Автор: Шапкун Тамара Васильевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 252 ОАО "РЖД" Населённый пункт: Сибирцево Наименование материала: семинар Тема: Проблема защиты прав ребенка в семье Раздел: дошкольное образование
Семинар
Тема: «Проблема защиты прав ребенка в семье»
Подготовил (а): социальный педагог
Шапкун Т.В.
Цель семинара: обсуждение вопросов взаимодействия детей и родителей,
организации работы в соответствии с международными нормами о правах
ребенка.
Сообщение по теме «Детско-родительские отношения в современных
семьях»
Нет, уйду насовсем!
А то я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу,
Земляники припасу.
Хорошо жить в шалаше
И домой не хочется.
Мне, как папе, по душе
Одиночество.
Пруд заброшенный найду,
В чаще спрятанный,
Разговоры заведу с лягушатами.
Буду слушать птичий свист
Утром в перелеске.
Буду слушать птичий
Утром в перелеске.
Только я же футболист,
А играть-то не с кем!
Хорошо жить в шалаше,
Только плохо на душе.
Вопросы родителям к стихотворению:
- Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?
- Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?
- Бывает ли у вас такое желание и настроение?
- Почему оно у вас появляется?
- Какая этому причина?
По данным статистики, практически большую часть российских семей
сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных.
После экономических кризисов, большинство российских семей попали в
разряд необеспеченных, безработных, растет число детей, рожденных вне
брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании,
противоправных действий.
Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями
и
детьми.
Необходимость
поиска
заработка,
перегрузки
на
работе,
сокращение
в
связи
с
этим
свободного
времени
родителей
приводит
к
ухудшению
их
физического
и
психического
состояния,
повышенной
раздражительности,
утомляемости,
стрессам.
Свои
стрессовые
состояния,
негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, «кто попадается
под руку», чаще всего на детей, которые обычно не могут понять, почему
взрослые сердятся.
Согласно
исследованиям,
родительская
жесткость
имеет
место
приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы,
запугивания,
шлепки
и
т.п.,
то
почти
каждый
ребенок
хоть
однажды
сталкивается с проявлением жестокости, давления со стороны родителей.
Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы
наказаний существуют. К самым неправильным, неблагоприятным формам
следует отнести физическое воздействие.
85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка – означает
нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому
месту и 11% - использование ремня как вида наказания. Обычно эта форма
воздействия
применяется тогда, когда сами родители слабо контролирует
собственное
поведение.
Нет
более
нелогичной
картины,
чем
мать,
шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Вряд ли малыш
поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если
этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания.
К физическим наказаниям не следует прибегать потому, что после них
ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал.
Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят
воспитывать
в
ребенке
желание
поступать
правильно
под
воздействием
собственного внутреннего контроля, а не по тому, что кто-то заставил.
Речевая
агрессия
(ругань,
оскорбления),
подобно
физическим
наказаниям,
малоэффективна
и
ведет
лишь
к
тому,
что
ребенок
будет
использовать эту модель поведения со сверстниками.
Сепарационные
наказания
–
лишают
ребенка
части
родительской
любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится
к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его
лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это
чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне
осторожно и только очень непродолжительное время.
Довольно
распространенными
в
семье
является
наказание
естественными последствиями, состоящее в лишении ребенка за провинность
чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок). Такой метод
может
привести
к
успеху,
если
только
ребенок
считает
ограничение
справедливым,
если
решение
принято
с
его
согласия
или
является
результатом
или
является
результатом
предварительного
уговора.
Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события.
Применяя
наказание
«естественными
последствиями»,
нельзя
лишать
ребенка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего
воздуха, общения со сверстниками.
Наверное, невозможно представить
процесс воспитания вообще без
наказаний. Известный российский психолог Владимир Леви написал «Семь
правил для всех».
Наказывая, подумай: «Зачем?»
-
Наказание
не
должно
вредить
здоровью
–
ни
физическому,
ни
психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли?
Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать…
- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже
если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны.
Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
- За один раз – одно! Даже если поступков совершенно сразу необозримое
множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не
по одному – за каждый. Салат наказаний – блюдо не для детской души!
Наказание – не за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка
заслуженной похвалы и награды.
- Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные,
чересчур
последовательные
родители
ругают
и
наказывают
детей
за
проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил,
напакостил), забывая, что даже суровых взрослых законах принимается во
внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о
возможной безнаказанности не так страшен, как риск душевного развития.
- Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем
не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать ребенку жить
сначала.
- Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться,
не гнева вашего, а вашего огорчения… При дефиците
любви становится
наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на
любовь.
- Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание
не
должно
восприниматься
ребенком
как
торжество
вашей
силы
над
слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что вы не справедливы,
наказание подействует в обратную сторону.
Существует ряд документов по защите прав детства:
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое
обращение» и определяет меры защиты и признание права каждого ребенка.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение
насилия в отношении несовершеннолетних граждан.
Семейный кодекс РФ гарантирует права ребенка и применяет меру:
«лишение
родительских
прав»
при
непосредственной
угрозе
жизни
и
здоровью ребенка.
Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребенка на уважение его
достоинства.
Закон
РФ
«О
защите
прав
детей»
гласит:
«Жестокое
обращение
с
детьми, физическое или психологическое насилие над ними запрещены».
Агрессивное поведение взрослых, отрицательные черты и ценности
характера становятся для ребенка предметом подражания. Если обратить
внимание
на
слова
и
действия
ребенка,
легко
понять
особенности
взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени
агрессивность ребенка проявляется в игре
с куклами, по отношению к
младшим и физически слабым детям, к животным и т.д.
Нелюбовь, неприязнь к ребенку родителей вызывает у него ощущение
беззащитности,
собственной
ненужности
и
соответственно
агрессивные
проявления.
Интересно отметить расхождение в ответах детей и их родителей о
наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно
показывает , что родители отдают себе отчет, какие методы были наиболее
действенными
и
разумными,
но
на
практике
применяют
способы
более
простые и привычные – физические наказания и ругань.
Наблюдения свидетельствует о
значительном количестве семей, где
отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но
ребенок
беспомощен,
жизнь
его
наполнена
чувством
тревоги.
Такое
состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому
здоровью ребенка.
Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и
зачастую именно неумение родителей создать для ребенка такую обстановку,
которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому
комфорту,
является
причиной
возникновения
конфликтов,
агрессии,
жесткости.
Добрые слова, обращенные к своим родителям, желание детей получать
ответное внимание и ласку, должны стать нормой в детско-родительских
отношениях!
Наказания – поощрения.
Чтобы
подкрепить
желательное
поведение
ребенка,
родители
используют
поощрения.
И
наоборот,
чтобы
прервать
его
нежелательное
поведение, используют наказания.
Родители составляют список используемых ими поощрений и наказаний.
Используемые наказания
Используемые поощрения
Поставить в угол.
Похвала.
Обругать, пристыдить.
Невербальный язык (обнять)
Невербальные проявления (молчание)
Подарок, награда.
Заставить.
Пойти куда-то вместе.
Физические наказания (шлепок,
намеренная боль).
Поиграть в его любимую игру.
Порицание.
Исполнить желание, дать сладкое.
Сравнение с другими детьми.
Одобрить поступок.
Жалоба папе (маме)
Предоставить информация.
Детские ответы на тему «Какое наказание для меня самое страшное и какое
поощрение наиболее желаемо».
Наиболее желаемое поощрение
Самое страшное наказание
Скажут «молодец»
В игрушки не разрешают играть
Скажут «умница».
Мультики не разрешают смотреть
Разрешат играть в компьютер.
Витамин «Р», по попе надают.
Обнимут, погладят.
Ругают.
Купят подарки.
Не пустят гулять.
Придут гости.
Будут бить руками.
Подарят животное.
Поставят в угол.
Каждый ребенок обладает правами – сказано в Конвенции ООН. Одно
из них – это право на любовь и заботу.
Тренинг «Быль о правах»
Ведущий тренинга делит группу на две половины. Одна – представляет
детей, а другая родителей. Задача каждой группы заключается в составлении
списка своих прав.
Необходимо напомнить «детям», что они должны написать свои права,
исходя
из
своих
детских
ролей,
для
этого
им
нужно
встать
на
место
собственного ребенка дошкольника или вспомнить себя в детстве.
После небольшой подготовки родители и дети начинают предъявлять
друг другу права. Причем каждое право будет принято только тогда, когда
оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность какое-то
право или настаивать на его изменении.
Примерный перечень прав.
Права родителей
Права детей-дошкольников
Любить ребенка
Получать любовь и внимание
Контролировать поступки ребенка
Выражать свое мнение в конкретной
форме
Ограничивать в излишествах
Выбирать друзей и занятие в
свободное время
Защищать своего ребенка, заботится
о нем
Кушать по желанию
Получать любовь и внимание со
стороны ребенка
Высказывать недовольство
Давать советы
Получать помощь и обслуживание
Нашу
сегодняшнюю
встречу
я
хочу
завершить
прекрасным
стихотворением:
Язык чужой обиды и печали
Волшебник изучает с детских лет,
Его вселять надежду обучали –
И это основной его предмет.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить другого –
Одно удовольствие, честное слово!
Таким волшебник может стать каждый из вас. Главное – захотеть.
Важно научить свое сердце
быть чутким и добрым, окружить заботой и
вниманием своих детей.
Мы
благодарим
всех
родителей,
принявших
участие
в
обсуждении
такой актуальной темы.
Раздаточный материал
Используемые наказания
Используемые поощрения
Используемые наказания
Используемые поощрения
Используемые наказания
Используемые поощрения
Используемые наказания
Используемые поощрения
Используемые наказания
Используемые поощрения
Используемые наказания
Используемые поощрения