Напоминание

Смысловой анализ оды Г.Р. Державина "Властителям и судиям"


Автор: Емельянова Светлана Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 70
Населённый пункт: город ТЮМЕНЬ
Наименование материала: Методическая разработка (опорная таблица)
Тема: Смысловой анализ оды Г.Р. Державина "Властителям и судиям"
Раздел: среднее образование





Назад





Г

.

Р

.

Державин

«

Властителям

и

судиям

»

История создания.
Необыкновенно смелый , решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем , в том числе в его поэтическом творчестве . Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы . Это была написанная в 1787 году ода « Властителям и судиям », которую автор назвал « гневной одой ». Служба на высоких государственных должностях , в том числе работа губернатором , убедила Державина в том , что в Российской империи постоянно нарушаются законы . Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха : он не встретил поддержки ни в обществе , ни в правительстве . Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары . Но в то же время поэт свято верил в то , что сама Екатерина — добродетельная монархиня , окруженная злыми сановниками . Негодование и гнев требовали выхода . И тогда поэт задумал написать переложение 81- го псалма — так в древности назывались библейские песнопения , обращенные к Богу . Их автор — ветхозаветный царь Давид , сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь . Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени . Не случайно именно этот 81- й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами , и народ распевал его на улицах города , выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным . Первый вариант своего переложения 81- го псалма Державин сделал еще за несколько лет до его публикации . Он отдал стихотворение в « Санкт - Петербургский Вестник ». Но издатели , испугавшись ' вырезали его из уже напечатанной книги журнала . В новом варианте , написанном спустя пять лет , поэт даже усилил обличительный пафос стихотворения . Он сумел добиться его публикации . Более того , он снял прежнее название — « Псалом 81» — и напечатал произведение под своим названием « Властителям и судиям ».
Псалом

81

Властителям

и

судиям
Бог стал в сонме богов ; среди богов произнес суд : Восстал Всевышний Бог , да судит Земных богов во сонме их ; Содержание оды Державина , основанной на библейском тексте , связано с современной поэту жизнью Российского государства . Именно здесь он видит попрание справедливости , нару - шение законов , угнетение слабых , торжество не - правды и зла , аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории . Державин показывает , что метит не в царей , а прежде всего в не исполняющих свои гра - жданские обязанности вельмож и судий . Доколе будете вы судить неправед - но и оказывать ли - цеприятие нече - стивым ? Начиная этот псалом , Асаф представляет Бога , Судью небесного , вершащим суд над судьями земными . Именно они , люди , наделенные вла - стью в Израиле , понимаются под " сонмом бо - гов " в стихе 1 ( Исх . 21:6). Высказывалось пред - положение , что слово " боги " в этом псалме от - носилось к ангелам ( и это нашло отражение в сирийском переводе Библии ), и что вся описы - ваемая здесь сцена происходит в небесном Суде . Однако из последующего текста псалма ясно , что речь в нем идет о судьях как предста - вителях Бога на земле , поставленных Им управлять земными делами . Доколе , рек , доколь вам будет Щадить неправедных и злых ? Давайте суд бед - ному и сироте ; угнетенному и ни - щему оказывайте справедливость ; В стихе 2 псалмопевец предостерегает их от имени Бога , упрекая в суде лицеприятном и неправедном . Между тем , они и " богами " на - званы потому , что в решениях своих должны исходить из воли Божией и опираться на закон , данный Богом . Если бы они поступали так , то судили бы по существу дела , справедливо , не только богатых и знатных , но и " нищих " и " си - рот ", не имеющих заступников ( стих 3), " истор - гали " бы их из рук людей нечестных и жесто - ких ( зд . нечестивых ). Ваш долг есть : сохранять законы , На лица сильных не взирать , Без помощи , без обороны Сирот и вдов не оставлять . Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотво - рении . избавляйте бедно - го и нищего ; ис - торгайте его из руки нечестивых . Ваш долг : спасать от бед невин - ных , Несчастливым подать покров ; От сильных защищать бессильных , Исторгнуть бедных из оков . Г . Р . Державин считает главной причи - ной злоупотреблений нарушение законов и взяточничество . Мзда , то есть взятки , побо - ры , закрывает глаза властителям , и они , « имея уши , не слышат , имея глаза , не видят ». Державин предпочитает исторически кон - кретные обвинения , нежели указание на Не знают , не разу - меют , во тьме хо - Не внемлют ! видят — и не знают ! Покрыты мздою очеса :
дят ; все основания земли колеблются . Злодействы землю потрясают , Неправда зыблет небеса . нравственно - духовное состояние души тво - рящих неправду (« во тьме ходят »). Я сказал : вы - боги , и сыны Всевышне - го - все вы ; В стихе 5 речь не о том , что " судьи " не знают за - кона и не разумеют юридической практики своего времени , а о том , что они не хотят их " знать и разуметь ", и сознательно ходят … во тьме нравственной и духовной , отчего и колеб - лются … все основания земли , т . е . потрясаются основы гражданской жизни общества , в кото - ром верх берут самоуправство и насилие ( срав - ните Пс . 10:3). Цари ! Я мнил , вы боги властны , Никто над вами не судья , Но вы , как я подобно , страстны , И так же смертны , как и я . Поэт противопоставляет то состоя - ние , в котором призваны находиться вла - стители , впрочем , как и вообще каждый че - ловек , тому состоянию , в котором они нахо - дятся по своим свойствам и склонностям . но вы умрете , как человеки , и падете , как всякий из кня - зей . Бог предупреждает неправедных судей , что , несмотря на свое высокое положение (" сынами Всевышнего " они названы здесь , как постав - ленные проводить Его волю на земле ), они , пренебрегшие возложенной на них ответ - ственностью , погибнут , как простые люди , и " падут " ( будут низложены ), как всякий из пра - вителей , не оправдавших своего назначения . И вы подобно так падете , Как с древ увядший лист падет ! И вы подобно так умрете , Как ваш последний раб умрет ! Неправедная власть не может быть прочной , ее неминуемо ждет гнев Божий и падение . Об этом поэт стремится предупредить им - ператрицу , в добродетельность которой он продолжал верить . Восстань * , Боже , суди землю , ибо Ты наследуешь все народы . Воскресни , Боже ! Боже правых ! И их молению внемли : Приди , суди , карай лукавых , И будь един царем земли ! На смену таким « властителям и судиям » неиз - бежно придут те , кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости . Он утвер - ждает неизбежность кары для тех « лукавых » властителей , которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот основ - ная идея и главная мысль державинской оды .
Художественное

своеобразие

.
Поэт - новатор , Державин смело идет на разрушение привычных уже для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему . Стихотворение « Властителям и судиям » автор называет гневной одой . Если следовать традиции , то его нужно было бы отнести к хорошо разработанному к тому времени в русской литературе жанру духовной оды — ведь в основе его лежит библейский текст . Более того , в державинской оде лексика и многие образы действительно напоминают нам библейскую поэзию : во сонме их ; покрыты мздою очеса ; их молению внемли и др . Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов , но и с помощью особых синтаксических средств : риторических восклицаний , вопросов , обращений : « доколь вам будет щадить неправедных и злых ?»; « Цари ! Я мнил , вы боги властны ...»; « Воскресни Боже ! Боже правый !». Кроме того , поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы : « Ваш долг есть : сохранять законы ...», « Ваш долг : спасать от бед невинных ...»; « Не внемлют ! Видят — и не знают !» Все это придает стихотворению ораторское звучание , которое помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей . Ведь , безусловно , перед нами не столько духовная , сколько , пользуясь определением автора , именно « гневная » ода , то есть такая , которая призвана выразить горечь автора , видящего порочность современной ему жизни , и отразить обличительный пафос стихотворения , которое должно пробудить в читателях не только гнев , но и стремление к очищению и исправлению пороков .


Значение

произведения

.
Мы знаем , что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционный смысл , но столь ярко и эмоционально выраженный протест против « неправедных и злых » многими стал восприниматься как политическая прокламация . Автор « Фелицы », восхваляющей « добродетели » императрицы и искренне верящей в ее мудрость и справедливость , в оде « Властителям и судиям » предстал в совершенно новом обличье : он стал гневным обличителем пороков правителей , поправших закон и нравственность , и тем самым открыл в русской литературе одну из ее важнейших тенденций . В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина , Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий .


В раздел образования