"Загадка как средство речевого развития детей дошкольного возраста"
Автор: Колган Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКОУ "Тхорёвская ООШ" Населённый пункт: с. Тхорёвка Воронежская область Наименование материала: Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей по руководству развитием речи детей в процессе общения с ребенком. Тема: "Загадка как средство речевого развития детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей по руководству
развитием речи детей в процессе общения с ребенком.
«Загадка как средство речевого развития детей дошкольного возраста».
Загадка имеет огромное познавательное и воспитательное значение,
способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей. Вот
почему проблема развития речи детей так актуальна в настоящее время.
Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с
помощью загадки.
Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами –
логопедами и родителями. Для этого используются активные формы и
методы работы:
• составление тематического плана занятий по развитию речи детей,
оформление наглядных пособий и игр с использованием загадок,
направленные на развитие речи детей;
• игры и упражнения по развитию речи детей;
• консультации, родительские собрания и рекомендации для родителей;
• оформление папок – раскладушек и информационных альбомов;
• разработка системы занятий, способствующих развитию речевой
активности детей.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
• воспитывать у детей любовь к художественной литературе, учить бережно
обращаться с книгами;
• вызвать у детей эмоциональный отклик через загадку;
• воспитывать любовь к фольклору, народному творчеству;
• учить детей внимательно слушать загадку, понимать их смысл, выявлять
характерные признаки того предмета или явления, о котором идет речь в
загадке;
• развивать у детей слуховое восприятие, воображение, мышление в процессе
отгадывания загадок.
Литературные произведения оказывают огромное влияние на развитие речи
детей. В детских садах детям читают сказки и рассказы, беседуют с ними о
прочитанном, учат их пересказывать и т. д. В работе с детьми по развитию
речи необходимо использовать доступные образцы литературных
произведений. При этом важную роль играют произведения фольклора.
Особое значение в работе по развитию речи придается использованию малых
форм фольклора, которые несут в себе важное для детей содержание, такие
как загадка.
Загадки – распространенный и любимый детьми жанр народного
творчества. Обращение к ним на занятиях неизменно вызывает детскую
улыбку, а для многих педагогов - молодых и опытных – загадка является
необходимым дидактическим материалом, поскольку ее лаконичность в
сочетании с художественной выразительностью позволяет и занятие оживить,
и задачи занятия успешно решить. Являясь элементом игровой деятельности,
загадка ненавязчиво, деликатно воспитывает ребенка, приобщая к
нравственным ценностям русского народа, его житейские мудрости.
Образность, красочность, эмоциональность, загадок, развивают поэтическое
чувство, языковое чутье, восторженное отношение к языку, подготавливают к
восприятию литературы, учат наслаждаться «искусством слова».
Загадки являются благодатным средством, способствующим развитию речи
детей, образного и логического мышления, умственных реакций. Главная же
особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую
задачу. Отгадывая загадку, ребенок совершает довольно сложные
мыслительные операции: сравнивает признаки различных предметов,
находит общее, отсекает несущественное, анализирует предметное и явления
окружающей действительности, классифицирует их.
Однако совершают дети в процессе отгадывания своеобразные
«умственные упражнения» с радостью, воспринимая их как развлечения, и
как проверку на сообразительность. Загадка развивает ум, смекалку, будит
мысль. Но значение загадок в умственном воспитании далеко не
исчерпывается развитием мышления. Они также обогащают ум сведениями о
природе и знаниями из различных областей человеческой жизни. Загадки
развивают наблюдательность ребенка, чем наблюдательнее ребенок, тем он
лучше и быстрее отгадывает загадки.
Знание загадок развивает мысль, они легко усваиваются детьми за счет игры
слов, рифм, ритма. Поэтика выступает как форма сохранения и
распространения народной мудрости, поэтического взгляда на
действительность.
Работа с загадками также применяется и для обогащения словарного запаса
детей. Лексика загадок меткая, ясная, общедоступная, способствует
увеличению пассивного и активного словаря детей, более эффективной
организации словарной работы, знакомит с различными пластами
лексического запаса нашего языка. Обычно используют загадки для
объяснения или уточнения лексического значения слова.
Загадка используется как средство формирования разных сторон речи.
Загадки построены на повторах, повторяются отдельные слова,
словосочетания и даже предложения. А это способствует запоминанию слов,
а затем их активному употреблению. В загадках встречаются слова в
уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает
детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы.
Загадки способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и
того же предмета довольно часто дается в разных вариантах (в полной или
уменьшительно-ласкательной форме).
В загадках обнаруживается диалогическая и обращенная речь. Примеры
такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в
обучении детей обращенной речи. В загадках встречаются количественные
числительные, которые употребляются в числовом ряду от 1 до 5-6.
Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают
числовой ряд. Загадки можно использовать с целью выделения ударных
слогов. они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию
чувства ритма и формы. Загадки целесообразно также использовать с целью
описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при
обучении детей описательных рассказов.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей,
обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.
Обращаясь к загадке, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую глубину
и эстетическую привлекательность.
Результатом данных методических рекомендаций являются высокие
показатели развития речи детей, слухового восприятия, воображения памяти,
внимания, логического мышления в процессе отгадывания загадок. На основе
полученных данных можно сделать вывод, что систематическое обращение к
загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи,
обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное
развитие ребенка.
На основе полученных результатов можно утверждать, что планомерное
использование загадок на занятиях будет наиболее эффективно влиять на
речевое развитие детей.