"Содержание и формы педагогического просвещения родителей дошкольников".
Автор: Давыдова Елена Брониславовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад№50 Населённый пункт: Кубинка,Одинцовский район Наименование материала: статья Тема: "Содержание и формы педагогического просвещения родителей дошкольников". Раздел: дошкольное образование
РАБОТА ПО ТЕМЕ
«Содержание и формы педагогического просвещения
родителей дошкольников».
Выполнил:
ФИО Давыдова Елена Брониславовна.
Воспитатель МБДОУ детский сад№50
2017 год
1
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Основная часть………………………………………………….. ……………...6
Раздел 1
1.1 Организация взаимодействия семьи и ДОУ……………………………….10
1.2 Дифференцированный подход к работе с родителями……………………11
Раздел 2
2.1 Направления работы педагогов дошкольных учреждений
с родителями …………………………………………………………………….16
2.2 Формы и методы работы с
родителями……………………………………………………………………….21
3.Заключение……………………………………………………………………..38
4.Список используемой литературы……………………………………………41
1.ВВЕДЕНИЕ
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации
сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного,
трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей.
2
Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют
содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания
воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить
всестороннее развитие личности.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый вне семейный
социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт
родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От
совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И
именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и
социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а,
следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим
пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе
должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с
доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут
устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к
себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и
родителям.
Поэтому объектом данного исследования является педагогическое просвещение
родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического
просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в
дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников
дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной
поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее
гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей
системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в
создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт
социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на
формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети
получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются
исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью
работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди
родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся
родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение
физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к
детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую
3
открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченых, многодетных,
неполных, опекунских семьях.
Цель дипломной работы - раскрытие актуальных форм и методов работы с
родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности
родителей как участников воспитательного процесса.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для
недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего,
овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний,
практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Главными задачами работы были:
- показать актуальность проблемы;
- изучить дифференцированный подход к работе с родителями;
- определить необходимость проведения работы с родителями дошкольников;
- выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями;
- проследить организацию взаимодействия семьи и ДОУ;
- изучить и обобщить опыт работы МДОУ детский сад№50.
4
2.Основная часть
В настоящее время детский сад старается дополнить или компенсировать домашние
условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для
детей из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так
как они наиболее подвержены сложностям жизни в обществе.
Только активная двусторонняя связь может наладить связь “неблагополучных” детей с
окружением. Что касается детей из так называемых “благополучных” семей, то только во
взаимосвязи детского сада и семьи возможно овладение различными видами
деятельности, нормализовать контакты с детьми из разных социальных слоев, повысить
педагогическую культуру родителей. Важно отметить, что задача педагогического состава
ДОУ - осознавая разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не
делая различий между детьми.
Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности,
что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть
этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов -
семьи и детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не
отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с
насилием, в том числе и воспитательно -педагогическим, а с пониманием, заботой и
привлечением к посильному труду.
Третья проблема - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так
важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Поэтому
процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен. Главное, чтобы ребенок
как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя
комфортно и уютно. Задачей педагогов и психологов в этом аспекте является научить
родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно
сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.
5
Еще одна проблема - научить детей общению друг с другом, научить их не обижать
других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного
участия семьи.
Несмотря на разницу в методах педагогической организации дошкольных учреждений, в
том числе и в работе с родителями, вся их деятельность объединяется единой целью -
воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в
обществе, в социуме. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными
усилиями решить их.
Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными
институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка,
происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной
адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы
поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой
модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более
тесного контакта общественности и семьи.
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в
целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в
постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе
ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному
опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам,
традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это
невозможно без систематического просвещения родителей.
В связи свыше изложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает
особое
значение
и
становится
актуальной
проблемой.
Ведь
семья
стоит
у
истоков
воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности
ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение.
Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение
между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной
национальной
проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и
педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия
педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:
- улучшение семейного микроклимата;
- формирование положительных взаимоотношений в семье;
6
- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к
школе.
Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы
является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо
осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-
педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в
жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача
педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые
формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные
мероприятия педагогов, родителей, детей.
В своей
дипломной работе я постаралась подробно описать существующие формы и
методы работы с родителями; раскрыть проблемы, стоящие перед педагогами в ДОУ и
попытаться найти пути их решения, опираясь на имеющийся опыт работы дошкольных
учреждений с семьей.
7
Раздел 1
1.1Организация взаимодействия семьи и ДОУ.
Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно
осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической
позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер.
Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя
его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и
нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного
направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и
родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес
к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и
умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической,
определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации
педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не
только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны
дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную
доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином
воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в
воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную,
контролирующую и др.
Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и
детей детского сада;
8
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
1.2 Дифференцированный подход к работе с родителями.
Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое
звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к
родителям необходимо соблюдение ряда условий:
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со
всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Такая
дифференциация
помогает
найти
нужный
контакт,
обе спечить
индивидуальный подход к каждой семье.
Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по
определенной программе изучения семьи:
1.
Структура
семьи
(сколько
человек,
возраст,
образование,
профессия),
психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения). Для этого
необходимо
проведение
педагогом
индивидуальных
консультаций
с
родителями
дошкольников, использование различных методик.
2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные
или
отрицательные;
причины
семейных
конфликтов
и
отрицательных
переживаний
родителей и детей.
3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном
процессе, наличие желания воспитывать ребенка.
4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической
системы
(осознание
целей,
задач,
методов
воспитания),
участие
матери,
отца
в
педагогической деятельности семьи .
После изучения семей необходимо составление “социального паспорта”
с целью
корректировки педагогического воздействия.
9
Изучение
семьи
воспитанника
позволяет
педагогу
ближе
познакомиться
с
ним,
понять
стиль
жизни
семьи,
ее
уклад
традиции,
духовные
ценности,
воспитательные
возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение
семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем
членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в
воспитании детей можно использовать следующие методы:
1. Анкетирование родителей;
2. Анкетирование воспитателей;
3. Тестирование родителей;
4. Индивидуальные беседы с родителями;
5. Индивидуальные беседы с детьми;
6. Посещение семьи ребенка;
7. Изучение тестов-рисунков детей типа “Мой дом”, “Моя семья”.
8. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.
9. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время
приема и ухода детей.
10. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т.д.
Для
выявления
педагогической
культуры
родителей
можно
предложить
следующую анкету:
1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?
а) слушаете передачи по радио и телевидению;
б) посещаете лекции для родителей;
в) на основе рекомендаций педагогов;
г) используете жизненный опыт.
2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?
а) поощрение;
б) наказание;
в) требование;
г) приучение.
3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?
а) словесная похвала;
б) подарки;
в) ласки.
4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании?
10
а) физическое наказание;
б) словесная угроза;
в) лишение развлечения;
г) проявление вами обиды.
С
целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе
используются тесты следующего типа:
1. Нравится ли Вам ваш малыш?
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?
5. Поправляете ли Вы речь ребенка?
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли вы его?
8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним?
10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры? и т.п.
По результатам диагностики для выявления категорий родителей можно выделить
следующие типы:
1 категория: родителей этой категории отличает высокий уровень эмоционально-
нравственной культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения
взрослых с детьми. Родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами
и увлечениями. В этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований.
Серьезно относясь к воспитанию, эти семьи легко идут на контакт с педагогами, стремясь
расширить свои познания в области педагогики и детской психологии.
2
категория:
в
среднем
уровень
образованности
и
культуры
родителей
также
высокий.
Но,
в
отличие
от
первой
категории,
акцентирование
внимания
идет
на
материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется безразличие к интересам и
увлечениям детей. В неадекватных формах общения с ребенком проявляется недостаток
эмоционально-нравственной культуры родителей. В таких семьях часты нарушения стилей
семейного воспитания.
3 категория: это самая патогенная ситуация для ребенка. В таких семьях каждый
живет
своей
жизнью,
низкий
уровень
семейной
интеграции.
Уровень
психолого-
педагогической
просвещенности
родителей
крайне
низкий.
Также
родители
не
испытывают
потребности
в
получении
психолого-педагогических
знаний.
Вследствие
11
этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка
не
является жизненно важной проблемой.
В
зависимости
от
различий
в
семейном
воспитании,
в
структуре
общения,
педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение
разнообразных
форм
работы.
Работа
с
родителями
должна
проводиться
активно,
применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой
категории родителей.
Так
же
можно
дифференцировать
работу,
разделив
родителей
на
две
большие
группы:
так
называемые
гармоничные
семьи
(талантливые,
активные
семьи;
семьи
благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие
длительной помощи кризисные семьи; семьи групп риска).
В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика
мероприятий.
12
Раздел 2
2.1 Направления работы педагогов детского сада с родителями.
Анализ
работы
воспитателей
с
родителями
в
дошкольных
учреждениях
часто
показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и
семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:
-
воспитатели
не
всегда
умеют
поставить
конкретные
задачи
и
выбрать
соответствующие им содержание и методы;
-
содерж ание
педагогиче ского
про свещения
родителей
н е д о с т а т о ч н о
дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают
возможностей и условий жизни конкретных семей;
-
довольно
часто
воспитатели,
особенно
молодые,
используют
лишь
коллективные
формы работы с семьей.
Причины этого - недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение
анализировать
уровень
педагогической
культуры
родителей,
особенности
воспитания
детей
и
соответственно
с
этим
проектировать
свою
деятельность
по
отношению
к
родителям и детям. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты
коммуникативные умения.
Принимая во внимание выше сказанное, можно сделать вывод, что заведующий
детским
садом,
старший
воспитатель
должны
вести
систематическую
работу
по
повышению уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с
семьей.
Взаимодействие детского сада и семьи должно быть первостепенным направлением
в
воспитательно-образовательной работе. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги
использовали
различные
формы
работы,
уделяя
внимание
совершенствованию
практических
воспитательных
навыков
родителей
(беседы
и
другая
работа
должны
подтверждаться
практическими
наблюдениями,
совместной
деятельностью
детей
и
родителей и т.п.).
При анализе планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем,
чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум
знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные
вопросы воспитания детей раннего возраста. Например, во второй группе детей раннего
возраста много внимания необходимо уделять роли семьи в адаптации к дошкольному
учреждению,
в
средней
группе
-
роли
в
формировании
познавательных
интересов,
13
трудолюбия у детей, в старших группах - обучению детей, воспитанию у них чувства
ответственности за выполнение обязанностей, подготовке детей к школе и т.п.
Особое значение должно придаваться изучению условий воспитания детей в семье.
Помимо вышеуказанных методов анкетирования и тестирования существует масса других
способов
изучения
семьи,
как
групповых,
так
и
индивидуальных.
Самым
распространенным является посещение семьи воспитателем.
Видя ребенка в семейной среде, воспитатель более глубоко познает его интересы,
которые часто отличаются от интересов в детском саду, имеет возможность ближе подойти
к
самому
ребенку.
Он
может
выявить
положительные
приемы
воспитания,
которые
рекомендует другим родителям, а также использует в индивидуальном подходе к ребенку в
детском саду.
Как правило, больше ошибок совершают молодые специалисты. В помощь молодым
педагогам можно предложить вопросники относительно различных видов деятельности
ребенка в семье. Например, при ознакомлении с игровой деятельностью можно уделить
внимание следующим вопросам:
- наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам;
- размещение игрушек, их состояние;
- что побуждает родителей покупать игрушки;
- любимые игрушки ребенка, какими игрушками ребенок любит играть дома и знают
ли об этом родители;
- решают ли родители педагогические задачи с помощью игры;
- когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и т.п.).
При выявлении характера трудового воспитания педагог выясняет:
- есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их содержание,
направленность;
- как дети выполняют эти обязанности;
- какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;
-
установлено
ли
определенное
время
для
выполнения
ребенком
трудовых
обязанностей;
- учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми;
- интерес ребенка к отдельным видам труда.
Такого типа вопросники можно применять, изучая различные виды деятельности
ребенка. После изучения ответов родителей воспитатель при каких-либо нарушениях
должен направить работу родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но предложения
14
семье, которые дает воспитатель, должны быть конкретными. Например: если приобрести
игрушки, то какие, определить трудовые обязанности - какие именно и т.д.
Нужно
стараться
проводить
анализ
посещений
семей
каждый
год,
обобщать
результаты, выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей
работы.
Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных
группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада можно
проводить опросы следующего плана:
1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?
2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?
3.
Что,
по
Вашему
мнению,
обуславливает
отклонение
(если
таковое
есть)
в
поведении ребенка?
4.
Какие
темы
Вы
хотели
бы
обсудить
(или
услышать
рекомендации)
на
родительских собраниях?
5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада?
Обобщение
ответов
помогает
составить
общее
представление
о
том,
как
они
понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины
отклонений в его поведении и корректировать их. Также такие небольшие опросники
помогают активизировать и направлять работу педагогов, так как в них содержатся не
только
ответы
на
поставленные
вопросы,
но
и
пожелания
родителей
относительно
вопросов организации воспитательной работы в детском саду.
Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего причина в том, что
педагоги
часто
не
используют
или
используют
недостаточно
положительный
опыт
семейного воспитания, не всегда осуществляют своевременную подготовку родителей к
родительским
собраниям.
консультациям,
беседам
и
т.п.
Активность
родителей
повышается,
если
педагоги
своевременно
просят
их
рассказать
о
своем
опыте,
о
проблемах, возникающих в воспитании детей.
Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического
настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и
родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим
родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения
семейного воспитания.
В
целях
облегчения
работы
воспитателя
при
подготовке
к
мероприятиям
по
педагогическому
просвещению
родителей
особое
внимание
нужно
уделять
15
систематизации и разработке различных рекомендаций. Тематический материал можно
условно разделить на четыре группы:
1.
Содержание
семейного
воспитания
и
вопросы
повышения
педагогической
культуры родителей в детском саду.
2.
Практические
рекомендации
воспитателям
относительно
содержания,
форм
и
методов работы детского сада с родителями: а) изучение семей; б) педагогические беседы
и
тематические
консультации;
в)
родительские
собрания;
г)
изучение,
обобщение
и
распространение
опыта
семейного
воспитания;
д)
индивидуальная
работа
с
неблагополучными
семьями
и
детьми
из
этих
семей;
е)
рекомендуемая
тематика
мероприятий для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации
и вопросы для анализа определенной формы работы воспитателей с родителями.
3.
Повышение
педагогических
умений
воспитателей:
а)
планирование
работы
с
родителями; б) педагогическое самообразование педагогов; в) педагогический опыт; г)
консультации и семинары с воспитателями.
Итак,
изучение
опыта
работы
показало,
что
вопросы
педагогической
культуры
родителей
необходимо
рассматривать
в
тесной
связи
с
повышением
квалификации
воспитателей, потому что отношение педагога к детям, к их родителям, уровень его
педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношение
родителей к выдвигаемым детским садом требованиям.
На
примере
работы
нашего
сада
можно
предложить
следующую
методическую
работу - это проведение методических недель по проблеме работы с кадрами.
1. Консультации на тему “Работе с родителями - нетрадиционные подходы”.
2. Просмотр и анализ конспектов нетрадиционных встреч с родителями.
3. Составление конспектов встреч с родителями в свете новых подходов.
4. Составление перспективного плана работы с родителями разных возрастных групп
на год .
5.
Педсоветы
на
тему
“Работа
педагогического
коллектива
с
родителями”
(нетрадиционные
подходы),
с
приглашением
родителей
из
состава
родительских
комитетов.
Необходимо
постоянно
расширять
формы
работы
с
семьей,
использовать
нетрадиционные
методы
относительно
вопросов
педагогического
просвещения
и
воспитания родителей.
2.2 Формы и методы работы с родителям и.
16
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического
просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские,
нетрадиционные. Используется:
-
наглядная пропаганда,
-
посещение семей,
-
родительские собрания,
-
беседы и консультации,
-
конференции родителей,
-
устные журналы,
-
анкетирование,
-
дни открытых дверей,
-
круглые столы,
-
организация клубов,
-
организация деловых игр.
Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.
а) Посещение семей
Педагогическая
помощь
родителям
должна
основываться
на
тщательном
и
всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь
конкретный,
действенный
характер,
способствовать
взаимопониманию
и
взаимному
интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие
задачи:
1.
Ознакомление
с
условиями
жизни
семьи,
ее
психологическим
климатом,
особенностями поведения ребенка в семье.
2. Определение уровня педагогической культуры родителей.
3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
4.
Изучение
положительного
опыта
семейного
воспитания
с
целью
его
распространения.
5.Оказание
дифференцированной
и
индивидуальной
педагогической
помощи
родителям на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с родителями, но
наиболее действенной формой для этого является посещение семей .
Педагог
уже
с
первого
посещения
семьи
увидит,
какие
взаимоотношения
преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого
происходит развитие ребенка. При каждом последующем посещении семьи воспитатель
должен
заранее
определить
конкретные
цели
и
задачи,
связанные
с
особенностями
17
развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи
ребенка
раннего
возраста
выдвигаются
следующие
цели
и
темы бесед : “Условия для
развития предметной деятельности ребенка”, “Соблюдение режима дня ребенка раннего
возраста”, “Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков
и самостоятельности ребенка” и др. Цели посещения на дому старших дошкольников
иные:
“Трудовые
поручения
и
обязанности
ребенка
в
семье”,
“Формирование
первоначальных
навыков
учебной
деятельности
будущего
школьника
в
семье”,
“Воспитание интереса к книге”, “Подбор игрушек” и др.
Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с
родителями, ее целенаправленность.
Чтобы
посещение
на
дому
было
эффективней,
необходимо
информировать
родителей
не
только
о
времени
посещения,
но
и
о
его
основной
цели.
Практика
показывает,
что
в
таком
случае беседа
и наблюдения проходят более результативно.
Нужно
отметить
еще
и
то,
что
в
домашних
условиях
беседа
с
родителями
бывает
откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех
членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми
членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по
вопросам воспитания.
Также
во
время
посещений
на
дому
педагог
отмечает,
что
можно
перенять
из
положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться
этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-
передвижки.
б) Консультации для родителей
Консультации
для
родителей
проводимые
в
нашем
МДОУ
являются
одной
из
форм
дифференцированной
работы
с
семьей.
Такой
вид
работы
позволяет
педагогу
дать
квалифицированный
совет
родителю
по
воспитанию
и
развитию
ребенка.
В
данном
разделе можно найти тематики и варианты бесед с родителями, конспекты проведения
консультаций, способы оформления наглядно-информационного материала.
Виды консультаций.
Работа с родителями проводятся как на личном уровне в индивидуальной беседе (в форме
фронтальной
и
индивидуальной
работы),
так
и
приобретают
форму
наглядно-
просветительной информации.
18
Одним из распространенных способов консультирования родителей является наглядная
информация в виде папок передвижек, стендов, газет. Так как родитель в виду своей
занятности не всегда успевают пообщаться с педагогом лично, ему удобнее посвятить 3-5
минут для прочтения информационного блок.
Стенды и папки, оформленные педагогами группы, являются наглядной пропагандой,
которая направлена на ознакомление родителей с содержанием, методами воспитания в
МДОУ, оказанием практической помощи малышу в семье.
настольная тематическая информация
Информация по вопросам педагогики, психологии располагается на столе. Его желательно
накрыть
красивой
салфеткой,
поставить
цветы.
Устола
поставить
стул.
Все
это
способствует
созданию
благоприятной
атмосферы,
необходимо
для
создания
положительных
эмоций,
восприятия
информации,
которая
должна
вызвать
интерес
родителей.
Настольная
информация
может
быть
представлена
с
помощью
мягких
игрушек. Тема, выделенная цветом и размером, располагается на основном предмете
сюжета, а советы обыгрываются персонажами.
а) На самоваре- тема, на блюдцах карточки с высказываниями, секретами обучения.
б) петух в клюве несет анкету, в хвосте – заполненные анкеты
Уважаемые………………..
1)как вы считаете, готов ли ваш ребенок к школе? Да, нет? Почему?
2)чему вы отдаете предпочтение!:обучению, чтению, счету или общему развитию памяти,
внимания, любознательности?
3)Есть ли у ребенка четкий режим дня? Соблюдается ли он?
4)От чего по-вашему зависит красивый почерк? Как вы помогаете ребенку развивать кисть
руки?
5)Трудно ли вам дается воспитание у ребенка дисциплинированности? Почему?
6)Что вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?
7)Ваш вопрос учителю начальных классов.
уголок краткой информации
19
Данная
рубрика
знакомит
родителей
с
высказываниями,
стихами
великих
людей,
народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания
---Телевизор, на экране которого слова В. А. Сухомлинского: « Учиться можно только
весело. Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и
затем удовлетворять ее, а здоровая, живая любознательность бывает только при хорошем
настроении».
«Не бойтесь хвалить ребенка». (А. Маркуша)
---Дом с одним большим окном, на котором пословица «Мышление начинается с
удивления»,
«Верная указка не кулак, а ласка»,
--- На циферблате настенных часов слова А.С. Макаренко «С самого раннего возраста
дети должны быть приучены к точному времени и точным границам поведения».
Настенная тематическая информация
Правила и советы не концентрируются в одном месте, а разбросаны по всей стене по
одному совету-предложению и написаны на предметах задуманного сюжета.
А) у гусей-лебедей в клювах перья, на перьях-советы.
Б) Карлсон, держит в руках банку с вареньем, высыпает из банки ягодки-клубнички, на
которых помещены советы на тему :
«Чтобы ребенок успешно учился», необходимо
1.Организовать уголок школьника.
2.Следить,
чтобы
уроки
готовились
в
установленное
время
в
хорошо
проветренном
помещении.
3.Перед началом работы (домашних заданий) выключить радио, телевизор, не мешать
детям излишними замечаниями, громкими разговорами.
4.Ежедневно
проверять
уроки
и
сообщать
учителю
о
возникших
затруднениях
при
выполнении домашних заданий.
20
5.Научить
ребенка
обстоятельно
готовиться
к
завтрашнему
дню,
собирать
школьные
принадлежности, форму, обувь.
6.Укладывать спать в одно и то же время.
7.Перед сном совершать прогулки.
Важную роль в оформлении настенной информации играет новизна и необычность
материалов и новизна.
папка-передвижка «Причины отставания в учебе»:
1.Дефицит общения: когда взрослые уклоняются от контактов с детьми, кроме деловых:
накормить, уложить, отчитать. Есть много причин, чтобы убедить себя в том, что с
ребенком некогда заниматься, но общение с ребенком никогда не надо откладывать на
потом, оно должно быть на первом месте в кругу ваших семейных обязанностей.
2.Конфликты в семье.
3.Неполноценность общения — это когда общение бедное, то есть нет книг, или есть, но
никто не читает.
4.Эмоциональная неполноценность. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться,
радоваться, т.к. такое чувство чуждо взрослым.
ОКНО-очень короткие новости.
Оформить панно можно в виде открытой книги, которую держит сказочный герой.
Здесь содержатся короткие сообщения о новых исследованиях, новостях в области
педагогики, психологии по вопросам воспитания детей. На макете окна-новости,
напечатанные крупно
Рубрика «Рады сообщить вам»
Основная
цель
рубрики-
сообщение
родителям
об
успехах
детей
в
труде,
культуре
поведения, о добрых поступках.
Рубрика знакомит родителей с теми вопросами воспитания, которые актуальны на данный
момент. Похвала нужна детям для того, чтобы вызвать их желание следовать данным
правилам, а родителям- верить в своих детей.
21
«ВОЛШЕБНЫЙ ШАР»
Шарик, внутри каждого-по одному вопросу и ответу
1.Как и сколько смотреть телепередачи?
Детям
младшего
школьного
возраста
рекомендуется
смотреть
специальные
детские
передачи не чаще 2-3 раз в неделю и не дольше 1 часа.
Комната освещается общим неярким светом или местным источником света (торшер, бра),
расположенным позади зрителей. Экран телевизора находится на расстоянии 2-3 м от
детей.
2.Нужно ли переучивать ребенка, если он левша?
Никаких
отличий
в
психической
и
умственной
организации
правшей
и
левшей
не
обнаруживается: обе категории людей вполне равноценны.
3.Сколько времени ребенок-школьник должен проводить на улице?
Не следует отменять дневные прогулки, добавляя время к вечерним, после того, как
приготовлены уроки, - в это время уже нет целебных, биологически
активных ультрафиолетовых лучей. Прогулки и игры детей на воздухе именно днем, а не
вечером важны для профилактики расстройств зрения.
Рубрика « Вести с занятий»
Данная информация предлагается для того, чтобы родители знали, что изучают дети, какие
умения, навыки приобретают в детском саду. Это способствует тому, что родители смогут
соучаствовать в обучении ребенка, оказывать ему посильную помощь.
В этой рубрике возможно обращение педагогов и детей к родителям с просьбой помочь в
разгадывании ребусов, ответить на трудный вопрос, в совместном рисовании, составлении
сказок и рассказов.
Консультация для родителей конспект.
Тема: «Ошибки, которые совершать нельзя»
Все родители воспитывают детей, исходя из своего жизненного опыта, понимания жизни.
Каждый из нас мечтает о том, что он будет самым хорошим, самым умным и самым
22
добрым в отношениях со своим ребёнком. И часто это получается. Но бывают моменты,
когда поведение ребёнка ставит в тупик, раздражает; и мы делаем что-то такое, из-за чего
бывает стыдно, неуютно, и начинаешь ругать себя и клятвенно обещать себе, что этого
впредь не случится. Итак, какие же ошибки мы совершаем?
ошибка первая – безразличие
"Делай что хочешь, мне все равно"
Мнение родителей: Когда я был маленьким, со мной не сюсюкались. Ребенок сам должен
научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни,
пусть он скорее станет самостоятельным.
Мнение психологов: Ребёнок, чувствуя ваше безразличие, немедленно начнет проверять,
насколько
оно
"настоящее".
Проверка,
возможно,
будет
заключаться
в
совершении
проступков. Ребенок ждет, последует ли за такой поступок критика или нет. Получается,
что вы оба <бегаете по замкнутому кругу>. Поэтому лучше вместо показного безразличия
постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас
совершенно не устраивает.
ошибка вторая - слишком много строгости "Ты должен делать то, что я тебе сказала. Я
мама, я в доме главная"
Мнение родителей: Дети всегда должны слушаться родителей - это самый важный в
воспитании принцип. Альтернативы здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку лет,
старшеклассник
он
или
дошкольник.
Детям
нельзя
давать
поблажек,
иначе
они
окончательно сядут нам на шею.
Мнение психологов: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то
делают.
Слишком
строгое
воспитание,
основанное
на
принципах,
которые
не
всегда
понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все,
когда вы рядом, и игнорировать все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше
строгости. В случае необходимости можно сказать так: "Ты сейчас делаешь так, как я
говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем".
ошибка третья - детей надо баловать "Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это
пока не по силам"
23
Мнение родителей: Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны
получать самое лучшее. Детство - так быстротечно, поэтому
оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.
Мнение психологов: Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Излишняя
опека и забота в дальнейшем может привести к проблемам. Когда родители буквально
предугадывают каждое движение, каждый вздох, от этого ребенок не чувствует себя
счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.
"Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу", - вот
один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
Ошибка четвёртая- навязанная роль "Мой ребенок - мой лучший друг"
Мнение родителей: Ребенок - главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно
говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.
Мнение
психологов.
Взрослые
проблемы
не
должны
ложиться
на
плечи
детей.
Недопустимо втягивать их в конфликты, межличностные отношения
взрослых людей. Дети устроены так, что им интересно всё. Конечно же, они будут
выслушивать вас столько, сколько вы захотите. Скорее всего, они примут вашу сторону.
Малыши
готовы
погрузиться
в
сложный
мир
взрослых
проблем,
вместо
того
чтобы
обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и
остаются нерешенными.
Ошибка пятая – денежная "Больше денег - лучше воспитание"
Мнение родителей: У нас маленькая зарплата. Нет достаточных средств, чтобы позволить
побаловать ребёнка. Если бы у нас было больше денег, мы дали ребёнку всё и сделали его
более счастливым.
Мнение психологов: Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так.
Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни
в чем не нуждался. Буквально вытягиваются в струночку, чтобы у их ребёнка было ничуть
не хуже, чем у других. Но такие родители не должны чувствовать угрызения совести за то,
что не могут исполнять все желания своего дитяти. На самом деле внимание, ласка,
совместные игры и общение намного важнее содержимого кошелька. И, если разобраться,
24
совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для родителей
САМЫЙ-САМЫЙ.
ошибка
шестая-
наполеоновские
планы
"Мой
ребенок
будет
заниматься
музыкой
(теннисом, фигурным катанием). Он не должен упустить свой шанс"
Мнение родителей: Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре
на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная
цель пап и мам - дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не
очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.
Мнение психологов: К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. Родители
сами
провоцируют
такое
<неблагодарное>
поведение
детей.
Ведь
часто
блестящее
будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, всего лишь амбиции мамы или
папы, но никак не истинное желание ребёнка. Пока малыш еще маленький, он слушается
взрослых.
Взрослея,
желает
вырваться
из
<крепких
объятий>
родительской
любви,
начинает
выражать
протест
доступными
ему
способами
-
это
может
быть
и
прием
наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Возникает ситуация
непонимания, отчуждения, обиды со стороны взрослых.
Поэтому,
прежде
чем
решить
что-то
за
ребёнка,
прислушайтесь
к
его
интересам.
Понаблюдайте за его поведением и настроением, постарайтесь понять: нравится ли ему то,
чем
он
занимается.
Не
превращайте
жизнь
ребёнка
в
удовлетворение
собственных
амбиций.
Ошибка седьмая - слишком мало ласки "Поцелуи, объятия и прочие нежности не так уж и
важны для ребенка"
Мнение родителей: Многие взрослые считают, что ласки (поцелуи с мамой, объятия с
папой) в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной
ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев. Есть более нужные и серьезные вещи.
Мнение психологов: Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать
себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Есть мнение, что за весь день
ребёнок должен получить не менее 10 прикосновений (поглаживание по голове, объятие,
поцелуи) для хорошего самочувствия и хорошего настроения. В противном случае ребёнок
может испытывать эмоциональный голод и думать. Что его не любят.
Ошибка восьмая - ваше настроение "Можно или нет? Это зависит от настроения"
25
Мнение
родителей:
Неприятности
на
работе,
плохие
отношения
в
семье,
<так
себе
настроение>. Как часто взрослые "выпускают пар" на ребенка! Многие уверены, что в
этом нет ничего страшного. Достаточно потом сделать вид, что ничего не произошло или
купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.
Мнение психологов: Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие
поступки
и
расстраивают
плохие.
Это
создает
у
детей
сознание
в
непоколебимости
жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня
разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все
равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что
себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у меня хорошее
настроение, тебе будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое, - постарайся
быть ко мне снисходительным".
Ошибка девятая - слишком мало времени для воспитания ребенка "К сожалению, у меня
совсем нет времени для тебя"
Мнение
родителей:
Многие
взрослые
очень
загружены
на
работе,
но
каждую
свою
свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу,
готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у
родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.
Мнение психологов: Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка,
надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на
него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день
расписан
по
минутам,
найдите
вечером
полчаса
(в
этом
вопросе
качество
важнее
количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или
почитайте книжку. Крохе это необходимо.
В) Родительские собрания.
Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад воспитателя на
какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях
такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель
либо
незаинтересованности,
либо
того,
что
сама
форма
проведения
собрания
не
располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо
срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.
26
Но
все-таки,
многие
дошкольные
образовательные
учреждения
используют
новаторские формы проведения.
Для
совершенствования
проведения
мероприятия
необходима
организация
семинаров-практикумов,
на
которых
стоит
рассматривать
вопросы
подготовки
и
проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно
провести
обсуждение
рекомендаций,
которые
даются
по
этим
вопросам
в
пособиях,
определить общие требования к подготовке и проведению собрания.
Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли
присутствовать
воспитатели
других
групп.
Совместно
с
методистом
и
социальным
педагогом
обсуждается
план
мероприятий
по
подготовке
к
собранию,
составляется
вопросник для родителей, памятка. Объявить о собрании следует заранее - за одну-две
недели до его проведения.
Вопросники могут быть разного плана, примерно такого содержания:
“Уважаемые мамы и папы!
Просим вас принять активное участие в подготовке к групповому родительскому
собранию на тему “. . . . . . .” (указать тему родительского собрания).
Предлагаем подумать над следующими вопросами:
1. . . . . . . . . . .
2. . . . . . . . . . .
3. . . . . . . . . . .
и т.д. (вопросы составляются с учетом темы мероприятия, учитывая социальные,
педагогические, психологические аспекты воспитания).
Также заранее выясняется, кто может выступить на собрании.
Методистом и социальным педагогом на доске информации помещается материал
примерно по таким рубрикам:
1. “Наши успехи”: выполнение программы по какому-либо виду воспитания (зависит
от темы собрания), уровень знаний у детей.
2. “Наши задачи”: задачи, которые предстоит решить вместе с родителями.
3. “Консультации”: краткое изложение темы собрания, ее значение в воспитании
детей.
4. “Литература по теме проведения мероприятия”: список литературы с краткими
аннотациями.
5.
“Детская
художественная
литература”:
список
литературы
с
аннотациями
и
рекомендациями
к
ее
использованию
в
том
или
ином
аспекте
воспитательной
деятельности (трудовое, эстетическое, физическое и т.п.).
27
6. “Наши проблемы” (в зависимости от тематики собрания).
Помимо
подобной
информационной
доски
можно
оформить
ширму-складку,
выставку литературы для родителей.
Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем
обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.
Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться
результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более
активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать
своего
ребенка,
наблюдая
его
в
условиях
детского
сада,
когда
в
свободной
беседе
обсуждаются
педагогические
проблемы,
способствует
повышению
чувства
ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно
сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.
г) Деловые игры.
Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников
игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных
решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от
компетентности, способностей и выдумки руководителей.
Примерная структура игры такова:
1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры,
организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в
соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования
2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых
правил и действий.
3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.
Целью
деловых
игр
является
выработка
и
закрепление
определенных
навыков,
умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться
по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги,
родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие
референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по
специальной карточке наблюдения.
Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
д) Вечера вопросов и ответов.
Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую
информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный
28
характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.
Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями
состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме
проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное
общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Родителям не позднее чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В
течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему
готовиться:
собирать
вопросы,
группировать
,
распределять
их
в
педагогическом
коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие
большинства
членов
педагогического
коллектива,
а
также
специалистов
-
медиков,
юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.
Как
организовать
поступление
вопросов
от
родителей?
Обычно
методисты
и
воспитатели
используют
для
этого
родительские
собрания,
анкеты,
всевозможные
опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и
ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать на бумаге,
также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.
е) Встречи за “круглым столом”.
Встречи
за
“круглым
столом”
расширяют
воспитательный
кругозор
не
только
родителей, но и самих педагогов.
Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо
украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление,
что должно располагать к раздумьям и откровенности.
Темы
встречи
могут
быть
различными.
Беседу
следует
начинать
активистам-
родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели,
социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные
ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных
типах
семей (приложение
II), что еще больше активизирует участников встреч. В этой
форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне,
почти
каждый
принимает
активное
участие,
делясь
интересными
наблюдениями,
высказывая
дельные
советы.
Обобщить
и
закончить
встречу
может
психолог
или
социальный педагог.
29
3. Заключение
Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего
необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний,
практическими навыками и умениями.
Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только
детским садом. Хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более
эффективно доносить до ребенка новую информацию. Родители должны в результате
нашей совместной работы понять, что необходимо:
Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
Создать для семьи благоприятные условия в пред школьный период жизни (больше
времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать
режим дня и т.п.)
Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной,
культурно-досуговой и спортивной направленности.
Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе.
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо
соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи,
стиль семейных отношений и пр.
В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в
воспитании детей можно использовать следующие методы: анкетирование, тестирование,
индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.
30
В
зависимости
от
категорий
родителей
используются
такие
новые
активные
формы
работы,
как
“круглые
столы”,
аукционы,
викторины,
педагогические
калейдоскопы,
диспуты, клубы по интересам, конкурсы, “Вечера вопросов и ответов” и др.
Воспитание
детей
неразрывно
связано
с
педагогическим
просвещением
родителей.
Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности
его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для
себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждаются в
квалифицированной
педагогической
помощи.
Задача
педагогов
непосредственно
наблюдающего за детьми и знающего их проблемы - привлечь родителей к сотрудничеству
и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.
Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление сотрудничества
воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня
воспитателей по
работе с родителями с учетом современных требований педагогической науки.
Выявление проблем посредством использования активных форм работы с родителями с
учетом уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми,
организация работы ДОУ как открытой системы приносит результаты. Это было выявлено
в ходе данной работы.
А если к этому добавить некоторые изменения в структуре дошкольного образования с
учетом ФГОС
, то можно добиться большего. На мой взгляд, введение в систему
активных, нетрадиционных форм работы и сотрудничества с родителями только улучшит
качество работы педагогов дошкольных учреждений, укрепит связь детских садов со
школой
и
другими
организациями,
обеспечит
более
оперативное
и
эффективное
распространение передового педагогического опыта, поможет активнее проводить работу
по педагогическому просвещению родителей дошкольников.
Необходимо
и
дальше
совершенствовать
формы
работы
с
родителями.
А
главную
ведущую роль в этом должен занять
воспитатель, используя все полученные в ВУЗе
знания, знания, полученные на практике в работе с родителями детей.
Я в своей работе хотела показать, что необходима модернизация системы педагогического
просвещения родителей. Показала методы работы с родителями. Я считаю работу с
родителями приоритетной в работе воспитателя, а необычные методы и приемы позволят
создать особый настрой на доброжелательность и откровенный деловой разговор.
31
4.Список использованной литературы:
1Справочник для родителей будущего первоклассника «Что такое «школьная зрелость?»
под редакцией Е.А. Белого – М.: АСТ, 1999.
2Осипова Л.Е. « Работа детского сада с семьёй» – М.: «Издательство Скрипторий », 2008.
3Метенова Н.М. «Родителям о детях» -Ярославль,2011
4Метенова Н.М «Взрослым о детях» Я,2011
5Метенова Н.М «Родительские собрания» Я,2011
6Осипова Л.Е. « Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа». - М.:
«Издательство Скрипторий », 2008.
7«Детский сад и семья» Под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1991.
8« Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада» Под
редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989.
9Доронова, Т.Н. « Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития:
методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений»,–
М., 2001.
10Метенова Н.М «День открытий» Я.,2011
11«Работа ДОУ с семьёй» А. В. Козлова М.,2010
12"Родительские собрания в ДОУ" О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М.,2005
32
13"Система сопровождения родителей" М. В. Тимофеева М.,2000.
33
34
35