Автор: Гончарова Евгения Яковлевна Должность: учитель немецкого языка Учебное заведение: МБОУ Панинская СОШ Населённый пункт: р.п. Панино Воронежская область Наименование материала: статья Тема: Письмо как средство обучения иностранному языку. Раздел: полное образование
Письмо как средство обучения иностранному языку.
Е.Я. Гончарова, МБОУ Панинская СОШ
Панинский муниципальный район Воронежской области
Среди четырёх основных видов иноязычной речевой деятельности (говорение,
аудирование, чтение и письмо), обеспечивающих общеязыковую подготовку и
формирование языковой личности обучающихся, письмо в теоретическом плане
наименее осмысленно, а в методическом недостаточно разработано.
В обучении иностранному языку письмо играет большую роль. Оно повышает
запоминание при закреплении лексических и грамматических знаний, поддерживает
процесс говорения, чтения, аудирования, являясь средством контроля знаний
учащихся. Письмо позволяет при помощи графических знаков обеспечивать
общение людей.
Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи,
учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения,
полностью соответствующие цели выполнять эти упражнения на подходящем этапе
обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее.
Письмо играет вспомогательную роль для выработки грамматического
навыка как при выполнении письменных заданий (от простого списывания),
так и для заданий, требующих творческого подхода, что создаёт необходимые
условия для запоминания. Без опоры на письмо учащимся трудно удержать в памяти
лексический и грамматический материал.
Вся система языковых и условно-речевых упражнений, выполняемых в
письменной форме, относится к учебно-письменной речи.
На начальном этапе обучения овладение письменной речью предусматривает
развитие следующих умений:
1.
овладение новым алфавитом;
2.
новой графикой;
3.
верное орфографическое написание слов, словосочетаний и предложений;
4.
письменное выполнение различных упражнений, способствующих лучшему
усвоению учебного материала, необходимого для развития и
совершенствования устной речи и чтения;
5.
делать выписки из текста;
6.
писать короткие поздравления с днём рождения, другими праздниками;
7.
писать небольшое личное письмо с опорой на образец.
Сформировав все указанные навыки у учащихся, им становится легче
пользоваться письмом в качестве средства изучения языка, помощника в овладении
устной речи и чтения. От простых заданий списывания ученики переходят до
заданий разной степени сложности, требующих творческого перехода к решению
поставленных в них задач таких, как
1.
озаглавить смысловые отрезки текста,
2.
написать вопросы к тексту,
3.
ответить письменно на вопросы
4.
составить план сообщения.
Использование письма очень помогает лучшему пониманию текста и
формулированию мыслей в связи с прочитанным.
На средней ступени обучения письменная речь предусматривает развитие
следующих умений:
1.
делать выписки из текста,
2.
писать короткие поздравления с днём рождения, другими праздниками,
выражать пожелания (объём 30-40 слов, включая написание адреса)
3.
заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес.)
4.
писать личное письмо по образцу/ без опоры на образец адресата (о его жизни,
делах, сообщать тоже о себе, выражать благодарность, просьбу, используя
материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении,
употребляя необходимые формулы речевого этикета (объём личного письма
80-90 слов, включая адрес)).
На уроках немецкого языка я использую различные виды упражнений, написать
то, что могут сказать на иностранном языке. Опираясь на текст, учащиеся могут,
например:
1.
Описать предмет, картинку, комнату, школу;
2.
Написать о себе, о своей семье, друге, улице, городе, стране;
3.
Описать место, где происходит действие в тексте;
4.
Написать, что нового, полезного узнали из текста, что говорит автор о…
(используя предложения из текста ля подтверждения, выразить своё мнение
письменно.)
На среднем этапе обучения я использую такой вид работы, как рассуждение -
наиболее сложный вид речевого общения, который требует от учащихся знаний,
запаса слов и выражений, устных высказываний, что помогло бы выразить свои
мысли на письме. После освоения каждой темы, начиная с 8-го класса, мы учимся
писать письма другу по переписке на различные темы: личные письма о школе, о
своём городе, стране, о любимых предметах, учителях, соблюдая нормы этикета
письма.
Письмо в обучении иностранному языку - важное средство обучения графике,
орфографии, письменному выполнению упражнений, помогающих лучше усвоить
языковой материал и овладеть устной речью и чтением.
На старшей ступени обучения после каждой изученной темы предлагаю
учащимся такие формы письма как личные, деловые письма, автобиографии,
объявления о поиске работы, анкеты.
Цель старшего этапа обучение – научить действиям, обеспечивающим
использование письма в коммуникативных целях. Они, в свою очередь, реализуются
упражнениями речевого характера - сформировать действия, обеспечивающие
выражение мыслей в письменной форме.
Следовательно, все эти виды работ составляют основные цели обучения чтению,
устной речи, грамматике, лексике. Письмо помогает учащимся в овладении
материала, накоплении знаний о языке, и получаемой через язык общей
грамотности, а также приучает учащихся к дисциплине умственного труда,
способствует языковому общению.
Список литературы:
1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.– М.: Просвещение,1988.
223 с.
2. Программа «Иностранные языки в школе».
3. Иностранные зыки в школе. –2005. –№ 4, с. 6-7.
4. Иностранные языки в школе. – 2000. –№ 6, с. 16-22
5. Иностранные языки в школе. –1999. –№ 6, с. 35-38