ПРОФИЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ
Автор: Белёва Оксана Алексеевна Должность: заместитель директора по вр, педагог-организатор Учебное заведение: МАОУ СОШ № 8 Населённый пункт: город Чайковский Наименование материала: Презентация Тема: ПРОФИЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ Раздел: полное образование
Актуальность
Федеральный государственный
образовательный стандарт
основного общего образования
Актуальность
Профориентация - одно из направлений
программы воспитания и социализации
обучающихся для оказания психолого-
педагогической и информационной поддержки
обучающихся в выборе ими направления
дальнейшего обучения на ступени среднего
(полного) общего образования, в учреждениях
профессионального образования, а также в
социальном, профессиональном
самоопределении.
«Портрет выпускника основной школы»:
*
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий
ценность труда, науки и творчества;
*
умеющий учиться, осознающий важность образования и
самообразования для жизни и деятельности, способный
применять полученные знания на практике;
*
ориентирующийся в мире профессий, понимающий
значение профессиональной деятельности для человека в
интересах устойчивого развития общества и природы.
Актуальность
Анализ ситуации
Комплектование школы
уровень начального общего образования: 19 классов-комплектов,
средняя наполняемость классов – 25,4;
уровень основного общего образования: 18 классов-комплектов,
средняя наполняемость классов – 26,9;
уровень среднего общего образования: 3 класса-комплекта,
средняя наполняемость классов – 25,3;
все уровни образования: 40 классов-комплектов, средняя
наполняемость – 26,0.
Разработана Основная Образовательная Программа ООО
Презентация проекта Программы профориентационной работы для 5 классов в
рамках экспертной площадки муниципального методического форума
«Будущее создаем вместе»
Анализ ситуации
Анализ ситуации
Цель:
«Создание условий для осознанного профильного и
профессионального самоопределения учащихся 8-11 классов».
Задачи программы:
- организационно- педагогические;
-
методические;
-
образовательные;
-
апробационные.
Организационно- педагогические задачи
2016, 2017 год
- Обеспечить кадровый состав апробационной площадки;
-
Определить
социальное
окружение
для
реализации
апробационной
площадки;
2016, 2017, 2018, 2019, 2020 год
- Использовать ресурсы семьи учащихся 8-11 классов в разработке,
организации и проведении образовательного события.
методические задачи
- разработать цикл образовательных событий для осознанного
профильного и профессионального самоопределения учащихся 8-
11 классов;
-
разработать
методические
рекомендации
по
использованию
дневника самопознания и самоопределения учащихся 8-9, 10-11
классов.
8-9 классы
10-11 классы
образовательные задачи
образовательные задачи
-
о р г а н и з о в а т ь
в
х о д е
о б р а з о в а т е л ь н о г о
с о б ы т и я
практики,
направленные
н а
сужение
поля
профильного
и
п р о ф е с с и о н а л ь н о го
в ы б о р а
учащимися 8-9 классов;
-
сформировать
готовность
к
определению профиля;
-
-
сформировать
способность
и
г о т о в н о с т ь
п р о д о л ж а т ь
образование
для
п ол у ч е н и я
выбранной профессии.
- сформировать способность и
г о т о в н о с т ь
п р о д о л ж а т ь
образование
для
получения
выбранной профессии.
-
с ф о р м и р о в ат ь
в
х о д е
образовательного
события
н а в ы к и
и
к а ч е с т в а
необходимые
для
получения
желаемого
образования
и
приобретения
профессии
учащимися 10-11 классов
апробационные задачи
апробационные задачи
- разработать содержание
связного, последовательного маршрута по профильному
и профессиональному самоопределению учащихся 8-9
классов;
- разработать содержание
образовательных событий, повышающих интерес
школьника к процессу выбора будущей профессии;
- обеспечить включение школьников в рефлексивную
деятельность по поводу процессов и результатов
предпрофильной подготовки через создание и
апробацию дневника самопознания и самоопределения;
- разработать документы регламентирующие
деятельность и механизм оплаты куратора по
профильному и профессиональному самоопределению
учащихся 8-9 классов.
-разработать содержание образовательных событий,
направленных на осознание и развитие
профессионально- значимых качеств личности;
- конкретизировать профессиональный выбор через
участие в образовательных событиях и отразить его в
дневнике самопознания и самоопределения.
- разработать документы регламентирующие
деятельность и механизм оплаты тьютора - куратора
по профильному и профессиональному
самоопределению учащихся 10-11 классов.
Title in here
Цикл классных часов
Родители
Групповые тьюториалы
Индивид. и групповые
консультации
Классные
руководители
Педагог-психолог
ОБУЧАЮЩИЕСЯ
Механизм реализации проекта
Куратор 8-9 кл, 10-11.
Предметники
Сопровождение
Курсы ВД, элективные
курсы по выбору
Педагог- организатор
Образовательные
события
Руководитель АП
Учитель-
предметник
Классные
руководители
Родительский
комитет
Куратор
направления
Педагог-
психолог,
педагог-
организатор
Администрация школы
Модель управления
Описание социального окружения, необходимого для реализации
программы
•
Чайковский индустриальный колледж;
•
Чайковский техникум промышленных технологий и управления;
•
Организации
и
предприятия
Чайковского
муниципального
района,
партнеры
в
реализации
социальных практик;
•
Филиал ПНИПУ;
•
Филиал ИЖГТУ;
•
ЧГИФК.
Описание научно-методического, методического сопровождения
апробационной деятельности
Научный консультант МАОУ СОШ № 8, доцент кафедры менеджмента ПГГПУ Владимир
Владимирович Рябухин.
Описание системы мониторинга
образовательных результатов
Фиксация результатов проходит через:
Страницы в Дневнике самопознания и самоопределения
(лист фиксации выбранного профессионального направления, диагностические листы, лист
прохождения социальных практик, лист прохождения профессиональных проб, лист фиксации TOPa
выбранных ВУЗов, лист участия в интеллектуальных конкурсах олимпиадах и чемпионатах ВУЗов,
лист итогов поиска дополнительных ресурсов для подготовки к сдаче ОГЭ, ЕГЭ и другие)
- интеллект - карта на текущий год;
Результаты ОГЭ, ЕГЭ
экран профильного самоопределения учащихся 9 классов;
- экран поступления учащихся в СУЗы.
- экран поступления учащихся в ВУЗы.
Ожидаемые
результаты
П а р а л л е л ь ,
ц е л е в а я
категория обучающихся
Элементы
образовательного
процесса,
в
которых
происходит
формирование
результатов
С п о с о б
ф и к с а ц и и
результатов
Мониторинг эффективности
8-9 классы
10-11 классы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Имеющиеся в ОУ формы работы
Класс
Урочная деятельность
8
Уроки самоопределения
9
Уроки самоопределения
10
Профильное образование
Уроки самоанализа (работа с портфолио в
соответствии с планом тьюторского
сопровождения
11
Уроки самоанализа (работа с портфолио в
соответствии
с ИУП)
Имеющиеся в ОУ формы работы
Класс
Вариативный компонент
8
Проектная и исследовательская деятельность
Предметная лаборатория «Я и моя профессия»
9
Предметные курсы
Проектная и исследовательская деятельность
Клуб девятиклассников «Профи»
10
Курс «Основы исследовательской деятельности»;
Курс «Основы социального проектирования»;
11
Элективные курсы, согласно выбранному профилю
Имеющиеся в ОУ формы работы
Класс
Внеурочная деятельность
8
-
обзорные ознакомительные экскурсии на предприятия и
организации;
-«безответственные пробы»
9
-экскурсии, на предприятия и организации, расширяющие
представление о профиле, помогающие определить
профессию;
-
первые осознанные пробы по выбору.
10
Профессиональные пробы и практики по
самоопределению в профессии
11
------------------------
Создана
методическая база
с разработанным циклом
кл.часов в преемственности
по параллелям, сценариями
образовательных событий.
Создана
методическая база
с разработанным циклом
кл.часов в преемственности
по параллелям, сценариями
образовательных событий.
Методическая деятельность
Действуют
КСК,
предметные
лаборатории,
клубы,
секции
Действуют
КСК,
предметные
лаборатории,
клубы,
секции
Вариативный
компонент
Отсутствие сопровождения учащихся в
процессе соотношения себя
с возможностями
продолжения
образования, трудовой
деятельности, образа жизни
Отсутствие сопровождения учащихся в
процессе соотношения себя
с возможностями
продолжения
образования, трудовой
деятельности, образа жизни
Самостоятельная (индивидуальная)
деятельность обучащихся
Наблюдаются затруднения у
обучающихся в формировании
осознанного выбора предметов
для сдачи ОГЭ (в соответствии
с планируемым профилем
продолжения образования)
Наблюдаются затруднения у
обучающихся в формировании
осознанного выбора предметов
для сдачи ОГЭ (в соответствии
с планируемым профилем
продолжения образования)
Учебная деятельность
Внеурочная деятельность
Деятельность в рамках
программ сотрудничества с соц.
Партнерами (проф.пробы, социальные
и исследовательские практики)
Деятельность в рамках
программ сотрудничества с соц.
Партнерами (проф.пробы, социальные
и исследовательские практики)
Проблема-
отсутствие системы
сопровождения
профильного и
профессионального
самоопределения
учащихся
Выводы:
Создание
системы
сопровождения
обучающихся
в
вопросах
профильного
и
профессионального
самоопределения
Цель проекта:
Задачи:
1.
Создать
систему
профориентационной
работы
,
функционирующую
в
следующих
направлениях
:
охват
7,8,9
классы
,
с
соблюдением
преемственности
;
активное
включения
профориентационной
работы
в
учебную
деятельность
;
расширения
профориентационного
пространства
за
счет
связей
с
общественными
организациями
и
предприятиями
,
профессиональными
образовательными
учреждениями
;
активное
включения
родителей
в
проектирование
будущей
профессиональной
деятельности
детей
;
2
Создать
и
апробировать
систему
педагогического
сопровождения
обучающихся
(
предметного
,
кураторского
,
психологического
);
3.
Разработать
систему
мотивации
обучающихся
в
рамках
проекта
на
каждом
этапе
его
реализации
.
4.
Осуществить
мониторинг
эффективности
профориентационной
работы
.
•
Цикл классных часов «Мир профессий»
•
Предметные лаборатории
•
Образовательное событие «Колесо обзора»
•
Анкетирование учащихся
•
Планирование предметных курсов
•
Образовательное событие «Перекресток семи дорог»
•
Цикл индивидуальных консультаций
•
Клуб «Профи» в рамках программ сотрудничества
•
Цикл классных часов «Диагностика профессиональных интересов».
•
Ознакомительные экскурсии с предприятиями и организациями,
знакомство с рынком труда.
•
Клуб «Профи» по направлениям заявленного профиля
Вручение зачетной
книжки
Присвоение зачетной
книжке статуса «красной»
Право на стипендию
Получение награды «Оскар»
в области профессионального
самоопределения
•
ИУП
•
внеурочная деятельность – социальные и
исследовательские практики, профессиональные
пробы второго и третьего уровней
•
Образовательные события
Дневник самопознания
Посвящение в члены
клуба «Профи
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ
Title in here
Куратор 7-8 кл.
Родители
Куратор 8-9 кл .
Куратор 10-11 кл.
Классные
руководители
Модель сопровождения обучающихся в вопросах
профильного и профессионального самоопределения
Модель сопровождения обучающихся в вопросах
профильного и профессионального самоопределения
Педагог-психолог
ОБУЧАЩИЕСЯ
Средства реализации проекта
Организационные
Организационные
средства
средства
Методические
Методические
средства
средства
Нормативные
Нормативные
средства
средства
Программы курсов ВД;
Технологические карты цикла классных часов,
сценарии образовательных событий;
Организация серии мероприятий для педагогов:
взаимодействия;
Информирование родителей.
Положения о дневнике самопознания и зачетной
книжке;
Положение о СПС;
Положение о стипендии обучающихся;
Должностные инструкции специалистов СПС
(куратора, кл.руководителяи т.д.)
Нормативная база
Положение о профориентационной работе в образовательном учреждени
Функциональные обязанности ответственного за профориентационную работу в
образовательном учреждении
Должностная инструкция профконсультанта
Приказ об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы;
Положение о курсах по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов;
Положение о психолого-педагогическом сопровождении предпрофильной подготовки;
Положение о портфолио
Положение о «Дневнике самопознания».
Положение о профильном обучении учащихся на старшей ступени среднего (полного) общего
образования (об индивидуальной образовательной траектории учащегося);
Приказ об утверждении учебного плана образовательного учреждения (индивидуальных
учебных планов учащихся) на учебный год;
Приказ о проведении диагностики образовательного запроса учащихся при выборе
индивидуальной образовательной траектории;
Программы профильных предметов и элективных курсов;
Приказ о внесении изменений в функциональные обязанности работников, ответственных за
профильное обучение (заместителя директора по учебной работе, классного руководителя,
педагога-психолога);
Договора о сотрудничестве с социальными партнерами
Риски
-
Нехватка
специалистов;
-
Не выстроенное
межведомственное
взаимодействие;
-
Дополнительная
нагрузка на
педагогов;