Автор: Богданова Юлия Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №15 "Колокольчик" общеразвивающего вида Щёлковского муниципального района Московской области Населённый пункт: г. Щёлково - 3 Московская область Наименование материала: Конспект открытого занятия в средней группе по экологическому воспитанию с элементами познавательно - исследовательской деятельности Тема: "Такая необычная - обычная бумага" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Колокольчик» общеразвивающего вида Щелковского
муниципального района Московской области
Конспект
открытого занятия в средней группе
по экологическому воспитанию
с элементами познавательно - исследовательской
деятельности
«Такая необычная - обычная бумага»
Воспитатели:
Богданова Ю.С.
2017
Цель:
учить детей способам исследования окружающего мира на примере
проведения опытов с бумагой . Познакомить детей с основными свойствами
бумаги . Развивать познавательный интерес, желание включаться в
исследовательскую деятельность . Упражнять в разрезании бумагина разные
геометрические фигуры по желанию детей. Развивать умение аккуратно
пользоваться клеем, выполнять работу.
Задачи:
Развивать способность детей устанавливать причинно-следственные
связи на основе эксперимента и делать выводы.
Закреплять знания детей о разных видах бумаги (газетная, мелованная,
цветная, картон) и ее свойствах (намокает в воде, горит в огне, рвется,
мнется, разрезается ножницами).
Побуждать детей отвечать полным предложением.
Продолжать учить детей конструировать способом "Оригами".
Закреплять умение безопасного обращения с ножницами.
Воспитывать бережное отношение к бумаге и бумажным вещам, как к
продуктам деятельности людей.
Ход занятия:
1. Организационный момент: Организационный момент ( Слайд 2 )
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
2. Появляется бумажный человечек с волшебным бумажным цветком. ( Слайд
3 )
- Ребята, к нам в гости пришел Бумажный человечек, он из Бумажного города.
И если вы смелые, он предлагает нам, отправится в удивительное
приключение на поиски сокровищ. Согласны? (Да)
- А где, мы проводим исследования? (В волшебной лаборатории). Правильно,
закройте глаза: РАЗ, ДВА, ТРИ - волшебный цветок в лабораторию нас
перенеси.
Вспоминаем правила работы в лаборатории, надеваем шапочки и приступаем
к исследованиям.
- В помощь нам, человечек подарил вот этот цветок. ( Слайд 4 )
Это не просто цветок - это целая карта сокровищ. Если двигаться по цифрам
по прядку от 1 до 5 и выполнять задания, то можно найти клад. Будем искать
клад? (Да!)
3. Дети проходят за столы.
- С какого лепестка начнем (дети - с первого).
Воспитатель отрывает от волшебного цветка первый лепесток и читает
вопросы и задания.
- Из чего сделан наш гость (дети - бумажный человечек сделан из бумаги).
- Какая бывает бумага? Найдите на своих столах и покажите газетную,
альбомную, бархатную, цветную, салфетку. ( Слайд 5 )
Выборочно уточняю:
-Какая у тебя бумага?
- Ребята на лепесточке написано, что вы уже сейчас можете забрать клад,
если наш гость, Бумажный человечек, сможет переплыть через речку. Как же
мы это узнаем? (дети - проведем опыт).
ОПЫТ 1 : Опускаем лист бумаги в воду. ( Слайд 6 )
-Что происходит? (дети - бумага намокает)
-Что это значит? (дети - значит, наш бумажный человечек тоже промокнет,
если поплывет через реку, поэтому клад сейчас мы забрать не можем).
- А какая бумага намокла быстрее? (салфетка, потому что она тоньше всего).
Молодцы ребята.
- Какой следующий лепесток (второй).
Воспитатель отрывает второй лепесток от волшебного цветка, читает
следующий вопрос и задание:
- Какие бумажные вещи можно купить в магазине и пользоваться ими дома
(коробки, книги, журналы).
- Вы снова сможете забрать клад, если игрушечная машинка сможет проехать
по бумажному мосту.
ОПЫТ 2 : Строим мост конструктора и бумажного листа и пытаемся
прокатить машинку по мосту, она проваливается. ( Слайд 7 )
- Почему так вышло (дети - бумажный мост непрочный).
Сейчас я вам покажу, как можно укрепить этот бумажный мост. Давайте с
вами попробуем сложить бумажный лист гармошкой и снова построим мост.
Дети работают за столами, испытывают новый мост. И мост выдерживает
машинку.
-А для настоящих машин мы будем строить бумажные мосты (дети - нет, все
равно он непрочный, и если пойдет дождь, мост промокнет; клад забрать не
можем).
- Идем за следующим лепестком. Какой он по счету? (третий).
Воспитатель отрывает третий лепесток и читает третий вопрос:
- Что еще из бумаги сделать нельзя? (дома, дорогу, одежду,
дверь, окно, машину).
Физкультминутка: (
Слайд 8 )
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
- Вы сейчас сможете забрать свой клад, если ваш лист бумаги окажется
крепким и не разорвется.
ОПЫТ3 : Пробуем разорвать лист вдоль и полоски получаются ровными, а
поперек - полоски кривые (дети - бумага рвется ровно и неровно, она
непрочная, клад не берем) ( Слайд 9 )
Воспитатель отрывает четвертый лепесток и читает четвертый вопрос и
задание:
- Что произойдет, если вся бумага исчезнет? (дети - нам не на чем будет
рисовать, поделки делать не из чего, не будет книг, мы не научимся читать).
- Нужно ли беречь вещи, сделанные из бумаги? (дети - бумагу делают люди, а
к труду нужно относиться бережно).
- Я снова хочу отдать вам клад, если ваш гость, Бумажный человечек, сможет
перепрыгнуть через огонь.
ОПЫТ 4 : Зажечь лист бумаги над свечой (проводит воспитатель).
( Слайд 10 )
-Что происходит (дети - горит бумага быстро).
-Можно баловаться, с огнем и бумагой? (Дети - нельзя, это опасно, может
быть пожар).
- Клад не берем? ( Нет).
Воспитатель отрывает последний пятый лепесток и читает последний
вопрос:
( Слайд 11 )
- Что мы с вами сами можем сделать из бумаги? (поделки, вырезать что-
нибудь, смять, сложить фигурку, свернуть).
- Мы получим клад, но сначала, нужно сделать для Бумажного человечка
подарок бумажные цветы - лотосы, которые растут в водоеме.
- Но сначала, давайте разомнём наши пальчики:
Книги. ( Слайд 12 )
Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».)
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем,
И про космос все узнаем.
(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с
мизинцев.)
У детей на столах готовые сложенные вчетверо цветные квадратики. По
заранее нарисованной линии дети срезают лишнее ножницами.
Разворачивают и получают цветочек с четырьмя лепестками. Загибают
лепестки к середине и получают бутончик. ( Слайд 13 )
- Чтобы бутончики раскрылись, и получилась цветочная полянка, нам нужно
все бутончики положить в таз с водой (волокна бумаги намокая, разбухают,
увеличиваются и это заставляет лепестки раскрываться).
- Распускаются цветы!
-Бумажный человечек принес нам тоже свой бутончик, опустим его в воду, в
серединке этого бутона и спрятан клад.
Дети с нетерпением ждут раскрытия цветка. И обнаруживают внутри фантик
от конфеты.
-Вы разочарованы? Но здесь, наверное, какая то загадка.
- О чем мы с вами говорили сегодня (о бумаге).
- Какая бывает бумага? (ответы детей).
- Что из нее можно делать? (ответы детей).
- Почему здесь фантик, кто догадался (дети - он тоже из бумаги). А для чего
он нужен? (заворачивать сладости).
-Значит клад это что? – Конфеты. ( Слайд14 )
- Ребята, давайте, вернемся обратно в детский сад, снимайте шапочки,
закрывайте глаза: РАЗ, ДВА, ТРИ - волшебный цветок, нас в садик любимый
верни!
- Вот мы и вернулись, понравилось вам наше путешествие, а что понравилось
больше всего? (Ответы детей)
- Давайте попрощаемся с нашими гостями и Бумажным человечком, скажем
ему большое спасибо и пойдем в группу угощаться вкусными конфетами.