Автор: Иванова Татьяна Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ НОШ пос. Заливной Населённый пункт: п. Заливной Богатовского района Самарской области Наименование материала: конспект Тема: "Путешествие в осенний лес" Раздел: дошкольное образование
« План – конспект непосредственно образовательной деятельности
«Путешествие в осенний лес»
по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое разви-
тие», «Социально- коммуникативное развитие».
Задачи:
1) Отработать произношение звука « с »;
научить согласовывать существительные с прилагательными в единственном числе,
верно подбирать синонимы определения, обозначающие, что зайка боится;
отработать умение логично подбирать слова для завершения предложений,
образовывать существительные в уменьшительно- ласкательной форме;
закрепить умение подбирать более точные определения при описании внешнего вида
животных.( «Речевое развитие»)
2) Способствовать укреплению здоровья детей через здоровьесберегающие техноло-
гии: самомассаж пальцев рук, дыхательная гимнастика, двигательная активность.
Упражнять в равновесии и прыжках.( «Физическое развитие»)
Методы и приемы:
- практические: Дидактическая игра «Подбери словечко», подвижная игра «Волк и
зайчата»;
- наглядные: рассматривание осеннего листочка, игрушек (ёжик, лиса, волк, заяц);
- словесные: беседа, загадывание загадок, вопросы.
Материалы и оборудование:
Осенний листочек; фонограммы: «Звуки осеннего леса»; «Завывание волка»; колючий
шарик; игрушки (ёжик, лиса, волк, заяц); мягкие плоские подушечки «Кочки».
Детская деятель-
ность
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
Подвижные игры, игровые упражнения, двигательные пау-
зы.
Игровая
Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, по-
движные)
Познавательно-иссле-
довательская
Наблюдения, решение проблемных ситуаций.
Коммуникативная
Беседы, речевые ситуации, отгадывание загадок, словесные
игры, ситуативные разговоры, вопросы.
Музыкальная
Слушание фонограммы.
Логика образовательной деятельности
№
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанни-
ков
Ожидаемые результа-
ты
1.
Вводит детей в зал, укра-
шенный осенними листочка-
ми. Собирает детей в круг и
читает четверостишие:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Встают в круг, берутся за
руки, улыбаются друг дру-
гу.
2.
Предлагает произнести
чистоговорку:
Ес- ес- ес – идем мы в лес,
Су- су- су- тихо осенью в
лесу,
Ес- ес- ес –опустел осенний
лес,
Су- су- су- мы грибы найдем
в лесу.
Хором проговаривают чи-
стоговорку.
Верно артикулируют
звук «с».
3.
Воспитатель показывает
осенний листочек и задает
вопрос: какой он?
Отвечают по цепочке, под-
бирая определения к слову
«листочек».
Согласуют суще-
ствительные с при-
лагательными в ед.
числе.
Листочек: желтый,
осенний, опавший
т.д.
4.
Воспитатель: «Давайте не-
надолго отправимся в путе-
шествие в осенний лес. В
лесу надо соблюдать прави-
ла поведения. Какие это
правила?»
По вызову отвечают.
Называют правила
поведения в лесу:
нельзя разводить ко-
стры, ломать ветки,
нужно убирать за со-
бой мусор и т.д.
5.
Включает фонограмму
«Звуки осеннего леса» и
проводит дыхательные
упражнение.
Садятся на стульчики,
слушают шум ветра, шо-
рох листвы…
Вдыхают носом и выды-
хают через рот (3-4 раза).
Длительно, плавно
вдыхают и выдыха-
ют.
6.
Задает вопрос : «Какие жи-
вотные живут в лесу?»
«Как называются одним
слово животные, которые
живут в лесу?», «Почему их
так называют?»
Отвечают по очереди.
Называют живот-
ных, которые живут
в лесу ( заяц, лиса,
медведь, волк, еж);
правильно обобща-
ют названия живот-
ных, обосновывая
свой ответ (дикие
животные, потому,
что лес- это их дом).
7.
Воспитатель: «
А кто там
прячется за кустом? Длин-
ное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, любит мор-
ковку…посмотрите зайка
прижал ушки, зайка боится,
он какой?»
По желанию отвечают на
вопрос.
Подбирают синони-
мы определения,
обозначающие, что
зайка боится.
8.
Проводит дидактическую
игру «подбери словечко»
Наступила ….
Все реже светит …
Все чаще идут …..
С деревьев падают…..
В теплые края улетают…
С огородов сбирают…
Дети дополняют существи-
тельные.
Логично подбирают
слова для завершения
предложений: осень,
солнышко, дожди,
листочки, птицы,
урожай.
9.
Предлагает осторожно пере-
прыгивать через лужи, что-
бы не намочить ноги.
Упражнение «Прыжки с коч-
ки на кочку».
Дети выполняют упражне-
ние.
Соблюдают равнове-
сие в прыжках.
10.
Загадывает загадку:
«Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит.
На спине иголки.
Кто это у елки?»
Дети садятся на стульчики;
отвечают по желанию, об-
основывая свой ответ.
Отгадывают загадку,
обосновывая свой от-
вет: «Ежик. Он колю-
чий, а еще он ищет
грибы и тащит их в
норку».
11.
Рассказывает про ежа, какой
он бесстрашный, колючий,
круглый. Предлагает с ним
поиграть. Массаж «ежик».
Дети катают мяч между ла-
дошками, круговыми дви-
жениями в одну сторону,
затем в другую.
12.
Показывает лису, задает во-
прос: Какая она?»
Предлагает ласково назвать
лису.
Отвечают по вызову вос-
питателя.
Образовывают суще-
ствительные в умень-
шительно- ласкатель-
ной форме (лисичка,
лисонька).
13.
Включает запись завывания
волка.
Воспитатель спрашивает:
«Кто зимой холодной ходит
злой, голодный?
Подвижная игра «Волк и
зайчата». Воспитатель зада-
ет вопросы: «Какие
зайчата?»; «Какой волк?»
Отвечают по очереди.
Подбирают наиболее
точное определение
при описании внеш-
него вида животных
(зайчата: быстрые,
ловкие, шустрые;
волк: злой, голод-
ный).
14.
Воспитатель: «Ребята, нам
пора возвращаться в детский
сад. Давайте попрощаемся с
осенним лесом, встанем в
круг, закроем глазки и ска-
жем: « Раз, два, три- повер-
нись, в детском саду очу-
тись».
Дети встают в круг, закры-
вают глазки, считают до 3.
15.
Воспитатель: «Вот и закон-
чилось наше путешествие.
Мне с вами было очень ин-
тересно путешествовать. А
вам понравилось? Что ин-
тересного вы узнали? Что
вам запомнилось? Что по-
нравилось больше всего?
Дети отвечают на вопросы
воспитателя.
Итоговое мероприятие: коллаж «Жители осеннего леса»