Декоративно-прикладное искусство в жизни человека." Русская прялка.
Автор: Ященко Тамара Аркадьевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: ЧОУ "Школа-интернат № 28 ОАО "РЖД" Населённый пункт: пгт. Смоляниново, Приморский край Наименование материала: Конспект урока Тема: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека." Русская прялка. Раздел: среднее образование
Цель урока:
Создать условия для формирования у учащихся навыков создания единого
художественного образа в конструкции и декоративном оформлении
предмета (русская прялка).
Задачи урока:
Способствовать формированию умения передавать единство формы и
декора.
Способствовать формированию навыков работы с художественной
росписью, навыков работы в стиле русских народных промыслов,
практических навыков работы в конкретном материале (акварель,
бумага, кисти).
Способствовать развитию творческой активности, трудолюбия,
аккуратности, а также умения использовать полученные знания об
орнаменте в украшении модели прялки.
Способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению
увиденного.
Способствовать воспитанию уважительного отношения к своим
древним корням и памяти предков, любви к различным видам
народного творчества.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением элементов
традиционного
народного
орнамента, презентации « Конструкция и декор
предметов народного быта», «Русская прялка», проектор, компьютер, прялка
с веретеном, учебник «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека.» 5 класс, альбом, краски, кисти
Музыкальный ряд: русские народные песни.
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний, мотивация.
3. Постановка учебной (художественной) задачи.
Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.
4. Постановка художественной задачи.
5. Практическое выполнение задания.
6. Выставка и анализ детских работ.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний, мотивация.
Изучив внешний вид и строение русской избы, интерьер, внутренний мир
избы, давайте вспомним, какие предметы наполняли крестьянский дом?
Зачем они были нужны?
(ответы детей сопровождаются показом презентации)
III.
Постановка учебной задачи.
Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.
А теперь давайте, представим… Русская деревня, утонувшие в
сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка.
Заглянем внутрь?!
Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую девушку. Перед нею
– прялка с куделью, в руке - веретено.
Русская народная песня «Пряха».
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха под окном сидит…
Как вы думаете, о каком предмете крестьянского быта мы будем говорить
сегодня? Конечно, о русской прялке! Тема нашего урока - конструкция и
декор
предметов
народного
быта
на
примере
русской
прялки.
Мы
рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый
в быту предмет.
IV. Решение учебной задачи.
Вот, посмотрите, какие они, русские прялки.
Прялка – орудие для ручного прядения.
Русские прялки - неизменные спутницы крестьянских женщин.
Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил
муж жене, отец дочери. И поэтому ее старались украсить особенно нарядно.
Основными элементами прялки являются: городки, лопасть, серьги,
ножка, донце.
Городки - разные выступы, в верхней части, обозначающие путь солнца по
небосводу, символ дневного солнца. «Серьги» - выступы в нижней части,
символы ночного (подземного) солнца. Вертикальный стояк с лопастью, к
которой привязывалась кудель для прядения. Кудель прикреплялась именно к
той части лопасти, где находится большое солнце. Донце – горизонтальное
сиденье для пряхи (демонстрация настоящей прялки).
Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а
иногда резьбой и росписью одновременно. В роспись удивительным образом
соединялись сказочность и реальность. Встречаются и сценки из жизни
людей, и растительные элементы, а в нижнем ярусе, символизирующем
землю, солярные знаки солнца и воды и фантастические птицы Сирин. Люди
верили, что птица Сирин приносит счастье. С солярными знаками мы
знакомились с вами на предыдущих уроках.
Что такое солярные знаки? (Солярные знаки — всевозможные
круговые, крестообразные изображения, символизирующие солнце).
Существует множество поговорок о прядении
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
Прялка не Бог, а рубаху дает
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
Не ленись прясть, хорошо оденешься
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на
рождественские
праздники.
В
последний
день
масленицы
женщины,
празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок,
при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён.
Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, и составные, у
которых ножка вставлялась в донце. Во многих избах лопасть вешали на
стену как украшение интерьера избы. Посмотрите, как разнообразны прялки:
их различают размеры, форма лопастей, ножки, декоративные украшения.
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу,
но
и
согревал
душу
неутомимой
пряхе,
в
полном
смысле
скрашивал
бесконечный монотонный труд.
Постановка художественной задачи.
А теперь давайте выполним эскиз прялки с использованием знаний о
русском традиционном орнаменте и его символике
Прежде
чем
приступить
к
работе,
посмотрите
последовательность
выполнения (педагогический рисунок).
1. Нарисовать лопасть и ножку.
2. Оформить верх лопасти городками, низ «серьгами».
3. Составить композицию из узоров, орнамента, символов.
4. Затонировать прялку «под дерево» краской охристого цвета.
5. Выполнить эскиз в цвете.
Физкультминутка.
V. Практическое выполнение задания.
В ходе самостоятельной работы учащихся учитель обращает внимание:
на композиционное решение, цветовую гамму, навыки работы с кистью и
красками.
Учитель подсказывает, поправляет, помогает в процессе работы учеников.
(Тихо звучит русская народная музыка)
VI. Выставка и анализ детских работ.
Во время индивидуальной работы важно акцентировать внимание ребят
на удачных находках и решениях, комментируя и поясняя. Неудачные работы
показывать тоже необходимо, но здесь надо аккуратно подсказывать пути
исправления недостатков, подключая к диалогу самих детей.
VII.. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Назовите основные элементы прялки? (городки, лопасть, серьги, ножка,
донце).
2.Какие виды прялок существовали? (сплошные, составные)
Сегодня
мы
еще
раз
прикоснулись
к
наследию
наших
предков,
познакомились с предметом, который играл важную роль в жизни русского
человека,- прялкой.
1. Что вам понравилось на уроке? (ответы учащихся)
2. Узнали что-то новое для себя? (ответы учащихся)
3. Чтобы вы рассказали своим друзьям или родителям?
VIII.
Домашнее задание.
Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением предметов народного
быта.
Подобрать материал по русской народной вышивке.