родительское собрание. Тема: " Путешествие в мир детских эмоций".
Автор: Литвинова Наталия Александровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБОУ СОШ№2 жд.-ст. Шентала Самарской области СП ДС "Звездочка" Населённый пункт: Самарская обл. с. Шентала Наименование материала: методическая разработка Тема: родительское собрание. Тема: " Путешествие в мир детских эмоций". Раздел: дошкольное образование
Н.А. Литвинова
Педагог-психолог
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 ж.-д.
ст.
Шентала
муниципального
района
Шенталинский
Самарской
области
структурного подразделения детский сад «Звездочка».
Методическая разработка
родительского собрания
в старшей или подготовительной группе детского сада.
Тема: « Путешествие в мир детских эмоций».
Цель собрания:
Повысить педагогическую и психологическую компетентность родителей в
области воспитания детей.
Задачи:
Способствовать приобретению родителями знаний по развитию
эмоциональной сферы дошкольников.
Раскрыть важность развития эмоциональной сферы у детей.
Формирование и пропаганда позитивного родительства.
Ход собрания.
Упражнение - приветствие
Участники по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая
индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать,
что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты, как всегда, энергичен и
весел». Можно вспомнить ту индивидуальную черту человека, которую он
сам
выделил
при
первом
знакомстве.
Можно
обращаться
не
только
к
конкретному человеку, но и ко всем сразу.
Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на
доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение
друг к другу. Ведущему следует обратить внимание на способы установления
контактов
и
в
завершение
упражнения
разобрать
типичные
ошибки,
допущенные
участниками,
а
также
продемонстрировать
наиболее
продуктивные способы приветствий.
Слово ведущего.
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и
т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы.
Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к
различным
нациям,
способны
безошибочно
воспринимать
выражения
человеческого лица.
Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с
другой
–
сами
существенным
образом
влияют
на
его
познавательные
процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности
восприятия окружающего мира, логику суждений.
- на какие две большие группы можно разделить все эмоции?
Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции
на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Такие
эмоции, как гнев, страх и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории
отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева
может способствовать выживанию индивида или чаще — защите личного
достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной
несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и
стыд,
выступает
регулятором
агрессивности
и
служит
утверждению
социального
порядка.
Неоправданные,
беспричинные
вспышки
гнева
или
страха
могут
привести
к
негативным
последствиям,
как
для
человека,
испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же
последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство,
если
радостное
переживание
связано
с
чрезмерным
возбуждением
или
вызвано скрытыми мотивами.
В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей
доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников?
Однако только согласованное функционирование двух систем — интеллекта
и эмоциональной сферы — может обеспечить успешное выполнение любого
вида деятельности.
Поэтому очень важно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.
Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период
от пяти до семи лет является сенситивным (чувствительным) для развития
эмоциональной сферы.
Нужно помогать ребенку понимать его эмоции и чувства, показывать ему, как
можно
справляться
с
неприятными
состояниями,
расширять
запас
слов,
соответствующих его переживаниям. С такой задачей может справиться и
педагог, и родители.
-Как вы думаете, что может влиять на эмоциональное состояние ребенка в
семье?
- Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая
система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и
принятия,
стимулирует
и
направляет
его
развитие.
Любовь
родителей -
величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития
ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного
восприятия мира.
Интерактивная игра «Солнце семейных традиций».
Перед родителями выставляется эскиз стенда - Солнце и солнечные лучики.
«У
каждой
семьи
есть
своя
сокровищница
традиций.
Традиции,
как
солнечные лучи, согревают каждого члена семьи. Пожалуйста, напишите
традиции своей семьи на солнечном лучике. А теперь давайте по очереди
приклеим лучики к нашему солнышку, посмотрите, как оно засияло».
Рефлексия:
В
заключение
встречи
предлагаем
прием «Чудесная
сумка».
Участникам родительского собрания предлагается ответить, что они хотели
бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных сегодня
традиций разных семей.
В отношениях «родитель – ребенок» довольно часто случаются ситуации,
когда
трудно
установить
доверительные
отношения,
когда
возникают
негативные эмоции, как у родителя, так и у ребенка.
Психологический практикум. Эффективные техники речевого общения с
ребенком.
Упражнение «Я – сообщение».
Цель: научить родителей создавать условия для доверительного общения,
выражать свои негативные чувства приемлемым способом.
Называем факт, (без эмоциональной окраски)
Называем свои эмоции.
Объясняем свои эмоции.
Договариваемся.
Инструкция: используя технику «Я – сообщение», передайте свое отношение
к происходящему, искренне выражая свои, чувства в необидной для ребенка
форме и попытайтесь договориться.
Делимся на 6 групп, каждая группа получает свою ситуацию .
Ситуации:
По
дороге
из
детского
сада,
ребенок
бегает
по
проезжей
части,
не
прислушиваясь к вашим просьбам вести себя спокойно на дороге.
Ребенок, стоя в магазине, капризно требует купить ему игрушку, которую вы
не можете купить по причине дорогой стоимости.
Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.
Ребенок играет. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки.
А он отвечает: «А я еще не успел поиграть».
Вы зовете ребенка садиться за стол. А он отвечает: «Сейчас» - и продолжает
заниматься своими делами. Вы начали сердиться.
У вас важный разговор с подругой. А ребенок то и дело вас перебивает.
Обсуждение каждой ситуации.
(Можно
предложить
родителям
самим
придумать
подобные
ситуации
и
разобрать их.)
Минутка релаксации.
Релаксационное упражнение: «Воздушный шар»
Представьте
себе,
что
все
вы
–
воздушные
шарики,
очень
красивые
и
весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело
становится
лёгким,
невесомым.
И
ручки
лёгкие,
и
ножки
стали
лёгкие,
лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый
ласковый
ветерок,
он
нежно
обдувает
каждый
шарик
…(пауза
–
поглаживание
детей).
Обдувает
шарик
…,
ласкает
шарик
…
Вам
легко,
спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора
возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три»
откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
Дети-дошкольники, если взрослые помогают им в этом, в состоянии овладеть
приемами
саморегуляции,
применять
в
сложных
ситуациях
приемлемые
способы выражения негативных эмоций. Для этого с детьми необходимо
говорить о том, что такое гнев, страх, обида и другие негативные эмоции. О
том, почему с этими эмоциями так трудно жить, почему надо работать над
собой, управлять и владеть собой.
- Сейчас бы мне хотелось поговорить об
отклонениях в эмоциональном
развитии детей.
-
Как
вы
думаете,
как
может
проявляться
в
поведении
эмоциональное
неблагополучие дошкольников?
(агрессивность,
замкнутость,
эмоциональная
лабильность,
частая
ложь,
отсутствие чувства вины, фиксация на отрицательных эмоциях и т. д)
В любом из этих проявлений важно найти причину его возникновения, а
также определить основные направления деятельности по предупреждению и
преодолению отклоняющегося поведения детей.
Существует множество игр и упражнений, которые помогут дошкольникам
ориентироваться в самых различных эмоциях. Предлагаю вам поиграть.
Игра «Закончи фразу».
У вас на карточке начало фразы, вы закончите эту фразу эмоциональным
состоянием, которое испытываете в том или ином случае.
Н-р: Мне приято, когда мне улыбаются люди.
-Я боюсь,………….
-Я радуюсь,………….
-Мне страшно,………….
- Я восторгаюсь,……….. и т.д.
Игра «Эмоции по кругу»
Встаньте в круг друг за другом. Мимикой, жестом я покажу эмоцию впереди
стоящему, а он передаст ее дальше.
-Какое эмоциональное состояние я передала?
-Трудно ли было изобразить эту эмоцию?
-Что вы испытывали при этом?
-Какую эмоцию вы получили?
Ребенок, который владеет своими эмоциями, способный к сочувствию и
сопереживанию, который может объяснить свое эмоциональное состояние,
несомненно, будет более успешен в учебе и межличностных отношениях.
Вы,
как
родители,
можете
способствовать
развитию
позитивного
эмоционального состояния вашего ребенка. В помощь вам я подготовила
памятки,
где
изложены
советы
родителям
по
развитию
положительных
эмоций у детей. (приложение)
- в завершении нашей встречи мне бы хотелось узнать, на сколько полезно вы
провели последний час, какое эмоциональное состояние у вас возникло к к
концу
собрания.
Для
этого
я
попрошу
вас
опустить
в
эту
«Корзинку
настроений»
либо
солнышко
(позитивное
настроение),
либо
тучку
(негативное настроение), либо облачко (нейтральное настроение).
При выходе из группы я предлагаю вам пройти через сухой душ. Он зарядит
вас позитивным настроением и положительными эмоциями.
Спасибо за внимание.
Памятка для родителей:
Как же можно воспитать и вырастить ребенка эмоционально
благополучным?
Уважаемые родители, помните, для того, чтобы воспитать психологически
здорового ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий, а именно:
• Старайтесь больше времени уделять сыну или дочери;
Целуйте и обнимайте ребенка в любом возрасте;
• Гуляйте, играйте дома, на свежем воздухе в семейные игры;
• Читайте книги вместе, вместе обсуждайте их героев;
• На своем примере показывайте значимость своей семьи;
• Доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания;
• Учите сопереживать человеку, попавшему в беду, тому у кого
неприятность, горе;
• Учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди»;
• Формируйте адекватную самооценку;
• Постарайтесь стать самым близким другом;
• Учите дорожить друзьями;
• Учите ребенка быть внимательным к окружению;
• Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов;
• Ограничьте общение с семьями, ведущих асоциальный образ жизни!
Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание
и ваша усталость после трудного рабочего дня!
Признаки здорового эмоционального состояния у детей:
ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и
осмысленной форме (например, рисование или игра);
начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и
разрешения эмоциональных затруднений;
проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно
сверстникам);
ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.
Симптомы эмоциональных проблем:
(От трех до шести лет)
частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
общая неспособность следовать правилам и указаниям;
нежелание разговаривать и договариваться;
внезапные,
заметные
и
продолжительные
периоды
снижения
общей
уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
постоянная меланхолия.
Литература
1. Школьный психолог №16, 2008г.//Три мишени.
2. Управление ДОУ №6, 2006г// Дети-катастрофы
3. Обруч №1, 2008г.//Гиперактивность как фактор риска
4. Дошкольное воспитание №8, 2007гДетская гиперактивность: причины,
рекомендации
5. Управление ДОУ №3, 2008г//Дети с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью
6. Дошкольное воспитание №5, 2008г//Агрессивное поведение
дошкольника
7. Дошкольное воспитание №10 2007//Тревожный ребенок
8. Дошкольное воспитание №9, 2007г//Тревожный ребенок
9. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для
детей 5-7 лет.- М.:АРКТИ, 2005.
10. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические
рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008