Автор: Хожайнова Алина Валентиновна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №17 комбинированного вида" Населённый пункт: г. Электросталь,Московская область Наименование материала: статья Тема: "Лэпбук - ребятам друг!" Раздел: дошкольное образование
«Лэпбук – ребятам друг!»
(использование лэпбука в совместной работе учителя-логопеда и
музыкального руководителя).
В нашем детском саду наш дружный коллектив использует в своей
работе интересное и необычное методическое пособие – ЛЭПБУК.
Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается
материал
по
какой-то
определенной
теме.
Основа
лэпбука
создается,
дополняется и совершенствуется.
Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда. Его можно
использовать как для индивидуальной, так и подгрупповой работы с детьми
разного возраста. В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой
ребенок найдет себе задания по силам.
Первоначально
лэпбук
использовался
в
работе
только
учителем–
логопедом, но в ходе практических занятий с его помощью организованно и
осуществляется
взаимодействие
учителя–логопеда
и
музыкального
руководителя, которое основано на принципе интеграции, т. е. органическом
сочетании
логоритмической,
игровой,
слушательской
и
исполнительской
деятельности дошкольников.
Каждый из специалистов разработал свой лэпбук исходя из специфики
выполняемых
заданий.
Вместе
с
тем,
на
занятиях
рассматривается
одна
лексическая
тема
и
совместные
усилия
по
ее
изучению
направлены
на
комплексное
воздействие
для повышения
эффективности
в
развитии
неречевых
и
речевых
функций,
что
способствует
более
интенсивному
усвоению пройденного материала.
В настоящий момент в представленных лэпбуках отражена лексическая
тема «Осень».
2
Лепбук
музыкального
руководителя
«Музыкальный
теремок»
-
новейший способ организации деятельности со старшими дошкольниками.
Это
игра,
творчество,
познание
и
исследование
нового,
повторение
и
закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид
совместной деятельности музыкального руководителя и ребенка.
3
Данное пособие состоит из 3-х блоков: первый посвящен восприятию
музыки,
где
дети
знакомятся
с
композиторами,
их
творчеством.
Учатся
подбирать
стихи
к
музыке,
картины
близкие
по
содержанию
к
музыке,
высказывать свое мнение о прослушанном произведении, определять его
характер и настроение.
Во втором блоке собраны музыкально-дидактические игры «Три кита в
музыке»,
«Угадай
что
звучит?»,
картотека
речевых
игр
со
словом,
с
движением и музыкальными инструментами для развития музыкальных и
творческих способностей детей и закрепления полученных знаний, картотека
пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики, координации речи с
движением.
Третий
блок
посвящен
развивающим
играм
«Третий
лишний»,
«Отгадай
и
назови»,
где
дети
в
интересной
игровой
форме
закрепляют
полученные знания.
4
Материалы в лэпбуке учителя-логопеда «Связная речь» рассчитаны на
детей старшей и подготовительной к школе группе с общим недоразвитием
речи.
Игры
и
задания,
представленные
в
лэпбуке,
позволяют
усвоить
и
систематизировать
знания
и
представления
дошкольников
об
изучаемой
лексической теме, способствуют активизации словаря по ней, дальнейшему
совершенствованию грамматического строя речи.
В
пособии
использованы
стихи,
игры,
загадки,
чистоговорки,
упражнения,
которые
помогут
актуализировать
словарь
дошкольника,
способствуют развитию моторики и координации речи с движением. Все
материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.
В пособии отражены следующие разделы :
5
• пальчиковая гимнастика;
• дыхательная гимнастика («Кленовые листики», «Дудочки»);
• автоматизация звуков (чистоговорки, скороговорки);
• лексико-грамматический строй речи (дидактический материал);
•
развитие
связной
речи
(составление
описательного
рассказа,
мнемотаблицы, кукульный театр);
• мелкая моторика («Шнуровка», «Шарики Су-джок», «Пальчиковый
театр», «Лабиринты»);
• зрительное восприятие («Наложенные предметы», «С какого дерева
лист»);
6
• мышление (загадки);
• развитие сенсорики («Волшебный кармашек», «Секретная шнуровка»,
«Секретная кнопка», «Секретный замок»).
Особенностью
данного
лэпбука
является
то,
что
за
выполнение
отдельных
заданий,
дети
получают
небольшие
сюрпризы,
что
является
дополнительной мотивировкой к активной работе.
Таким образом, такая необычная, яркая, красочная и занимательная
форма подачи материала обязательно будет привлекать внимание детей, что
будет
способствовать
закреплению
полученных
знаний,
развитию
речи,
музыкального развития, внимания, памяти, мелкой моторики.