Автор: Мурсалимова Светлана Агзамовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №79" Населённый пункт: г. Стерлитамак Башкортостан Наименование материала: Методическая разработка Тема: Картотека пальчиковых игр Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №79» городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
Для детей 4-5 лет
Подготовила: воспитатель
Мурсалимова С.А
2016 год
Цели методической разработки – развитие движений пальцев рук, их
координированности, всестороннее развитие психических и физических качеств в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, создание
благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного
детства. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности:
игровой, учебной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей методической разработки основное значение имеют:
забота о здоровье, всестороннем развитии каждого ребенка;
творческая организация процесса воспитания и обучения;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая
развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого
ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества.
Задачи методической разработки:
развивать мелкую моторику пальцев рук, их координированность;
подготовить кисть ребенка к овладению письмом;
научить делать точные, ритмичные движения руками;
развивать зрительно-моторную координацию;
научить согласовывать речь с движениями;
формировать творческие способности, внимание, память и речь.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук целесообразно
использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Пальчиковые игры для дошкольников
Сентябрь.
Тема I недели: «Во саду ли в огороде»
Цель:
Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию
движений
.
«Компот»
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки « мешают»)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному,
Грушу будем мы рубить. начиная с большого.)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.
«У Лариски-две редиски»
«У Лариски – две редиски»
(по очереди разгибать пальчики)
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.
Тема 2 недели: «Витамины с грядки»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
«Апельсин»
Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу)
«Соберу грибы»
Я корзину в лес беру,
там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»
(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь -
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках,
начиная с мизинца правой руки.)
А мухомор не понесу.
Пусть останется в лесу!.
Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)
Тема 3 недели: «Осень»
«Осень»
Цель : развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! ( по очереди сжимаем кулачки)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз)
Тихо на землю ложатся. (поглаживаем коленки)
Солнце нас уже не греет, (по очереди сжимаем кулачки)
Ветер дует все сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны)
К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)
Дождик к нам в окно стучится. (стучим пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки надеваем (делаем вид)
И ботинки обуваем ( постучать ногами)
Знаем месяцы: ( похлопать ладошками по коленкам)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. ( кулак, ребро, ладонь)
Осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять, ( загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, ( загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (пальчики «шагают» по столу).
Тема 4 недели: « Животные и птицы встречают осень»
«Сидит белка на тележке»
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры: Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с
большого пальца :
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки: Загибает:
Лисичке-сестричке, Большой палец,
Воробью, Указательный палец,
Синичке, Средний палец ,
Мишке толстопятому. Безымянный,
Заиньке усатому. Мизинец.
«Зимующие птицы»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
(«зовущие» движения пальцев 4 раза- «режущие» движения одной ладони по
другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга
вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой
тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)
Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?
Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с
большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Октябрь .
Тема 1 недели. «
Мое тело»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
«Весёлый человечек».
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. (Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по
столу.)
Разотру ладошки сильно, (Растирают ладони.)
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. (Охватывают каждый палец у основания и вращательными
движениями поднимаются до ногтевой фаланги.)
Руки я затем помою, (Потирают ладони.)
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. (Складывают пальцы в замок.)
«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой
руки или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний "идут" по другой руке.)
Эти - любят поболтать, ( Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга
шурша).
Эти - тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. ( Крутим большим пальцем вокруг мизинца)
Тема 2 недели: « Моё окружение»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь
и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Как у нас семья
Большая, да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)
«Наша бабушка»
Наша бабушка идет (Хлопать ладонями по коленям поочередно левой, правой
руками.)
И корзиночку несет. (Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой
руки.)
Села тихо в уголочек, (Положить руки на колени.)
Вяжет деточкам чулочек. ( Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.
Вдруг котята прибежали (Мягкими кистями рук выполнять движение “кошечка”.)
И клубочки разбросали.
Где же, где ж мои клубочки, (Развести руки в стороны).
Как же мне вязать чулочки? (Выполнять движение “вязание на спицах”.)
Тема 3 недели: « Я и моя семья»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
«Семья »
Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех
десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!
«Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка, (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья! (хлопаем в ладоши)
Тема 4 недели : «Моя республика – Башкортостан»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
«Край родной»
Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое! ( Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! ( Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького росточка
вверх_
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! («Обнимашки»)
«На опушке дом стоит»
На опушке дом стоит,
На дверях замок висит,
За дверями стол стоит
Тук-тук -тук
Дверь открой ,
Заходите, я не злой.
« Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля. (поочереди соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
Ноябрь.
Тема 1 недели:
«Посуда и продукты питания»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
«Посуда»
Девочка Иринка порядок наводила. (Поочерёдно соединяют большой палец с
остальными)
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!
«Салат».
Мы морковку чистим- чистим, (Энергично проводят кулачком правой руки по
ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие
движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, (Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)
Тема 2 недели: « О хороших привычках и нормах поведения»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
«Дружба»
Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями
«Как живёшь?»
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
Тема 3 недели: « Путешествие в страну «Светофор»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
«Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.
«Машины»
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются
параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен –
«сигналим».)
Тема 4 недели: « Наш детский сад».
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
«Наша группа»
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу,
Самый младший — это я. (Разжимают пальчики поочередно
Это Маша, начиная с мизинца).
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
«Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно,
начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
Декабрь
Тема 1 недели: «Зима»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони
левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,
положить руки под щеку)
«Мороз»
Вечер приближается (разведите руки в стороны),
Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)
-Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать (потрите ладони)
Надо их отогревать (подышите на ладони).
Вечер приближается (разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора
-До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).
Тема 2 недели: « Мы - друзья животных и птиц»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук
«Дикие животные»
На лужок пришли зайчата, (Одновременное сгибание пальцев в кулак .)
Медвежата, барсучата, (При перечислении животных считать пальцы на обеих
руках поочерёдно)
Лягушата и енот.
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.
«На водопой»
Жарким днем лесной тропой («шагают» по столу).
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибают
За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с мизинца).
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата, (Делают «ушки» «шагают» по столу).
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
Тема 3 недели: « Моя одежда»
Цель: развитие мелкой моторики рук, речи, интереса к фольклорным
произведениям, внимательности, способности сосредотачиваться.
«Варежка»
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». (Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
«Шнуровка».
На глазах слезинки
- Ведь свои ботинки
Шнуровать не может
Маленький Сережа.
Ты не плач Сережа,
Пальчики шнуровка
Развивает ловко.
«Стирка»
(Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения)
Ох, испачкалась одежда, мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти, и в порядок привести.
В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим, пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем, отожмём её, встряхнём.
А потом легко и ловко, всю развесим на верёвках.
А пока одежда сушится , мы попляшем и покружимся.
Тема 4 недели: « Встречаем Новый год»
Цель : развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук .
«На ёлке»
Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши
И плясали, и резвились. Удары кулачками.
После добрый Дед Мороз «шагают» средним и указательным пальчиками по столу.
Нам подарки преподнес. «рисуют» руками большой круг.
Дал большущие пакеты,
В них же вкусные предметы: Ритмичные хлопки в ладоши
Конфеты в бумажках синих, Загибают пальчики, начиная с большого
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко,
Один золотистый мандарин.
«Подарки»
Дед мороз принес подарки: («Шагают» пальчиками по столу)
Буквари, альбомы, марки, На каждое название загибают)
Кукол мишек и машины, ( по одному пальчику, сначала на
Попугая и пингвина, правой, потом на левой руке.)
Шоколадок пол мешка (Делают из пальчиков правой руки
И пушистого щенка! мордочку щенка, согнуты
Гав! Гав! средний и указательный пальчики – «ушки»)
Январь.
Тема 2 недели: « Мои игрушки»
Цель : развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук .
«Игрушки»
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на
друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю.(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки
– «катаем машинку».)
«Есть у нас игрушки»
Есть у нас игрушки: (Хлопки
Пластмассовые погремушки, Встряхивают кулачки.)
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, ( Руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной, ( Руки сложить в круг перед собой.)
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)
Тема 3 недели: « Моя любимая сказка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, речи, интереса к фольклорным
произведениям, внимательности, способности сосредотачиваться.
«Любимые сказки»
Будем пальчики считать, (Хлопают в ладоши)
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, (Поочередно загибают пальчики на левой руке)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку, (Поочередно загибают пальчики на правой руке)
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят. (Сжимают кулачки)
Этим сказкам каждый рад. (Хлопают в ладоши)
«Теремок»
Стоит в поле теремок, теремок. (Дети соединяют кончики пальцев рук над
головой.)
Он не низок не высок, не высок. (Приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая
руки вверх)
На двери висит замок, да замок (Руки сомкнуты ладонями и пальцами.)
Кто его открыть бы смог? (Поднимают плечи вверх, опус кают.)
Слева зайка, справа мышка, (Дети занимают свои места около теремка.)
Отодвиньте-ка задвижку. (Тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке»).
А лягушка, и медведь (Занимают свои места около теремка.)
Тоже терем хотят отпереть . (Сильно сжимают пальцы. )
А лисичка и волчок открывают теремок! (Открывают «замок» — рассоединяют
пальцы по одному и раз водят руки в стороны).
Тема 4 недели: « Зимние забавы»
Цель: развитие мелкой моторики рук, речи, интереса к фольклорным
произведениям, внимательности, способности сосредотачиваться.
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла...
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком
правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на
корточки, закрывая голову руками)
«Лыжники»
Мы бежим с тобой на лыжах Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на
лыжах)
Снег холодный лыжи лижет “Скользят”, делая поочередно движения пальцами
А потом – на коньках, (“бегут” на коньках)
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили, Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука,
другая)
А потом снежки катили, Катят воображаемый комок
А потом без сил упали "Кидают друг в друга"
И домой побежали .
Февраль
Тема 1 недели: « Я – путешественник»
Цель: развитие мелкой моторики рук, речи, интереса к фольклорным
произведениям, внимательности, способности сосредотачиваться.
«Я в деревне отдыхаю…»
Я в деревне отдыхаю, Руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять
пальцы правой руки.
Всех зверей домашних знаю: Разводить и соединять пальцы левой руки.
Кролик, лошадь и коза, Называя животное, поднимать и удерживать на весу
каждый палец правой руки, начиная с большого.
Кот, корова и свинья. Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой
руки, а затем левой, начиная с большого.
А еще баран с овцой,
Да верный пес - Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки.
Помощник мой. Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть,
остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»
«Лодочка»
Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (Поднять выпрямленные ладони вверх).
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (Имитация движений волн и рыбок)..
Плывут рыбки тут и там.
Тема 2 недели: «Машины на нашей улице»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать – (Загибаем пальцы начиная с мизинца)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)
«Машины».
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой).
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются
ладошки).
Тема 3 недели: « Чудесные вещи (железо, резина, дерево, бумага и т.д.)»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук
«Игрушки»
У Антошки есть игрушки.
У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
«Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
(загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Тема 4 недели: « Папины заботы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук
«Аты-баты»
Аты — баты, аты — баты!
(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.
«Пограничник»
Пограничником я буду, (Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на
обеих руках)
Чтоб границы защищать, (Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с
больших.)
И страна могла спокойно (Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев)
Крепким сном ночами спать.( Соединять все пальцы обеих рук по очереди с
большим)
Март.
Тема 1 недели: «
Цветы для мамы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук
«Много мам на белом свете»
Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко
обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала
на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)
«Мама»
«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».
Тема 2 недели: « Весна»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук
«Весна»
Иди, весна, иди, красна,
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(загибают по одному пальчику с мизинца)
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.
(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с
большого)
«Сосульки»
Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой)
Сели на карниз. Положить руки на колени.
Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук.
Посмотрели вниз. Опустить голову вниз.
Посмотрели, чем заняться ? Пожать плечами.
Стали каплями кидаться. Руками соответствующие движения.
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, В такт наклонять голову вправо – влево.
Кап-кап, дзинь – дзинь.
Тема 3 недели: « Путешествие по городу»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук
«Дорожных правил очень много»
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
«Гонки»
Раз, два, три, четыре, пять. (возят машинку по каждому пальчику вперед и назад,
начиная с большого)
Можно гонки начинать. (тоже самое, но начиная с безымянного)
По кругу, по кругу.
Вперед и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят.( катают машинку по пальцам, которые слегка
согнуты)
Закрылись. ( сжимают кулак)
Машинка стоит в гараже
И фары погасли, не светят уже. (заглядывают в маленькую щелочку в кулаке).
Тема 4 недели:
«
Наши меньшие друзья (птицы)»
Цель : развивать мелкую моторику обеих рук. Закрепить умение четко и правильно
произносить текст.
«Птицы»
Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
(«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой
пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга
вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть
ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)
«Птицы на кормушке»
Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?
Мы расскажем. Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с
большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
«Птицы прилетают»
С наступлением весны, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены.)
Птицы прилетают.(Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы.( Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.)
А грачи у лужицы (Ладони раскрыты, соединены чашечкой.)
Шумной стайкой кружатся. (Круговые движения кистями рук.)
Журавли летят торопятся, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. )
А малиновка и дрозд, (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как
крыльями.)
Занялись устройством гнезд. (Пальцы рук в замок ладони открыты)
«Солнце»
Снова солнце в небе улыбается, (Соединять пальцы правой руки с большим.)
Снег растаял, ручейки звенят. (Соединять пальцы левой руки с большим.)
И подснежник первый распускается,( Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой,
запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их
друг от друга.)
С юга птицы с песнями летят. (Ладони повернуты к себе, большие пальцы
переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения «птичка»)
Апрель.
Цель : развивать мелкую моторику обеих рук. Закрепить умение четко и правильно
произносить текст.
Тема 1 недели: « Все работы хороши»
«Профессии»
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)
«Маляры»
Маляры известку носят, (Держат в руках воображаемые ведра, имитируют ходьбу
на месте.)
Стены кистью купоросят. (Лицом друг к другу, движения воображаемой кистью
вверх-вниз.)
Не спеша, разводят мел. (Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре.
Я бы тоже так сумел. («Красят»)
«Кузнец»
Идет кузнец из кузнецы, (Кисти рук лежат на столе, ладонями вниз,
Несет кузнец два молота. пальцы приподняты, слегка согнуты.
Тук, тук, тук, тук (Постукивать поочередно правой, левой руками,всемипальцами.)
Да ударил разом вдруг. Пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу.
«Почтальон»
Что принес нам почтальон? (Сжимать и разжимать кулаки.)
С толстой сумкой ходит он. (Шагать пальчиками по столу.)
Перевод, журнал, газету,( Загибать пальцы, начиная с большого.)
В бандероли 2 кассеты.
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.
«Пекарь»
Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки. ( Выполняем круговые движения ладонями)
Две сушки — Ванюшке, (Имитируем скатывание колобка.)
Две баранки – Танюшке,( Поочередно соединяем большие пальцы
Два бублика – Мишке, обеих рук с остальными пальцами)
Два калача – Маришке. –( упражнение «колечки».)
Тема 2 недели: « Космическое путешествие»
Цель : развивать мелкую моторику обеих рук. Закрепить умение четко и правильно
произносить текст.
«Космонавт»
Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки –
Значит можно начинать. Выполнять движения по тексту.
«Космос»
Раз, два, три, четыре, пять - (По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит, (Пальцы обеих рук соединяются с большими,
образуя «бинокль».)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, (Загибают пальчики обеих рук)
Большую желтую луну.
Тема 3 недели: « О труде в саду и огороде»
Цель :Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём –
Всю тебя мы соберём. ( Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой,
похлопывая друг друга кончиками.)
«Подсолнух»
Посадили зернышко,
(щепотка)
Вырастили солнышко.
(растопырить ладони)
Это солнышко сорвем,
(ладоши раскрыть)
Много зерен соберем.
(собирать с другой ладони зерна)
«Весна»
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)
Капают капели.
Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)
И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)
Тема 4 недели: «Труд взрослых в детском саду»
Цель : Развивать мелкую моторику пальцев рук.
«Пирог».
Тра-та-та, тра-та-та,
Приходите решета
(Поднимают вперед руки, зазывают).
Мучки просейте
(Показывают, как просеивают).
И пирог затейте.
Что сегодня нам испечь?
(Вытягивают руки вперед, поворачивают ладошки вверх, вниз).
Печку мы спросили. Тесто замесили.
(
Мнут руками тесто).
Тесто скалкой раскатали,
(Показывают, как раскатывают).
Раскатали не устали
Начинили творогом (
Пекут пироги, то одна рука сверху, то другая
).
И назвали пирогом!
« Комнатные растения»
На окно скорее глянь:
Здесь у нас цветет герань.
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония -
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Мы все названья помним!
Раскрывают ладошку.
Мы взрыхлим цветы, польем,
(Пошевеливают опущенными вниз пальцами.)
Пусть подрастают день за днем!
(Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают
«цветком».)
Май.
Тема 1 недели : «Цветы нашего участка»
Цель : Развивать мелкую моторику пальцев рук.
« Подснежник»
К нам Весна лишь заглянула – (Протягивают руки вперед)
В снег ладошку окунула (Руки внизу, перпендикулярно корпусу)
И расцвел там нежный, (Руки соединяют в бутон на уровне глаз)
Маленький подснежник. (Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
«Цветы»
Наши алые цветы
Распускают лепестки,( Плавно разжимают кулаки.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Машут перед собой руками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (Плавно сжимают руки в кулаки)
Тихо засыпают, (Кладут руки под щеку
Головой качают. Качают головой.)
« Сегодня праздник всех отцов»
Сегодня праздник всех отцов,( Сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех кто готов, (Хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить, (Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к
сердцу)
Всех нас от бед отгородить! (Сжимают и разжимают пальцы)
Тема 2 недели: «Путешествие в мир насекомых»
Цель : Развивать мелкую моторику пальцев рук.
«Божьи коровки»
Божья коровка - (дети машут руками)
Черная головка. (за голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят)
«Комар»
Дружно пальчики считаем – Сжимают и разжимают пальцы.
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с
большого.
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит? Вращают мизинцем.
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! Прячут руки за спину.
«Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять - (Сжимать - разжимать пальцы в кулак.)
Насекомых надо знать: (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими)
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок…( Поочередно загибать пальцы рук, начиная с
большого пальца правой руки.)
И у каждого шесть ног! (Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую
сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.)
«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. (Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по
предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее
движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы
растопырены, качаем руками (солнышко светит)
А за ним ползут все детки, (Действия аналогичны первоначальным)
Чтобы погулять на ветке. ("Паучки" ползают на голове)
«Пчела»
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек (На каждое название насекомого загибают пальчик)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам.)
Пожужжали, полетали,
От усталости упали. ( Роняют ладони на стол)
«Насекомые»
Прилетела к нам вчера ( машут ладошками
Полосатая пчела. на каждое название насекомого
А за нею шмель-шмелек загибают пальчик.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков
Пожужжали, полетали, подносят к глазам.
От усталости упали. роняют ладони на стол.)
«Жук» Я
веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу…
«Пчёлы»
Вот маленький улей, где
пчелы спрятались.
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья
Одна, две, три, четыре, пять.
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з.
(Пальцы сжать в кулак, затем
отгибать по одному.)
«Паучок»
Пау – пау – паучок,
Паутиновый бочок,
Паучок всё вверх ползёт,
Паутинку он плетёт.
Паутинка хоть тонка –
Крепко держит мотыльков. (Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы
обеих рук в замок.)
(Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками.)
Тема 3 недели: « Карнавал деревьев»
Цель : Развивать мелкую моторику пальцев рук.
«Иголки»
У сосны, пихты и ёлки (дети перекатывают в руках, массируя ладони
Очень колкие иголки, массажный мячик)
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник! (подбрасывают мячик)
«Яблонька»
У дороги яблонька стоит, Руки сплести над головой, пальцы разжаты.
На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе.
Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад.
Вот и яблочко у нас. Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.
В сладко яблочко вопьюсь,
Ах, какой приятный вкус. Соединить запястья, ладони развести.
«Листочки»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый (Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку ( Спокойно уложить ладони на стол)
«День Победы»
Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки
ладонями
По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными
движениями рук
Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)
Тема 4 недели: « Зелёная аптека»
Цель : Развивать мелкую моторику пальцев рук.
« Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
«Бабочка»
Ах, красавица какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала-
И мгновенно вдруг пропала.