Напоминание

ПРОФИЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ


Автор: Белёва Оксана Алексеевна
Должность: заместитель директора по вр, педагог-организатор
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 8
Населённый пункт: город Чайковский
Наименование материала: Презентация
Тема: ПРОФИЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ
Раздел: полное образование





Назад





ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АПРОБАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ ПО

НАПРАВЛЕНИЮ «ПРОФИЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ»

Авторы:

Белёва Оксана Алексеевна, заместитель

директора по ВР;

Васильева Светлана Владимировна, учитель

истории и обществознания, куратор

профессионального самоопределения

учащихся

МАОУ СОШ №8

г. Чайковский

Управленческий проект

(масштаб проекта 4 года)

Тема апробационной деятельности

«Навигация учащихся 8-11 классов в профильном

и профессиональном самоопределении»


Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Актуальность

Профориентация
- одно из направлений программы воспитания и социализации обучающихся для оказания психолого- педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.

«Портрет выпускника основной школы»:
* активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; * умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; * ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Актуальность


Анализ ситуации

Комплектование школы
 уровень начального общего образования: 19 классов-комплектов, средняя наполняемость классов – 25,4;  уровень основного общего образования: 18 классов-комплектов, средняя наполняемость классов – 26,9;  уровень среднего общего образования: 3 класса-комплекта, средняя наполняемость классов – 25,3; 
все уровни образования: 40 классов-комплектов, средняя

наполняемость – 26,0.

Разработана Основная Образовательная Программа ООО

Презентация проекта Программы профориентационной работы для 5 классов в

рамках экспертной площадки муниципального методического форума

«Будущее создаем вместе»


Анализ ситуации


Анализ ситуации


Цель:
«Создание условий для осознанного профильного и профессионального самоопределения учащихся 8-11 классов».
Задачи программы:
- организационно- педагогические; - методические; - образовательные; - апробационные.

Организационно- педагогические задачи
2016, 2017 год - Обеспечить кадровый состав апробационной площадки; - Определить социальное окружение для реализации апробационной площадки; 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 год - Использовать ресурсы семьи учащихся 8-11 классов в разработке, организации и проведении образовательного события.
методические задачи
- разработать цикл образовательных событий для осознанного профильного и профессионального самоопределения учащихся 8- 11 классов; - разработать методические рекомендации по использованию дневника самопознания и самоопределения учащихся 8-9, 10-11 классов.

8-9 классы

10-11 классы

образовательные задачи

образовательные задачи
- о р г а н и з о в а т ь в х о д е о б р а з о в а т е л ь н о г о с о б ы т и я практики, направленные н а сужение поля профильного и п р о ф е с с и о н а л ь н о го в ы б о р а учащимися 8-9 классов; - сформировать готовность к определению профиля; - - сформировать способность и г о т о в н о с т ь п р о д о л ж а т ь образование для п ол у ч е н и я выбранной профессии. - сформировать способность и г о т о в н о с т ь п р о д о л ж а т ь образование для получения выбранной профессии. - с ф о р м и р о в ат ь в х о д е образовательного события н а в ы к и и к а ч е с т в а необходимые для получения желаемого образования и приобретения профессии учащимися 10-11 классов

апробационные задачи

апробационные задачи
- разработать содержание связного, последовательного маршрута по профильному и профессиональному самоопределению учащихся 8-9 классов; - разработать содержание образовательных событий, повышающих интерес школьника к процессу выбора будущей профессии; - обеспечить включение школьников в рефлексивную деятельность по поводу процессов и результатов предпрофильной подготовки через создание и апробацию дневника самопознания и самоопределения; - разработать документы регламентирующие деятельность и механизм оплаты куратора по профильному и профессиональному самоопределению учащихся 8-9 классов. -разработать содержание образовательных событий, направленных на осознание и развитие профессионально- значимых качеств личности; - конкретизировать профессиональный выбор через участие в образовательных событиях и отразить его в дневнике самопознания и самоопределения. - разработать документы регламентирующие деятельность и механизм оплаты тьютора - куратора по профильному и профессиональному самоопределению учащихся 10-11 классов.

Title in here

Цикл классных часов

Родители

Групповые тьюториалы

Индивид. и групповые

консультации

Классные

руководители

Педагог-психолог
ОБУЧАЮЩИЕСЯ
Механизм реализации проекта

Куратор 8-9 кл, 10-11.

Предметники

Сопровождение

Курсы ВД, элективные

курсы по выбору

Педагог- организатор

Образовательные

события


Руководитель АП

Учитель-

предметник

Классные

руководители

Родительский

комитет

Куратор

направления

Педагог-

психолог,

педагог-

организатор

Администрация школы

Модель управления


Описание социального окружения, необходимого для реализации

программы
• Чайковский индустриальный колледж; • Чайковский техникум промышленных технологий и управления; • Организации и предприятия Чайковского муниципального района, партнеры в реализации социальных практик; • Филиал ПНИПУ; • Филиал ИЖГТУ; • ЧГИФК.
Описание научно-методического, методического сопровождения

апробационной деятельности
Научный консультант МАОУ СОШ № 8, доцент кафедры менеджмента ПГГПУ Владимир Владимирович Рябухин.

Описание системы мониторинга

образовательных результатов

Фиксация результатов проходит через:
 Страницы в Дневнике самопознания и самоопределения (лист фиксации выбранного профессионального направления, диагностические листы, лист прохождения социальных практик, лист прохождения профессиональных проб, лист фиксации TOPa выбранных ВУЗов, лист участия в интеллектуальных конкурсах олимпиадах и чемпионатах ВУЗов, лист итогов поиска дополнительных ресурсов для подготовки к сдаче ОГЭ, ЕГЭ и другие)  - интеллект - карта на текущий год;  Результаты ОГЭ, ЕГЭ  экран профильного самоопределения учащихся 9 классов;  - экран поступления учащихся в СУЗы.  - экран поступления учащихся в ВУЗы.
Ожидаемые

результаты

П а р а л л е л ь ,

ц е л е в а я

категория обучающихся

Элементы

образовательного

процесса,

в

которых

происходит

формирование

результатов

С п о с о б

ф и к с а ц и и

результатов


Мониторинг эффективности

8-9 классы

10-11 классы


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Имеющиеся в ОУ формы работы

Класс

Урочная деятельность

8
Уроки самоопределения
9
Уроки самоопределения
10
 Профильное образование  Уроки самоанализа (работа с портфолио в соответствии с планом тьюторского сопровождения
11
Уроки самоанализа (работа с портфолио в соответствии с ИУП)

Имеющиеся в ОУ формы работы

Класс

Вариативный компонент

8
 Проектная и исследовательская деятельность  Предметная лаборатория «Я и моя профессия»
9
 Предметные курсы  Проектная и исследовательская деятельность  Клуб девятиклассников «Профи»
10
 Курс «Основы исследовательской деятельности»;  Курс «Основы социального проектирования»;
11
Элективные курсы, согласно выбранному профилю

Имеющиеся в ОУ формы работы

Класс

Внеурочная деятельность

8
- обзорные ознакомительные экскурсии на предприятия и организации; -«безответственные пробы»
9
-экскурсии, на предприятия и организации, расширяющие представление о профиле, помогающие определить профессию; - первые осознанные пробы по выбору.
10
Профессиональные пробы и практики по самоопределению в профессии
11
------------------------

Создана

методическая база

с разработанным циклом

кл.часов в преемственности

по параллелям, сценариями

образовательных событий.

Создана

методическая база

с разработанным циклом

кл.часов в преемственности

по параллелям, сценариями

образовательных событий.

Методическая деятельность

Действуют

КСК,

предметные

лаборатории,

клубы,

секции

Действуют

КСК,

предметные

лаборатории,

клубы,

секции

Вариативный

компонент

Отсутствие сопровождения учащихся в

процессе соотношения себя

с возможностями

продолжения

образования, трудовой

деятельности, образа жизни

Отсутствие сопровождения учащихся в

процессе соотношения себя

с возможностями

продолжения

образования, трудовой

деятельности, образа жизни

Самостоятельная (индивидуальная)

деятельность обучащихся

Наблюдаются затруднения у

обучающихся в формировании

осознанного выбора предметов

для сдачи ОГЭ (в соответствии

с планируемым профилем

продолжения образования)

Наблюдаются затруднения у

обучающихся в формировании

осознанного выбора предметов

для сдачи ОГЭ (в соответствии

с планируемым профилем

продолжения образования)

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Деятельность в рамках

программ сотрудничества с соц.

Партнерами (проф.пробы, социальные

и исследовательские практики)

Деятельность в рамках

программ сотрудничества с соц.

Партнерами (проф.пробы, социальные

и исследовательские практики)

Проблема-

отсутствие системы

сопровождения

профильного и

профессионального

самоопределения

учащихся

Выводы:


Создание

системы



сопровождения

обучающихся

в

вопросах

профильного

и

профессионального

самоопределения
Цель проекта:
Задачи:
1.

Создать

систему



профориентационной

работы

,

функционирующую



в

следующих

направлениях

:

охват

7,8,9

классы

,

с

соблюдением

преемственности

;

активное

включения

профориентационной

работы

в

учебную

деятельность

;

расширения

профориентационного

пространства

за

счет

связей

с

общественными

организациями

и

предприятиями

,

профессиональными

образовательными

учреждениями

;

активное



включения

родителей

в

проектирование

будущей

профессиональной

деятельности

детей

;

2

Создать



и

апробировать

систему

педагогического

сопровождения

обучающихся

(

предметного

,

кураторского

,

психологического

);

3.

Разработать



систему



мотивации

обучающихся

в

рамках

проекта

на

каждом

этапе

его

реализации

.

4.

Осуществить

мониторинг

эффективности

профориентационной

работы

.




Цикл классных часов «Мир профессий»

Предметные лаборатории

Образовательное событие «Колесо обзора»



Анкетирование учащихся

Планирование предметных курсов

Образовательное событие «Перекресток семи дорог»

Цикл индивидуальных консультаций

Клуб «Профи» в рамках программ сотрудничества



Цикл классных часов «Диагностика профессиональных интересов».

Ознакомительные экскурсии с предприятиями и организациями,

знакомство с рынком труда.

Клуб «Профи» по направлениям заявленного профиля

Вручение зачетной

книжки

Присвоение зачетной

книжке статуса «красной»

Право на стипендию
Получение награды «Оскар» в области профессионального самоопределения •


ИУП

внеурочная деятельность – социальные и

исследовательские практики, профессиональные

пробы второго и третьего уровней

Образовательные события

Дневник самопознания
Посвящение в члены клуба «Профи

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ

Title in here

Куратор 7-8 кл.

Родители

Куратор 8-9 кл
.
Куратор 10-11 кл.

Классные

руководители

Модель сопровождения обучающихся в вопросах

профильного и профессионального самоопределения

Модель сопровождения обучающихся в вопросах

профильного и профессионального самоопределения

Педагог-психолог
ОБУЧАЩИЕСЯ

Средства реализации проекта

Организационные

Организационные

средства

средства

Методические

Методические

средства

средства

Нормативные

Нормативные

средства

средства

Программы курсов ВД;

Технологические карты цикла классных часов,

сценарии образовательных событий;

Организация серии мероприятий для педагогов:

педагогические советы, мастер- классы, семинары, КПК

.

Формирование команды педагогов (кадровый

состав);

Выстраивание межведомственного

взаимодействия;

Информирование родителей.

Положения о дневнике самопознания и зачетной

книжке;

Положение о СПС;

Положение о стипендии обучающихся;

Должностные инструкции специалистов СПС

(куратора, кл.руководителяи т.д.)


Нормативная база

Положение о профориентационной работе в образовательном учреждени

Функциональные обязанности ответственного за профориентационную работу в

образовательном учреждении

Должностная инструкция профконсультанта

Приказ об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы;

Положение о курсах по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов;

Положение о психолого-педагогическом сопровождении предпрофильной подготовки;

Положение о портфолио

Положение о «Дневнике самопознания».

Положение о профильном обучении учащихся на старшей ступени среднего (полного) общего

образования (об индивидуальной образовательной траектории учащегося);

Приказ об утверждении учебного плана образовательного учреждения (индивидуальных

учебных планов учащихся) на учебный год;

Приказ о проведении диагностики образовательного запроса учащихся при выборе

индивидуальной образовательной траектории;

Программы профильных предметов и элективных курсов;

Приказ о внесении изменений в функциональные обязанности работников, ответственных за

профильное обучение (заместителя директора по учебной работе, классного руководителя,

педагога-психолога);

Договора о сотрудничестве с социальными партнерами


Риски
- Нехватка специалистов; - Не выстроенное межведомственное взаимодействие; - Дополнительная нагрузка на педагогов;


В раздел образования