеспечить каждому ребенку условия
ранней позитивной ситуации посредством
расширения представлений об
окружающем мире, на основе ближайшего
социального окружения, формировать
гражданскую позицию, патриотические
чувства, любовь к Родине, развивая
познавательные процессы, необходимые
для успешного обучения в школе.
Задачи:
Создать условия, положительно влияющие на развитие у
дошкольников интереса к родному городу, его
достопримечательностям, событиям прошлого и
настоящего;
Активизировать деятельность по взаимодействию с семьей,
с социумом с целью развития у детей способности
чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой
родины и эмоционально откликаться на нее;
Содействовать становлению желания принимать участие в
традициях города и горожан, социальных акциях;
Формировать интегративные качества личности,
необходимые для получения дальнейшего образования.
Принципы выстраивания
педагогического процесса:
Принцип историзма
Реализуется путем сохранения хронологического порядка
описываемых явлений и сводится к двум историческим
понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши
дни). Это обусловлено несформированностью у
дошкольников исторического сознания.
Принципы выстраивания
педагогического процесса:
Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка,
учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и
эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а
также ориентироваться на общечеловеческие понятия -
любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принципы выстраивания
педагогического процесса:
Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для
самореализации каждого ребенка в процессе освоения
знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка,
накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и
познавательной сферы и др.
Принципы выстраивания
педагогического процесса:
Принцип интегративности
Реализуется в сотрудничестве с семьей,
библиотекой, музеем и т.п.; в естественном
включении краеведческого материала в
программу дошкольного образования.
Достижения выпускника
У ребенка преобладает эмоционально-положительное
отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в
ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в
правилах поведения в городе.
Ребенок проявляет любознательность по отношению к
родному городу, его интересует, почему город устроен
именно так, ребенок обращает внимание на эстетическую
среду города.
С удовольствием включается в проектную деятельность,
связанную с познанием малой родины, в детское
коллекционирование.
Достижения выпускника
Ребенок проявляет начала социальной активности:
участвует в социально значимых событиях, переживает
эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами
горожан, стремится выразить позитивное отношение к
пожилым жителям города.
Отражает свои впечатления о малой родине в
предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает,
воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д
Методы ознакомления с
родным городом
Занятия, чтение художественной литературы,
рассказы воспитателя, детей, родителей; беседы,
заучивание стихотворений, пение песен,
использование фольклора, проблемные
ситуации, анкетирование.
Рассматривание фотоальбомов, открыток,
иллюстраций, репродукций художников,
просмотр видеофильмов, слайдов.
Различные виды игр, слушание музыкальных
произведений, выставки детских работ,
составление родословной, встреча с интересными
людьми, экскурсии, праздники, досуги,
развлечения.
Словесные
Наглядные
Практические
Младший возраст
Первые попытки воспитания патриотизма относятся к
детям младшего возраста. Знакомство началось с
фольклорных произведений. Как правило, в начале жизни
ребенок усваивает малые жанры фольклора.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и
потребность в духовной и эмоциональной близости с ним -
все это очень важно для становления личности ребенка,
для чувства защищенности и благополучия.
Средний возраст
С детьми среднего дошкольного возраста продолжила
работу по данному направлению.
Познакомила с районом, на территории которого
находится наше дошкольное учреждение. Привлекла
внимание детей к объектам, которые расположены на
ближайших улицах: школа, больница, магазин, аптека.
Рассказала об их назначении, подчеркнув, что все это
создано для удобства людей.
Во время целевых прогулок любовались красотой улиц,
тем, что создано руками человека ( детские площадки,
аллеи деревьев, цветущие клумбы), при этом читала стихи
местных поэтов.
Старший возраст
Диапазон объектов, с которыми знакомят
старших дошкольников, расширяется — это
район и город в целом, его
достопримечательности, исторические
места и памятники.
Большое значение приобретает
знакомство детей с народными
промыслами края, народными умельцами.
Уровень сформированности
представлений о своем городе
Познавательная
деятельность
Игра
Практическая
деятельность
Моя
страна
Мой Урал
Мой
детский
сад
Моя
семья
Мой
город
Моя
улица
Создание предметно-
пространственной среды
Создание предметно-
пространственной среды
Центр по ознакомлению
с родным городом
Библиотека
Мини-музей
Комплекс игр
Создание предметно-
пространственной среды
Творческие задания для
родителей и детей
Виды деятельности
Игровая
Познавательная
Физическая
Музыкальная
Коммуникативная
Поисково-исследовательская
Взаимодействие с родителями
Продуктивная
Взаимодействие с
семьей
Анкетирование родителей
Участие в оформлении
библиотеки
Составление рассказов о
семейных традициях
Оформление «семейной
гостиной»
Составление родословной
Посещение городской
библиотеки, музея
Организация экскурсий на
место работы родителей
Подбор видеозаписи о
подвигах в ВОВ
Участие в выставке рисунков
детей
Проведение праздников,
развлечений
Помощь в благоустройстве
участка
Изготовление кормушек для
птиц
Участие в походах на
природу
Участие в экскурсии к
«Вечному огню»
Взаимодействие с семьей
Просмотр семейного альбома
Взаимодействие с семьей
Праздники
Формы работы с семьей
Экскурсии
Уровень сформированности
представлений о родном городе
Мониторинг усвоения
содержания по теме
«Ознакомление с родным городом»
Результат образования
эмоционально- отзывчивый: способен чувствовать свое
эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других
людей, воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы),
искусства;
проявляет интерес и любознательность ко всему новому и
неизведанному (к прошлому, настоящему и будущему своего города);
интеллектуально- развитый: способен решать интеллектуальные
проблемы (задачи), адекватные возрасту ;
креативный: способен к созданию нового в рамках адекватной
возрасту деятельности, к поиску разных способов решения одной и
той же за дачи;
инициативный: проявляет активность и самостоятельность в принятии
решений, в совершении поступков, в деятельности.
Наши достижения
Задачи на следующий
аттестационный период
•
Разработать программу по