Напоминание

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"


Автор: Нефедова Надежда Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Чайка"
Населённый пункт: с. Краснотуранск
Наименование материала: проект
Тема: "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 2 «Чайка»
Учитель-логопед: Нефедова Н.В.
ПРОЕКТ

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей

в процессе коррекционной работы с детьми

старшего дошкольного возраста»

Актуальность проблемы
семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы. Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье, и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный
процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
ЦЕЛЬ
: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей. 2. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях ДОУ. 3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей. 4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении развивающей и коррекционной работы.
1 ЭТАП. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Месяц

Вид деятельности

Ответственный
Сентябрь- Октябрь
Ознакомительная работа с родителями
(индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование) учитель-логопед Сентябрь
Сбор анамнестических сведений о ребенке
(диагностика речевого развития ребенка, беседы с родителями) учитель-логопед Сентябрь
Перспективное планирование работы с детьми,

воспитателями, родителями на учебный год
(составление перспективного плана коррекционной работы) учитель-логопед
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Месяц

Вид деятельности

Ответственный
Ноябрь
Консультация для родителей

«Особенности развития речи детей старшего

дошкольного возраста»
(старшая группа) учитель-логопед Декабрь
Семинар-практикум для родителей адаптационной

группы от5 года до 7 лет «Вместе с мамой»

«Эффективные способы развития речи детей раннего

возраста».
 формирование речи у детей в ранний период  взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции  обучающий практикум: «Использование нетрадиционных методов и приемов для развития речи детей»:  пальчиковый игротренинг;  обсуждение, обмен мнениями. учитель-логопед Январь
Консультация для родителей «Рекомендации по
учитель-логопед

развитию мелкой моторики пальцев рук»
(старшая группа)  виды детской деятельности, направленные на развития мелкой моторики пальцев рук;  рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет; Январь
Консультация

«Подготовка детей к обучению грамоте»

развитие фонематического слуха
учитель-логопед Февраль
Круглый стол для родителей «Психологические

особенности детей старшего дошкольного возраста с

речевыми нарушениями»
(родители старшей группы:  специфические детские виды деятельности и их влияние на психическое развитие дошкольников;  развитие восприятия дошкольников с помощью познавательных игр;  обсуждение, обмен мнениями. учитель-логопед Март
Консультация «Игры и игрушки у вас дома»
(старшая группа)  игра – основной вид деятельности ребенка;  классификация детских игр;  рекомендации родителям по организации игрового пространства в семье. учитель-логопед учитель-логопед Апрель
Консультация для родителей адаптационной группы

от5 года до 7 лет «Вместе с мамой» «Что делать, если

ваш ребенок плохо говорит».
учитель-логопед Май
Родительское собрание для родителей «Готовность

детей к подготовительной группе».
 психологическая готовность ребенка;  отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми;  рекомендации для родителей по работе с детьми на лето.
Анкетирование «Я считаю, что мой ребенок готов
(не готов)
перейти в подготовительную группу, потому

что…»
учитель-логопед учитель-логопед

воспитатели
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
При реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» мы рассчитываем получить следующие результаты: Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Закон РФ «Об образовании». М., 2008 2. Бачина О.В. Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи». М., 2009. 3. Каше Г.А. Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М., 1978. 4. Козина И.Б. «Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников» // Дефектология. 1997. № 5. 5. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М., 2007 6. Перчаткина Е. «Сотрудничество логопеда и родителей» // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49. 7. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ». М., 2007.


В раздел образования