Автор: Кобзева Анна Михайловна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: МКДОУ "ЦРР - детский сад №22" Населённый пункт: с. Левокумское Наименование материала: Конспект Тема: "Путешествие с Лунтиком" (эмоции) Раздел: дошкольное образование
Переход ребенка в школу - качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан
с
изменением
«социальной
ситуации
развития»,
с
личностными
новообразованиями,
которые Л. С. Выготский назвал «кризисом 7 лет». Результатом подготовки является
готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно-следственными
отношениями:
готовность
к
школе
непосредственно
зависит
от
качества
подготовки.
Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе.
Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общая и специальная
подготовка. Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и
умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом
классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир). В
содержание
понятия
общая
подготовка
(и
готовность)
входит
психологическая,
нравственно-волевая,
физическая
подготовка.
Между
обозначенными
направлениями
подготовки и готовности существует тесная связь. Поэтому очень важно, чтобы педагог
хорошо знал специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал
р е б е н к у
д о с т и ч ь
г о т о в н о с т и
к
ш к о л е .
Исследователи Н.Ф. Виноградова, Г. А. Корнеева, А. Н. Макарова и др. установили,
что подготовка к обучению в школе возможна и необходима. Итак, чтобы дети были
подготовлены к школе, необходимо дать им определенные знания, выстроенные в систему,
обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности и физической активности.
Следует
также
развивать
у
ребенка
любознательность,
познавательные
интересы
и
с п о с о б н о с т ь
о с о з н а н н о
в о с п р и н и м а т ь
н о в у ю
и н ф о р м а ц и ю .
При переходе в школу меняются образ жизни ребенка, его социальная позиция.
Важной
составляющей
в
развитии
системы
дошкольного
образования
является
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Он
дает
направление
педагогам
в
осуществлении
профессиональной
деятельности
в
соответствии с требованиями сегодняшнего дня. В настоящее время в стране активно
происходит
процесс
качественного
обновления
образования,
усиливается
его
культурологический,
развивающий,
личностный
потенциал.
Современное
общество
нуждается в активной личности, способной к проявлению познавательной активности и
т в о р ч е с т в а
в
р е ш е н и и
ж и з н е н н о
в а ж н ы х
п р о б л е м .
Актуальность данной проблемы находит свое отражение во ФГОС ДО, где
обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, которые
выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
При
соблюдении
требований
к
условиям
реализации
ООП
ДО,
целевые
ориентиры
предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок
к учебной
д е я т е л ь н о с т и
н а
э т а п е
з а в е р ш е н и я
д о ш к о л ь н о г о
о б р а з о в а н и я .
И. Божович выделяла: уровень мотивационного развития, включающий
познавательные
и
социальные
(стремление
занять
определенную
позицию
в
группе
сверстников)
мотивы
учения;
достаточный
уровень
развития
произвольности
и
определенный уровень развития интеллектуальной сферы, при этом приоритет отдавался
мотивационному
развитию.
Готовность
к
школьному
обучению
предполагает
сформированность «внутренней позиции школьника», что означает способность ребенка
сознательно
ставить
и
исполнять
определенные
намерения
и
цели.
Для
успешного
обучения в школе также важна сформированность умения общаться со взрослыми и
сверстниками, готовность к принятию новой социальной позиции: «позиции школьника»
посредством игровой деятельности, это явилось основой для разработки педагогического
проекта «Учимся играя».
Работая над проектом, нами использовалась система организации совместной и
самостоятельной
деятельности
детей,
ориентированная
на
становление
«позиции
школьника»
у
ребенка
в
образовательном
процессе,
развитие
его
мотивационной
направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного
взаимодействия с миром в игровой деятельности.