Напоминание

Коммуникативная игра как средство успешной адаптации детей в детском саду


Автор: Шека Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 9
Населённый пункт: г. Владивосток, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Коммуникативная игра как средство успешной адаптации детей в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Коммуникативная

игра

как

средство

успешной

адаптации детей в детском саду»

Автор:

Шека

Юлия

Николаевна,

воспитатель

МБДОУ



9

г. Владивосток
Адаптация (позднелат. adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды. Работая с детьми раннего возраста, хочу отметить, что начало учебного года – трудная пора для них, так как это период адаптации к новым условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным или негативным (стресс) результатам. При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено 3 фазы адаптационного процесса: 1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 мес.); 2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 мес.); 3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Проце сс адаптации ребенка в условиях д о ш кол ь но го образовательного учреждения был и остается актуальной проблемой педагогов и родителей. Мамам и папам важно, чтобы малыш быстро и безболезненно привык к детскому саду, воспитатели же заинтересованы в том, чтобы разрешение противоречий между возможностями ребенка и новой для него среды послужили источником дальнейшего развития детей, фактором приобретения нового социального опыта. На основании работы в группе раннего возраста, я пришла к выводу, что, если ребенок чувствует доброжелательное отношение взрослого, который рядом, процесс адаптации протекает успешнее. Известно, что в раннем возрасте малыш больше реагирует на невербальные сигналы. Как же транслировать свое позитивное внимание, дать почувствовать, что он любим и защищен в незнакомой для него ситуации? Конечно же, в этом помогут ласковый взгляд в глаза ребенку, прикосновения к нему. Но все это, на мой взгляд, должно быть облечено в игровую форму, так как позволяет одновременно успокоить и заинтересовать малыша, отвлечь его от мыслей о маме, о доме, пусть даже на короткое время. Именно поэтому, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения. У детей раннего возраста в период адаптации наибольшую роль играет уровень их социализации в коллективе, в частности наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками. Первые положительные отношения со сверстниками складываются в процессе игры, С ней связанно возникновение интереса к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами окружающих. Игра это жизнь, преломленная сквозь психику ребенка. Без увлекательной игры не
может быть детства. Чем разнообразнее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь. Неоценимую услугу оказывает нам в этом включение в педагогический процесс с детьми раннего дошкольного возраста коммуникативных игр. По этому мною было принято решение и с п о л ь з о в ат ь коммуникативную игру, как средство, облегчающее адаптацию ребенка к детскому саду. На мой взгляд, когда дети чувствуют себя одиноко в новой непривычной обстановке, именно игра в «общение» может скрасить первое время пребывания в детском саду («Давайте познакомимся», «Кто в домике живет?», «Чей голосок?»). Так же, привыкание детей к новым условиям жизни я решила облегчить с помощью совместных коммуникативных подвижных игр, которые позволяют позабавить ребят, развеселить их пребывание среди незнакомых людей. Начала с таких игр, как : «Карусели», «Лови-лови», «Мы скачем по дорожке», «Большие ноги», «Прыгай побыстрей», «Салют», «Воздушные шары». Они являются самыми простыми, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться н а пространственные условия движений. Затем использовались более сложные, для трехлетних ребят игры, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Куклы пляшут», «Подарки» и другие. Дети учатся считаться друг с другом, уступать игрушки и активную, привлекательную роль. Эти
игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей. Во время игр инициатором выступает воспитатель. Так же в своей работе я использовала игры забавы: «Раз грибок, два грибок», «Лошадки», «Разноцветный зонт», «Курочка и цыплята», «Спрячемся в домик». Эти игры имеют неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении со взрослым и сверстниками. Мне эти игры помогли завоевать симпатии детей, их доверие . Ведь эти игры делают ребенка открытым для общения, помогают открыться для окружающих. Очень радует детей совместные коммуникативные игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешек сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают положительный эмоциональный настрой. Это прибаутки («Ладушки - ладушки», «Догонялки», игры с пальчиками «Сорока - сорока»). В игре «Ладушки» я использую имена детей; «... маслом поливала, детям давала: Даше два, Ване два, Злате два...» При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. Я уверенна что, тактильный контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично. Стеснительным и замкнутым детям эти игры помогают быстрее преодолеть внутренний барьер и пойти на контакт со взрослым и сверстниками. Способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками и игры занятия. Они могут быть разнообразными по содержанию и направленными не только на развитие речи ребенка и ориентировки в окружающем, но и на умение общаться как с взрослыми, так и со сверстниками. Для таких игр занятий рекомендуются использовать набор сюжетных игрушек; куклы девочки, мальчики и др.Используя
знакомые куклы, в виде инсценировок можно показать, как дети обращаются друг к другу с просьбой, с вопросами к воспитателю, как пригласить сверстника в игру, предложить поиграть своей игрушкой. Особенность игр - занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Для закрепления коммуникативных навыков у детей нашей группы, я предлагаю родителям использовать вышеуказанные категории игр в совместной деятельности дома. Об эффективности использования коммуникативных игр говорят результаты проведенного нами сравнительного анализа прохождения адаптации детей в период с 2011 по 2015 г.г. а нашем ДОУ.


В раздел образования