Коммуникативная игра как средство успешной адаптации детей в детском саду
Автор: Шека Юлия Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 9 Населённый пункт: г. Владивосток, Приморский край Наименование материала: статья Тема: Коммуникативная игра как средство успешной адаптации детей в детском саду Раздел: дошкольное образование
г. Владивосток
Адаптация (позднелат. adaptatio - прилаживание, приспособление,
от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления, строения
и функций организмов, и их органов к условиям среды.
Работая
с детьми раннего возраста, хочу отметить, что начало
учебного года – трудная пора для них, так как это период адаптации
к
новым
условиям.
Традиционно
под
адаптацией
понимается
процесс
вхождения
человека
в
новую
для
него
среду
и
приспособление к её условиям.
Адаптация
является
активным
процессом,
приводящим
или
к
позитивным
или
негативным
(стресс)
результатам.
При
этом
выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний
комфорт
(эмоциональная
удовлетворенность)
и
внешняя
адекватность
поведения
(способность
легко
и
точно
выполнять
требования среды).
В
ходе
комплексного
исследования,
проведенного
учеными
в
разных странах, было выделено 3 фазы адаптационного процесса:
1) острая
фаза, которая
сопровождается
разнообразными
колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что
приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям,
нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии
(длится в среднем 1 мес.);
2) подострая
фаза характеризуется
адекватным
поведением
ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по
отдельным
параметрам
на
фоне
замедленного
темпа
развития,
особенно психического, по сравнению со средними возрастными
нормами (длится 3-5 мес.);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития,
в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную
выше задержку темпов развития.
Проце сс
адаптации
ребенка
в
условиях
д о ш кол ь но го
образовательного
учреждения
был
и
остается
актуальной
проблемой педагогов и родителей. Мамам и папам важно, чтобы
малыш
быстро
и
безболезненно
привык
к
детскому
саду,
воспитатели
же
заинтересованы
в
том,
чтобы
разрешение
противоречий
между
возможностями
ребенка
и
новой
для
него
среды
послужили
источником
дальнейшего
развития
детей,
фактором приобретения нового социального опыта.
На
основании
работы
в
группе
раннего
возраста,
я
пришла
к
выводу, что, если ребенок чувствует доброжелательное отношение
взрослого, который рядом, процесс адаптации протекает успешнее.
Известно,
что
в
раннем
возрасте
малыш
больше
реагирует
на
невербальные
сигналы.
Как
же
транслировать
свое
позитивное
внимание,
дать
почувствовать,
что
он
любим
и
защищен
в
незнакомой
для
него
ситуации?
Конечно
же,
в
этом
помогут
ласковый взгляд в глаза ребенку, прикосновения к нему. Но все это,
на мой взгляд, должно быть облечено в игровую форму, так как
позволяет
одновременно
успокоить
и
заинтересовать
малыша,
отвлечь его от мыслей о маме, о доме, пусть даже на короткое
время.
Именно поэтому, необходима такая организация жизни ребенка в
дошкольном
учреждении,
которая
приводила
бы
к
наиболее
адекватному,
безболезненному
приспособлению
его
к
новым
условиям, позволяло бы формировать положительное отношение к
детскому саду, навыки общения. У детей раннего возраста в период
адаптации наибольшую роль играет уровень их социализации в
коллективе, в частности наличие или отсутствие навыка общения со
сверстниками.
Первые положительные отношения со сверстниками складываются
в процессе игры, С ней связанно возникновение интереса к играм
других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры,
умение
считаться
с
интересами
окружающих.
Игра
это
жизнь,
преломленная сквозь психику ребенка. Без увлекательной игры не
может быть детства. Чем разнообразнее игры малышей, тем богаче
и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее
жизнь.
Неоценимую
услугу
оказывает
нам
в
этом
включение
в
педагогический процесс с детьми раннего дошкольного возраста
коммуникативных игр.
По этому
мною
было
принято
решение
и с п о л ь з о в ат ь
коммуникативную
игру,
как
средство,
облегчающее
адаптацию
ребенка к детскому саду.
На
мой
взгляд,
когда
дети
чувствуют
себя
одиноко
в
новой
непривычной обстановке, именно игра в «общение» может скрасить
первое
время
пребывания
в
детском
саду
(«Давайте
познакомимся», «Кто в домике живет?», «Чей голосок?»).
Так же, привыкание детей к новым условиям жизни я решила
облегчить с помощью совместных коммуникативных подвижных
игр,
которые
позволяют
позабавить
ребят,
развеселить
их
пребывание среди незнакомых людей.
Начала с таких игр, как : «Карусели», «Лови-лови», «Мы скачем по
дорожке»,
«Большие
ноги»,
«Прыгай
побыстрей»,
«Салют»,
«Воздушные шары».
Они
являются
самыми
простыми,
в
которых
воспитанники
действуют
одновременно
и
одинаково.
Общность
движений
и
игровых
интересов
усиливает
радостные
переживания
и
эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать
свои
действия
друг
с
другом
и
ориентироваться
н а
пространственные условия движений.
Затем использовались более сложные, для трехлетних ребят игры, в
которых нужно действовать по очереди, небольшими группами.
«Куклы пляшут», «Подарки» и другие. Дети учатся считаться друг с
другом, уступать игрушки и активную, привлекательную роль. Эти
игры
кладут
начало
самостоятельности
и
дружеским
контактам
детей. Во время игр инициатором выступает воспитатель.
Так же в своей работе я использовала игры забавы: «Раз грибок, два
грибок», «Лошадки», «Разноцветный зонт», «Курочка и цыплята»,
«Спрячемся в домик». Эти игры имеют неоценимое значение для
жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения
друг к другу. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе
элементы
фольклора
и
народной
культуры.
Такие
игры
удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении со
взрослым
и
сверстниками.
Мне
эти
игры
помогли
завоевать
симпатии детей, их доверие .
Ведь эти игры
делают ребенка
открытым для общения, помогают открыться для окружающих.
Очень
радует
детей
совместные
коммуникативные
игры,
сопровождаемые
потешками.
Чтение
потешек
сочетается
с
движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Они
быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного
плача
на
дружное
хлопанье
в
ладоши
и
топанье
ногами,
объединяют
детей
и
задают
положительный
эмоциональный
настрой. Это прибаутки («Ладушки - ладушки», «Догонялки», игры
с пальчиками «Сорока - сорока»).
В игре «Ладушки» я использую имена детей; «... маслом поливала,
детям давала: Даше два, Ване два, Злате два...» При этом касаюсь
ладошек
каждого
ребенка
своими
руками.
Я
уверенна
что,
тактильный контакт не только сближает взрослого с малышом, но и
имеет
эффект
психологического
«поглаживания»,
когда
ребенок
чувствует внимание к себе лично. Стеснительным и замкнутым
детям эти игры помогают быстрее преодолеть внутренний барьер и
пойти на контакт со взрослым и сверстниками.
Способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками и игры
занятия.
Они
могут
быть
разнообразными
по
содержанию
и
направленными не только на развитие речи ребенка и ориентировки
в окружающем, но и на умение общаться как с взрослыми, так и со
сверстниками. Для таких игр занятий рекомендуются использовать
набор сюжетных игрушек; куклы девочки, мальчики и др.Используя
знакомые куклы, в виде инсценировок можно показать, как дети
обращаются друг к другу с просьбой, с вопросами к воспитателю,
как
пригласить
сверстника
в
игру,
предложить
поиграть
своей
игрушкой.
Особенность
игр
-
занятий
заключается
в
том,
что
усвоение
материала
происходит
незаметно
для
детей,
в
практической, интересной деятельности и не требует приложения
больших
усилий,
так
как
задействованными
оказываются
непроизвольное внимание и запоминание.
Для закрепления коммуникативных навыков у детей нашей группы,
я предлагаю родителям использовать вышеуказанные категории игр
в совместной деятельности дома.
Об эффективности использования коммуникативных игр говорят
результаты
проведенного
нами
сравнительного
анализа
прохождения адаптации детей в период с 2011 по 2015 г.г. а нашем
ДОУ.