Автор: Андриянова Светлана Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад № 86" Населённый пункт: г. Орёл, Орловская область Наименование материала: Статья Тема: Воспитательное значение пения Раздел: дошкольное образование
Воспитательное значение пения.
Пение
является
важнейшим
средством
музыкального
воспитания
и
играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного
развития ребенка.
Пение
-
наиболее
доступный
вид
музыкальной
деятельности
детей
дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что
способствует
развитию
у
них
активного
восприятия
музыки,
умения
искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.
Встреча
с
песней,
общение
с
ней
окрашиваются
для
детей
светлой
радостью,
вызывают
положительные
эмоции.
У
ребенка
появляется
заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее.
Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым
ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен
помогает
более
ярко
и
углубленно
переживать
их
содержание,
вызывать
эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности. В
пении
успешно
формируется
весь
комплекс
музыкальных
способностей:
эмоциональная
отзывчивость
на
музыку,
ладовое
чувство,
музыкально-
слуховые представления, чувство ритма.
Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают
умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка,
так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в
любое время.
«Пение
относится
к
числу
тех
видов
музыкальной
деятельности,
в
процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к
музыке;
обогащаются
переживания
ребенка;
активно
формируются
музыкально-сенсорные
способности
и
особенно
музыкально
слуховые
представления звуковысотных отношений»
1
.
1
См.: Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., 1968, С. 108.
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его
личностных
качеств.
В
пении
развиваются
эстетические
и
нравственные
представления,
активизируются
умственные
способности,
заметно
положительное влияние на физическое развитие детей. Влияние пения на
нравственную сферу выражается в 2-х аспектах. С одной стороны, в песнях
передано определенное содержание, отношение к нему; с другой – пение
рождает способность переживать настроения; душевное состояние другого
человека, которые отражены в песнях.
Формирование
музыкальных
способностей
неразрывно
связано
с
умственными
процессами.
Восприятие
музыки
требует
внимания,
наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии,
аккомпанемента,
постигает
их
выразительное
значение,
разбирается
в
структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Очевидно
воздействие
песни
на
физическое
развитие
детей.
Пение
влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные
с
изменением
кровообращения,
дыхания.
Влияние
музыки
на
организм
человека установили физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, П.К. Анохин,
изучая влияние мажорного и минорного лада на слушателя, пришел к выводу,
что умелое использование мелодии, ритма и других выразительных средств
музыки может регулировать состояние человека во время работы и отдыха,
стимулировать или успокаивать его.
Правильно
поставленное
пение
организует
деятельность
голосового
аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.
Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение,
развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с
движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.
Особое
чувство
радости
вызывает
общение
во
время
коллективного
пения. Это прекрасно отметил еще К.Д.Ушинский: "В песне, а особенно
хоровой, есть - вообще не только нечто оживляющее человека, но что-то
организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу.вот
почему
в
школу
следует
вести
песню:
она
несколько
отдельных
чувств
сливает
в
одно
сильное
чувство
и
несколько
сердец
в
одно
сильно
чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями
должно
побеждать
трудности
ученья.
В
песне
есть,
кроме
того,
нечто
воспитывающее душу и в особенности чувство...
2
"
Все это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также
свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно
наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию;
девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка –
естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему
пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает
организовывать
творческие,
сюжетные
игры.
Нередко
пением
сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод,
игра на детских музыкальных инструментах. Песня – яркая, образная форма
углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение
песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному,
и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.
Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и
умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других,
прислушиваться
к
исполняемой
мелодии
на
фортепиано,
сопоставлять
различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество
исполнения песни.
Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения
в
жизни
человека.
Н.Г.
Чернышевский
относил
пение
к
"высшему,
совершеннейшему
искусству"
и
подчеркивал:
"Пение
первоначально
и
существенно подобно разговору
3
".
Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова,
позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать эмоциональный
2
См.: Ушинский К.Д. Собрание сочинений., т.3. – М., 1948, С.162.
3
См.: Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности., - М., 1948, С.88.
отклик,
сочувствие,
понимание.
В
этом
его
особая
доступность
для
восприятия детьми.
Выразительные
интонации
человеческого
голоса,
сопровождаемые
соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в
раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее
содержания.
По
мере
развития
мышления,
речи,
накопления
новых
представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес к
самой песне, так и к ее воспроизведению.
Певческую
деятельность
можно
определить
как
одну
из
важнейших
форм проявления активного отношения детей к песням и пению в процессе
различных жизненных ситуаций.