Автор: Золотухина Ольга Ивановна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ " СШ № 14" Населённый пункт: город Норильск Наименование материала: конспект Тема: Кислоты, их классификация и номенклатура. Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока химии в 8 классе
Тема урока: Кислоты, их классификация и номенклатура. Класс: 8 Учитель: Золотухина Ольга Ивановна
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока : предметная - сформировать понятие неорганических соединениях « Кислоты» , их классификации и номенклатуре;
деятельностная – сформировать умение самостоятельно открывать новое знание.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Материалы к уроку: демонстрационный: презентация; раздаточный материал: тексты для работы в группах.
Задачи урока: Образовательные: - формировать у обучающихся представления о классе кислот , умение их называть и классифицировать;
Развивающие: - развивать логическое мышление через умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, - развивать внимание
обучающихся; - развивать химическую речь обучающихся. Воспитательные: -воспитание мотивации к предмету химия, - воспитание
ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: давать определение «кислоты », распознавать кислоты среди других веществ, составлять формулы кислот и называть их,
классифицировать, описывать физические свойства кислот.
Метапредметные :
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение
основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать
гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами,владение письменной речью; познавательные: умение
определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации,
анализировать и оценивать её достоверность. Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений. Используемая технология: ИКТ,
технология обучения в сотрудничестве.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационный
этап. Мотивация к
учебной
деятельности
Ребята, добрый день!
Добрый день, ребята!.Говорят, улыбка-это поцелуй души.
Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся.
Присаживайтесь на свои места. Прежде чем мы
приступим к изучению новый темы, я хочу вам
предложить небольшой мультфильм. Как вы думаете.
Почему мы посмотрели данный мультфильм?
Правильно. Если мы будем работать вместе , у нас все
получиться.
Отвечают. О том, если мы будем работать
все вместе. У нас все получиться
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
2.Актулизация
знаний и фиксация
затруднения в
пробном действии
Мы знакомимся с основными классами
неорганических соединений. Вспомним, с какими
классами веществ вы уже знакомы?(слайд 1)
Загадка:
Если в пере элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пар
Называется …
Вопрос: дайте определение оксидам.
Загадка:
Если формулы начало
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название
Ведь эти вещества…
(Ответ оксид)
Дают определение оксидам.
Оксидами называются соединения,
состоящие из атомов двух элементов,
одним из которых является кислород.
(Ответ - основания)
Дают определение основаниям. Молекулы
оснований содержат атомы металла и
атомы кислорода и водорода в виде
Познавательные
Регулятивные
Вопрос: дайте определение основаниям
Задание:
Распределите формулы по классам в таблицу (слайд 2)
гидроксогруппы ОН
-
.
Распределяют предложенные формулы в
таблицу по классам:
HCl, HNO
3
, H
2
SO
4
, Ca(OH)
2
, K
2
O, Na
2
O,
Al
2
O
3
, Zn(OH)
2
, Al(OH)
3
.
Проверяют задание по слайду
презентации
3.Выявление места
и причины
затруднения
Ребята получилось у вас выполнить задание полностью
или возникли затруднения?
Ребята у меня на столе находятся : Лимон, зеленое яблока
и кефир.
Как вы думаете, что объединяет все эти продукты?
Можно ли объединить оставшиеся формулы веществ в
одну группу?
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
ответ: Не знаем, куда отнести формулы
следующих веществ
H
2
SO
4
HCl HNO
3
Они кислые на вкус.
Да можно.
Ответ: Кислоты
Записывают
тему
урока
в
опорном
конспекте.
Познавательные
Коммуникативные:
регулятивные
4 Построение
проекта выхода из
затруднения
Ребята, как вы думаете, какова цель вашей дальнейшей
деятельности на уроке?
Фиксирую цели на доске, которые проговаривают
учащиеся
Ответ: Узнать из чего состоят кислоты,
классификацию кислот. Их значение
Записывают в опорном конспекте
Познавательные
Коммуникативные
регулятивные
5.Реализация
построенного
проекта
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир кислот.
Работать будете в группах.
Выбор групп путем жеребьевки
Дают определение « Кислоты – это
Регулятивные
Познавательные
Группа 1-Информационная
Группа 2-Историческая
Группа 3-Cтоп! Красный свет!
Группа 4–Индикаторная
Группа-5 Практическая
Группа 1 –Информационная.
По формулам дайте определение классу кислоты (работа
с текстом учебника и раздаточным материалом)
Изучим состав и название кислот(слайды 4-5)
Чем отличаются приведённые пары кислот?
Задание: На какие группы можно разделить кислоты?
(работа со слайдом 6– устно)
Запишем признаки классификации кислоти основные
группы (слайды 7-8)
Какие кислоты вам знакомы из жизненного опыта?
(слайды 9-10)
Группа 2 Историческая
Физкультминутка гимнастика для глаз (слайд 11)
Группа 3 “СТОЙ! КРАСНЫЙ СВЕТ. Слайд 12
сложные вещества, состоящие из
атомов водорода и кислотного
остатка » (проверяют по слайду
3).Записывают в опорном конспекте.
По предложенным примерам кислот
называют признаки классификации.
Ответ:
а) По наличию
кислорода: бескислородные и
кислородсодержащие (заполнение схемы
1 в опорном конспекте).
б) По количеству
кислорода: одноосновные, двухосновные,
трёхосновные (заполнение схемы 2 в
опорном конспекте).
Ответ: яблочная, лимонная, уксусная,
молочная и др.
в) По происхождению: органические и
неорганические (заполнение схемы 3 в
опорном конспекте).
Представляют рассказ о работе химика
Шееле, открытии и свойствах некоторых
кислот.
Выполняют гимнастику для глаз
Рассказывают о технике безопасности при
Коммуникативные
Личностные
Группа 4 Индикаторная (слайд13).
Как можно распознать кислоты?
Практическая работа. Исследование окраски
индикаторов в кислотных средах (форма работы:
групповая).
Группа 5 – Практическая.
Назовите области применения кислот .
работе с кислотами.
Объясняют что такое индикаторы.
Выполняют опыты по описанию в
опорном конспекте: «Исследование
окраски индикаторов в кислотных
средах» и заносят результаты в таблицу
3в опорном конспекте(проверка по слайду
14).
О применении кислотна практике: в
медицине; в кулинарии.
6.Первичное
закрепление во
внешней речи
Ребята давайте поиграем в игру «Третий лишний»
Укажите кислоту, которая не соответствует признаку,
объединяющему две другие. Назовите кислоты.
1 группа: H
2
S H
2
SO
4
HNO
3
2 группа: HNO
3
H
3
PO
4
HF
3 группа: H
3
PO
4
H
2
CO
3
HBr
Работают в парах
Коммуникативные
Познавательные
7.Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону.
Дан «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот.
Подчеркните и назовите их.
H
2
OSOHBrNa
2
CO
3
MgBaH
2
CO
3
SO
4
KOH
Решают самостоятельно.
Применяют знания на практике.
Выполняют задания в опорном конспекте.
Познавательные
Регулятивные
H
3
PO
4
P
2
O
5
CaH
2
SHPH
3
NO
2
CS
2
NH
3
CO
3
HClBaSHKSHH
2
NaOH
2
SiO
3
NaClH
2
SO
4
Ребята, давайте поменяемся работами, проверим ее и
выставим оценки за работу.
Перечисляют критерии оценивания.
Эталон опорного конспекта появляется на
слайде 15
8. Включение в
систему знаний
Проверим себя.
Закончи предложение.
Кислоты – это ……..
По наличию кислорода серная кислота - ….
Универсальная лакмусовая бумага в кислоте станет…
Отвечают на вопросы
Познавательные
9. Рефлексия.
Предлагает закончить предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Вызвало затруднение…
Мне это пригодится…
Отвечают на вопросы в опорном
конспекте, высказывают свои впечатления
об уроке.
Записывают домашнее задание слайд 16
Познавательные
Личностные