Напоминание

организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей гуппе детского сада


Автор: Коробейникова Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Родничок"с/п №113
Населённый пункт: город Нижний Тагил
Наименование материала: методическая разработка
Тема: организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей гуппе детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
.
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. 2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. 4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. Центр развития Оборудование и материалы. Микроцентр «Физкультурный уголок»  дорожки массажные (для профилактики плоскостопия);  мячи; корзина для метания мячей;  скакалки;  ленты, флажки;  кегли;  кольцеброс;  мешочки для метания;  гимнастические палки;  «малый бадминтон»;  предметы для метания;  маски для п/и. Микроцентр «Уголок природы»  комнатные растения;  оборудование для ухода за комнатными растениями;  календарь природы;  познавательная литература;  наборы муляжей овощей, фруктов,  игровые наборы домашних, диких животных,  макеты природных зон;
 глобус;  материалы и оборудование для экспериментальной деятельности. Микроцентр «Уголок развивающих игр»  настольные развивающие игры по сенсорике;  настольные развивающие игры по развитию речи;  настольные развивающие игры по РЭМП;  настольные развивающие игры по ознакомлению с окружающим миром;  мозаики; пазлы; лото; домино. Микроцентр «Строительная мастерская»  строительные наборы (крупные, малые);  наборы лего средние;  наборы лего малые;  конструкторы различных форм.  игрушки для обыгрывания построек; Микроцентр «Игровая зона»  оборудование для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» , «Почта», «Моряки», «Водители» и др.  атрибуты для сюжетно-ролевых игр (шапочки, фартуки, наборы медицинских, парикмахерских принадлежностей и др.);  куклы;  фигурки средней величины: дикие и домашние животные;  наборы кухонной и чайной посуды;  набор овощей и фруктов;  машины крупные и средние; грузовые и легковые;  телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток, и др.  кукольные коляски;  настольные игры. Микроцентр «Музыкальный уголок»  музыкальные инструменты (бубен, барабан, металлофон, ложки и др);  предметные картинки из серии «Музыкальные инструменты»;  разноцветные платочки;  книги с детскими песнями;  костюмы. Микроцентр «Уголок безопасности»  перекрёсток;  книги для детей по безопасности;  диск с мультфильмами по безопасности;  настольные игры;  дорожные знаки ;  машинки разных видов транспорта и спец.
машины;  наглядно-демонстрационный материал (картинки, плакаты ит.п.) Микроцентр «Краеведческий уголок»  наглядно-демонстрационный материал (картинки, плакаты, тематические папки и т.п.);;  символика станы, города;  портрет президента страны, мэра города;  познавательная литература по краеведению;  театр по сказкам народов Урала;  художественная литература. Микроцентр «Уголок изодеятельности»  изобразительные материалы (краски, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, восковые мелки);  раскраски;  трафареты и шаблоны;  ножницы различной формы;  печати и штампы,  фигурные дыроколы;  пластилин, досочки для лепки, стеки;  бисер, пайетки;  цветная бумага, картон;  книга «Уроки рисования для детей»;  альбом «Умелые руки не знают скуки».


В раздел образования