Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии "Повар, кондитер"
Автор: Орлова Лариса Николаевна Должность: преподаватель спец. дисциплин Учебное заведение: Гапоу кк "Китт". Краснодарский информационно-технологический техникум. Населённый пункт: город Краснодар Наименование материала: методическая разработка Тема: Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии "Повар, кондитер" Раздел: среднее профессиональное
Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии
«Повар, кондитер»
Орлова Л.Н. преподаватель спец дисциплин ( мастер п/о ) по профессии повар, кондитер
Повышение качества образования является актуальной проблемой для России. Решение этого
вопроса связано с модернизаций содержания образования. Президент РФ В.В. Путин призвал
педагогическое, научное сообщество к модернизации образовательных технологий к 2020 году .
Президент заявил о необходимости подготовки специалистов на уровне передовых мировых
стандартов.В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку
квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями общества и
государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении
образования выступает профессиональная компетентность, компетентностный подход в
профессиональном образовании, его ориентация на формирование профессиональных
компетенций .
Современная профессиональная школа испытывает острую необходимость в обосновании и
разработке с теоретико-методологических аспектов и адекватного технологического обеспечения
процесса развития творческого потенциала личности, как фактора ее успешной социально-
производственной интеграции, ресурсы профессиональной мобильности и
конкурентноспособности. Речь идет об овладении обучающимися целостной профессиональной
деятельностью от целеполагания до самоанализа.
Именно перечень профессиональных компетенций для конкретной профессии или специальности
отражен в новом макете ФГОС СПО.
Например, при разработке структуры профессиональной образовательной программы НПО для
работников индустрии питания определено, что в соответствии с требованиями
профессионального стандарта специалист должен демонстрировать способность и готовность, во-
первых, планировать, организовывать и контролировать производственные процессы на
отдельных участках (подразделениях) предприятия питания и, во-вторых, готовить и оформлять
сложные блюда, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия с учетом требований качества и
безопасности процесса приготовления и готовой продукции для различных категорий
потребителей. Для освоения этих профессиональных компетенций в структуру образовательной
программы включены модули обучения, направленные на формирование готовности к
выполнению набора конкретных трудовых функций.
2. Теоретические основы профессиональной компетентности
Необходимо подчеркнуть, что каждый модуль предусматривает формирование как
профессиональных, так и общих компетенций, включающих в себя определенный уровень
готовности к принятию решений, использованию интерпретации информации и т. д.
Освоение совокупности профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых
функций и составляющих модули обучения, становится целью образовательной программы. Таким
образом, в структуре образовательного стандарта профессиональные модули, включающие
обязательный объем знаний, умений и практического опыта, необходимого для выполнения
различных видов профессиональной деятельности, заменяют традиционные специальные
дисциплины.
Модульный подход к обучению, базирующийся на компетенциях, предусматривает разработку
модульной профессиональной образовательной программы на основе отражения требований
профессионального стандарта в целях и содержании образовательной программы, что
предполагает изменение целей, содержания обучения и способов управления деятельностью по
освоению компетенций.
Реализация модульных образовательных программ, основанных на компетенциях, требует
принципиально иного подхода к организации учебного процесса, основной особенностью
которого становится практикоориентированное обучение и самостоятельная работа обучающихся.
2.1 Самостоятельная работа обучающихся в модульных программах
Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая
личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к
самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности обучающихся,
актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию
навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое
мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые
виды продукции и т.д.
Профессиональная карьера - это профессиональное становление и развитие личности, основными
показателями которой является:
профессиональная самостоятельность;
профессиональная мобильность;
способность работать в коллективе.
Под самостоятельной учебной работойследует понимать любую организованную мастером
производственного обучения активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение
поставленных целей в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление,
закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны,
учебное задание, составленное для достижения определённых целей. С другой стороны – форму
проявления соответствующей познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого
воображения при выполнении студентами задания на учебной практике, которое, в конечном
счёте, приводит его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к
углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной цели и задаче;
- формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для
решения определённых познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания к
знанию;
- вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое
пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной
информации при решении новых познавательных и профессиональных задач;
Самостоятельная работа обучающихся - составная часть обучения, деятельность обучающихся в
процессе обучения, выполняемая по заданию мастера п/о, но без непосредственного его участия.
Самостоятельнаяработа имеет целью проработку пройденного материалаво время учебной
практики.
Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у обучающихся, особенно на первом курсе,
когда необходимо научить обучающихся правильно ставить учебные цели. Обучающимся
необходимо научиться запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам
запоминания, повторения, приемам смыслового конструирования, развивать мышление и
функции понимания, осмысливания, нового на базе старого. Например: они знают теоретические
основы приготовления блюда, а практическому приготовлению их нужно научить.
В виду того, что самостоятельная работа является важнейшей формой учебного процесса, мастеру
п/о следуетакцентировать ее преимущества по формированию параметров квалификационной
характеристики.
Самостоятельная внеаудиторная работа учащихся на современном этапе развития педагогики
выступает как важнее средство повышения профессионально-познавательной и творческой
активности будущих специалистов. Именно в ней проявляется мотивация учащихся, его
целенаправленность, самостоятельность, самовоспитание и другие значимые характеристики. Все
эти характеристики соответствуют требованиям, которые выдвигают работодатели: умение
работать с информацией, умение самостоятельно добывать знания и систематизировать их;
профессиональная компетентность; высокая ответственность и организаторские и
коммуникативные способности.
Необходимо отметить, что под «профессиональными компетенциями» понимается способность
применять знания, умения для успешной деятельности: способность работать самостоятельно,
способность брать на себя ответственность, готовность замечать проблемы и искать пути их
решения, умение анализировать новые ситуации и применять знания для такого анализа .Однако
следует отметить наличие многообразных определений понятия профессиональной
компетенции»:
2.2 Определения понятия «профессиональная компетенция»
Автор понятия:
Определения:
А.В. Хуторской [16]:
«включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к
определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной
деятельности по отношению к ним;
В. Байденко [2]:
«— это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела,
методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а так также
самооценивать результаты своей деятельности»;
И.А. Зимняя [7]:
«— это внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования действий,
системы ценностей и отношений) выявляются в компетентностях человека»;
Т.Ю. Базаров [1]:
«— это требования успешной деятельности, сформулированные в терминах интегральных качеств
индивидуального или коллективного субъекта»;
Б.И. Беспалов [4]:
«— это требования профессии и система профессиональных задач, которые должен или может
решать человек (задачи, входящие в его компетенцию)»;
В.Д. Шадриков [12]:
«служат для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки специалиста»;
Г.В. Безюлева [3]:
«— это понятие, характеризующее разные сферы деятельности человека, и представляющее
собой обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение
профессиональной или иной деятельности»;
Освоение профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Повар, кондитер»
невозможно без с соблюдением следующих условий:
правильно подобранных методов обучения, таких как :
репродуктивных демонстрациях;
проблемно-поисковых (постановка практических и ситуационных задач);
имитационных методов (анализ конкретных производственных ситуаций и задач; ситуационные
решения; практические задания в процессе практики; обсуждение разработанных вариантов).
необходимых средств обучения, обеспечивающих оптимизацию достижение целей, (например,
наличие учебных пособий по ФГОС, профессия «Повар, кондитер», документация, необходимая
для уроков учебной практики, инструкционные карты, тесты);
материально-технического обеспечения уроков учебной практики по профессии «Повар,
кондитер».
Материально-техническая база профессионального образования имеет первостепенное значение
для формирования профессиональных компетенций выпускников, востребованным
работодателем. Так, в учебном кулинарном цехе рабочие места обучающихся отвечают
требованиям правил безопасности труда, санитарии, гигиены и пожарной безопасности. Создан и
систематизирован методический и дидактический материал по всем разделам
профессионального модуля. При прохождении учебной практики все обучающиеся
обеспечиваются индивидуальными рабочими местами. Учебный кулинарный цех укомплектован
необходимым оборудованием, инструментами, посудой, инвентарем: электрическими печами,
электрическими плитами, холодильным оборудованием, весовым оборудованием и т. д. Наличие
продуктов в соответствии с перечнем учебных работ для отработки трудовых приемов. Учебный
кулинарный цех укомплектован специальной поварской мебелью: шкафами, столами, мойками.
Оснащенность рабочих мест для проведения учебной практики предусматривает возможность
приобретения профессиональных умений и навыков в соответствии с профессиональными
компетенциями.
Прохождение учебной практики;
Организации самостоятельной работы обучающихся на занятиях учебной практики;
Компетентность мастера производственного обучения.
Только мастер производственного обучения может обеспечить формирование данных
компетенций на достаточном уровне. В связи с этим особое значение имеет компетентностная
модель мастера производственного обучения профессии «Повар, кондитер», включающая
следующие уровни:
на 1 уровне задаются составляющие ценностного потенциала личности мастера п/о, он готов
научить всем умениям;
2 уровень представлен профессиональными и общими компетенциями мастера
производственного обучения:
ориентация на профессиональную деятельность;
самообразование, повышение квалификации;
мотивационно-организаторская направленность взаимодействия мастера с обучающимися.
3 уровень модели необходим для реализации профессиональной деятельности
Организация учебно-производственного процесса;
Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
Методическое обеспечение учебно-производственного процесса ;
Участие в организации производственной деятельности. Участвовать в разработке и внедрении
технологических процессов, разрабатывать и оформлять технологическую документацию.
Выполнение работ по профессии «Повар, кондитер».
Таким образом, на основании всего вышесказанного можно прийти к следующему выводу:
среди педагогического сообщества отсутствует единое мнение на вопрос о понятии
профессиональных компетенций;
основными условиями формирования профессиональных компетенций являются: правильно
подобранные методы обучения, средства обучения, материально-техническое обеспечение
уроков учебной практики.
3. Практические основы формирования профессиональной компетентности
Становлению профессиональной компетентности по профессии, на производственной практике в
течение 3-х лет обучения, другими словами, это любые формы обучения, связанные с
вовлечением обучающихся в производственную деятельность.
Обучающиеся нашего техникума во главе с мастерами производственного обучения организуют
работу техникумовского буфета, для этого нужно рано утром приготовить различные виды теста
(дрожжевое, бисквитное, песочное), приготовить разнообразные начинки (капуста, картофель, рис
с фаршем, повидло), сформовать изделия, дать расстояться и выпечь в жарочном шкафу эти
изделия. На плечи обучающихся также ложится реализация всей выпеченной продукции. В
процессе такой производственной деятельности обучающиеся очень хорошо ориентируются во
всех образовательных услугах: хорошо знают технологию приготовления различных видов теста,
аккуратно формуют изделия из дрожжевого теста, знают температурные режимы выпекания
дрожжевых изделий, бисквитного теста, песочного теста, проявляют гибкость и
конкурентоспособность
После окончания техникума наши выпускники самостоятельно работают на предприятиях
общественного питания в городе Краснодар и в краснодарском крае .
Профессиональная самостоятельность – способность разбираться в требованиях, предъявляемых
к деятельности по профессии, умение самостоятельно планировать, выполнять, принимать
решения и контролировать выполненную работу.
Профессиональная мобильность.А мобильность как исходное понятие (от лат. mobiles –
«подвижный» означает подвижность, готовность к быстрому выполнению заданий. Из этого
следует, что профессиональная мобильность – это готовность и способность к быстрой смене
выполняемых функций, а также специальностей в рамках одной профессии (повар, кондитер,
составитель калькуляции на блюда, официант), способность быстро осваивать новые профессии
или изменения в них, возникающих под влиянием технических преобразований. В
психологическом словаре она определяется так же, как способность и готовность личности
достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать
недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной
деятельности.
Для самораскрытия и самореализации внутренних потенциальных возможностей у обучающихся
имеется обширная дополнительная литература, которая способствует самораскрытию и
самореализации:
· литература по практическому приготовлению «Русских национальных блюд» в цветных
иллюстрациях;
· литература по банкетной тематической (юбилей, новый год, торжество, 8 Марта, детский стол и
т.д.) сервировке столов. С необходимыми скатертями, посудой и столовыми приборами;
· фуршетное оформление стола – с посудой, столовыми приборами и скатертями;
· имеется в наличии: стол круглый, стол квадратный, стол фуршетный, с удлиненными ножками
для сервировки;
· развиты способности к сотрудничеству (обучающийся – мастер производственного обучения,
обучающийся – обучающийся, где обучающиеся учатся друг у друга, перенимают опыт опытных
мастеров п/о).
Что должен уметь обучающийся, работая с мастером
производственного обучения
№п/п
1. Профессиональные качества:
1.
Знание всех технологических операций
2.
Умение выполнить технологический процесс
3.
Профессиональная компетентность
4.
Творческая работа
2. Распределение времени:
1.
Планирование времени по операциям
2.
Распределение времени на технологический процесс приготовления блюд
3.
Время на творческий поиск
3.Коммуникативные качества
1.
Умение активно работать
2.
Пользоваться рабочей документацией
3.
Устранять неполадки в работе
4.
Добиваться своего признания
5.
Слушать и убеждать в своей правоте
Учебная практика играет решающую роль в формировании профессиональных
компетенцийобучающихся, которая заключается в его специфических особенностях в части
целеполагания, содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов
и средств обучения.
· приоритетным для учебной практики является формирование профессиональных умений
обучающихся перед формированием профессиональных знаний;
· ведущим методом учебной практики остается упражнение;
· основным средством учебной практики является производительный труд обучающихся;
· осуществляется неразрывная связь теории и практики;
· происходит сочетание обучения в специально-организованных условиях и в условиях реального
производства.
Благодаря этим особенностям происходит последовательная реализация целей учебной практики
в формировании профессиональных компетенцийобучающихся:
· профессионализм (отработка правильности и точности трудовых действий, достижение
определенной скорости их выполнения, развитие умений и навыков);
· профессиональной самостоятельности;
· профессиональной мобильности.
Основной формой организации учебной практики является занятие. Характерная особенность
учебной практики – это целенаправленная учебно-производственная деятельность обучающихся
на протяжении всего занятия. Для этого до мельчайших подробностей продумывается весь ход
урока, разрабатывается его план, подготавливаются необходимые приспособления, проверяется
комплектность и исправность необходимого технического оборудования, определяется и
конкретизируется деятельность обучающихся на каждом этапе учебного занятия. Целесообразна
разработка и применение инструкционно-технологических карт, тестовых заданий. Эти задания
побуждают обучающихся проверить свои знания, приучают к самоконтролю, указывают им на
пробелы, заставляют обращаться к технической литературе, к мастеру производственного
обучения, к более сильному в учебе товарищу.
Практически показываю приемы выполнения заданий в рабочем и замедленном темпе, показ
сопровождаю исчерпывающим объяснением. Рассказывая и показывая, я учу своих
воспитанников правильно выполнять трудовые приемы и операции, соблюдаю при этом правила
техники безопасности, производственной санитарии, санитарии и гигиены, знакомлю их с опытом
передовиков, с новой техникой, прививаю любовь к избранной профессии, показываю элементы
творческой работы. Понятное, доступное, располагающее объяснение, четкий показ приемов
выполнения рабочих операций по приготовлению блюд, посильные задания – все это позволяет
обучающимся успешно овладеть специальными навыками и умениями, приобрести уверенность в
собственных силах и возможностях. Это имеет важное значение для хорошего психологического и
эмоционального состояния воспитанников, для развития самостоятельности, мобильности ,
творческих способностей. В целом все это работает на профессиональную компетентность.
Профессия «Повар, кондитер» в настоящее время относится к числу востребованных профессий по
стране, потому как развивается индивидуальное предпринимательство общественного питания,
частный бизнес, ресторанный, придорожный бизнес, открывается большое количество точек
общественного питания: кафе, мини-рестораны, закусочные, столовые, пельменные, пиццерии,
бистро и т.д. Повсюду нужны квалифицированные специалисты своего дела, конкурентно-
способные на современном рынке труда, отвечающие требованиям работодателей, быть
мобильными, коммуникабельными, умеющими адаптироваться во всех условиях, быть
профессионально компетентными.
Результативная деятельность:
· 60 % выпускников устраиваются на работу по своему профессиональному назначению;
- в Краснодарском крае ,
· 17 % выпускников поступают учиться дальше по своему профилю;
· 5 % выпускников занимаются частным индивидуальным предпринимательством (открыли
пиццерии и занимаются выпеканием и продажей дрожжевых и кондитерских изделий);
· 10 % выпускников устраиваются работать не по профилю;
· ежедневно идет выпекание продукции из дрожжевого теста и кондитерских изделий для буфета,
где от продажи всего выпеченного зарабатываются деньги, которые сдаются в кассу бухгалтерии;
Управляю жизнью ученического коллектива, обучающиеся приобретают колоссальный опыт
общения, исследовательской поисковой деятельности, опыт творческого решения задач,
относящихся к профессиональной подготовке, формируют профессиональную культуру и
компетентность.
Для качественного осуществления управленческих функций я владею практическими умениями
профессиональных компетенции
Проблемные вопросы профессиональной компетентности, они создают фундамент творческого
мышления:
· Что нужно сделать, если цвет у борща получился не насыщенным, не ярким?
· Если сильно пересолено при приготовлении картофельное пюре?
· Если очень пережарены котлеты? И т.д.
Эти влияния обеспечиваются созданием в процессе обучения ситуаций интеллектуального
затруднения – проблемных ситуаций и их разрешения. Они являются необходимым условием
развития мышления обучающихся и эмоциональным средством в процессе обучения.
Принцип создания проблемных ситуаций:
1. Подведение обучающих к противоречию, с предложением самим найти способ его разрешения
(если бисквит при выпекании получился осевшим, плотным …);
2. Изложение точек зрения на один и тот же вопрос (разведение бульоном горячей, мучной
пассеровки 1 обучающийся медленно разводит, 2 обучающийся разводит быстро и сразу);
3. Предложение обучающим рассмотреть блюдо с различных позиций (клиент, повар, кондитер,
составитель калькуляции, директор кафе);
4. Побуждения обучающих делать сравнения, обобщения, выводы из сложившихся ситуаций
(готовить блюда из качественных продуктов и что будет если некоторые продукту будут не совсем
доброкачественными).
В данном случае уделяется большое внимание на профессиональную мыслительную деятельность
обучающихся.
Существует направленное создание специальных ситуаций на поиск ошибок. На этой идее
построен метод опоры на ошибки.
Ошибки познавательного характера совершаемые в процессе эволюции знаний, они объективно
обусловлены неполнотой и ограниченностью знаний:
· Например, в инструкционно-технологической карте специально предусмотрена одна
незначительная ошибка, по ходу технологического процесса при приготовлении щей из квашеной
капусты не указана закладка сахара, обучающиеся должны это заметить и по ходу деятельности
справиться с этой операцией в нужном месте;
· Познавательные ошибки группируются в специальную группу и используются в дальнейшем в
качестве одного из средств обучения. Например: при приготовлении дрожжевого теста нельзя
допускать такие ошибки:
· Чтоб процесс брожения шел более 3,5 – 4 часа;
· Нельзя делать в процессе брожения теста 4 – 5 обминок;
· Нельзя добавлять масло со всеми другими компонентами одновременно;
· При приготовлении песочного теста тоже имеется целая группа недопустимых ошибок;
· Почему нельзя замешивать тесто в помещении с высокой температурой;
· Что произойдет, если процесс замеса теста будет идти длительное время и т.д.
Особый интерес среди ошибок, вызывают ошибки допущенные в профессиональной
деятельности, разбор которых позволяет организовать более глубокое и осознанное усвоение
профессионального обучения.
3.1 Творческая деятельность обучающихся, как главная форма профессиональной компетентности
В нашей работе творческое отношение ко всему происходящему, это неотъемлемая часть
учебного процесса.
Творчество должно начинаться с первых уроков учебной практики. Правильная нарезка овощей
это уже начало творчества. Приучаю обучающихся видеть разницу:
· В правильных и не правильных размерах овощей;
· Видеть разваренность овощей;
· Внешний вид;
· Консистенцию.
Показываю блюдо с правильной и неправильной технологией приготовления, делаю акцент на
культуру и эстетику приготовления, обучающиеся видят разницу и что очень важно соглашаются со
мной в этом направлении.
При приготовлении первых блюд учу обучающихся правильности и соблюдении технологии
приготовления, а когда этот процесс будет пройден, здесь уже можно переходить к творческой
инициативе. Для оригинальности и неповторимости вкуса можно добавить что то свое, от себя,
например:
_ корицу, гвоздику;
_щавель, калину;
_ дикий лук;
_ апельсиновую и лимонную цедру;
_ свежие ягоды.
Для фантазии и творчества предлагаю неограниченные возможности, конечно в рамках разумного
того, что можно добавить для приготовления 1 блюд. Делаю акцент на то, что это уже начало
вашего творчества, возможно это будет ваше именное блюдо, возможно ваши друзья и родные
смогут оценить его по достоинству. Показываю, как эстетично должно быть оформлено 1 блюдо –
строго в середину тарелки кладется ровным кружочком сметана, на нее посыпается аккуратно
нарезанная зелень, такое блюдо выглядит очень эстетично и аппетитно.
Творчески можно подойти и к приготовлению самого простого блюда. Суп молочный, многие не
едят молочных супов, предлагаю такое творчество при приготовлении этого супа:
· Мелкая вермишель подкаливается на сковороде до слегка коричневатого оттенка;
· Во время варки ее в молоке вкус и аромат становится специфическим;
· При подаче в середину кладутся ягоды клубники, малины или размягченной кураги.
Это простое молочное блюдо превращается с ягодами в – десертное . Обучающиеся в свою
очередь предлагают свои варианты приготовления молочного супа, мне очень нравится такое
направление обучающихся, когда они становятся на творческий поиск, это начало, но оно важное,
оно постепенно будет переходить в профессионализм и творчество.
3.2Требования работодателей к подготовке специалистов в сфере общественного питания
Анализируя развитие сферы общественного питания, выявлено, что сегодня успех ресторатора
зависит от наличия хорошего менеджмента, безукоризненного сервиса, интересного интерьера и
разумных цен, повысились требования к производственному и обслуживающему персоналу
предприятий общественного питания, среди них усилилась конкуренция, появились новые
критерии оценки качества кулинарной продукции. В связи с этим возникла необходимость
постепенно совершенствовать и расширять знания о национальной кухне, винах, способов
приготовления кофе и напитков.
· Базовая теоретическая и практическая подготовка позволяет самостоятельно применять умения и
навыки в профессиональной деятельности;
· Владение навыками делового общения;
· Умение осваивать новые технологии;
· Умение действовать в стандартных и нестандартных ситуациях;
· Проявлять готовность к изменению характера и содержания труда;
· Создание модели выпускника образовательного учреждения в соответствии с требованиями
работодателя;
· Формирование внутренний мотивации профессионального обучения;
· Построение обучения на рефлексивной основе.
4.Заключение
В исследованиях рассматриваются в отдельности такие диагностические показатели
профессиональной компетентности как вопросы формирования интереса к выбранной профессии,
профессиональной самостоятельности, коллективизма, толерантности, творческого мышления и
др. На мой взгляд, в условиях рыночной экономики качественное решение задач развития
профессиональной компетентности будущих рабочих и специалистов обеспечит их успешную и
профессиональную социальную адаптацию. Вот в чем вызван интерес к проблеме развития
профессиональной компетентности обучающихся:
· Сущность и структура понятия профессиональной компетентности, дано ее рабочее определение
применительно к категории обучающихся в учреждении среднего профессионального
образования;
· Описывается процесс развития показателей профессиональной компетентности: интереса к
профессии, профессионализма, профессиональной самостоятельности и мобильности;
· Рассмотрены организационно-педагогические условия формирования профессиональной
компетентности обучающихся в образовательных учрежденияхСПО.
Таким образом, анализируя показатели своей деятельности за 5 предыдущих лет, можно сделать
вывод, что занятия учебной практики вформированияпрофессиональной компетентности
обучающихся имеют огромное значение, поскольку на занятиях учебной практики они
приобретают практические навыки, столь необходимые для конкурентно-способного
профессионала в современных условиях, когда работодателям выгодно иметь в своем штате
высококвалифицированного, мобильного, воспитанного, адаптированного работника, со знанием
технологического процесса, умеющего принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях, владеющего современными технология
5.Список используемой литературы
1. Базаров Т.Ю. Авторские технологии разработки моделей компетенций —Байденко В.
Компетенции в профессиональном образовании Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность
специалиста. Беспалов Б.И. Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» в
деятельностной психологии человека Гайнеев Э.Р. Компонентностный подход в реализации
ФГОС //Методист. — № 8. — 2013. — С. 44.
2. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015 новый 273-ФЗ — [Зимняя И.А. Ключевые
компетенции - новая парадигма результата образования Козырева О.А. Профессиональная
педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия // Вестник Томского
государственного педагогического университет. —Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года подход — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
sinncomconten.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL
4. Анфимова Н.А., Татарская Л.Л. Кулинария «повар, кондитер» учебник профессионального
образования 2006
5. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления (текст) Екатеринбург,
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии (текст)/ Беспалько В.П. – м , Педагогика,
1989 г – 190 с.
Воспитательная деятельность педагога (Текст): учебное пособие для студ. высш. учеб .завед.,
И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д. Полянов, Н.Л. Селиванова. – Академия, 2005. – 336 с.
7. Концепция модернизации российского образования до 2020 года, 6. Новые педагогические
исследования (Текст),
8. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе (Текст) – Педагогическое общество России:
Ноосфера,
9. .Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования, библиотека федеральной программы развития образования,
«Издательский дом Новый учебник», 2004 год.