Автор: Куприенко Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Теремок" Населённый пункт: г.Гуково,Ростовская область Наименование материала: проект Тема: Гости из прошлого Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад № 31 "Теремок"
ПРОЕКТ
«Гости из прошлого»
Автор: Куприенко Е.Н.,
2015-2016 год.
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад № 31 "Теремок"
Адрес: г. Гуково, ул. Криничная 38
Авторы: воспитатель подготовительной группы "Пчёлки" Куприенко Е.Н.
Продолжительность: долгосрочный
Сроки проведения: октябрь-март 2015-2016 гг.
Тип проекта: смешанный
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Возраст: 3-7 лет
Проблема:
В
современных
условиях,
когда
происходят
глубочайшие
изменения
в
жизни
общества,
одним
из
центральных
направлений
работы
с
подрастающим
поколением
становится
патриотическое
воспитание.
Сейчас,
в
период
нестабильности
в
обществе,
возникает
необходимость
вернуться
к
лучшим
традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как
род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным
местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и
желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Цель:
Вызвать у детей интерес к истории и национальными традициями России.
Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни
современных людей.
Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр, образу
жизни и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа.
Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству родного края.
Задачи :
1.Расширять кругозор детей на основе материала, доступного пониманию детей:
былин, сказок, рассказов, стихотворений
об исторических событиях Ростовской
области и нашей страны.
2.Приобщать к истокам народной культуры.
3.Формировать навыки культуры речевого общения.
4.Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение
к своей стране.
5.Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа:
трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
6. Выявление особенностей воздействия искусства на ребёнка в процессе
ознакомления с культурой наших предков.
Актуальность проекта:
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством,
чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место
в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание
возможны, только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято
и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с
успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале
экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне
материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены
представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий
уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в
обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается
разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются
в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-
нравственному воспитанию детей. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает
взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя
нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры
– высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути.
Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении
реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному
развитию ребенка.
К сожалению, обидеть даже собственных детей, обречь их на «социальное»
сиротство стало возможным для определенной категории современных родителей.
Поэтому возрождение гуманных семейных отношений, лучших отечественных
традиций воспитания детей предоставляется крайне актуальным.
Современное состояние российского общества характеризуется своеобразным
кризисом, возникшим вследствие дисгармонии системы ценностей, что мешает
человеку жить в согласии с собой, другими людьми, культурой, природой.
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего
общества, т. к. в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и
нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует
требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей
культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.
У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни – его
история и культура.
Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения
ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций,
присущих данному народу.
Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации
заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что
живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую
культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.
Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека
приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях
умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость»– гласит русская
пословица.
Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты,
мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.
У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты,
постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ
Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни
было материальными благами. Традиции- хранители народной культуры. Если
полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать
под сомнение само существование народа.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из
актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто
имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится
позднее, станет его и нашей жизнью.
Этапы реализации:
1.
Подготовительный:
работа
с
методической
литературой,
составление
плана
работы.
2. Практический: реализация проекта.
Продукты проекта:
1. Роспись посуды (Семикаракоры),
2. Куклы в русских костюмах из разных материалов.
3. Жаворонки из соленого теста.
Экскурсии:
1.
В детскую городскую библиотеку.
2.
В Детскую школу искусств имени И.О. Дунаевского.
3.
В музей шахтерского труда им. Л.И.Микулина.
План реализации проекта.
1 этап проекта. ОКТЯБРЬ
Название мероприятия
Содержание работы
Планируемый
результат
1.
«На завалинке сидим да
приговорки говорим.
(младшие группы)
Знакомство с приговорками
русского народа.
Запомнить 1-2
приговорки.
2. Праздник «Ярмарка»,
«Осенние посиделки».
(все возрастные группы)
Разучивание русских
народных песен, закличек,
Запомнить
стихотворение, народные
приметы октября
3.«Прятки да «Лапта»- наша
народная игра.
( 1средняя группа)
Повторить знакомые игры,
познакомиться с новой
игрой.
Запомнить новую игру.
НОЯБРЬ
Название мероприятия
Содержание работы
Результат
1.« «Быт и традиции наших
предков».
(старшие группы)
Изготовление русской избы с
утварью быта в русских
традициях.
Запомнить два- три
названия предметов, их
назначение.
2.«День хороводных игр
«Заря-заряница».
(подготовительные игры)
Повторить знакомые игры,
познакомиться с новой
старинной игрой.
Запомнить новую игру.
ДЕКАБРЬ
Название мероприятия
Содержание работы
Результат
1.«Фока воду кипятит и как
солнышко блестит».
(Старшая логопедическая
группа)
Знакомство с коромыслом,
корытом. Рассмотреть
старинный самовар.
Чаепитие с потешками,
зазывалками, загадками.
Запомнить новые слова-
названия предметов
быта.
2.«Бабушкина кукла».
(1,2 подготовительные
группы)
Знакомство с куклой,
изготовленной из соломы и
материала, по старинным
традициям.
Изготовление кукол из
различных материалов
4.«Сорока- белобока кашу
варила».
(Старшая подготовительная
группа)
Знакомство с деревянной и
глиняной посудой.
Рассмотреть
Семикаракорскую роспись.
Изготовление посуды из
папье-маше, нанесение
Семикаракорской
росписи.
ЯНВАРЬ
Название мероприятия
Содержание работы
Результат
1 . Праздник «Пришла
Коляда-отворяй ворота».
(подготовительные группы)
Знакомство с Рождеством.
Колядование.
Запомнить название
праздника. Вызвать
радость от колядования.
2.«Крещенский праздник»
(все возрастные группы)
Рассказать детям о дне, когда
бывает
такой
п р а зд н и к ,
главно е
событие
дня
–
освещение воды в проруби–
Запомнить название
праздника и с каким
событием он связан.
Йордани.
Познакомить детей с такими
п о н я т и я м и ,
к а к
«смотрины»,«крещенский
праздник»,
рассказать
о
н а р о д н ы х
п р и м е т а х .
Обогатить
словарный
запас
детей.
ФЕВРАЛЬ
Название мероприятия
Содержание работы
Результат
1.
«Сошью Дуне сарафан, а
Ванечке шапку».
(старшие группы)
Знакомство с прялкой,
веретеном. Знакомство со
швейной машинкой.
Сравнение одежды в наше
время и прошлое.
Сравнить труд людей в
наше время и в далеком
прошлом.
2.
«Сказка-сказочка».
(
подготовительные группы)
1.Театрализованные
представления для малышей.
- Кукольный театр
-Пальчиковый театр
.
Инсценировка русской
народной сказки
3.
«Открываем мир природы
Донского края».
1. Климатические зоны
нашей Родины.
2. Животный мир Ростовской
области
3. Земное устройство глазами
наших предков (камни,
обереги, украшения
)
Посещение музея.
МАРТ
Название мероприятия
Содержание работы
Результат
1.
«При солнышке тепло -
при матушке тепло».
(все возрастные группы)
Беседа о маме с включением
пословиц и поговорок.
Запомнить 2-3
пословицы, составить
рассказы.
2.
«Прилетите, жавороночки,
к нам».
(2 средняя группа)
Знакомство с праздником
«Сороки». Загадки о весне.
Работа с тестом ( лепка
жаворонков).
3. Праздник «Широкая
Масленица».
Сжигание чучела.
Создать
детям радостное,
праздничное настроение.
Развлечение.
.
2 этап проекта
Взаимодействие с родителями.
1. Мини - музей русской игрушки "Бабушкины куклы"
2.Изготовление чучела к Масленице (совместно с родителями)
3.Конкурс "Лучшее блюдо по традициям Донского края".
4.Пошив костюмов в русских традициях.
3 этап проекта. Заключительный.
1. Праздник с участием родителей "Широкая Масленица" - проводы зимы.