"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Автор: Нефедова Надежда Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ №2 "Чайка" Населённый пункт: с. Краснотуранск Наименование материала: проект Тема: "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 2 «Чайка»
Учитель-логопед:
Нефедова Н.В.
ПРОЕКТ
«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей
в процессе коррекционной работы с детьми
старшего дошкольного возраста»
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого
развития
определяется
успешной
работой
с
семьями
воспитанников
дошкольного
образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность
деятельности
самого
дошкольного
учреждения,
его
материальное
обеспечение
и
взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.
Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми
старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью,
если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях
педагогов
и
родителей
по
вопросам
речевого
развития
детей.
Родители
нередко
самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так
как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они
испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с
ребенком
дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность
жизнедеятельности дошкольников в семье, и затрудняется в исполнении этого значимого
фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи
лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой
деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
Осознанное
включение
родителей
в
совместный
с
учителем–логопедом
коррекционный
процесс
позволяет
значительно
повысить
эффективность
работы.
Создание
единого
пространства
речевого
развития
ребенка
невозможно,
если
усилия
учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе
стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным
родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого
развития
ребенка.
Признание
приоритета
семейного
воспитания
требует
иных
взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия
и
доверительности.
Сотрудничество
семьи
и
учителя-логопеда
становится
все
более
востребованным;
педагоги
ищут
новые
точки
взаимодействия,
формы
работы
с
родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования
полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный
процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности
важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для
развития их собственного ребенка.
ЦЕЛЬ :
предоставление
различных
содержательных
и
структурных
вариантов
взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми
старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
ЗАДАЧИ:
1.
Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей.
2.
Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях ДОУ.
3.
Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на
развитие речи детей.
4.
Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться
родители в осуществлении развивающей и коррекционной работы.
1 ЭТАП. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Месяц
Вид деятельности
Ответственный
Сентябрь-
Октябрь
Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные
беседы, консультации, родительские собрания,
анкетирование)
учитель-логопед
Сентябрь
Сбор анамнестических сведений о ребенке (диагностика
речевого развития ребенка, беседы с родителями)
учитель-логопед
Сентябрь
Перспективное планирование работы с детьми,
воспитателями, родителями на учебный год
(составление перспективного плана коррекционной
работы)
учитель-логопед
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Месяц
Вид деятельности
Ответственный
Ноябрь
Консультация для родителей
«Особенности развития речи детей старшего
дошкольного возраста» (старшая группа)
учитель-логопед
Декабрь
Семинар-практикум для родителей адаптационной
группы от5 года до 7 лет «Вместе с мамой»
«Эффективные способы развития речи детей раннего
возраста».
формирование речи у детей в ранний период
взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и
речевой функции
обучающий практикум: «Использование
нетрадиционных методов и приемов для развития
речи детей»:
пальчиковый игротренинг;
обсуждение, обмен мнениями.
учитель-логопед
Январь
Консультация для родителей «Рекомендации по
учитель-логопед
развитию мелкой моторики пальцев рук» (старшая
группа)
виды детской деятельности, направленные на
развития мелкой моторики пальцев рук;
рекомендации родителям по развитию мелкой
моторики рук детей 5-6 лет;
Январь
Консультация
«Подготовка детей к обучению грамоте»
развитие фонематического слуха
учитель-логопед
Февраль
Круглый стол для родителей «Психологические
особенности детей старшего дошкольного возраста с
речевыми нарушениями» (родители старшей группы:
специфические детские виды деятельности и их
влияние на психическое развитие дошкольников;
развитие восприятия дошкольников с помощью
познавательных игр;
обсуждение, обмен мнениями.
учитель-логопед
Март
Консультация «Игры и игрушки у вас дома» (старшая
группа)
игра – основной вид деятельности ребенка;
классификация детских игр;
рекомендации родителям по организации игрового
пространства в семье.
учитель-логопед
учитель-логопед
Апрель
Консультация для родителей адаптационной группы
от5 года до 7 лет «Вместе с мамой» «Что делать, если
ваш ребенок плохо говорит».
учитель-логопед
Май
Родительское собрание для родителей «Готовность
детей к подготовительной группе».
психологическая готовность ребенка;
отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с
детьми;
рекомендации для родителей по работе с детьми на
лето.
Анкетирование «Я считаю, что мой ребенок готов (не
готов) перейти в подготовительную группу, потому
что…»
учитель-логопед
учитель-логопед
воспитатели
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
При
реализации
проекта
«Взаимодействие
учителя-логопеда
и
родителей
в
процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми
нарушениями» мы рассчитываем получить следующие результаты:
Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях
педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у
детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.
Они
преодолеют
возникающие
определенные
трудности
в
организации
взаимодействия со своим ребенком.
Осознанное
включение
родителей
в
совместный
с
учителем–логопедом
коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной
работы.
Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития
ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.
Закон РФ «Об образовании». М., 2008
2.
Бачина
О.В.
Самородова
Л.Н.
«Взаимодействие
логопеда
и
семьи
ребенка
с
недостатками речи». М., 2009.
3.
Каше
Г.А.
Филичева
Т.Б.
«Программа
обучения
детей
с
недоразвитием
фонетического строя речи». М., 1978.
4.
Козина
И.Б.
«Формирование
мотивации
к
коррекционным
занятиям
у
дошкольников» // Дефектология. 1997. № 5.
5.
Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М.,
2007
6.
Перчаткина Е. «Сотрудничество логопеда и родителей» // Дошкольное воспитание.
1998г. № 11, с.47-49.
7.
Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ». М., 2007.