организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей гуппе детского сада
Автор: Коробейникова Надежда Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Родничок"с/п №113 Населённый пункт: город Нижний Тагил Наименование материала: методическая разработка Тема: организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей гуппе детского сада Раздел: дошкольное образование
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде .
1.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства
ДОУ,
группы,
а
также
территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития
детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны
и
укрепления
их
здоровья,
учета
особенностей
и
коррекции
недостатков
их
развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения
и
совместной
деятельности
детей
(в
том
числе
детей
разного
возраста)
и
взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
учет
национально-культурных,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется
образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
4.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
быть
содержательно-
насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной
и
безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное
пространство
должно
быть
оснащено
средствами
обучения
и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе
расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в
соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования
и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую,
познавательную,
исследовательскую
и
творческую
активность
всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
возможность самовыражения детей.
2)
Трансформируемость
пространства
предполагает
возможность
изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность
разнообразного
использования
различных
составляющих
предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов,
пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в
качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие
в
Организации
или
Группе
различных
пространств
(для
игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую
сменяемость
игрового
материала,
появление
новых
предметов,
стимулирующих
игровую,
двигательную,
познавательную
и
исследовательскую
активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья,
к
играм,
игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающим
все
основные
виды
детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех
ее
элементов
требованиям
по
обеспечению
надежности
и
безопасности
их
использования.
ДОУ
самостоятельно
определяет
средства
обучения,
в
том
числе
технические,
соответствующие
материалы
(в
том
числе
расходные),
игровое,
спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Центр развития
Оборудование и материалы.
Микроцентр
«Физкультурный уголок»
дорожки массажные (для профилактики
плоскостопия);
мячи; корзина для метания мячей;
скакалки;
ленты, флажки;
кегли;
кольцеброс;
мешочки для метания;
гимнастические палки;
«малый бадминтон»;
предметы для метания;
маски для п/и.
Микроцентр
«Уголок природы»
комнатные растения;
оборудование для ухода за комнатными
растениями;
календарь природы;
познавательная литература;
наборы муляжей овощей, фруктов,
игровые наборы домашних, диких животных,
макеты природных зон;
глобус;
материалы и оборудование для экспериментальной
деятельности.
Микроцентр
«Уголок развивающих игр»
настольные развивающие игры по сенсорике;
настольные развивающие игры по развитию речи;
настольные развивающие игры по РЭМП;
настольные развивающие игры по ознакомлению с
окружающим миром;
мозаики; пазлы; лото; домино.
Микроцентр
«Строительная мастерская»
строительные наборы (крупные, малые);
наборы лего средние;
наборы лего малые;
конструкторы различных форм.
игрушки для обыгрывания построек;
Микроцентр
«Игровая зона»
оборудование для сюжетно-ролевых игр «Семья»,
«Парикмахерская», «Больница», «Магазин» ,
«Почта», «Моряки», «Водители» и др.
атрибуты для сюжетно-ролевых игр (шапочки,
фартуки, наборы медицинских, парикмахерских
принадлежностей и др.);
куклы;
фигурки средней величины: дикие и домашние
животные;
наборы кухонной и чайной посуды;
набор овощей и фруктов;
машины крупные и средние; грузовые и легковые;
телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг,
молоток, и др.
кукольные коляски;
настольные игры.
Микроцентр
«Музыкальный уголок»
музыкальные инструменты (бубен, барабан,
металлофон, ложки и др);
предметные картинки из серии «Музыкальные
инструменты»;
разноцветные платочки;
книги с детскими песнями;
костюмы.
Микроцентр
«Уголок безопасности»
перекрёсток;
книги для детей по безопасности;
диск с мультфильмами по безопасности;
настольные игры;
дорожные знаки
;
машинки разных видов транспорта и спец.
машины;
наглядно-демонстрационный материал (картинки,
плакаты ит.п.)
Микроцентр
«Краеведческий уголок»
наглядно-демонстрационный материал (картинки,
плакаты, тематические папки и т.п.);;
символика станы, города;
портрет президента страны, мэра города;
познавательная литература
по краеведению;
театр по сказкам народов Урала;
художественная литература.
Микроцентр
«Уголок изодеятельности»
изобразительные материалы (краски, цветные
карандаши, простые карандаши, фломастеры,
восковые мелки);
раскраски;
трафареты и шаблоны;
ножницы различной формы;
печати и штампы,
фигурные дыроколы;
пластилин, досочки для лепки, стеки;
бисер, пайетки;
цветная бумага, картон;
книга «Уроки рисования для детей»;
альбом «Умелые руки не знают скуки».