Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение
Автор: Поздоровкина Людмила Сергеевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ Панинская СОШ Населённый пункт: р.п. Панино Воронежская область Наименование материала: статья Тема: Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение Раздел: среднее образование
обучения учащихся
Учитель биологии Поздоровкина Л.С.
Плохой учитель преподносит истину,
хороший - учит её находить.
Дистервег.
В соответствии с Законом Р. Ф. об образовании содержание образования
должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности,
создание условий её реализации. Один из важнейших аспектов современной
педагогической науки и практики - совершенствование личностно-
ориентированных технологий, связанных прежде всего с повышением
качества обучения на основе актуализации личностного потенциала
учащихся. Любая личностно- ориентированная технология предполагает учёт
индивидуальных особенностей каждого ученика. Это очень важно, если мы
стремимся изменить парадигму образования, которая способствовала бы
воспитанию и развитию личности ученика, основной цели базового
школьного образования - интеллектуальному и нравственному развитию
личности. Один из аспектов современной педагогической науки и практики,
совершенствование личностно- ориентированных образовательных
технологий, связанных, прежде всего, с повышением качества обучения на
основе актуализации личностного потенциала учащихся. Освоение
личностно-ориентированного подхода в обучении предполагало:
-осознание учителями целей, задач. Основных принципов инновационного
подхода и определение оптимальных путей их реализации
-разработку системы диагностических мероприятий по выявлению
индивидуально- типологических особенностей школьников, учёт полученных
данных при отборе средств и методов обучения
-внедрение в практику наиболее эффективных педагогических технологий, в
первую
очередь - индивидуализации и дифференциации обучения
- введение мониторинга результативности урока, раздела, курса, с позиций
индивидуальных достижений обучающихся.
Таким образом, в основе технологии личностно- ориентированного обучения
- индивидуальный подход, понимаемый как ориентация на индивидуально-
психологические особенности учащегося.
В контексте индивидуализации обучения понятие дифференциация так же
исходит из признания особенностей индивида, его личных качеств. В основу
организации современного образовательного процесса заложено
представление об индивидуально дифференцированном подходе к ученику,
отличное от традиционного. Если раньше такой подход осуществлялся через
организацию учебного материала, доступного тому или иному ученику
(слабый. средний, сильный), то в современной школе создаются более гибкие
дифференцированные формы обучения для проявления индивидуальности
как уникальности, неповторимости и самореализации.
Признание индивидуальности каждого ученика требует создания
необходимых и достаточных педагогических условий для его развития:
-Выявления отношения ученика к знаниям, учению, избирательности к
предметному содержанию
-Разработка в ходе тематического планирования дидактических материалов,
варьирующих вид и форму учебного задания, свобода выбора учеником
-Анализ использования учеником разнообразных способов проработки
учебного материала
-Построение урока, направленного на создание условий самореализации,
раскрытие и максимальное использование субъективного опыта обучающего
-Учёт учебных возможностей каждого ученика, фиксирование и дальнейшее
проектирование его личностного познавательного развития с опорой на успех
в достижении положительных учебных результатов.
Главным в процессе обучения является индивидуализация и разноуровневая
дифференциация. Такой подход вызван следующими факторами:
Во-первых, нет ни одного ребёнка идентичного другому или группе. Дети
рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой
индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли,
мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются
коррекции.
Во- вторых дети являются не только объектом педагогического воздействия,
сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии
ребёнка посредством учебной деятельности мы, прежде всего. Должны иметь
в ввиду его саморазвитие. Обучение принято считать дифференцированным,
если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащегося.т. е.
основные свойства личности обучаемого. Различают понятия внутренней и
внешней дифференциации. Под внутренней понимается такая организация
учебного процесса при которой индивидуальные особенности школьников
учитываются на уроке в своём классе. Такое понятие дифференциации очень
сходно с понятием индивидуализации обучения.
При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности
специально объединяются в учебные группы. При внутренней
дифференциации, личностно- ориентированное обучение достигается в
основном за счёт пед. технологий, а при внешней - ученики объединяются в
учебные группы по некоторым индивидуальным признакам. Эти признаки
определяются видами дифференциации. Это дифференциация по
способностям, по проектируемой профессии, по интересам. Дифференциация
по общим способностям осуществляется на основе учёта общего уровня
обученности, развития уч-ся. отдельных особенностей психологического
развития. памяти. мышления . познавательной деятельности.
Дифференциация по частным способностям предусматривает различия по
способности к тем или иным предметам. В случае с внешней
дифференциацией речь идёт о разноуровневом обучении. Под
разноуровневым обучением понимают такую организацию учебного
процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным
материалом школьной программы на разном уровне: А В С. ,но не ниже
базового. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимают
его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение
так, чтобы максимально использовать возможности, которые несёт в себе
дифференциация обучения, не только внешняя, но и внутренняя. На практике
разноуровневое обучение целесообразно начинать с7-9 кл, т. к. в этот период
у ребят начинают проявляться способности к отдельным предметам. В
процессе разноуровнего обучения главное оценивать не столько достигнутые
результаты, сколько усилия ученика. Группа А- базовый уровень,
определённый образовательным стандартом. Если ученик успешно достигает
этого стандарта ,то и получает в соответствии достигнутых результатов
оценки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его
необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям,
умениям, навыкам.
Деятельность учителя при организации разноуровневых групп состоит в:
-Делении учащихся на группы по уровню знаний, способностям
-Разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями
знаний
-Оценивание деятельности учащихся.
Применение разноуровнего обучения помогает учителю достичь следующих
целей:
Для первой группы А:
1.
пробудить интерес к предмету путём использования заданий базового
уровня. позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными
способностями.
2. ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по
образцу.
Для второй группы В
1. развивать устойчивый интерес к предмету
2. закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия
3. актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового
материала
4. сформулировать умение самостоятельно работать над заданием.проектом.
Для третьей группы С:
1. развивать устойчивый интерес к предмету
2. сформировать новые способы действия, умения выполнять задания
повышенной сложности
3. развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие
возможности, совершенствовать умения, навыки.
Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с
коллектива на личность каждого из них, создание условий для развития
познавательной активности и самостоятельности. Учащиеся любят то, что
понимают, в чём добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику
приятно получать хорошие оценки. Важно чтобы с помощью товарищей,
учителей он добивался первых успехов и чтобы они были замечены и
отмечены. Чтобы он видел, что учитель рад его успехам или огорчён его
неудачами.
Другими словами, процесс образования должен быть дифференцирован с
учётом природных задатков способностей учащихся.
Литература:
1. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго
поколения - М. Просвещение 2011г.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.Педагогика
1999г.
3. Бондаревская Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования –
М.Педагогика 1995г.
4. Гин А. Приемы педагогической техники - М.Вита-Пресс 1999г.
5. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной
технологии - М.2001г.