Напоминание

Мониторинг учебной деятельности по математике.


Автор: Новокшонова Галина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КОГОАУ "Кировский экономико-правовой лицей"
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг учебной деятельности по математике.
Раздел: полное образование





Назад





Мониторинг учебной деятельности по математике в

условиях профильной школы.
Г.А.Новокшонова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель математики высшей квалификационной категории КОГОАУ «КЭПЛ». Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Кировский экономико-правовой лицей». Это учебное заведение инновационного типа с профильным и углубленным изучением экономики, математики, истории, права. Основная идея создания лицея – обновление содержания образования и выполнение социального заказа на получение довузовского экономического и правового образования. Необходимость перехода на ФГОС общего образования определила направление методической работы кафедры математики: «Учебно-методическое обеспечение реализации нового стандарта основного общего и среднего общего образования по математике». Вариативная часть учебного плана лицея позволяет реализовать направления профилизации: во-первых, увеличить количество недельных часов по предметам в связи с профилем лицея (социально-экономический и социально-гуманитарный профили), во-вторых, 50% недельных часов по профильным предметам преподавать при делении класса на группы. Содержание лицейского образования, как и содержание образования в любой школе, определяется: - учебными программами, разработанными на основе стандарта; - выбором УМК из перечня учебников, рекомендованных Министерством образования; - использованием готового дидактического материала и авторского; - системой диагностик. Большое внимание в лицее уделяется мониторингу учебной деятельности, который ведется на основе системы показателей для оценки знаний, умений, навыков в условиях профильной школы. В образовательной области «Математика» в систему мониторинга входят: 1. вводные, полугодовые, итоговые диагностические работы и их анализ (прочность, действенность, системность); 2. анализ изучения «ключевых» тем; 3. проверка вычислительных навыков (правильность и рациональность вычислений, осознанность, темп); 4. проверка сформированности ОУУН; 5. анализ успеваемости учащихся по четвертям и за год; 6. анализ итогов аттестации. При разработке показателей эффективности учебной работы были определены следующие уровни: - оптимальный уровень (качество знаний 100%); - высокий уровень (от 85% до 100%); - хороший уровень (от 60% до 75%); - критический уровень (от 50% до 60%); - неудовлетворительный уровень (ниже 50%). В лицее качество знаний по математике в конце учебного года не должно быть ниже 60%. Преподавание математики в лицее ориентировано на: - обеспечение базовой математической подготовки; - дифференциацию обучения с учетом интересов, способностей и профиля класса; - подготовку к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике.
У учителей математики лицея накопился богатый опыт работы по мониторингу качества знаний при подготовке к ЕГЭ по математике. Каждый учитель самостоятельно: - разрабатывает рабочие программы по математике (в каждом классе с учетом профиля); - составляет тематическое планирование при организации повторения; - планирует контроль при подготовке к ЕГЭ; - ведет таблицы результатов при решении вариантов ЕГЭ; - разрабатывает критерии оценивания контрольных работ по вариантам ЕГЭ; - варианты ЕГЭ; - выбирает учебники и дополнительную литературу, используемые при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по математике. Итогом систематической работы учителей математики являются хорошие результаты ЕГЭ по математике (ежегодно средний балл по математике выше 65 баллов) Чтобы получить такие результаты на ЕГЭ по математике, нужно организовать подготовку обучающихся к экзамену уже с 5 класса. В лицее сложилась система совместной работы администрации, кафедры математики, учителя математики, а также ученика и его родителей с целью подготовки учащихся к ЕГЭ по математике. Эта работа ведется по трем направлениям: 1. Организация тематического контроля, который предусматривает проверку изучения конкретных тем и выполнения задач учебно-воспитательного процесса. Цель тематического контроля – мобилизовать внимание членов коллектива на решение определенных задач дидактического, методического или воспитательного характера, которые по тем или иным причинам недостаточно успешно решаются в коллективе. (Проводит заместитель директора по УВР, курирующий преподавание математики в лицее, в 5-10 классах). 2. Проведение диагностических работ по вычислительным навыкам. (Организует зав. кафедрой математики в 5-11 классах 2 раза в год). 3. Научно-исследовательская работа учащихся по математике. (Организует учитель математики с привлечением родителей ученика). Остановлюсь подробнее на каждом направлении.  В нашем лицее выделены ключевые темы по математике в каждом классе, составлены диагностические работы по каждой ключевой теме в нескольких вариантах, определены сроки диагностик в соответствии с календарно-тематическим планированием, отработаны критерии оценки работы в соответствии с профилем класса, продумана система анализа результатов по каждой диагностической работе. Таблица
Ключевые темы по классам

Класс

Название

Срок диагностики
5 класс Действия с десятичными дробями. Апрель 6 класс 1. Действия с обыкновенными дробями. 2. Действия с положительными и отрицательными числами. Декабрь Март 7 класс 1. Формулы сокращенного умножения. 2. Треугольники. Апрель Март 8 класс 1. Квадратные корни и квадратные уравнения. 2. Четырехугольники. Январь Март 9 класс 1. Квадратичная функция. Решение неравенств. Графическое решение систем уравнений. 2. Многоугольники и окружность. Январь Март 10 класс 1. Тригонометрические уравнения. 2. Исследование функций с помощью производной. 3. Многогранники. Площади поверхностей. Декабрь Май Апрель-Май После проведения диагностической работы учителем составляется отчет в следующей форме:
Дата ____________________Класс __________________Учитель__________________ Количество учащихся в классе ______________ Писали работу_________________ «5» - _________ «4» - _________ «3» - ________ «2» - _________ Выполнение работы (%) _______________________ Качество выполнения (%) ________________________ Типичные ошибки ___________________________________________________________ Диагностические работы составлены в виде тестов, задания которых обновляются в соответствии с современными требованиями. Диагностические работы по вычислительным навыкам проводятся в системе, что дает положительные результаты в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по математике. Можно отметить следующие преимущества тестовой проверки: - большой охват учебного материала в заданиях теста, - возможность выбора из предложенных вариантов ответов, - рациональное распределение времени при выполнении теста. В результате систематического выполнения тестовых заданий обучающиеся: - отрабатывают навык рационального распределения времени на выполнение тестовых заданий; - не боятся большого объема работы; - привыкают к тому, что оценку «5» можно получить при неполном выполнении работы, то есть у них есть право на ошибку.  Учителя, ведущие предметы естественно-математического цикла, отмечают проблемы вычислительных навыков у учащихся: - учащиеся недостаточно уверенно владеют вычислительными стратегиями (сочетанием устных, письменных и инструментальных вычислений); - учащиеся пренебрегают промежуточным контролем и проверкой правдоподобия результата; - ошибки в расчетах сбивают с пути, намеченного для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмысление хода решения задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с вычислениями. На заседании кафедры математики были определены пути решения проблемы вычислительных навыков у учащихся: в процессе обучения математике в 5-6 классах формировать, в 7-9 классах развивать, в 10-11 классах закреплять у учащихся: - опыт и сноровку в простых вычислениях наряду с отработкой навыков письменных и инструментальных вычислений, умение выбрать наиболее подходящий способ получения результата; - умение пользоваться приемами проверки и интерпретации ответа; - предвидение возможностей использования математических знаний для рационализации вычислений. Составлены диагностические работы по вычислительным навыкам в каждом классе, которые проводятся два раза в год (первая неделя 2 четверти, первая неделя 4 четверти). Результаты диагностических работ анализируются, ведется кропотливая работа над ошибками. Учителя математики лицея в системе работают над вычислительными навыками у учащихся, т.к. убеждены в том, что - обучение вычислениям вносит специфический вклад в развитие основных психических функций учащихся, способствуя развитию речи, внимания, памяти; - вычисления – основа для формирования умений пользоваться алгоритмами, логическими рассуждениями; - развитие вычислительных умений у учащихся зависит от содержания соответствующего материала в учебниках, а также от используемых методических приемов.
 Создание условий для выявления и оптимального развития одаренных детей является одним из главных направлений работы лицея. Большое значение отводится научно- исследовательской работе по разным предметам, в том числе и по математике. Ежегодно наши учащиеся принимают участие и становятся призерами и победителями предметных олимпиад разного уровня, а также успешно участвуют в различных конкурсах, конференциях, где представляют свои проектно-исследовательские работы. Научно-методическая работа позволяет каждому учителю повышать свой профессиональный уровень, методологическую компетентность и педагогическое мастерство. Главной движущей силой всех реформ образования является учитель. Только творчески работающий учитель соответствует требованиям качественного образования. В связи с этим учителя математики лицея: - работают над содержанием математического образования в соответствии со стандартами; - осваивают и применяют в учебно-воспитательном процессе информационно- коммуникативные технологии: а) при проведении уроков используют цифровые образовательные ресурсы, которые есть в сети Интернет или разработаны самими педагогами; б) при проведении занятий используют интерактивные доски; в) освоили и используют в образовательном процессе электронный журнал; г) используют возможности лицейского сайта для организации дистанционного обучения и работы в группах. - организуют внеурочную деятельность с целью мотивации учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Таким образом, учитывая профиль учебного заведения, а также целенаправленную и систематическую работу учителей, ведущих предметы, входящие в образовательную область «математика», можно отметить следующие положительные результаты: успешное выступление учащихся на различных математических олимпиадах и турнирах; высокий качественный показатель по результатам экзаменов за курс основной школы; успешная сдача ЕГЭ по математике выпускниками лицея; поступление выпускников в высшие учебные заведения, где математика является профилирующим предметом.


В раздел образования