Автор: Кураева Ирина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 244" Населённый пункт: г. Самара Наименование материала: Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе Тема: "Художественный образ Бабы-Яги" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 244» городского округа Самара
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию
в подготовительной группе
Тема: «Художественный образ Бабы Яги»
Составила: Воспитатель Кураева Ирина Анатольевна
Самара 2017
Цель: формировать представление о художественном образе Бабы Яги.
Задачи:
Обучающие:
учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги
посредством
восприятия
произведений
изобразительного
и
музыкального
искусства;
учить различать средства музыкальной и изобразительной выразительности на
примере образа Бабы Яги;
учить сравнивать музыкальные и изобразительные произведения с похожими
названиями, находить черты сходства и различия;
формировать умение выражать характер сказочного образа в продуктивной
деятельности:
через
двигательную
импровизацию,
изобразительную
деятельность.
Развивающие:
развивать мышление, воображение и творческие способности;
развивать умение соотносить музыкальный образ с живописным.
Воспитывающие:
воспитывать любовь к произведениям русских художников;
воспитывать аккуратность, самостоятельность;
Предварительная работа: знакомство с произведениями В. Васнецова; рисование
на темы: «Лукоморье», «Избушка на курьих ножках», «Сказка». Чтение русских
народных сказок с участием Бабы Яги.
Материал и оборудование: художественные произведения: «Руслан и Людмила»
(А.
Пушкин),
«Народные
русские
сказки»
(А.
Афанасьев);
музыкальные
произведения: «Сказочка» (А. Прокофьев); «Баба Яга» (П. Чайковский, А. Лядов);
«Избушка на курьих ножках» (М. Мусоргский); изобразительные: «Избушка на
курьих ножках», «Баба Яга» (В. Васнецов); портреты композиторов и художников,
клубок гуашь, изображение Бабы яги для раскрашивания.
ХОД НОД
Дети входят в зал под музыку А. Прокофьева «Сказочка».
Ход занятия
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
I. Организационный момент
Название тем
Проверка готовности к занятию.
II. Основная часть
З в у ч и т
м у з ы к а
А .
П р о к о ф ь е в а
«Сказочка».
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
- Скажите, для чего в русских народных
сказках использовался клубок?
-
Правильно,
давайте,
и
мы
попросим
показать
нам
верную
дорогу.
Катись-
катись,
клубок,
покажи
нам
дорогу.
(Клубок катится к столу, на котором ле-
жит
книга
с
красивой
обложкой.)
Посмотрите, какая красивая книга. В ней,
наверное, живут сказки. Ребята, а какие
вы сказки знаете?
- Когда я была маленькой, я тоже любила
сказки. Сказки придумывались русским
народом давным-давно. Из поколения в
поколение
люди
передавали
их
друг
другу.
А
вы
знаете,
как
они
их
передавали?
- Правильно, а еще сказки можно писать
стихами. Послушайте отрывок из сказки
А. Пушкина «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
(Дети в ходят в группу)
- Клубок.
- Чтобы показать правильную дорогу, не
заблудиться.
-Гуси-лебеди, Морозко, Петушок золотой
гребешок.
- Люди рассказывали их своим детям, а
дети
—
своим
детям,
а
позже
сказки
стали
печатать
в
книгах,
а
теперь
снимаются фильмы и мультфильмы.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом:
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказки говорит;
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там, на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках, перед народом,
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там девица тужит,
А серый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идёт-бредёт сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух... Там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил,
У моря видел дуб зелёный,
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
(
Воспитатель
читает
отрывок
под
музыку
М.
Мусоргского
«Избушка
на
курьих
ножках»). Посмотрите,
ребята,
сказку можно написать не только в прозе,
стихах, изобразить в мультфильмах, но и
представить в произведениях живописи.
(Демонстрирует
иллюстрацию
картины
«Избушка
на
курьих
ножках»
В .
Васнецова.) Эта
картина
называется
«Избушка на курьих ножках», а написал
ее
уже
известный
нам
художник
В.
Васнецов.
Какое
настроение
хотел
передать нам художник?
-Правильно
ребята,
художник
передал
страшное,
настороженное
и
в
какой-то
степен и
н е р е а л ь н о е ,
с к а з о ч н о е
настроение.
А
давайте
посмотрим,
как
художник
добился
этого.
Какой
лес
изображен на картине?
- Я согласна, избушку окружает густой
дремучий лес. Деревья повалены. Даже
нигде листик не шелохнется, птица не
пропоет,
зверь
не
пробежит.
Как
вы
думаете, а какое настроение создает лес?
- Правильно, посмотрите, этот лес сразу
создает настроение настороженности. А
какие краски использовал художник?
-
А
как,
он
передал
с ка зочность,
необычность избушки?
- Ребята, как вы думаете, кто живет в
этой избушке? (Вывешивает картину В.
Васнецова «Баба Яга.)
- Какой характер у Бабы Яги описывается
в русских народных сказках?
-
Ребята,
сказочный
образ
можно
передать и в музыке. К образу Бабы Яги
обращались
разные
композиторы.
Послушайте пьесу П. Чайковского «Баба
- Сказочное, таинственное,
настороженное.
- На картине изображен густой, дремучий
лес. Он окружает «избушку на курьих
ножках».
- Лес создает настроение тревожности,
зачарованности. Как будто что-то должно
произойти.
- Художник использовал холодные тона,
оттенки серого и черного цвета.
-
Нарисовал
избушку
на
куриных
ножках.
- Баба Яга.
- Хитрый, вредный, ужасный, злой.
(Дети слушают пьесу.)
Яга».
-
Какая
была
музыка
и
как
в
ней
изображена Баба Яга?
-
Композитор
П.
Чайковский
пытался
передать
злой,
неприятный
образ.
В
начале музыки можно понять, что она
еле идет, ковыляет. Как вы думаете, что у
нее в руках?
- А вот послушайте, во второй части Баба
Яга ворчит, что-то замышляет, колдует. В
третьей
—
появляются
резкие
звуки.
Баба Яга улетает, поднимается все выше
и
выше.
На
чем
она
может
подняться
высоко вверх?
- О Бабе Яге написал музыку и другой
русский
композитор
—
А.
Лядов.
Он
писал
музыкальные
картинки
для
исполнения оркестром. (Звучит музыка.)
-
Как
вы
думаете,
какой
Баба
Яга
изображена
в
этой
музыке,
с
каким
характером?
Правильно ребята, в этой музыке есть
оттенок
юмора,
смешливости.
Эта
музыка уже не такая страшная.
Игра «Добрая и злая Баба Яга»
- Ребята давайте поиграем с вами в игру.
Мы
сейчас
под
музыку
попробуем
изобразить злую и добрую Бабу Ягу.
-Музыка
звучала
тревожно,
загадочно,
таинственно.
Баба
Яга
была,
злая,
страшная
-
Баба
Яга
несет
в
руках
колдовское
зелье.
- На метле, на ступе.
(Дети слушают.)
- С добрым, смешным.
(Дети
под
музыку
импровизируют
характер злой и доброй Бабы Яги.)
-Понравилось вам изображать характер
Бабы Яги?
-
Композитор
М.
Мусоргский
написал
немного
другую
пьесу.
Он
назвал
ее
«Избушка на курьих ножках». А история
создания ее была такая: композитор был
на выставке у своего друга художника
Бартмана.
Этот
художник
нарисовал
эскиз,
где
изображены
часы
в
форме
избушки
на
курьих
ножках.
Но
эта
избушка выглядит очень доброй. И вот
Мусоргский решил рассказать в музыке о
том, какая настоящая Баба Яга, какая она
может
быть,
что
она
по-настоящему
чувствует, когда ее никто не видит.
Игра « Избушка, Баба Яга, и деревья»
- Ну что, не устали играть?
-
А
сейчас
мы
с
вами
попробуем
изобразить
под
музыку
избушку,
Бабу
Ягу
и
деревья.
Слушайте
внимательно
музыку, она вам подскажет, когда должна
появиться Баба Яга, что должны делать
избушки и деревья. (Выбираются четыре
избушки,
четыре
Бабы
Яги,
остальные
дети — деревья.)
- А сейчас послушайте, как сказочник А.
Афанасьев описал свою Бабу Ягу: «Баба
Яга вышла во двор, свистнула. Перед ней
появилась
ступа
с
пестом
и
помелом.
-Понравилось.
- Нет не устали.
(Двигательная импровизация детей.)
Баба Яга села в ступу, выехала со двора,
пестом погоняет, помелом след заметает
да как закричит: "Фу-фу, здесь русским
духом пахнет! Кто здесь?"».
- А сейчас ответьте, пожалуйста, в каком
из трех музыкальных произведений Баба
Яга самая злая и страшная?
- Ребята, вы послушали и обсудили, как
композиторы
изобразили
образ
Бабы
Яги.
А
теперь
давайте
вернемся
к
произведениям
живописи.
Я
хочу
вам
показать
еще
одно
произведение
В.
Васнецова — «Баба Яга». Скажите, что
делает Баба Яга на этой картине?
- Какая она?
- Как вы догадались, что она злющая?
- А как художник помог нам понять, что
Баба Яга злая?
- К какому музыкальному произведению
больше всего подойдет эта картина?
-Ребята, мы сегодня много говорили об
о б р а з е
Б а б ы
Я г и
в
м у з ыкальных
произвед е ния х
и
п р о и з в е д е н и я х
живописи,
как
изображали
ее
поэты,
сказочники.
А
теперь
я
предлагаю
пройти в изостудию и нарисовать свой
о б р а з
Б а б ы
Я г и ,
ка к и м
о н
в а м
- Самая страшная и злая Баба Яга Была в
пьесе Чайковского «Баба Яга».
-Баба Яга летит в ступе?
- Злющая, страшная.
- По выражению ее лица.
-
Художник
изобразил
у
Бабы
Яги
длинные косматые волосы.
- К первому третья часть, когда Баба Яга
садиться в ступу и улетает.
запомнился и каким вы его представили.
III.
Самостоятельная
деятельность
детей:
(Воспитатель
раздает
детям
альбомные
листы с изображением Бабы Яги)
IV. Итог занятия:
-
Ребята,
давайте
посмотрим,
все
ли
сумели передать образ и характер злой и
доброй Бабы Яги? Влад ты, какую Бабу
Ягу изображал?
- Почему?
(Таким образом воспитатель опрашивает
3-4 детей)
-
Молодцы
ребята,
у
всех
получилось
передать образ Бабы Яги.
( Д е т и
п р и
п о м о щ и
к р а с о к
(раскрашивают)
передают
сказочный
образ Бабы Яги.)
- Злую
-Потому
что
он
больше
всего
мне
запомнился.