Напоминание

"Художественный образ Бабы-Яги"


Автор: Кураева Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 244"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе
Тема: "Художественный образ Бабы-Яги"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 244» городского округа Самара
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

в подготовительной группе

Тема: «Художественный образ Бабы Яги»
Составила: Воспитатель Кураева Ирина Анатольевна Самара 2017

Цель:
формировать представление о художественном образе Бабы Яги.
Задачи:
Обучающие:  учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства;  учить различать средства музыкальной и изобразительной выразительности на примере образа Бабы Яги;  учить сравнивать музыкальные и изобразительные произведения с похожими названиями, находить черты сходства и различия;  формировать умение выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через двигательную импровизацию, изобразительную деятельность. Развивающие:  развивать мышление, воображение и творческие способности;  развивать умение соотносить музыкальный образ с живописным. Воспитывающие:  воспитывать любовь к произведениям русских художников;  воспитывать аккуратность, самостоятельность;
Предварительная работа:
знакомство с произведениями В. Васнецова; рисование на темы: «Лукоморье», «Избушка на курьих ножках», «Сказка». Чтение русских народных сказок с участием Бабы Яги.
Материал и оборудование:
художественные произведения: «Руслан и Людмила» (А. Пушкин), «Народные русские сказки» (А. Афанасьев); музыкальные произведения: «Сказочка» (А. Прокофьев); «Баба Яга» (П. Чайковский, А. Лядов); «Избушка на курьих ножках» (М. Мусоргский); изобразительные: «Избушка на курьих ножках», «Баба Яга» (В. Васнецов); портреты композиторов и художников, клубок гуашь, изображение Бабы яги для раскрашивания.
ХОД НОД

Дети входят в зал под музыку А. Прокофьева «Сказочка». Ход занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Организационный момент
 Название тем  Проверка готовности к занятию.
II. Основная часть
З в у ч и т м у з ы к а А . П р о к о ф ь е в а «Сказочка». - Ребята, посмотрите, что у меня в руках? - Скажите, для чего в русских народных сказках использовался клубок? - Правильно, давайте, и мы попросим показать нам верную дорогу. Катись- катись, клубок, покажи нам дорогу. (Клубок катится к столу, на котором ле- жит книга с красивой обложкой.) Посмотрите, какая красивая книга. В ней, наверное, живут сказки. Ребята, а какие вы сказки знаете? - Когда я была маленькой, я тоже любила сказки. Сказки придумывались русским народом давным-давно. Из поколения в поколение люди передавали их друг другу. А вы знаете, как они их передавали? - Правильно, а еще сказки можно писать стихами. Послушайте отрывок из сказки А. Пушкина «Руслан и Людмила». У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: (Дети в ходят в группу) - Клубок. - Чтобы показать правильную дорогу, не заблудиться. -Гуси-лебеди, Морозко, Петушок золотой гребешок. - Люди рассказывали их своим детям, а дети — своим детям, а позже сказки стали печатать в книгах, а теперь снимаются фильмы и мультфильмы.
И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом: Идет направо - песнь заводит, Налево - сказки говорит; Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там, на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках, перед народом, Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там девица тужит, А серый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою-Ягой Идёт-бредёт сама собой; Там царь Кощей над златом чахнет, Там русский дух... Там Русью пахнет! И я там был, и мед я пил, У моря видел дуб зелёный, Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету... ( Воспитатель читает отрывок под музыку М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках»). Посмотрите, ребята, сказку можно написать не только в прозе, стихах, изобразить в мультфильмах, но и представить в произведениях живописи. (Демонстрирует иллюстрацию картины «Избушка на курьих ножках» В .
Васнецова.) Эта картина называется «Избушка на курьих ножках», а написал ее уже известный нам художник В. Васнецов. Какое настроение хотел передать нам художник? -Правильно ребята, художник передал страшное, настороженное и в какой-то степен и н е р е а л ь н о е , с к а з о ч н о е настроение. А давайте посмотрим, как художник добился этого. Какой лес изображен на картине? - Я согласна, избушку окружает густой дремучий лес. Деревья повалены. Даже нигде листик не шелохнется, птица не пропоет, зверь не пробежит. Как вы думаете, а какое настроение создает лес? - Правильно, посмотрите, этот лес сразу создает настроение настороженности. А какие краски использовал художник? - А как, он передал с ка зочность, необычность избушки? - Ребята, как вы думаете, кто живет в этой избушке? (Вывешивает картину В. Васнецова «Баба Яга.) - Какой характер у Бабы Яги описывается в русских народных сказках? - Ребята, сказочный образ можно передать и в музыке. К образу Бабы Яги обращались разные композиторы. Послушайте пьесу П. Чайковского «Баба - Сказочное, таинственное, настороженное. - На картине изображен густой, дремучий лес. Он окружает «избушку на курьих ножках». - Лес создает настроение тревожности, зачарованности. Как будто что-то должно произойти. - Художник использовал холодные тона, оттенки серого и черного цвета. - Нарисовал избушку на куриных ножках. - Баба Яга. - Хитрый, вредный, ужасный, злой. (Дети слушают пьесу.)
Яга». - Какая была музыка и как в ней изображена Баба Яга? - Композитор П. Чайковский пытался передать злой, неприятный образ. В начале музыки можно понять, что она еле идет, ковыляет. Как вы думаете, что у нее в руках? - А вот послушайте, во второй части Баба Яга ворчит, что-то замышляет, колдует. В третьей — появляются резкие звуки. Баба Яга улетает, поднимается все выше и выше. На чем она может подняться высоко вверх? - О Бабе Яге написал музыку и другой русский композитор — А. Лядов. Он писал музыкальные картинки для исполнения оркестром. (Звучит музыка.) - Как вы думаете, какой Баба Яга изображена в этой музыке, с каким характером? Правильно ребята, в этой музыке есть оттенок юмора, смешливости. Эта музыка уже не такая страшная.
Игра «Добрая и злая Баба Яга»
- Ребята давайте поиграем с вами в игру. Мы сейчас под музыку попробуем изобразить злую и добрую Бабу Ягу. -Музыка звучала тревожно, загадочно, таинственно. Баба Яга была, злая, страшная - Баба Яга несет в руках колдовское зелье. - На метле, на ступе. (Дети слушают.) - С добрым, смешным. (Дети под музыку импровизируют характер злой и доброй Бабы Яги.)
-Понравилось вам изображать характер Бабы Яги? - Композитор М. Мусоргский написал немного другую пьесу. Он назвал ее «Избушка на курьих ножках». А история создания ее была такая: композитор был на выставке у своего друга художника Бартмана. Этот художник нарисовал эскиз, где изображены часы в форме избушки на курьих ножках. Но эта избушка выглядит очень доброй. И вот Мусоргский решил рассказать в музыке о том, какая настоящая Баба Яга, какая она может быть, что она по-настоящему чувствует, когда ее никто не видит.
Игра « Избушка, Баба Яга, и деревья»
- Ну что, не устали играть? - А сейчас мы с вами попробуем изобразить под музыку избушку, Бабу Ягу и деревья. Слушайте внимательно музыку, она вам подскажет, когда должна появиться Баба Яга, что должны делать избушки и деревья. (Выбираются четыре избушки, четыре Бабы Яги, остальные дети — деревья.) - А сейчас послушайте, как сказочник А. Афанасьев описал свою Бабу Ягу: «Баба Яга вышла во двор, свистнула. Перед ней появилась ступа с пестом и помелом. -Понравилось. - Нет не устали. (Двигательная импровизация детей.)
Баба Яга села в ступу, выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает да как закричит: "Фу-фу, здесь русским духом пахнет! Кто здесь?"». - А сейчас ответьте, пожалуйста, в каком из трех музыкальных произведений Баба Яга самая злая и страшная? - Ребята, вы послушали и обсудили, как композиторы изобразили образ Бабы Яги. А теперь давайте вернемся к произведениям живописи. Я хочу вам показать еще одно произведение В. Васнецова — «Баба Яга». Скажите, что делает Баба Яга на этой картине? - Какая она? - Как вы догадались, что она злющая? - А как художник помог нам понять, что Баба Яга злая? - К какому музыкальному произведению больше всего подойдет эта картина? -Ребята, мы сегодня много говорили об о б р а з е Б а б ы Я г и в м у з ыкальных произвед е ния х и п р о и з в е д е н и я х живописи, как изображали ее поэты, сказочники. А теперь я предлагаю пройти в изостудию и нарисовать свой о б р а з Б а б ы Я г и , ка к и м о н в а м - Самая страшная и злая Баба Яга Была в пьесе Чайковского «Баба Яга». -Баба Яга летит в ступе? - Злющая, страшная. - По выражению ее лица. - Художник изобразил у Бабы Яги длинные косматые волосы. - К первому третья часть, когда Баба Яга садиться в ступу и улетает.
запомнился и каким вы его представили.
III.

Самостоятельная

деятельность

детей:
(Воспитатель раздает детям альбомные листы с изображением Бабы Яги)
IV. Итог занятия:
- Ребята, давайте посмотрим, все ли сумели передать образ и характер злой и доброй Бабы Яги? Влад ты, какую Бабу Ягу изображал? - Почему? (Таким образом воспитатель опрашивает 3-4 детей) - Молодцы ребята, у всех получилось передать образ Бабы Яги. ( Д е т и п р и п о м о щ и к р а с о к (раскрашивают) передают сказочный образ Бабы Яги.) - Злую -Потому что он больше всего мне запомнился.


В раздел образования