Смысловой анализ оды Г.Р. Державина "Властителям и судиям"
Автор: Емельянова Светлана Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ СОШ № 70 Населённый пункт: город ТЮМЕНЬ Наименование материала: Методическая разработка (опорная таблица) Тема: Смысловой анализ оды Г.Р. Державина "Властителям и судиям" Раздел: среднее образование
История создания.
Необыкновенно
смелый
,
решительный
и
независимый
характер
Державина
проявлялся
во
всем
,
в
том
числе
в
его
поэтическом
творчестве
.
Одно
из
его
стихотворений
чуть
не
стало
причиной
изгнания
и
опалы
.
Это
была
написанная
в
1787
году
ода
«
Властителям
и
судиям
»,
которую
автор
назвал
«
гневной
одой
».
Служба
на
высоких
государственных
должностях
,
в
том
числе
работа
губернатором
,
убедила
Державина
в
том
,
что
в
Российской
империи
постоянно
нарушаются
законы
.
Его
борьба
с
этим
явлением
как
высокого
государственного
служащего
не
имела
успеха
:
он
не
встретил
поддержки
ни
в
обществе
,
ни
в
правительстве
.
Нарушители
закона
благополучно
избегали
заслуженной
кары
.
Но
в
то
же
время
поэт
свято
верил
в
то
,
что
сама
Екатерина
—
добродетельная
монархиня
,
окруженная
злыми
сановниками
.
Негодование
и
гнев
требовали
выхода
.
И
тогда
поэт
задумал
написать
переложение
81-
го
псалма
—
так
в
древности
назывались
библейские
песнопения
,
обращенные
к
Богу
.
Их
автор
—
ветхозаветный
царь
Давид
,
сочинения
которого
составляют
одну
из
самых
поэтичных
книг
Ветхого
Завета
—
Псалтирь
.
Тематика
этого
псалма
оказалась
созвучна
духу
времени
.
Не
случайно
именно
этот
81-
й
псалом
во
время
Французской
революции
в
Париже
был
перефразирован
якобинцами
,
и
народ
распевал
его
на
улицах
города
,
выражая
возмущение
королем
Людовиком
XVI,
впоследствии
казненным
.
Первый
вариант
своего
переложения
81-
го
псалма
Державин
сделал
еще
за
несколько
лет
до
его
публикации
.
Он
отдал
стихотворение
в
«
Санкт
-
Петербургский
Вестник
».
Но
издатели
,
испугавшись
'
вырезали
его
из
уже
напечатанной
книги
журнала
.
В
новом
варианте
,
написанном
спустя
пять
лет
,
поэт
даже
усилил
обличительный
пафос
стихотворения
.
Он
сумел
добиться
его
публикации
.
Более
того
,
он
снял
прежнее
название
— «
Псалом
81» —
и
напечатал
произведение
под
своим
названием
«
Властителям
и
судиям
».
Псалом
81
Властителям
и
судиям
Бог
стал
в
сонме
богов
;
среди
богов
произнес
суд
:
Восстал
Всевышний
Бог
,
да
судит
Земных
богов
во
сонме
их
;
Содержание
оды
Державина
,
основанной
на
библейском
тексте
,
связано
с
современной
поэту
жизнью
Российского
государства
.
Именно
здесь
он
видит
попрание
справедливости
,
нару
-
шение
законов
,
угнетение
слабых
,
торжество
не
-
правды
и
зла
,
аналогию
которым
он
и
находит
в
ветхозаветной
истории
.
Державин
показывает
,
что
метит
не
в
царей
,
а
прежде
всего
в
не
исполняющих
свои
гра
-
жданские
обязанности
вельмож
и
судий
.
Доколе
будете
вы
судить
неправед
-
но
и
оказывать
ли
-
цеприятие
нече
-
стивым
?
Начиная
этот
псалом
,
Асаф
представляет
Бога
,
Судью
небесного
,
вершащим
суд
над
судьями
земными
.
Именно
они
,
люди
,
наделенные
вла
-
стью
в
Израиле
,
понимаются
под
"
сонмом
бо
-
гов
"
в
стихе
1 (
Исх
. 21:6).
Высказывалось
пред
-
положение
,
что
слово
"
боги
"
в
этом
псалме
от
-
носилось
к
ангелам
(
и
это
нашло
отражение
в
сирийском
переводе
Библии
),
и
что
вся
описы
-
ваемая
здесь
сцена
происходит
в
небесном
Суде
.
Однако
из
последующего
текста
псалма
ясно
,
что
речь
в
нем
идет
о
судьях
как
предста
-
вителях
Бога
на
земле
,
поставленных
Им
управлять
земными
делами
.
Доколе
,
рек
,
доколь
вам
будет
Щадить
неправедных
и
злых
?
Давайте
суд
бед
-
ному
и
сироте
;
угнетенному
и
ни
-
щему
оказывайте
справедливость
;
В
стихе
2
псалмопевец
предостерегает
их
от
имени
Бога
,
упрекая
в
суде
лицеприятном
и
неправедном
.
Между
тем
,
они
и
"
богами
"
на
-
званы
потому
,
что
в
решениях
своих
должны
исходить
из
воли
Божией
и
опираться
на
закон
,
данный
Богом
.
Если
бы
они
поступали
так
,
то
судили
бы
по
существу
дела
,
справедливо
,
не
только
богатых
и
знатных
,
но
и
"
нищих
"
и
"
си
-
рот
",
не
имеющих
заступников
(
стих
3), "
истор
-
гали
"
бы
их
из
рук
людей
нечестных
и
жесто
-
ких
(
зд
.
нечестивых
).
Ваш
долг
есть
:
сохранять
законы
,
На
лица
сильных
не
взирать
,
Без
помощи
,
без
обороны
Сирот
и
вдов
не
оставлять
.
Необходимость
подчинения
всех
единому
закону
высшей
правды
и
справедливости
утверждается
Державиным
в
этом
стихотво
-
рении
.
избавляйте
бедно
-
го
и
нищего
;
ис
-
торгайте
его
из
руки
нечестивых
.
Ваш
долг
:
спасать
от
бед
невин
-
ных
,
Несчастливым
подать
покров
;
От
сильных
защищать
бессильных
,
Исторгнуть
бедных
из
оков
.
Г
.
Р
.
Державин
считает
главной
причи
-
ной
злоупотреблений
нарушение
законов
и
взяточничество
.
Мзда
,
то
есть
взятки
,
побо
-
ры
,
закрывает
глаза
властителям
,
и
они
,
«
имея
уши
,
не
слышат
,
имея
глаза
,
не
видят
».
Державин
предпочитает
исторически
кон
-
кретные
обвинения
,
нежели
указание
на
Не
знают
,
не
разу
-
меют
,
во
тьме
хо
-
Не
внемлют
!
видят
—
и
не
знают
!
Покрыты
мздою
очеса
:
дят
;
все
основания
земли
колеблются
.
Злодействы
землю
потрясают
,
Неправда
зыблет
небеса
.
нравственно
-
духовное
состояние
души
тво
-
рящих
неправду
(«
во
тьме
ходят
»).
Я
сказал
:
вы
-
боги
,
и
сыны
Всевышне
-
го
-
все
вы
;
В
стихе
5
речь
не
о
том
,
что
"
судьи
"
не
знают
за
-
кона
и
не
разумеют
юридической
практики
своего
времени
,
а
о
том
,
что
они
не
хотят
их
"
знать
и
разуметь
",
и
сознательно
ходят
…
во
тьме
нравственной
и
духовной
,
отчего
и
колеб
-
лются
…
все
основания
земли
,
т
.
е
.
потрясаются
основы
гражданской
жизни
общества
,
в
кото
-
ром
верх
берут
самоуправство
и
насилие
(
срав
-
ните
Пс
. 10:3).
Цари
!
Я
мнил
,
вы
боги
властны
,
Никто
над
вами
не
судья
,
Но
вы
,
как
я
подобно
,
страстны
,
И
так
же
смертны
,
как
и
я
.
Поэт
противопоставляет
то
состоя
-
ние
,
в
котором
призваны
находиться
вла
-
стители
,
впрочем
,
как
и
вообще
каждый
че
-
ловек
,
тому
состоянию
,
в
котором
они
нахо
-
дятся
по
своим
свойствам
и
склонностям
.
но
вы
умрете
,
как
человеки
,
и
падете
,
как
всякий
из
кня
-
зей
.
Бог
предупреждает
неправедных
судей
,
что
,
несмотря
на
свое
высокое
положение
("
сынами
Всевышнего
"
они
названы
здесь
,
как
постав
-
ленные
проводить
Его
волю
на
земле
),
они
,
пренебрегшие
возложенной
на
них
ответ
-
ственностью
,
погибнут
,
как
простые
люди
,
и
"
падут
" (
будут
низложены
),
как
всякий
из
пра
-
вителей
,
не
оправдавших
своего
назначения
.
И
вы
подобно
так
падете
,
Как
с
древ
увядший
лист
падет
!
И
вы
подобно
так
умрете
,
Как
ваш
последний
раб
умрет
!
Неправедная
власть
не
может
быть
прочной
,
ее
неминуемо
ждет
гнев
Божий
и
падение
.
Об
этом
поэт
стремится
предупредить
им
-
ператрицу
,
в
добродетельность
которой
он
продолжал
верить
.
Восстань
* ,
Боже
,
суди
землю
,
ибо
Ты
наследуешь
все
народы
.
Воскресни
,
Боже
!
Боже
правых
!
И
их
молению
внемли
:
Приди
,
суди
,
карай
лукавых
,
И
будь
един
царем
земли
!
На
смену
таким
«
властителям
и
судиям
»
неиз
-
бежно
придут
те
,
кто
будет
руководствоваться
идеалами
добра
и
справедливости
.
Он
утвер
-
ждает
неизбежность
кары
для
тех
«
лукавых
»
властителей
,
которые
не
подчиняются
высшему
закону
правды
и
справедливости
—
вот
основ
-
ная
идея
и
главная
мысль
державинской
оды
.
Художественное
своеобразие
.
Поэт
-
новатор
,
Державин
смело
идет
на
разрушение
привычных
уже
для
его
времени
норм
классицизма
и
создает
свою
особую
поэтическую
систему
.
Стихотворение
«
Властителям
и
судиям
»
автор
называет
гневной
одой
.
Если
следовать
традиции
,
то
его
нужно
было
бы
отнести
к
хорошо
разработанному
к
тому
времени
в
русской
литературе
жанру
духовной
оды
—
ведь
в
основе
его
лежит
библейский
текст
.
Более
того
,
в
державинской
оде
лексика
и
многие
образы
действительно
напоминают
нам
библейскую
поэзию
:
во
сонме
их
;
покрыты
мздою
очеса
;
их
молению
внемли
и
др
.
Торжественный
стиль
оды
создается
не
только
за
счет
обилия
славянизмов
,
но
и
с
помощью
особых
синтаксических
средств
:
риторических
восклицаний
,
вопросов
,
обращений
: «
доколь
вам
будет
щадить
неправедных
и
злых
?»; «
Цари
!
Я
мнил
,
вы
боги
властны
...»; «
Воскресни
Боже
!
Боже
правый
!».
Кроме
того
,
поэт
использует
прием
анафоры
и
синтаксические
повторы
: «
Ваш
долг
есть
:
сохранять
законы
...», «
Ваш
долг
:
спасать
от
бед
невинных
...»; «
Не
внемлют
!
Видят
—
и
не
знают
!»
Все
это
придает
стихотворению
ораторское
звучание
,
которое
помогает
автору
максимально
привлечь
внимание
читателей
и
слушателей
.
Ведь
,
безусловно
,
перед
нами
не
столько
духовная
,
сколько
,
пользуясь
определением
автора
,
именно
«
гневная
»
ода
,
то
есть
такая
,
которая
призвана
выразить
горечь
автора
,
видящего
порочность
современной
ему
жизни
,
и
отразить
обличительный
пафос
стихотворения
,
которое
должно
пробудить
в
читателях
не
только
гнев
,
но
и
стремление
к
очищению
и
исправлению
пороков
.
Значение
произведения
.
Мы
знаем
,
что
сам
Державин
не
вкладывал
в
свое
произведение
революционный
смысл
,
но
столь
ярко
и
эмоционально
выраженный
протест
против
«
неправедных
и
злых
»
многими
стал
восприниматься
как
политическая
прокламация
.
Автор
«
Фелицы
»,
восхваляющей
«
добродетели
»
императрицы
и
искренне
верящей
в
ее
мудрость
и
справедливость
,
в
оде
«
Властителям
и
судиям
»
предстал
в
совершенно
новом
обличье
:
он
стал
гневным
обличителем
пороков
правителей
,
поправших
закон
и
нравственность
,
и
тем
самым
открыл
в
русской
литературе
одну
из
ее
важнейших
тенденций
.
В
дальнейшем
она
получила
блестящее
развитие
в
творчестве
Пушкина
,
Лермонтова
и
многих
других
замечательных
русских
писателей
последующих
десятилетий
.