Использование творческих упражнений поискового характера на уроках русского языка.
Автор: Мартынова Евдокия Кирилловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Бердигестяхская СОШ" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Горный улус с.Бердигестях Наименование материала: статья Тема: Использование творческих упражнений поискового характера на уроках русского языка. Раздел: среднее образование
Использование творческих упражнений поискового характера на уроках русского языка.
(доклад)
В настоящее время усилия школы направлены на решение социально значимой задачи
– развитие в каждом ребенке природных качеств(способностей и задатков), развитие
творческих способностей каждого школьника, творческих упражнений.
В школе используются далеко не все виды творческих упражнений. Редко предлагаются
ученикам
творческие
диктанты,
изложения
с
творческими
заданиями,
творческие
стилистические упражнения. Хотя именно они включают каждого ребенка в литературный
опыт, развивают его литературно-творческие способности, интегрируют его знания по
различным предметам.
К творческой деятельности школьники приобщаются тогда, когда в обучении активно
используется исследовательский метод. По сравнению с информационно-рецептивным
(предусматривающим предъявление и усвоение готовой информации) и репродуктивным
(выполнение
учебных
заданий
по
образцу,
решение
типовых
задач)
методом,
в
современной
методике
преподавания
русского
языка
наиболее
предпочтителен
исследовательский
метод.
Его
сущность
заключается
в
том,
что
учитель
организует
творческую
деятельность
через
поиск,
путем
постановки
серии
проблемных
задач,
создания проблемных ситуаций. Исследовательские задания имеют разные формы: от 1-2
проблемных
вопросов
до
долговременных
многоэтапных
исследований.
В
качестве
иллюстрации приведем поисковые задания, которые выполняются при изучении частиц.
1.1
Сравните 3 предложения. Определите разницу в их содержании. Чем она
вызвана?
И я приглашаю вас в гости.
Я приглашаю И вас в гости.
Я приглашаю вас И сегодня в гости.
2.
Сконструируйте
3
микротекста
по
каждому
предложению.
Какими
получились
микротексты: одинаковыми или различными?
3.
Сделайте вывод: произвольна ли позиция частицы в высказывании?
Это
поисковое
задание
убедит
семиклассников
в
том,
что
позиция
частиц
в
высказывании далеко не произвольна: они выделяют наиболее важные для автора
высказывания слова, внося при этом новые, дополнительные оттенки значения в
предложение.
Например,
в
1-ом
предложении
подчеркивается
и
усиливается
значение подлежащего; во 2-м - дополнения; в 3-м обстоятельства. Кроме того,
поисковое
задание
сконструировать
микротекст
по
предложению
с
частицей
подскажет ребятам, как можно обнаружить интереснейшие функции частиц, о
которых не сказано в школьном учебнике: именно частицы помогают восстановить
контекст, где должно употребляться предложение с частицей; частицы создают
монолитные
представления-образы,
служа
средством
выражения
подтекста,
«теневого» высказывания.
II.
1.
Выделите частицу в предложении «Спотыкается и сороконожка».
2.
Подберите
к
ней
частицы-синонимы.
Установите
общее
и
различное
в
их
значении.
3.
Замените
в
предложении
частицу
синонимами.
Всегда
ли
возможна
такая
замена? Почему?
4.
Сконструируйте
микротексты
по
каждому
предложению
с
синонимичными
частицами.
5.
Сделайте вывод: с какой целью используются в речи частицы-синонимы?
Ученики составляют синонимический ряд, куда входят частицы И,ДАЖЕ,ТО. Выясняется
общее и отличное в семантике этих служебных слов: все они усилительные, но частица
ДАЖЕ
имеет
отчетливое
дополнительное
значение
выделительности,
подчеркнутого
акцентирования, заострения структурно-семантической роли того члена предложения, с
которым
употреблена.
А
частица
–
ТО
имеет
ярко
выраженный
оттенок
противопоставленности
(достаточно
сравнить
предложения: Мы
приедем.
–
Мы-то
приедем). Это подчеркнутая оппозиция семантики предложения с частицей –То всему
остальному, словесно не выраженному в данном высказывании, фону знаний, который в
свернутом
виде
передается
«теневым»
высказыванием,
-
почти
во
всех
случаях
воспринимается людьми безошибочно, интуитивно.
Микротексты по опорным предложениям с частицами получаются такими:
Все живые существа когда-нибудь ошибаются. И сороконожка спотыкается.
Даже сороконожка спотыкается! Что же говорить тогда о тех, у кого две или четыре
ноги! Они могут спотыкаться и ошибаться гораздо чаще.
Все
говорили,
что
сороконожка
передвигается
медленно
и
никогда
не
устает.
А
сороконожка-ТО (ЖЕ) спотыкается.
Вывод: частицы делают нашу речь экономной, лаконичной, выразительной, отражающей
чувства говорящего.
III. Анализ текста с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых
средств и задач, условий, содержания высказывания.
1.
Прочитайте
выразительно
текст,
подчеркивая
интонацией
значение
каждой
частицы.
Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
- Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке.
- Неужели дятел?
- Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.
- Так ты птица-осоед.
- Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок.
-Гусениц и личинок любят как раз дрозды.
- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
- Ну тогда ты, наверно, лесная мышь.
- Вот еще- мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
- Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.
-Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
-Ладно, ты – цапля.
- Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
- Точно, куница!
-Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А ем еще и почки, орехи,
семена елок и сосен, ягоды и грибы.
- Скорее всего, ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья,
которая сглупу забралась на елку!
- Нет, нет , нет! Я – белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят
не только рыбу, мухоловки глотают не только одних мух, а белки грызут не
только орешки.
2. к какому стилю относится этот текст? Обоснуйте свое мнение.
3. Назовите частицы, употребляемые в диалоге.
4.
Выпишите
из
текста
в
3
колонки
частицы,
выражающие:
утверждение,
отрицание, другие значения (какие?).
5. Сравните 2 предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь, - Вот еще
лесная
мышь!
В
каком
предложении
содержание
передано
более
сжато,
энергично?
Можно
ли
узнать
из
1-го
предложения
отношение
говорящего
к
предмету разговора и к собеседнику? В каком предложении решительно и резко
опровергается суждение, высказанное собеседником?
6. В каком стиле и в каких условиях употребляются частицы, выражающие
утверждение и отрицание? В каких стилях речи встречаются частицы данной
группы?
7. Если бы в этом тексте на один из вопросов белка ответила «НИКАК НЕТ!»,
соответствовало бы это выражение всему тексту? почему? в каких условиях
употребляется
это
сочетание
частиц
и
каково
его
значение?
подберите
антонимичные частицы, употребляющиеся в тех же условиях общения? (ЕСТЬ!
ТАК ТОЧНО!).
8. Сделайте вывод: почему разговорная речь насыщена частицами?
В
разговорном
стиле
используются
частицы
всех
разрядов,
причем
и
такие,
которые
не
принято
употреблять
в
других
стилях.
В
соответствии
с
принятой
стилевой дифференциацией частиц (в словарях на это указывают соответствующие
пометы), мы различаем в обыденной разговорной речи нейтральные частицы: БЫ,
ВОТ,
ДАЖЕ,
ЛИШЬ
и
др.-
их
большинство;
разговорные:
АВОСЬ,
ТАК_ТАКИ,
НУ
ДА,ИДЕТ; просторечные: АГА, ВИШЬ, ИШЬ, АЖ,ЭК – они не должны засорять речь
культурного человека. Недопустимо и избыточное употребление частиц: ВОТ ут ВОТ
встретились;
ТОЛЬКО
ЛИШЬ
я
знаю;
и
неправильное
использование
частиц,
употребляющихся в строго ограниченных ситуациях: НИКАК НЕТ! ТАК ТОЧНО!
Обилие
частиц
в
разговорной
речи
объясняется
тем,
что
в
условиях
устного
непринужденного и не подготовленного заранее общении говорящим нужно не
только передать информацию, но и одновременно выразить свое отношение к
предмету речи и к собеседнику = это удается сделать именно с помощью частиц.
Таким образом, при решении поисковой задачи ученики оказываются в новой
учебной ситуации, перед новой проблемой и испытывают некоторые затруднения
в
выборе
способа
действий
(он
может
подсказываться
заданием)
или
в
нахождении
правильного
ответа
из
нескольких
возможных.
Творчество
заключается в умении ориентироваться в новой ситуации, разрешить проблему,
самостоятельно сделать вывод.
Подготовка
и
проведение
любого
творческого
упражнения
вызывают
у
ребят
повышенный интерес, создают атмосферу совместной творческой деятельности
у ч е н и ко в
и
у ч и тел я ,
а тм о с ф е р у
до в е р и тел ь н о с т и ,
к о л л е к т и в н о й
заинтересованности в обязательном выполнении каждого задания всеми.
Литература:
1.
Калошин И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный
подход). –М., 1994
2.
Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. – М., 1995
3.
Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках
4.
Пономарев
Я.А.
фазы
творческого
процесса.//исследование
проблем
психологии творчества..-М., 1994г.
5.
Творческие
работы
на
уроках
русского
языка:
Методические
рекомендации
//Сост. С.А.Котельникова .-Л., 1998г.