Автор: Фахарова Асия Низамутдиновна Должность: заместитель директора по увр, учитель математики Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная шкла № 7" Населённый пункт: город Мегион, пгт Высокий Наименование материала: конспект урока по алгебре Тема: Решение квадратных уравнений по формуле, 8 класс Раздел: среднее образование
«Решение квадратных уравнений по формуле», 8 класс
Цели
урока:
1)
Формирование
умений
и
навыков
решения
квадратных
уравнений
с
использованием
формулы
корней
квадратного
уравнения,
вычислительных
навыков;
2) Развитие навыков самостоятельности и самоконтроля;
3) Воспитание ответственного отношения к учебному труду.
I)
Оргмомент.
II)
Сегодня на уроке мы продолжаем решать квадратные уравнения. На прошлых
уроках мы с вами говорили о том, что формулы решения квадратных уравнений
были изложены в «Книге абака», написанной в 1202 году итальянским математиком.
Вопрос:
Кто помнит, как его зовут?
(Леонардо Фибоначчи)
А сейчас мы немного продолжим рассказ об истории возникновения квадратных
уравнений. Оказывается, задачи на квадратные уравнения встречались уже в Древней
Индии в 499 году. Вот одна из задач знаменитого индийского математика IX века Бхаскари:
Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекались.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А 12 по лианам ...
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок.
Ты скажи мне, в этой стае?
Составления квадратного уравнения к этой задаче (наводящие вопросы) : (1/8х)
2
+
12=х.
Давайте мы его преобразуем и назовем: коэффициент и свободный член. А решат это
уравнение и скажут нам, сколько же было обезьянок, ребята из 1 группы во 2 половине
урока.
Ну что же, чтобы узнать, сколько же было обезьянок, нам нужно уметь быстро и без
ошибок решить квадратное уравнение, чтобы научиться решать вот такие интересные
задачи.
Поэтому
одна
из
главных
задач
урока:
научиться
решать
квадратные
уравнения
быстро, без вычислительных ошибок, без подсказок, без чьей - либо помощи. А для этого
надо быть внимательным, собранным.
Для учащихся III группы проведем тестовую разминку по основным понятиям темы:
«Квадратные уравнения».
Ваша задача: вместо пропусков вставить нужные слова, выражения, а во II задании
выделить, какие уравнения неполные, полные - подчеркнуть.
В это время для обучающихся 1 и 2 групп - математический диктант:
1) Квадратное уравнение называется уравнением вида..,
2) Квадратное уравнение называется приведенным, если...
3) Если в квадратном уравнении с=0, то оно имеет вид... и называется...
4) Уравнение х
2
= а, где а< 0 имеет или не имеет решение.
5) Дискриминант вычисляется по формуле...
6) Если Д=0, то уравнение имеет...
Собрать тестовую разминку и лист с математическим диктантом.
Устная работа.
1) Укажите, чему равны первый и второй коэффициенты и свободный член квадратного
уравнения.
а) х
2
– 4х + 1 = 0 в) 2х
2
– 7х = 0 д) 11х
2
= 0
б)3х – х
2
– 6 = 0 г) х
2
– 8 = 0
2) Решите уравнения
а) у – 7 = 0 б) 8х = 0 в) 2х
2
=-8
б) х
2
– 9 = 0 г)а
2
+ 16 = 0 е) 3х
2
= 0
3)
Найдите значения выражения в
2
- 4ас, если а=1 в=2 с=3
Вопрос:
Как называется данное выражение?
На что влияет значение Д?
Заполните таблицу.
Значение Д
Количество корней
Д > о
2 корня
Д < о
Д = о
Задание на определение вида уравнения.
Вопрос:
Ребята, здесь вы видите уравнения, определённые по какому - то признаку. Как вы думаете,
какое из уравнений в 1 столбике является лишним и почему?
а) 2х
2
– х = 0
х
2
– 16 = 0
4х
2
+ х – 3 = 0
2х
2
= 0
б) 2х
2
– 5х + 18 = 0
4х
2
– 4х + 1 = 0
х
2
– Зх –4 = 0
2х
2
– 7х – 4 = 0
Записать в тетрадь тему, число, формулу корней квадратного
уравнения.
3 группа – устно: как найти дискриминант, корни квадратного
уравнения, решить 3-е уравнение из 2 столбика.
2 группа - найти Д и определить число корней (2 столбик)
1 группа - решить любые два уравнения из 2 столбика.
1) 2х
2
– 5х + 18 = 0
Д= 25-4*2*18=-199 < 0
2) 4х
2
– 4х + 1 = 0
Д = 16-4*1*4 = 0
х = (4 + 0) / 8= 1/2
3) х
2
– 3х – 4 = 0
Д = 9 – 4(-4)=25
х=(3+5)/2=4
х= (3-5)/2 =-1
Проверка ответов.
Физкультурная пауза
Имеет ли уравнение решение? Если да, то приседайте, если нет - руки
в стороны.
Зх=0 х
2
=-4 -9х
2
=-1 √х=0 х
2
+81=0 √х+25=0
Работа по учебнику.
№ 541 (б) 1 ученик у доски - все
№541 (г) для I группы
б) 3х
2
-8х+5=0
Д=64-4*3*5=4
х
1
=
6
2
8
=
6
10
= 1
3
1
х
2
=
6
2
8
= 1
г) З6у
2
-12у+1=0
Д=144-4*36=0
у=
72
0
12
=
6
1
Выберем лучшего математика.
3,2 группа - тестовая работа на выбор правильного ответа.
Указать правильный ответ при решении уравнения:
1) 5х
2
+ 3 = 0 а) решения нет б) ±√3/5 в) ±√-3/5
2) х
2
+ 16х + 6З = 0 а)9;7 б)-9;7 в)-7;9
г)-7;-9
3)3х
2
= 4х + 4 а)6;-2 б)2;-6; в)-2/3;2
г)2/3;-2.
4)3х
2
– 7х + 4 = 0 а)7±√97 6)1.1/3,1 в)-1.1/3;-1
г)1;-1.1/3
Ответ:1) а 2) г 3) в 4) б
I группа - игра «Кто быстрее решит уравнение». Право зажечь огонь
математических знаний.
Возвращаемся к задаче про обезьян! (см. третье уравнение)
3х
2
+ 8х – 3 = 0
х
2
+ 2 = х + 2
(1/8х)
2
+ 12 = х
По тестовой работе - взаимопроверка.
ИТОГ УРОКА
1) Какие уравнения мы с вами сегодня решали?
2) С помощью чего мы их решали?
3) При каком условии уравнение имеет
1 корень?
2 корень?
не имеет корней?
4) Приведите примеры неполного квадратного уравнения.
5) Приведите примеры полного квадратного уравнения.
6) Приведите примеры приведенного квадратного уравнения.
Сегодня хорошо работали:
1) Лучший математик …
2) Право зажечь огонь предоставим …
Допускали ошибки ...
Тема следующего урока: готовимся к контрольной работе по теме:
«Квадратные уравнения».
Домашняя работа
1) № 540 (а - з) для 2, 3 групп; 543 (д,е), 545 (а) для I группы.
2) Из дидактического сборника 3 уравнения, на листочке «составил,
решил, проверил».
Урок подготовила:
Фахарова Асия Низамутдиновна,
учитель математики,
высшая кв. категория