Напоминание

Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников


Автор: Скидина Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №29 "У Лукоморья"
Населённый пункт: г.Саяногорск Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников Культуру России невозможно представить себе без народного искусства , которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа , наглядно демонстрирует его моральные , этнические ценности , художественный вкус и является частью его истории . Устное народное творчество , музыкальный фольклор , народное декоративно - прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и
воспитании
подрастающего поколения сейчас , когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь , быт , мировоззрение детей . И сели говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов , эстетических ценностей , представлений подрастающим поколением , то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства [1]. Это , на наш взгляд , возможно осуществить в процессе
этнокультурного

воспитания
.
Этнокультурное

воспитание



это

такой

процесс
, в котором цели , задачи , содержание , технологии
воспитания
ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта
этноса
и как гражданина многонационального Российского государства .
Этнокультурное

воспитание
определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры , социальных норм поведения , духовно - нравственных ценностей ; знакомством с культурными достижениями других народов ; использованием опыта народного
воспитания
с целью развития у детей интереса к народной культуре ,
воспитания
дружеского отношения к людям разных национальностей . Учитывая особенности детского возраста , важным
средством

этнокультурного

воспитания

является

игра
, в том числе
дидактическая
. Целесообразность использования
дидактических
игр при приобщении детей
дошкольного
возраста к культуре разных народов , заключается в том , что дети
непосредственно
в игровой деятельности , незаметно для себя , в игровых действиях проявляют свое отношение к этим элементам . Именно с помощью
дидактических
игр у дощкольников формируются положительное , толерантное отношение к представителям разных народов . Сама структура
дидактических

игр

помогает

воспитанию
дружественных чувств к людям разных национальностей . Структура
дидактической

игры
отличает ее от
других видов игр и упражнений . « Игровые действия составляют основу
дидактической

игры
– без них невозможна сама игра . Они являются как бы рисунком сюжета
игры
» [2]. Обязательным компонентом
игры

являются

ее

правила
, благодаря которым педагог в ходе
игры
управляет поведением детей и
воспитательно
- образовательным процессом . Структурными элементами
дидактической

игры

являются
: обучающая и
воспитывающая

задача
, игровые действия и правила .
Дидактическая

игра

как

средство
приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом . Народные
дидактические

игры
характеризуются познавательным содержанием , разнообразием игровых действий . Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей , их быт , труд , национальные устои , представления о чести , смелости , мужестве . Желание обладать силой , ловкостью , выносливостью , быстротой и красотой движений , проявлять смекалку , выдержку , творческую выдумку , находчивость , волю и стремление к победе .
Дидактическая
игра изучалась многими исследователями в целях
воспитания
доброжелательного отношения у детей к людям национального окружения ( Т . М . Бабунова , М . И , Богомолова , приобщения
дошкольников
к культурным традициям народов и
воспитания
культуры межнационального общения ( Л . М . Захарова , формирования доброжелательного отношения к людям разных рас ( Н . Г . Капустина , эмоционально - положительного отношения к людям разных национальностей ( В . А . Старчикова ). Система
дидактических

игр

этнокультурного

содержания
, на нащ взгляд , должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой ; на закрепление , уточнение , дифференциацию знаний ; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры ; на творческое развитие . Необходимо помнить о том , что
дидактические

игры

этнокультурного
содержания не должны являться самоцелью , их содержание , игровые действия , игровая задача , в первую очередь , нацелены на развитие
этнокультурной

компетентности

дошкольников
. Большое значение имеет содержание
дидактических

игр
. Познавая окружающий мир во всем его многообразии , ребенок получает представления о полиэтнической действительности , усваивает ценностное отношение к ней . Содержание игр
этнокультурной
направленности определяется взаимообусловленными составляющими
этноса
: языком , национальной одеждой , обрядами , традициями , народным творчеством . Система
дидактических
игр развивает субъектную позицию ребенка а процессе
освоения
этнонациональной
культуры при условии разработки требований к их содержанию , четким соблюдении структуры
игры
, объединении их в единую систему , поэтапной реализации всех серий и алгоритмах использования . Развивающий эффект
дидактической

игры
заключен в ней самой . Ее образно - символический характер способствует развитию воображения , наглядно - образного и интуитивного мышления [3]. На базе детского сада №199 г . Ульяновска было проведено исследование на тему : « Влияние
дидактических

игр

на

этнокультурное

воспитание

дошкольников
». На первом этапе с помощью метода опроса был выявлен уровень
этнокультурных

представлений

детей
. Анализ полученных результатов показал , что дети не достаточно знакомы с национальной одеждой , плохо знают национальные праздники ,
игры
, сказки . Для расширения детских представлений об
этнокультурной
специфике нами разработан комплекс
дидактических

игр

этнокультурной

направленности
. Использовались такие
игры
, как : « Найди народную игрушку в интерьере детского сада », « Традиции », « Я знаю пять имен своих друзей » и другие . В первой половине дня , на занятия по познанию , детей знакомили со сказками разных национальностей . Сначала читали сказку , спрашивали у детей , о чем в ней идет речь , разбирали ее , затем для закрепления знаний инсценировали отрывок из нее . Их систематизация происходила в
дидактических

играх
, в которые вводились задания на материале сказок . Например , такие как : опиши знакомое животное , используя народные языковые
средства
выразительности из прочитанных народных сказок ; придумать и загадать загадку о персонаже или сказке , из которой он взят . В группе была оформлена
этнокультурная

среда
: специальные стенды с изображением представителей разных национальностей в традиционной одежде , созданы папки с национальными костюмами и традиционными узорами татар , чуваш и русских , в уголках стояли народные куклы в национальных костюмах . Был представлен мини - музей русского самовара , которым дети свободно могли пользоваться в своих играх , музей народных игрушек . Таким образом , можно сделать вывод о том , что
дидактические

игры
являются эффективным
средством
приобщения детей к национальным традициям . Играя в эти
игры
, дети как бы сами погружаются в эту атмосферу чужой культуры , атмосферу нового , интересного , ранее незнакомого им . Они с большим желанием начинают интересоваться другими народами , стараются узнать больше о своей культуре , сравнивают , чем одни народы похожи друг на друга , чем отличаются . В своей обыденной жизни начинают
использовать эти знания : играют в народные
игры
; по мотивам сказок разных народов начинают рисовать , украшают рисунки традиционными узорами и в своем рассказе по рисунку это отмечают . У детей формируются толерантные отношения , положительные представления и отзывы о других людях . И хочется надеяться , что в будущем эти представления , отзывчивость , так и останутся у них на всю жизнь . Список литературы : 1. Богомолова М . И ., Захарова Л . М . Межнациональное
воспитание

детей
. М ., 2011. 176 с . 2. Игра и ее роль в развитии ребенка
дошкольного

возраста
: Сборник научных трудов / Под ред . Н . Я . Михайленко . М ., 1978. 328 с . 3.
Дидактические

игры

этнокультурного

содержания

/

Сост
. Л . М . Захарова , И . Г . Сайфутдинова , Н . У . Гладилина . Ульяновск , 2008. 50 с .


В раздел образования