Автор: Елеонович Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 31 Населённый пункт: город Красноярск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Адаптация ребенка в ДОУ. (Советы родителям) Раздел: дошкольное образование
«Адаптация ребенка в ДОУ»
(Советы родителям)
Подготовил:
Воспитатель высшей квалификационной
категории
Елеонович Ирина Александровна
Красноярск, 2017 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 31 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно- эстетическому
направлению развития детей»
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде
всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых
людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них
реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут
вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед
входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем
быстрее он способен адаптироваться.
Существуют определенные причины, которые
вызывают слезы у ребенка:
Тревога ,
связанная
со
сменой
обстановки
(ребенок
до
3
лет
еще
нуждается в усиленном внимании). При этом из привычной, спокойной
домашней
атмосферы,
(где
мама
рядом
и
в
любой
момент
может
прийти
на
помощь,
он
перемещается
в
незнакомое
пространство,
встречает
пусть
и
доброжелательных,
но
чужих
людей)
и
режима
(ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в
которую
он
попал.)
В
детском
саду
приучают
к
определенной
дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же
личный
режим
дня
ребенка
нарушается,
это
может
провоцировать
истерики и нежелание идти в детский сад.
Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада .
Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания
ребенка в дошкольном учреждении.
Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема
наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями
развития.
Чаще
всего
это
происходит,
когда
ребенку
не
хватает
эмоционального общения с мамой.
Отсутствие
навыков
самообслуживания .
Это
сильно
осложняет
пребывание ребенка в детском саду.
Избыток
впечатлений. В
ДОУ
малыш
испытывает
много
новых
позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и
вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не
следует
рассматривать
как
обязательное,
но
оно
возможно.
Несложные
действия
способны
уменьшить
тревожность
и
поло-
жительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным усло-
виям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепен-
но. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню
посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать
дома
для
ребенка
режим
дня
(сон,
игры
и
прием
пищи),
соот-
ветствующий режиму детского сада.
В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух
часов.
Время
пребывания
нужно
увеличивать
постепенно.
По
про-
шествии
2-3
недель
(данный
период
индивидуален
для
каждого
ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый
день в ДОУ.
Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать
ребенка
о
том,
как
прошел
день,
какие
он
получил
впечатления.
Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на по-
ложительных моментах, так как родители такими короткими замечани-
ями способны сформировать у них позитивное отношение к дошколь-
ному учреждению.
Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить - вероятно, ему
не
хватает
прикосновений
матери,
которых
совсем
недавно
было
намного больше.
Желательно
укладывать
ребенка
спать
пораньше,
побыть
с
ним
подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условить-
ся, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить,
какую одежду он наденет утром.
В
выходные
стоит
придерживаться
режима
дня,
принятого
в
ДОУ,
повторять
все
виды
деятельности,
которым
малыш
уже
обучился.
Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически
отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о
садике,
о
том,
как
много
интересного
его
ждет
там.
Пусть
эти
разговоры
будут
эмоционально
окрашены,
они
помогут
успокоить
малыша.
Типичные ошибки родителей.
Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто
сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и
способы их предотвращения.
В
первую
очередь,
это
неготовность
родителей
к
негативной
реакции
ребенка
на
дошкольное
учреждение.
Родители
бывают
напуганы
плаксивостью
ребенка,
растерянны,
ведь
дома
он
охотно
соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша - это
первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину и
плаксивость - нормальное состояние дошкольника в период адаптации
к
детскому
саду.
При
терпеливом
отношении
взрослых
она
может
пройти сама собой.
Частой
ошибкой
родителей
является
обвинение
и
наказание
ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются
только
терпение
и
помощь.
Все,
что
нужно
малышу,
-
это
адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада готовы
помочь родителям в этот непростой для семьи период.
В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский
сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на
работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к
садику 2-3 месяца.
Еще
одна
ошибка
родителей
-
пребывание
в
состоянии
обеспокоенности,
тревожности.
Они
заботятся
об
общественном
мнении,
испытывают
внутренний
дискомфорт,
волнуются,
что
недостаточно хороши в роли "мамы" и "папы". Прежде всего, им нужно
успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются,
это состояние передается им. Родителям важно понимать, что ребенок
проходит
адаптацию
к
новым
условия
жизни.
Стоит
избегать
разговоров
о
слезах
малыша
с
другими
членами
семьи
в
его
присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не
понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне
чувствуют
обеспокоенность
мамы,
и
это
еще
больше
усиливает
детскую тревогу.
Пониженное
внимание
к
ребенку
также
является
типичной
ошибкой
родителей.
Довольные
работой
ДОУ,
некоторые
мамы
облегченно
вздыхают
и
уже
не
так
много
внимания,
как
раньше,
уделяют малышу.
Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с
ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего
бояться, потому что она все так же рядом.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи,
пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того,
что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период,
сказать
трудно,
потому
что
все
дети
проходят
его
по-разному.
Но
привыкание
к
дошкольному
учреждению
-
это
также
и
тест
для
родителей,
показатель
того,
насколько
они
готовы
поддерживать
ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Рекомендации родителям по подготовке ребенка
к детскому саду
Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое
детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там
интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться
делами семьи);
Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения.
Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада.
Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь
гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем;
С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша,
что он уже подрос и готовится ходить в детский сад;
Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в
детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это
поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь;
Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых
друзей. Научите его примерным фразам, словам, с какими он сможет
обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские
истории о детском саде, покажите картинки;
Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети
ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете;
Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно
заявлять о своих потребностях;
Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что
там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но
всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним;
Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад". Создайте пару
типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе.
Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на
них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и
вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом
школьный, а затем уже и взрослый;
Важное средство общения в дошкольном учреждении - это детские
игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом,
позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться
ими с другими детьми;
Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в
детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные
действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в
будущем придерживаться;
Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми
необходимыми навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о
своих потребностях;
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями;
Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте
дружбу сына или дочери;
Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это
хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений;
Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без
агрессии и не в присутствии ребенка;
Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы
дошкольного учреждения при ребенке;
Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время
лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно,
чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать.
Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад № 31 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно- эстетическому направлению развития детей»
660001, г. Красноярск, ул. Менжинского, 12В