Напоминание

Письмо как средство обучения иностранному языку.


Автор: Гончарова Евгения Яковлевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ Панинская СОШ
Населённый пункт: р.п. Панино Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Письмо как средство обучения иностранному языку.
Раздел: полное образование





Назад





Письмо как средство обучения иностранному языку.
Е.Я. Гончарова, МБОУ Панинская СОШ Панинский муниципальный район Воронежской области Среди четырёх основных видов иноязычной речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо), обеспечивающих общеязыковую подготовку и формирование языковой личности обучающихся, письмо в теоретическом плане наименее осмысленно, а в методическом недостаточно разработано. В обучении иностранному языку письмо играет большую роль. Оно повышает запоминание при закреплении лексических и грамматических знаний, поддерживает процесс говорения, чтения, аудирования, являясь средством контроля знаний учащихся. Письмо позволяет при помощи графических знаков обеспечивать общение людей. Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее. Письмо играет вспомогательную роль для выработки грамматического навыка как при выполнении письменных заданий (от простого списывания), так и для заданий, требующих творческого подхода, что создаёт необходимые условия для запоминания. Без опоры на письмо учащимся трудно удержать в памяти лексический и грамматический материал. Вся система языковых и условно-речевых упражнений, выполняемых в письменной форме, относится к учебно-письменной речи. На начальном этапе обучения овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений: 1. овладение новым алфавитом; 2. новой графикой; 3. верное орфографическое написание слов, словосочетаний и предложений; 4. письменное выполнение различных упражнений, способствующих лучшему усвоению учебного материала, необходимого для развития и совершенствования устной речи и чтения; 5. делать выписки из текста; 6. писать короткие поздравления с днём рождения, другими праздниками; 7. писать небольшое личное письмо с опорой на образец. Сформировав все указанные навыки у учащихся, им становится легче пользоваться письмом в качестве средства изучения языка, помощника в овладении устной речи и чтения. От простых заданий списывания ученики переходят до заданий разной степени сложности, требующих творческого перехода к решению поставленных в них задач таких, как
1. озаглавить смысловые отрезки текста, 2. написать вопросы к тексту, 3. ответить письменно на вопросы 4. составить план сообщения. Использование письма очень помогает лучшему пониманию текста и формулированию мыслей в связи с прочитанным. На средней ступени обучения письменная речь предусматривает развитие следующих умений: 1. делать выписки из текста, 2. писать короткие поздравления с днём рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объём 30-40 слов, включая написание адреса) 3. заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес.) 4. писать личное письмо по образцу/ без опоры на образец адресата (о его жизни, делах, сообщать тоже о себе, выражать благодарность, просьбу, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объём личного письма 80-90 слов, включая адрес)). На уроках немецкого языка я использую различные виды упражнений, написать то, что могут сказать на иностранном языке. Опираясь на текст, учащиеся могут, например: 1. Описать предмет, картинку, комнату, школу; 2. Написать о себе, о своей семье, друге, улице, городе, стране; 3. Описать место, где происходит действие в тексте; 4. Написать, что нового, полезного узнали из текста, что говорит автор о… (используя предложения из текста ля подтверждения, выразить своё мнение письменно.) На среднем этапе обучения я использую такой вид работы, как рассуждение - наиболее сложный вид речевого общения, который требует от учащихся знаний, запаса слов и выражений, устных высказываний, что помогло бы выразить свои мысли на письме. После освоения каждой темы, начиная с 8-го класса, мы учимся писать письма другу по переписке на различные темы: личные письма о школе, о своём городе, стране, о любимых предметах, учителях, соблюдая нормы этикета письма. Письмо в обучении иностранному языку - важное средство обучения графике, орфографии, письменному выполнению упражнений, помогающих лучше усвоить языковой материал и овладеть устной речью и чтением.
На старшей ступени обучения после каждой изученной темы предлагаю учащимся такие формы письма как личные, деловые письма, автобиографии, объявления о поиске работы, анкеты. Цель старшего этапа обучение – научить действиям, обеспечивающим использование письма в коммуникативных целях. Они, в свою очередь, реализуются упражнениями речевого характера - сформировать действия, обеспечивающие выражение мыслей в письменной форме. Следовательно, все эти виды работ составляют основные цели обучения чтению, устной речи, грамматике, лексике. Письмо помогает учащимся в овладении материала, накоплении знаний о языке, и получаемой через язык общей грамотности, а также приучает учащихся к дисциплине умственного труда, способствует языковому общению. Список литературы: 1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.– М.: Просвещение,1988. 223 с. 2. Программа «Иностранные языки в школе». 3. Иностранные зыки в школе. –2005. –№ 4, с. 6-7. 4. Иностранные языки в школе. – 2000. –№ 6, с. 16-22 5. Иностранные языки в школе. –1999. –№ 6, с. 35-38


В раздел образования