Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народные праздники, традиции и обычаи.
Автор: Горбунова Елена Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №33 "Золотая рыбка" Населённый пункт: Нижегородская обл. г.Кстово Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народные праздники, традиции и обычаи. Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через
народные праздники, традиции и обычаи.
« Кто без призора в колыбели - тот весь век не при деле»
.
Русская пословица
Дошкольный возраст-время социальной активности ребенка, вхождения в
культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.
Духовность - основополагающее условие для развития творческой
инициативной личности. Эмоционально- душевная сторона личности
формируется именно в дошкольный период. Чем раньше заложить духовные
ценности, тем меньше исправлений придется на школьный возраст. А как
известно, исправлять всегда труднее.
Народная культура в своей основе не только духовна , но и нравственна. В
нашей группе «Жемчужинка» мы стараемся прививать детям интерес к
культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами,
традициями, народным творчеством. А потом воплощать полученные знания
в празднике, проводимом для детей других групп и родителей. Конечно,
большое внимание оказываем развитию творческих и познавательных
способностей детей с учетом их возрастных и психологических
особенностей. Стараемся объединить усилия ДОУ и семьи, создавая единый
контекст воспитания и развития на основе общности цели.
Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное
восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и
эстетическое отношение народным традициям, национальному наследию.
Беседы организуются как итоговые по окончании праздничного периода.
Дети сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и
различия, учатся рассуждать.
Перед проведением праздника – обязательный этап предпраздничных
посиделок, где не только разучиваются песни, игры, танцевальные
композиции, но и изготавливаются атрибуты, продумываются костюмы.
Праздник – день, который наполнен радостью, весельем. Мы стараемся
научить детей делиться своей радостью с другими, дарить положительные
эмоции и душевную теплоту. Всегда приятно видеть счастливые улыбки и
слышать слова благодарности от присутствующих зрителей, особенно , если
это люди преклонного возраста.
Праздник, народный обряд являются большой, яркой и глубоко
содержательной игрой. Поэтому проживая с детьми любимые обряды и
праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти
оставляем глубокий след.
Очень важным является то, что родители активно включаются в
воспитательно-образовательный процесс. Вместе с нами они изучают
историю русского костюма, готовят эскизы, занимаются рукоделием.
А пример родителей, ой, как немаловажен! Организация совместной
творческой продуктивной деятельности направлена на развитие ручной
умелости. Маленькие дети по своей природе созидатели, поэтому
приобщение их к конкретной продуктивной деятельности позволяет не
только формировать у детей определенные навыки и опыт ручных действий,
но и расширять представления о жизнедеятельности наших предков.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново
открываем и переоцениваем.
Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребенку
познакомиться с окружающим миром, осознать свое место в нем, развить
интеллект, возможность развить в ребенке творческие способности, элементы
самостоятельности, сформировать навыки взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками.
Литература:
Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Учитель. 2010г.
Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н. Воспитание духовности через
приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского
народа. Детство-пресс. 2012 г.