Напоминание

"Чтобы знали и помнили" - как рассказать о подвиге детям.


Автор: Дзагоева Ирина Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: дошкольное отделение МБОУ Одинцовской СОШ №3
Населённый пункт: г. Одинцово, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Чтобы знали и помнили" - как рассказать о подвиге детям.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации
Великая отечественная война:

как рассказать о подвиге детям?

Сменяя друг друга, идут поколения,

Но память о прошлом не знает забвенья.

И грозные строки взывают с гранита:

"Никто не забыт, ничто не забыто"
Подготовила: старший воспитатель дошкольного отделения МБОУ Одинцовской СОШ №3 Дзагоева Ирина Юрьевна



Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне.

Совсем не важно, как это называть - патриотическим воспитанием, уроками

истории

или

информацией

для

общего

развития,

но

детям

необходимо

рассказывать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над

нашей страной, и о великой Победе.

Много было сооружено мемориалов, памятников, посвященных героям

войны. Их именами названы множество улиц в городах России. Много было

написано

песен,

стихов,

рассказов,

повестей

и

романов

о

Великой

отечественной

войне.

И

основная

задача

педагогов

и

родителей

-

формировать в детях чувство гордости и патриотизма, воспитывать любовь и

уважение к ветеранам и защитникам Родины, знакомить детей с боевыми

традициями нашего народа и памятниками боевой славы России.

Мы никогда не должны забывать о подвиге наших воинов-защитников,

отстоявших мир в жестокой войне.

Как рассказать детям о войне?


Нужно ли рассказывать детям о войне?

В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. А вот когда начинать

такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» - в этом

родителям

и

педагогам

следует

полагаться

на

свой

опыт,

на

возрастные

особенности восприятия ребенком информации и рекомендации психологов.



ДЛЯ ЧЕГО?

Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его

нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И

без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей

его

жизни

главное,

расставить

приоритеты,

правильно

настроить

чувства.

КОГДА?

Как правило, первый раз в общих чертах говорят о войне с

четырёх - пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором

должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

КАК?

Какие

найти

слова,

чтобы

поведать

дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших

в п о с л е д с т в и и

г е р о я м и ?

К а к

д о н е с т и

с у т ь

происходившего

в

те

далекие

годы

грамотно

и

вызвать

в

маленькой

душе

чувство

гордости,

сострадания, почитания, патриотизма?

3-4 года
В беседе с маленькими детьми о войне
не стоит рассказывать обо всех ужасах и горестях. Наша задача – мягко объяснить ребенку суть войны, не вдаваясь в подробности. Например, рассказывая о блокаде Ленинграда – объяснить детям, что враги окружили город, и у людей закончилась еда, а доставить ее в город было сложно. Люди голодали, им выдавали по маленькому кусочку хлебушка, что наши бабушки и дедушки должны были защищать свою страну и своих детей. Старайтесь донести до детей главную мысль: война это плохо, и страшно. Война тяжела для всех, и для той страны, которая напала, и для той, которая защищается. Говорите о том, что люди защищали страну не жалея себя. Для того, чтобы мы могли жить в мире. Искренне говорите о том, что вы очень благодарные нашим дедушкам и бабушкам за их подвиг. Очень важно привить детям благодарность и уважение к ветеранам. Поэтому можно заранее сделать
открытку для

ветерана
, внутри которой написать: «Спасибо Вам!». В праздничный день, 9 мая, подарить ее участнику войны.
Примерное содержание работы во 2-ой младшей группе по ознакомлению дошкольников с историей Великой отечественной войны и праздника Великой Победы.
Познавательно-речевое развитие:
1. Проведение тематической беседы «Знакомство с праздником» 2. Рассматривание иллюстраций и фотографий на военную тематику: «День Победы», «Города-герои», «Великая отечественная война» 3. Чтение стихотворений и рассказов о войне.
Художественно-эстетическое

развитие:
1. Рисование «Вот такой у нас салют!» 2. Создание открыток (аппликация) «С днем Победы!» 3. Слушание тематических музыкальных произведений, песен военных лет 4. Просмотр художественных иллюстраций
Работа с родителями:
Оформление выставки «Наша Победа» (рисунки и совместные творческие работы родителей и детей)
4 – 5 лет В этом возрасте дети хорошо воспринимают информацию, приведенную на конкретных примерах и историях. Поэтому не стоит сыпать изобилием абстрактных слов, а привести пример из жизни пионеров-героев (для начала современным детям надо объяснить кто такие пионеры). Можно просмотреть вместе с детьми репродукции известных картин на военную тематику, посмотреть фильмы о войне. Стоит щадить детскую психику и избегать сцен с насилием и кровопролитиями. На детскую психику это может произвести неизгладимое впечатление, нанести травму. Очень важны для детей и визуально-тактильные ощущения. Можно показать старые фотографии участвовавших в войне членов семей воспитанников, их ордена и письма, рассказать их истории. Есть и другие вещи – живые свидетельства прошлого, которые могут пробудить у детей гордость за свою страну: памятники боевой славы, вечный огонь, парк Победы. Однако не стоит перебарщивать и с героической “составляющей” войны. Дошкольник должен понять, война – это плохо и страшно, что все нормальные люди боятся войны и хотят жить в мире. И о войнах нужно помнить в первую очередь для того, чтобы не допустить новых.

Познавательно-речевое развитие:
1. Знакомство детей с художественной литературой о Великой Отечественной войне. («Сказка о Военной тайне, о мальчише- Кибальчише и его твердом слове» А.Гайдара, солдатская сказка К.Паустовского «Похождения жука-носорога», рассказ «Стальное колечко», Е.Благинина «Шинель», А.Митяев «Землянка» и др.) 2. Проведение бесед : «Дети – герои войны», «Наша Победа», «Города- герои» 3. Разучивание стихотворений ко Дню Победы. 4. Рассматривание иллюстраций и фотографий о войне. 5. Выставка книг о войне и героях войны в книжном уголке.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Прослушивание и разучивание песен («Артиллеристы», «Солдаты, в путь», «Три танкиста», «Не бойся, мама», «Катюша» и др. 2. Выполнение художественно-творческих работ (лепка, аппликация, рисование) на тему «Открытки ветеранам», «Огонь Победы», «Книга памяти» Примерное содержание работы по теме «Великая отечественная война» в средней группе

Физическое развитие
1. Спортивный праздник «Эстафета Победы» 2. Спортивно-музыкальный флеш-моб «Салют в честь Великой Победы!» 1. Совместное оформление стенда «Никто не забыт – ничто не забыто» 2. Сбор и систематизация наглядной информации для патриотического уголка 3. Консультация для родителей «Как же рассказать ребенку о войне? » 4. Совместный поход к памятнику героям Великой отечественной войны, на экскурсию в музей.
Работа с родителями:

5 – 7 лет В этом возрасте детям не свойственно трагическое восприятие мира и событий, в силу несформированности эмоциональной сферы. Детские психологи утверждают: чтобы донести ребенку информацию в этом возрасте, нужно обратиться к игре. Идеальный вариант – найти или разработать игру, в процессе которой дети будут узнавать о войне. Если детей много, то можно разделить их на команды, каждая из которых будет иметь свой флаг, форму (или хотя бы какой-то отличительный элемент). В ходе объяснения правил игры у вас будет прекрасная возможность сказать детям многие вещи: к примеру, вспомнить памятные даты, названия городов-героев, фамилии героев военного времени и др. Кстати, такая игра будет интересна не только мальчикам, но и девочкам. Хорошие фильмы – прекрасный помощник в разговорах о войне. Очень важное правило в обсуждении фильмов о войне – не торопиться отвечать на вопросы детей. «Вот почему его награждают, а он плачет?», «Почему они победили, а музыка все равно грустная?» Спрашивайте: а как ты сам думаешь? как бы ты сам объяснил? Делайте паузу, давайте ребенку самому достроить цепочку смыслов. Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями необходимо.
Примерное содержание работы по теме «9 мая – День Победы» в старшей и подготовительной группах
Познавательно-речевое развитие:
Наиболее близки и понятны будут произведения про участвовавших в войне детей или написанные от лица детей. Такие, как “Мальчиш-Кибальчиш” А.П.Гайдара, “Сын полка” В.П.Катаева, “Дорогие мои мальчишки” Л.А.Кассиля, “Девочка из города” Воронкова Л.Ф. , "Васек Трубачев и его товарищи" Осеевой В., “ Галина мама” Георгиевской С., “Вот как это было” Ю.Германа, «Девчонка идет на войну» Маргариты Родионовой, «Дорогие мои мальчишки» Льва Кассиля, сборники военных рассказов Леонида Пантелеева. 1. Чтение и обсуждение литературных произведений о войне. 2. Просмотр и обсуждение фильмов, телепередач на военную тематику. 3. Разучивание стихов, песен о войне. 4. Дидактические игры «Военный транспорт», «Военные профессии». 5. Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций.

Художественно-эстетическое развитие:
1. Прослушивание аудиозаписей музыкальных произведений: «Вставай страна огромная» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача) ; «Марш защитников Москвы» (муз. Б. Мокроусова, сл. А. Сурикова) ; «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисовой) ; «Эх, дороги» (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина) ; «Орлята учатся летать» (муз. А. Пахмутовой, сл. В Добронравова) ; «Три танкиста» (муз. Братьев Покрасс, сл. Б. Ласкина) ; «Случайный вальс» (муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского) . 2. Рисование на тему: «Война глазами детей» (создание альбома детских работ) ; Изготовление поздравительных открыток «Я служу Отчизне», поделок из бросового материала «Военная техника», коллективной работы «Этот День Победы! », «Букет» (для ветеранов).

Работа с родителями:
1. Тематический праздник «Этот День Победы!» 2. Спортивная эстафета «Полоса препятствий» 3. Совместное оформление стенда «Никто не забыт – ничто не забыто» . 4. Консультация для родителей «Как же рассказать ребенку о войне?». 5. Презентация «Этот день победы». 6. Выставка рисунков и поделок «День победы».
Один из наиболее эффективных и информативных методов воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей, и педагогов, через расширение общего кругозора – это ПРОЕКТНАЯ деятельность. Использовать его возможно с детьми самого младшего возраста. Это та самая живая среда, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. 1. Дети сохраняют интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанно проявляют уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны. 2. Родители, активные и заинтересованные участники проекта, осознают важность патриотического воспитания дошкольников, развивают у ребёнка потребность к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность. 3. Воспитатели осуществляют инновационную деятельность, повышают профессиональный уровень.
1. Организация соответствующей развивающей предметно- пространственной среды в группах ДО. 2. Осуществление коммуникативно - диалоговых взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка. 3. Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей. 4. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей с историей родной страны, героическим прошлым народа. 5. Осуществление связи дошкольного отделения с социальными организациями (музеи, библиотеки)
Ожидаемые результаты:


«Что читать дошкольникам о Великой Отечественной войне»

1.

Азаров В.Б. «Подводник Осипов: Лирическая хроника» (Документальная повесть о

подвиге моряков – подводников)

2.

2. Алексеев О.А. «Горячие гильзы». Повесть (о деревенских детях, которые

помогали партизанам в борьбе с фашистскими оккупантами на Псковщине)

3.

3. Алексеев С.П. «Идет война народная: Рассказы» (Рассказы о главных сражениях

Великой Отечественной войны: битве за Москву, Сталинградской битве, взятии

Берлина.)

4.

4. Алексеев С.П. «От Москвы до Берлина: Рассказы о Великой Отечественной

войне» (Короткие рассказы о подвигах и о событиях Великой Отечественной

войны.)

5.

5. Алексеев С.П. «Ради жизни на земле» История Отечества: Рассказы для детей. (О

подвиге народа, о беспримерном мужестве солдат и офицеров, о

самоотверженности тружеников тыла.)

6.

6. Богданов Н.В. «Самый храбрый» (об отважном маленьком разведчике Ване

Санатове, помогавшем брать в плен фашистских офицеров.)

7.

7. Внуков Н.А. «Москва за нами» (Рассказ о защитниках Москвы, о Московской

битве.)

8.

8. Водопьянов М.В. «В дни войны» (Знаменитый летчик, Герой Советского Союза

Михаил Васильевич Водопьянов рассказывает детям о том, что происходило с ним

и его товарищами в годы Великой Отечественной войны.)

9.

9. Гриб К.К. «Митя – партизан» (Два рассказа об украинских мальчиках: о Мите,

который был связным между партизанами и подпольщиками.)


10. Дети военной поры. (Документальные рассказы разных авторов о детях в годы

войны. Дошкольникам можно читать отдельные рассказы, отрывки, выборочно.)

11. Кассиль Л.А. «Твои защитники: рассказы» (Короткие рассказы о событиях

Великой Отечественной войны, написанные в занимательной, доступной для

малышей форме.) 12. Макаренко Я.И. «Знамя Победы» (Короткие рассказы о взятии

рейхстага, о том, как на его куполе было установлено знамя Победы.)

13. Мельников И.В. «Секретный отряд» (Рассказы минера, танкиста и летчика о

случаях из фронтовой жизни на встрече с детьми.)

14. Митяев А.В. «Подвиг солдата» (Рассказы о подвигах солдат на фронте.)

15. Митяев А.В. «Шестой – неполный» (Рассказы о подвигах пехотинцев, танкистов,

артиллеристов, летчиков и моряков.)

16. Окуджава Б.Ш. «Фронт приходит к нам: Повесть» (О двух маленьких мальчиках,

мечтавших попасть на фронт, чтобы сражаться с врагами, а фронт приближался к их

городу.)

17. «Орлята» Сборник рассказов/ Сост. Б.М. Раевский. (Рассказы разных авторов о

пионерах – героях Великой Отечественной войны.)

18. Павлов Б.П. «Вовка с ничейной полосы» Рассказы. (О трудной жизни детей в годы

войны, о том, как они помогали нашим воинам в борьбе с фашистами.)

19. Павлов Б.П. «На безымянной сопке» Повесть. (О приключениях мальчиков Вовки

и Мишки, родители которых погибли под Ленинградом. Ребят приютили в редакции

фронтовой газеты, и они прошли с военными корреспондентами всю войну.)

20. Соболев Л.С. «Батальон четверых» Рассказы. (О мужественных военных моряков

– защитников Родины.)


21. Соколов Г.В. «Быль о матросе Кайде и его товарищах» Рассказы (О легендарных

защитниках «малой земли» под Новороссийском. Автор – участник этих боев,

разведчик и журналист.)

22. Уваров Л.З. «Дом в переулке» Повесть. (О московской девочке, которая

приходила в госпиталь к раненым бойцам, читала им книги, писала за них письма

родным, пела им песни.)

23. Шевченко М.П. «Метельная ночь» (О мальчике и девочке, которые в

оккупированном фашистами городке спасают книги школьной библиотеки, чтобы

враги не топили ими печи.)

24. Яковлев Ю.Я. «Как Сережа на войну ходил» Сказка. (О том, как современный

мальчик чудесным образом попал в прошлое, в годы войны, узнал о героизме и

храбрости своего деда.)

25. Яковлев Ю.Я. Война/ Яковлев Ю.Я. Родная страна. (Рассказ о Великой

Отечественной войне в доступной для дошкольников форме.)

Серия «Дедушкины медали»
1. Алексеев С.П. Они защищали Москву. («За оборону Москвы».) 2. Алексеев С.П. Последний штурм. («За отвагу».) 3. Богомолов В.М. За оборону Сталинграда. 4. Воробьев Е.З. Последние выстрелы. («За взятие Кенигсберга».) 5. Воскобойников В.М. Девятьсот дней мужества. («За оборону Ленинграда».)
6. Даненбург В.И. Весенняя музыка Вены. («За взятие Вены».) 7. Даненбург В.И. Чтоб всегда было солнце. («За взятие Будапешта».) 8. Митяев А.В. В холодном море. («За оборону Советского Заполярья».) 9. Цессарский А.В. Операция «Мост» («Партизану Отечественной войны».)
О блокаде Ленинграда
1. «Дети города-героя» Сборник/ Сост.А.Л.Мойжес. 2. Дубровин В.Б. «Мальчишки в сорок первом» 3. Жуковская Е.А. «Школа меняет адрес» Рассказы. 4. Карасева В.Е. «Маленькие ленинградцы» Рассказы. 5. Панова В.Ф. «Сергей Иванович и Таня» 6. Ходза Н.А. «Дорога жизни»
Поэзия
1. Белозеров Т.М. Вечный огонь: Поэма. 2. Был трудный бой…: Стихи («Пою мое Отечество».) 3. Екимцев А.Е. Брянский лес: Поэма. 4. Михалков С.В. Победа: Стихи. 5. Песня Победы: Стихотворения.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Л.Б.Дерягина Рано утром в майский день С дедушкой мы встали. Я прошу: «Скорей надень, Дедушка, медали!» Мы шагаем на парад, Миру, солнцу рады, И у дедушки блестят На груди награды. Не отдав своей земли Вражеским солдатам, Нашу Родину спасли Прадеды когда-то. Сколько лет мне? Только пять. Но от вас не скрою, Что хочу достойным стать Дедушки – героя!
САЛЮТ ПОБЕДЫ
Л.Б.Дерягина Взлетают звезды там и тут – Сегодня в городе салют, Салют Победы над Невой – Чудесный праздник огневой! Мы вспоминаем в этот час Тех, кто страну родную спас. Мы вспомним взрослых и ребят, Врагу не сдавших Ленинград. Мы не забудем грозных лет. Пусть будем мир, пусть будет свет! Не скрыться солнцу в дымной мгле, Пусть будет мир на всей Земле!


В раздел образования