Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников
Автор: Скидина Евгения Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №29 "У Лукоморья" Населённый пункт: г.Саяногорск Хакасия Наименование материала: статья Тема: Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников Раздел: дошкольное образование
Дидактические игры как средство
этнокультурного воспитания дошкольников
Культуру
России
невозможно
представить
себе
без
народного
искусства
,
которое
раскрывает
истоки
духовной
жизни
русского
народа
,
наглядно
демонстрирует
его
моральные
,
этнические
ценности
,
художественный
вкус
и
является
частью
его
истории
.
Устное
народное
творчество
,
музыкальный
фольклор
,
народное
декоративно
-
прикладное
искусство
должны
найти
большее
отражение
в
содержании
образования
и
воспитании
подрастающего
поколения
сейчас
,
когда
образцы
массовой
культуры
других
стран
активно
внедряются
в
жизнь
,
быт
,
мировоззрение
детей
.
И
сели
говорить
о
возможности
выбора
своих
жизненных
идеалов
,
эстетических
ценностей
,
представлений
подрастающим
поколением
,
то
надо
говорить
и
о
предоставлении
детям
возможности
знать
истоки
национальной
культуры
и
искусства
[1].
Это
,
на
наш
взгляд
,
возможно
осуществить
в
процессе
этнокультурного
воспитания
.
Этнокультурное
воспитание
–
это
такой
процесс
,
в
котором
цели
,
задачи
,
содержание
,
технологии
воспитания
ориентированы
на
развитие
и
социализацию
личности
как
субъекта
этноса
и
как
гражданина
многонационального
Российского
государства
.
Этнокультурное
воспитание
определяется
введением
в
образовательный
процесс
знаний
родной
народной
культуры
,
социальных
норм
поведения
,
духовно
-
нравственных
ценностей
;
знакомством
с
культурными
достижениями
других
народов
;
использованием
опыта
народного
воспитания
с
целью
развития
у
детей
интереса
к
народной
культуре
,
воспитания
дружеского
отношения
к
людям
разных
национальностей
.
Учитывая
особенности
детского
возраста
,
важным
средством
этнокультурного
воспитания
является
игра
,
в
том
числе
дидактическая
.
Целесообразность
использования
дидактических
игр
при
приобщении
детей
дошкольного
возраста
к
культуре
разных
народов
,
заключается
в
том
,
что
дети
непосредственно
в
игровой
деятельности
,
незаметно
для
себя
,
в
игровых
действиях
проявляют
свое
отношение
к
этим
элементам
.
Именно
с
помощью
дидактических
игр
у
дощкольников
формируются
положительное
,
толерантное
отношение
к
представителям
разных
народов
.
Сама
структура
дидактических
игр
помогает
воспитанию
дружественных
чувств
к
людям
разных
национальностей
.
Структура
дидактической
игры
отличает
ее
от
других
видов
игр
и
упражнений
. «
Игровые
действия
составляют
основу
дидактической
игры
–
без
них
невозможна
сама
игра
.
Они
являются
как
бы
рисунком
сюжета
игры
» [2].
Обязательным
компонентом
игры
являются
ее
правила
,
благодаря
которым
педагог
в
ходе
игры
управляет
поведением
детей
и
воспитательно
-
образовательным
процессом
.
Структурными
элементами
дидактической
игры
являются
:
обучающая
и
воспитывающая
задача
,
игровые
действия
и
правила
.
Дидактическая
игра
как
средство
приобщения
детей
к
национальным
традициям
была
создана
самим
народом
.
Народные
дидактические
игры
характеризуются
познавательным
содержанием
,
разнообразием
игровых
действий
.
Испокон
веков
в
них
ярко
отражался
образ
жизни
людей
,
их
быт
,
труд
,
национальные
устои
,
представления
о
чести
,
смелости
,
мужестве
.
Желание
обладать
силой
,
ловкостью
,
выносливостью
,
быстротой
и
красотой
движений
,
проявлять
смекалку
,
выдержку
,
творческую
выдумку
,
находчивость
,
волю
и
стремление
к
победе
.
Дидактическая
игра
изучалась
многими
исследователями
в
целях
воспитания
доброжелательного
отношения
у
детей
к
людям
национального
окружения
(
Т
.
М
.
Бабунова
,
М
.
И
,
Богомолова
,
приобщения
дошкольников
к
культурным
традициям
народов
и
воспитания
культуры
межнационального
общения
(
Л
.
М
.
Захарова
,
формирования
доброжелательного
отношения
к
людям
разных
рас
(
Н
.
Г
.
Капустина
,
эмоционально
-
положительного
отношения
к
людям
разных
национальностей
(
В
.
А
.
Старчикова
).
Система
дидактических
игр
этнокультурного
содержания
,
на
нащ
взгляд
,
должна
быть
ориентирована
на
ознакомление
детей
с
национальной
спецификой
;
на
закрепление
,
уточнение
,
дифференциацию
знаний
;
наполнение
эмоциональной
сферы
детей
положительными
моментами
при
встрече
с
элементами
народной
культуры
;
на
творческое
развитие
.
Необходимо
помнить
о
том
,
что
дидактические
игры
этнокультурного
содержания
не
должны
являться
самоцелью
,
их
содержание
,
игровые
действия
,
игровая
задача
,
в
первую
очередь
,
нацелены
на
развитие
этнокультурной
компетентности
дошкольников
.
Большое
значение
имеет
содержание
дидактических
игр
.
Познавая
окружающий
мир
во
всем
его
многообразии
,
ребенок
получает
представления
о
полиэтнической
действительности
,
усваивает
ценностное
отношение
к
ней
.
Содержание
игр
этнокультурной
направленности
определяется
взаимообусловленными
составляющими
этноса
:
языком
,
национальной
одеждой
,
обрядами
,
традициями
,
народным
творчеством
.
Система
дидактических
игр
развивает
субъектную
позицию
ребенка
а
процессе
освоения
этнонациональной
культуры
при
условии
разработки
требований
к
их
содержанию
,
четким
соблюдении
структуры
игры
,
объединении
их
в
единую
систему
,
поэтапной
реализации
всех
серий
и
алгоритмах
использования
.
Развивающий
эффект
дидактической
игры
заключен
в
ней
самой
.
Ее
образно
-
символический
характер
способствует
развитию
воображения
,
наглядно
-
образного
и
интуитивного
мышления
[3].
На
базе
детского
сада
№199
г
.
Ульяновска
было
проведено
исследование
на
тему
: «
Влияние
дидактических
игр
на
этнокультурное
воспитание
дошкольников
».
На
первом
этапе
с
помощью
метода
опроса
был
выявлен
уровень
этнокультурных
представлений
детей
.
Анализ
полученных
результатов
показал
,
что
дети
не
достаточно
знакомы
с
национальной
одеждой
,
плохо
знают
национальные
праздники
,
игры
,
сказки
.
Для
расширения
детских
представлений
об
этнокультурной
специфике
нами
разработан
комплекс
дидактических
игр
этнокультурной
направленности
.
Использовались
такие
игры
,
как
: «
Найди
народную
игрушку
в
интерьере
детского
сада
», «
Традиции
», «
Я
знаю
пять
имен
своих
друзей
»
и
другие
.
В
первой
половине
дня
,
на
занятия
по
познанию
,
детей
знакомили
со
сказками
разных
национальностей
.
Сначала
читали
сказку
,
спрашивали
у
детей
,
о
чем
в
ней
идет
речь
,
разбирали
ее
,
затем
для
закрепления
знаний
инсценировали
отрывок
из
нее
.
Их
систематизация
происходила
в
дидактических
играх
,
в
которые
вводились
задания
на
материале
сказок
.
Например
,
такие
как
:
опиши
знакомое
животное
,
используя
народные
языковые
средства
выразительности
из
прочитанных
народных
сказок
;
придумать
и
загадать
загадку
о
персонаже
или
сказке
,
из
которой
он
взят
.
В
группе
была
оформлена
этнокультурная
среда
:
специальные
стенды
с
изображением
представителей
разных
национальностей
в
традиционной
одежде
,
созданы
папки
с
национальными
костюмами
и
традиционными
узорами
татар
,
чуваш
и
русских
,
в
уголках
стояли
народные
куклы
в
национальных
костюмах
.
Был
представлен
мини
-
музей
русского
самовара
,
которым
дети
свободно
могли
пользоваться
в
своих
играх
,
музей
народных
игрушек
.
Таким
образом
,
можно
сделать
вывод
о
том
,
что
дидактические
игры
являются
эффективным
средством
приобщения
детей
к
национальным
традициям
.
Играя
в
эти
игры
,
дети
как
бы
сами
погружаются
в
эту
атмосферу
чужой
культуры
,
атмосферу
нового
,
интересного
,
ранее
незнакомого
им
.
Они
с
большим
желанием
начинают
интересоваться
другими
народами
,
стараются
узнать
больше
о
своей
культуре
,
сравнивают
,
чем
одни
народы
похожи
друг
на
друга
,
чем
отличаются
.
В
своей
обыденной
жизни
начинают
использовать
эти
знания
:
играют
в
народные
игры
;
по
мотивам
сказок
разных
народов
начинают
рисовать
,
украшают
рисунки
традиционными
узорами
и
в
своем
рассказе
по
рисунку
это
отмечают
.
У
детей
формируются
толерантные
отношения
,
положительные
представления
и
отзывы
о
других
людях
.
И
хочется
надеяться
,
что
в
будущем
эти
представления
,
отзывчивость
,
так
и
останутся
у
них
на
всю
жизнь
.
Список
литературы
:
1.
Богомолова
М
.
И
.,
Захарова
Л
.
М
.
Межнациональное
воспитание
детей
.
М
., 2011. 176
с
.
2.
Игра
и
ее
роль
в
развитии
ребенка
дошкольного
возраста
:
Сборник
научных
трудов
/
Под
ред
.
Н
.
Я
.
Михайленко
.
М
., 1978. 328
с
.
3.
Дидактические
игры
этнокультурного
содержания
/
Сост
.
Л
.
М
.
Захарова
,
И
.
Г
.
Сайфутдинова
,
Н
.
У
.
Гладилина
.
Ульяновск
, 2008.
50
с
.