Напоминание

родительское собрание. Тема: " Путешествие в мир детских эмоций".


Автор: Литвинова Наталия Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№2 жд.-ст. Шентала Самарской области СП ДС "Звездочка"
Населённый пункт: Самарская обл. с. Шентала
Наименование материала: методическая разработка
Тема: родительское собрание. Тема: " Путешествие в мир детских эмоций".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Н.А. Литвинова Педагог-психолог государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 ж.-д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области структурного подразделения детский сад «Звездочка».
Методическая разработка

родительского собрания

в старшей или подготовительной группе детского сада.

Тема: « Путешествие в мир детских эмоций».

Цель собрания:
Повысить педагогическую и психологическую компетентность родителей в области воспитания детей.
Задачи:
Способствовать приобретению родителями знаний по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Раскрыть важность развития эмоциональной сферы у детей. Формирование и пропаганда позитивного родительства.
Ход собрания.

Упражнение - приветствие
Участники по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты, как всегда, энергичен и весел». Можно вспомнить ту индивидуальную черту человека, которую он сам выделил при первом знакомстве. Можно обращаться не только к конкретному человеку, но и ко всем сразу. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обратить внимание на способы установления
контактов и в завершение упражнения разобрать типичные ошибки, допущенные участниками, а также продемонстрировать наиболее продуктивные способы приветствий.
Слово ведущего.
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. - на какие две большие группы можно разделить все эмоции? Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще — защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами.
В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников? Однако только согласованное функционирование двух систем — интеллекта и эмоциональной сферы — может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности. Поэтому очень важно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка. Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является сенситивным (чувствительным) для развития эмоциональной сферы. Нужно помогать ребенку понимать его эмоции и чувства, показывать ему, как можно справляться с неприятными состояниями, расширять запас слов, соответствующих его переживаниям. С такой задачей может справиться и педагог, и родители. -Как вы думаете, что может влиять на эмоциональное состояние ребенка в семье? - Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей - величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Интерактивная игра «Солнце семейных традиций».
Перед
родителями
выставляется эскиз стенда - Солнце и солнечные лучики. «У каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Традиции, как солнечные лучи, согревают каждого члена семьи. Пожалуйста, напишите
традиции своей семьи на солнечном лучике. А теперь давайте по очереди приклеим лучики к нашему солнышку, посмотрите, как оно засияло». Рефлексия: В заключение встречи предлагаем прием «Чудесная сумка». Участникам
родительского собрания
предлагается ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных сегодня традиций разных семей.

В отношениях «родитель – ребенок» довольно часто случаются ситуации, когда трудно установить доверительные отношения, когда возникают негативные эмоции, как у родителя, так и у ребенка.
Психологический практикум. Эффективные техники речевого общения с

ребенком.
Упражнение «Я – сообщение». Цель: научить родителей создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом. Называем факт, (без эмоциональной окраски) Называем свои эмоции. Объясняем свои эмоции. Договариваемся. Инструкция: используя технику «Я – сообщение», передайте свое отношение к происходящему, искренне выражая свои, чувства в необидной для ребенка форме и попытайтесь договориться. Делимся на 6 групп, каждая группа получает свою ситуацию . Ситуации: По дороге из детского сада, ребенок бегает по проезжей части, не прислушиваясь к вашим просьбам вести себя спокойно на дороге. Ребенок, стоя в магазине, капризно требует купить ему игрушку, которую вы не можете купить по причине дорогой стоимости. Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение. Ребенок играет. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. А он отвечает: «А я еще не успел поиграть». Вы зовете ребенка садиться за стол. А он отвечает: «Сейчас» - и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. У вас важный разговор с подругой. А ребенок то и дело вас перебивает. Обсуждение каждой ситуации.
(Можно предложить родителям самим придумать подобные ситуации и разобрать их.)
Минутка релаксации.

Релаксационное упражнение: «Воздушный шар»
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику. Дети-дошкольники, если взрослые помогают им в этом, в состоянии овладеть приемами саморегуляции, применять в сложных ситуациях приемлемые способы выражения негативных эмоций. Для этого с детьми необходимо говорить о том, что такое гнев, страх, обида и другие негативные эмоции. О том, почему с этими эмоциями так трудно жить, почему надо работать над собой, управлять и владеть собой. - Сейчас бы мне хотелось поговорить
об

отклонениях
в эмоциональном развитии детей. - Как вы думаете, как может проявляться в поведении эмоциональное неблагополучие дошкольников? (агрессивность, замкнутость, эмоциональная лабильность, частая ложь, отсутствие чувства вины, фиксация на отрицательных эмоциях и т. д)
В любом из этих проявлений важно найти причину его возникновения, а также определить основные направления деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения детей. Существует множество игр и упражнений, которые помогут дошкольникам ориентироваться в самых различных эмоциях. Предлагаю вам поиграть. Игра «Закончи фразу». У вас на карточке начало фразы, вы закончите эту фразу эмоциональным состоянием, которое испытываете в том или ином случае. Н-р: Мне приято, когда мне улыбаются люди. -Я боюсь,…………. -Я радуюсь,…………. -Мне страшно,…………. - Я восторгаюсь,……….. и т.д. Игра «Эмоции по кругу» Встаньте в круг друг за другом. Мимикой, жестом я покажу эмоцию впереди стоящему, а он передаст ее дальше. -Какое эмоциональное состояние я передала? -Трудно ли было изобразить эту эмоцию? -Что вы испытывали при этом? -Какую эмоцию вы получили? Ребенок, который владеет своими эмоциями, способный к сочувствию и сопереживанию, который может объяснить свое эмоциональное состояние, несомненно, будет более успешен в учебе и межличностных отношениях. Вы, как родители, можете способствовать развитию позитивного эмоционального состояния вашего ребенка. В помощь вам я подготовила памятки, где изложены советы родителям по развитию положительных эмоций у детей. (приложение) - в завершении нашей встречи мне бы хотелось узнать, на сколько полезно вы провели последний час, какое эмоциональное состояние у вас возникло к к
концу собрания. Для этого я попрошу вас опустить в эту «Корзинку настроений» либо солнышко (позитивное настроение), либо тучку (негативное настроение), либо облачко (нейтральное настроение). При выходе из группы я предлагаю вам пройти через сухой душ. Он зарядит вас позитивным настроением и положительными эмоциями. Спасибо за внимание.

Памятка для родителей:
Как же можно воспитать и вырастить ребенка эмоционально

благополучным?
Уважаемые родители, помните, для того, чтобы воспитать психологически здорового ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий, а именно: • Старайтесь больше времени уделять сыну или дочери;  Целуйте и обнимайте ребенка в любом возрасте; • Гуляйте, играйте дома, на свежем воздухе в семейные игры; • Читайте книги вместе, вместе обсуждайте их героев; • На своем примере показывайте значимость своей семьи; • Доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания; • Учите сопереживать человеку, попавшему в беду, тому у кого неприятность, горе; • Учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди»; • Формируйте адекватную самооценку; • Постарайтесь стать самым близким другом; • Учите дорожить друзьями; • Учите ребенка быть внимательным к окружению; • Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов;
• Ограничьте общение с семьями, ведущих асоциальный образ жизни! Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание и ваша усталость после трудного рабочего дня!
Признаки здорового эмоционального состояния у детей:
ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра); начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций; становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений; проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам); ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.
Симптомы эмоциональных проблем:

(От трех до шести лет)
частые случаи самонаказания и нанесения себе травм; частые и тяжелые конфликты с другими детьми; постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми; общая неспособность следовать правилам и указаниям; нежелание разговаривать и договариваться; внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему; постоянная меланхолия. Литература 1. Школьный психолог №16, 2008г.//Три мишени. 2. Управление ДОУ №6, 2006г// Дети-катастрофы 3. Обруч №1, 2008г.//Гиперактивность как фактор риска 4. Дошкольное воспитание №8, 2007гДетская гиперактивность: причины, рекомендации 5. Управление ДОУ №3, 2008г//Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 6. Дошкольное воспитание №5, 2008г//Агрессивное поведение дошкольника 7. Дошкольное воспитание №10 2007//Тревожный ребенок 8. Дошкольное воспитание №9, 2007г//Тревожный ребенок 9. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет.- М.:АРКТИ, 2005.
10. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008


В раздел образования