Автор: Голикова Татьяна Захаровна Должность: учитель немецкого языка Учебное заведение: МОУ-Гимназия №15 Населённый пункт: город Клин, Московская область Наименование материала: статья Тема: Рождественская игрушка Раздел: среднее образование
«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИГРУШКА»
2014-1015г. Был объявлен в России и Германии годом немецкого языка
и литературы. Это связано с юбилеями двух великих классиков: 215-летием
со дня рождения А.С.Пушкина и 140-летием со дня рождения Томаса Манна.
По приглашению Центра русской культуры «МИР» в Мюнхене я с группой
школьников из нашей Гимназии посетила Баварию. По времени эта поездка
совпала с подготовкой к Рождеству – адвентом. Мы сразу очутились в сказке.
Это была языковая поездка, мы посещали музеи, выставки,
рожрественские ярмарки в Мюнхене, Нюрнберге, Ротенбурге-на-Таубере,
общались с молодежью и школьниками, участвовали в международном
КВНе. Это было очень важно – изучать современную культуру народов
Европы, общеевропейские ценности, поближе познакомиться с обычаями и
традициями страны, особенно накануне самого главного и любимого всеми
европейцами праздника Рождества. Посетив Немецкий рождественский
музей в Ротенбурге-на-Таубере, я была потрясена, с какой любовью относятся
немцы к традиции празднования Рождества. Особенно меня заинтересовали
рождественские игрушки, которыми были украшены многочисленные елки.
Мне стало интересно, откуда взялась рождественская игрушка, почему
появилась традиция уркашать ели игрушками, связана ли эта традиция с
русской новогодней игрушкой? Поэтому тема моей работы так и называется:
«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИГРУШКА ГЕРМАНИИ И РОССИИ »
А целью ее является «Изучение национальных традиций немецкого
и русского народа в оформлении рождественской игрушки».
Задачи:
1.Изучить литературу и интернет-источники по теме проекта.
2.Выявить основные национальные традиции немецкого народа в
оформлении рождественской игрушки по материалам Немецкого
рождественского музея в Ротенбурге-на-Таубере.
3.Познаколмиться с технологией производства новогодней игрушки в
«Клинском Подворье».
4. Сравнить традиции культуры русского и немецкого народа в
оформлении новогодней елки.
Считаю, что тема моей работы актуальна, потому что я изучаю
традиции двух народов, сохранение ими культурных наследий,
проникновение этих традиций из культуры одного народа в другую. А
интерес к тому, как украсить новогоднюю или рождественскую ель растет
постоянно, во многих семьях , сохраняя традиции руского народа, наряжают
зеленую красавицу разноцветными шарами, бусами, гирляндами, а в других,
наоборот, ставят двухцветную или одноцветную елку.
Гипотеза моего исследования:
Всвязи с тем, что история России и Германии на протяжении
нескольких веков переплеталась, то и в искусстве создания Рождественской и
новогодней игрушки можно найти много общего
Ротенбург-на-Таубере является самым сказочным городом Германии.
Недалеко от рыночной площади, на улице Геррнгассе, расположена
«Рождественская деревня» Кэте Вольфарт, образованная из пяти
соединенных между собой аристократических домов. Это Немецкий
Рождественский музей и магазины рождественской игрушки. Интересно, что
музей этот частный, и, благодаря коллекции госпожи Вольфарт,
насчитывающей более 5000 экспонатов, а также другим музейным редкостям,
переданным в долговременное пользование для публичного обозрения
коллекционерами из разных стран, праздник Рождества наших дедов и
прадедов оживает вновь.
Гостей встречает четырехметровый щелкунчик, который считается
главным символом музея. Тема щелкунчика не случайна. И сама по себе –
очень интересна. В коллекции музея представлено 458 щелкунчиков, от
самых первых, известных еще в 1735 году щипцов для колки орехов в виде
двух деревянных рук, до сегодняшних красавцев. После издания в 1851 году
иллюстрированной книги Гофмана «Щелкунчик или мышиный король»,
производство этой рождественской игрушки стало популярным. И сейчас в
каждой немецкой семье хранится свой щелкунчик.
Рядом с щелкунчиком – вращающаяся пятиметровая многоярусная
рождественская пирамида с фигурками, символизирующими рождение и
житие Христа. Принцип действия пирамиды прост и оригинален: горячий
воздух, поднимающийся от зажженных свечей, приводит в движение
находящуюся на верхушке пирамиды крыльчатку с лопастями.
Парад новогодних елок, рождественских венков с зежженными
свечами, елочные украшения, изготовленные из самых различных
материалов, подставки для пождественских елок, фигурки святого Николауса,
рождественские карты, бумажные ясли младенца Иисуса, рождественские
календари, щелкунчики, пирамиды, фигурки курящих человечков,
фахверковские домики, выстроенные в ряд, светящиеся ангелы и пауки,
«парящие в поднебесье», завораживают посетителей, которые в 10 залах
музея, погружаясь в воспоминания детства, снова переживают волшебство
рождественских праздников.
Новогодние елочные украшения прошли длительный путь развития, а
их история очень интересна.
Еще во времена средневековья появилась традиция украшать дома
хвойными ветками, а с 16 столетия немцы стали приносить домой не ветку, а
целую елку или сосну и украшать ее, а дерево стали называть
«рождественским». Все елочные украшения были символичными, несли
религиозный смысл. До середины 18 века елка украшалась только
съедобными украшениями: красными яблоками, напоминающими о грехе
Адама и Евы; вафлями – как символ причастия, орехами в золотых бумажках,
другими фруктами и сладостями, пастилой и медовыми пряниками, рецепты
приготовления которых в каждой семье были свои.
Во второй половине 18 столетия появляются первые «несъедобные»
елочные украшения. Они были примитивны, в каждой семье они
изготавливались своими руками: из соломки, дерева, бумаги, яичной
скорлупы, шишек, покрытых напылением. Затем появились первые игрушки,
изготовленные мастерами. Это были замысловатые фигурки из латуни и
чеканки, изображавших, главным образом, сказочный фей и невинных
ангелочков.
К концу 18 столения для украшения рождественской елки стали
использовать блестящие серебристые звездочки, яркие бумажные цветы.
Первые елочные шары появились только в 1848 году, а их родиной стал
городок Лауш, расположенный в Тюрингии. Эти шары не были такими
легкими и хрупкими, как сегодня, они изготавливались из тяжелого стекла,
прозрачного или цветного, а для приданим им зеркального блеска с
внутренней стороны покрывались тоненьким слоем свинца. Это стоило очень
дорого и не все могли купить такой шар.
В 1868 году в Лауше был открыт газовый завод, это позволило
стеклодувам изготавливать более легкими шары и появились новые игрушки
– гроздья винограда, фигурки животных и птиц, Санта Клауса и маленьких
ангелочков, рыбок, которые в христианстве отождествлялись с Иисусом
Христом.
Для росписи елочных игрушек использовалась серебряная и золотая
пыль. Каждая игрушка производилась вручную, а росписи отличались одна
от другой.
Я узнала, что в течение длительного времени все стеклянные елочные
игрушки производились только в городе Лауш, а затем экспортировались в
другие страны Европы, в том числе и в Россию.
Сложилась и своеобразная мода на новогодние игрушки. В богатых
домах в конце 19 столетия использовались яркие, разноцветные игрушки, а в
начале ХХ столетия характерной чертой новогодней моды стал минимализм,
рождественское дерево не было перенасыщено игрушками, использовались
лишь только елочные украшения, выдержанные в белых и серебристых
тонах.
Спустя несколько лет мода опять изменилась, стеклянные шары стали
использовать мало, их заменили нежные фигурки из блестящего картона, а
также оригинальные соломенные звездочки.
Первые елочные игрушки в стиле «техно» появились в немецких
городах Лейпциг и Дрезден, елки украсили дирижабли и стеклянные
пароходики, использовались и игрушки в виде конных экипажей, а также
фигурки местных и экзотических животных – слонов и фазанов, лягушек и
медведей.
Это все можно увидеть в музее рождества в Ротенбурге-на-Таубере
Слушая экскурсовода, рассматривая великолепные игрушки в
Рождественском музее, собранные изо всех уголков Гемании, я постоянно
думала о нашей русской новогодней елке, о музее в моем родном городе,
сравнивала экспонаты. Я очень люблю наше «Клинское подворье», была там
несколько раз, но мне очень захотелось побывать там еще раз, узнать
историю создания музея, полюбоваться изделиями клинских мастеров.
От директора музея я узнала, что в музее «клинское подворье»
предоставлены более 3000 елочных игрушек, сделанных клинскими
стеклодувами в разные годы. В Клину находится старейшая в России фабрика
по производству елочных игрушек ручным способом.Музей елочной игрушки
состоит из 12 залов, которые рассказывают о зарождении и развитии
стекольного промысла на клинской земле. Мы попадаем в новый мир с
богатой историей елочной игрушки и наблюдаем за непростой работой
мастеров-стеклодувов и талантливых художников.
В книге В.С.Юдина «Край наш клинский» я я прочитала о том, что в
1848 году князь Меньшиков основал в своем имении Александрово под
Клином завод для изготовления ламп, бутылок и изделий из цветного стекла.
Это стало возможным благодаря богатым залежам в этих местах кварцевого
песка.Стеклянная и хрустальная посуда с меншиковского завода
прославилась по всей России чистотой выделки стекла, высоким качеством
гранения и шлифовки хрусталя.
Крестьяне быстро переняли секреты стекольного производства и
открыли в своих избах кустарное производство стеклянных изделий. В
кустарных условиях было легко производить маленькие изделия, такие как
бусы или серьги. Именно бусами и любили украшать рождественские ели.
Технология производства с тех пор не сильно изменилась. Исходный
материал для создания изделия – это стеклянная трубка, которая называется
стеклодрот. Трубка разогревалась в горелке, жар в которой создавался при
помощи мехов. Ставшее пластичным стекло, затем и выдувалось, или
принимало форму в специальных небольших прессах, похожих на щипцы.
Мастерство стеклодувов передавалось из поколения в поколение. Наиболее
предприимчивые и удачливые крестьяне создавали мастерские, в которых
работали наемные рабочие.
После революции промысел не исчез, а наоборот, стал расти. Мастера-
стеклодувы объединялись в артели. Для их профессиональной подготовки в
одном из окресных сел открыли училище, в котором готовили специалистов
по созданию медицинской аппаратуры и елочных игрушек.
А к 80-м годам артели и небольшие производства Клинского района
объединились в предприятие «Елочка», мастера которого радуют нас сегодня
замечательными новогодними игрушками по-прежнему выполненными
вручную.
Процесс производства обычного елочного шарика –зрелище
впечатляющееМ В музее «Клинское подворье» можно попастьв
стеклодувный цех и понаблюдать за процессом «рождения» стеклянной
игрушки. Мастерица, вращая двумя руками стеклянную трубку – дрот ,
разогревает ее в пламени газовой горелки до тех пор, пока стекло не станет
мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке –усик. Происходит
чудесное превращение стеклянной заготовки в шар, колокольчик, сердечко.
Музей «Клинское подворье» был открыт в 2008 году. В музее представлен
ассортимент продукции разных периодов, начиная с 1930-х годов и
заканчивая современными. Наверное, многие с детства помнят наборы
«овощных» елочных игрушек. Представьте, что в них прослеживается
история страны, во времена Хрущева Н.С. в наборе кроме традиционных
огурцов и морковок появилась кукуруза. Основные сюжеты советских
украшений: дети спорт советская символика, пионеры, красная звездочка. В
честь полетов в космос выпустили космонавтов, игрушечные спутники и
ракеты. Выпускались также игрушки, одетые в национальные костюмы всех
советских республик, игрушки-часы, на которых всегда было без пяти 12. Из
сосулек, домиков, часов зверушек, шаров, звезд получалась уникальная
новогодняя композиция. По елочной игрушке можно изучать историю
страны. В 1936 году в советских кинотеатрах выходит фильм «Цирк» Фильм
очень понравился народу. Тут же появляются елочные игрушки из папье-
маше, изобраджающие цирковых персонажей. Через 20 лет выходит другой
хит – «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко . Песня «Пять минут»
становится всенародно любимой. И в продажу поступают елочные игрушки
на тему часов, отсчитывающих минуты до наступления Нового года. В 1960-х
годах Юрий Гагарин становится первым человеком, поднявшимся в космос,
Валентина Терешкова – первой женщиной-космонавтом, а Алексей Леонов
впервые выходит в открытый космос. Все эти исторические события находят
отражения не только в официальной пропаганде, но и на новогодней елке.
В музее есть музыкальный зал – Зал Щелкунчика. Его украшает
нарядная рождественская елочка из сказки «Щелкунчик и Мышиный
король». Всемирно известный композитор Петр Ильич Чайковский некоторое
время жил в нашем городе, и самые известные свои произведения он написал
на Клинской земле. И именно здесь он закончил работу над музыкой к балету
«Щелкунчик».
Елочные игрушки1940-1960гг. представлены в следующем зале. Это
было непростое время для нашей страны – война и послевоенные годы. Но
традиция украшать елку существовала даже на фронте. Таким образом, люди
вспоминали мирное время и надеялись на скорейшее окончание войны.
Новогодние украшения того времени выполнены в форме орденов, звезд,
самолетов и дирижаблей с символикой СССР.
В 1950-е годы, на волне строительства квартир – хрущевок.
(малогабаритных домов), этих маленьких квартир, стали появляться мини-
игрушки, набор мини-украшений, потому что в такую квартиру можно было
поставить только мини-елку с мини-игрушками. Появились и бытовые
игрушки – кофейники, чайники, Самоварчики, вазочки, настольные лампы,
обычные атрибуты обычного нормального человеческого быта.
Мне очень нравятся фигурки, изображающие сказочных героев,
созданных по сказкам русских писателей. Большая коллекция героев Сказок
А.С.Пушкина открывает этот зал: «Шамаханская царица, 33 богатыря, кот
ученый. Конечно, в музее представлены и современные стеклянные игрушки
фабрики народно-художественных промыслов «Елочка». Витрина с этими
изящными и хрупкими украшениями переливается яркими красками,
невозможно оторвать глаз от этой блестящей красоты.
Завершается экскурсия встречей с Дедом Морозом и Снегурочкой у
сверкающей 10-метровой елки, Королевы Клинского дворца. Все посетители
загадывают заветное желание.
Можно посетить мастер-класс, где каждый может попробовать себя в
роли специалиста по изготовлению новогоднего чуда, самим расписать
настоящий стеклянный шарик и забрать его с собой на память о посещении
необыкновенного музея
4. Я посетила два музея Рождества, в Германии и России, Два
сказочных места, которые дарят людям радость воспоминания о детстве, о
Рождестве.
Новый год и Рождество невозможно представить без елки – лесной
красавицы. Наряд елки символичен. Мы вешаем гирлянды, шары, игрушки в
виде различных зверей, сладости, на макушку помещаем звезду, но почему
так мы наряжаем елку – не задумываемся. А ведь все это имеет смысл.
Обычай украшать деревья существовал еще до наступления новой эры.
В те времена считалось, Что в их ветках живут могущественные духи
(добрые и злые), и чтобы найти с ними общий язык и получить помощь, им
подносили дары. До сих пор неизвестно, кому же мы обязяны появлению
традиции наряжать елку. На эту тему существует множество легенд и версий.
Я больше склоняюсь к традиционной версии – обычай украшения новогодней
елки пришел к нам из Германии в первой половине Х1Х века. А вот в самой
Германии этот обычай существовал еще в шестнадцатом веке. В то время
существовали строгие правила украшения рождественской елки: верхушку
венчала»Вифлеемская звезда». На ветках рядями располагались красные
яблоки (сейчас их роль выполняют шары), олицетворяющие запретный плод,
который вкусили Адам и Ева. Горящие свечи – суть жертвенности Христовой.
Всевозможные фигурные пряники и печенье – замена пресных хлебов,
употребляемых при таинстве причастия.
Поначалу в Германии украшались не только елки, но и сосны, а также
ветки вишневых деревьев и буков.
Я уже говорила, что первый стеклянный елочный шар был выдут в
Германии в конце 16 века. А вот промышленное производство елочных
игрушек в Германии началось только в середине 19 века.
В России, по приказу Петра 1, с 31 декабря по 1 января 1700 года, стал
праздноваться Новый год, обычай украшать елку тоже появился вовремя
правления Петра Первого, причем он объявил ель именно «новогодним», а не
«рождественским» деревом. И только во времена царствования российского
императора Николая Первого появился новый обычай – украшать елку перед
Рождеством, так как в те времена Рождество Христово наравне с Пасхою.
Были самыми главными праздниками в стране, а Новый год праздновался
менее пышно. Возможно, такой обычай принесла с собой Александра
Федоровна, супруга Николая Первого, родившаяся и выросшая в Пруссии.
В России, как и в Европе, елку долгое время украшали яблоками,
орехами и медовыми пряниками, а стеклянные игрушки завозились из
Германии. Вскоре, поняв выгодность производства елочных игрушек, этим
делом занялись русские промышленники.
Символично, что первые елочные шары появились в Лауше в 1848 году,
и именно в этом году Князь Меньшиков под Клином открыл производство
изделий из стекла, в том числе и елочных игрушек. Бусы, которые выдували
из стекла крестьяне-умельцы, шли на украшение не только женщин, но и
новогодних елок.
Моду на елочные украшения, на игрушки диктовала Германия.
С началом первой мировой войны елка стала жертвой патриотизма:
россияне вспомнили о немецком происхождении этого обычая и в Российской
империи стали звучать предложения отказываться от него как и от других
немецких черт в российской жизни и быту.
Революция изменила календарь, но елки поначалу не затронула: их
ставили на Новый год в детских учреждениях, и одну из таких елок даже
посетил Ленин. Эту историю, сохранившуюся в воспоминаниях Владимира
Бонч-Бруевича, затем пересказал писатель Александр Кононов в своем
рассказе «Елка в Сокольниках». Кстати, Лев Толстой рассказывал о
новогодней елке в рассказе «Детство Никиты», а Аркадий Гайдар в повести
«Чук и Гек» описывал новогоднюю елку.
В России елка прижилась не сразу. В 20-е годы 20 века празднование
Рждества в России было запрещено, поэтому и елку как главный символ этого
праздника, наряжать было запрещено. Но уже в 30-е годы елочку у нас стали
расматривать не как символ рождественского праздника, а как новогоднего
праздника. Поэтому ставить елки в дамах разрешалось. Вот так и
получилось, что у большинства христиан елка – символ Рождества Христова,
а у нас из-за причуд власти и неприятия религии в начале 20 века – символ
Нового года.
В 1936 году елка вернулась именно как атрибут новогодних праздников.
Ее украшали гирляндами из цветной бумаги, флажками с советской
символикой, яркими шарами. Вифлеемская звезда сменилась красной
звездой. Допускалась и серебряная пятиконечная звезда. После окончания
Великой Отечественной войны разрешалась золотая звезда, как звезда героя,
елка-победительница.
Во время войны в Клину было много пленных немцев, они помогали
восстанавливать разрушенные дома. Среди них были мастера-стеклодувы,
которые научили клинских мастеров выдувать более тонкие шары и
наконечники в виде пики. Рабочие из Германии продиктовали новую моду
Клинским мастерам-стеклодувам.
Сегодня идеологические мотивы забыты и у нас есть возможность
наряжать новогоднюю елку ставить под нее фигурки Деда Мороза и
Снегурочки, украшать свой дом снежинками и яркими огнями, самим
выбирать, в каком стиле будет оформлена елка.
Высокой модой считается сегодня украшение елки игрушками из
соломы. Но мало кто знает, что на самом деле модное веяние является ничем
иным, как хорошо забытым атрибутом рождественских праздников стран
раннехристианской Европы. Солома напоминала о яслях, в которых лежал
младенец Иисус – из нее мастерили праздничных кукол, короны, пирамиды и
просто рассыпали на полу. Также соломенные игрушки делали и на Руси, с
самых давних времен. Мне тоже захотелось попробовать сделать своими
руками игрушку из соломы. Вот что у меня получилось. А елка, украшенная
игрушками из соломы, смотрится очень хорошо. Согласны?