Напоминание

ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА"


Автор: Домонов Николай Фомич
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области "Тульский государственный технологический колледж"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Домонов Н.Ф. к.п.н., преподаватель спец.дисциплин Государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Тульский государственный технологический колледж» г. Тула, Россия e-mail: spo.tgt@tularegion Domonov N.F., Ph.d. Professor of special disciplines of public vocational educational establishment of the Tula region Tula State Technological College " Tula, Russia e-mail: spo.tgt@tularegion
ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

23.02.03 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

PLANNING A LABORATORY PRACTICAL WORKS

ON TECHNICAL SUBJECTS OF SPECIALITY 23.02.03

"MAINTENANCE AND REPAIR OF MOTOR TRANSPORT"

Аннотация:
Рассмотрены организационные формы лабораторно- практических работ и их значимость в процессе обучения. Проведен анализ эффективности проведения лабораторных работ в кабинетах по техническим дисциплинам.
Ключевые

слова:
форма обучения; мотивация; психологические требования; организация процесса обучения; лабораторно-практические занятия.
Abstract:
the organizational forms of laboratory and practical works and their significance in the learning process. The analysis of the effectiveness of the laboratory work in offices on technical subjects.
Keywords:
education; motivation; psychological requirements; Organization of the training process; laboratory and practical classes.
При проведении лабораторно-практических работ важным является многоканальность поступления информации, что обеспечивает лучшую активность, более прочное запоминание материала. Студенты имеют свои индивидуальные доминирующие каналы восприятия: чаще информация усваивается через орган зрения (визуальный канал), реже в восприятии доминирует слух (аудиальный канал), у некоторых преобладает кинестетический канал восприятия (через осязание, манипулирование с предметами). Дидактические требования должны обеспечивать познавательную активность на лабораторно-практическом занятии, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, компьютером, решение познавательных задач. Систематический контроль качества усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий, постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. Постоянное привлечение студентов к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на занятии способствует закреплению знаний, навыков и умений. Психологическая атмосфера лабораторно-практических занятий должна соответствовать поддержанию позитивной психологической атмосферы, выбору демократического стиля педагогиче ского взаимодействия. Психологические требования связаны с контролем точности, тщательности и своевременности выполнения студентами каждого требования. Воля и характер преподавателя проявляются на занятии во всей его деятельности. Особенно ценится студентами его т р е б о в а т е л ь н о с т ь в с о ч е т а н и и с о с п р а в е д л и в о с т ь ю и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Для максимальной заинтересованности студентов лабораторно- практическими занятиями следует обратить внимание на мотивационный
эффект. Побудительным началом активной мыслительной и практической деятельности должно быть не принуждение к активности, а желание студента решить проблему самостоятельно. При этом важна не столько внешняя мотивация (оценка), а сколько внутренняя (приобретение профессиональных качеств успешной работы в будущем). Для проявления студентами интереса к изучаемой дисциплине необходимо понимание нужности, важности и целесообразности её изучения, что отмечает преподаватель на вводном занятии. Чем больше новый материал связан с ранее усвоенными знаниями, тем он интереснее для студентов. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у студента ранее, также способствует освоению нового материалу. Слишком легкий или слишком трудный материал не вызывает интереса у студентов, а трудное, но посильное обучение достаточно эффективно. Развитию познавательного интереса к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует организация обучения, при которой студент вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. При подготовке новой темы лабораторно-практического занятия, необходимо проанализировать её специфику, и выбрать вид обучения. Это связанно с тем, что, к сожалению, трудно обеспечить 100% занятость студентов одними и теми же элементами изучаемой темы (Например, предоставить каждому студенту отдельный двигатель внутреннего сгорания). Ф о р м у фронтального обучения следует использовать, когда количество элементов темы (например, малогабаритные детали и узлы техники) в кабинете технической дисциплины достаточно, чтобы оснастить ими каждого студента. В этом случае организуется сотрудничество студентов и определяется единый для всех темп работы. Результативность занятия повышается при создании атмосферы творческой коллективной
работы, внимании и активности студентов. Однако фронтальная работа не учитывает индивидуальных различий и ориентирована на среднего студента. Поэтому одни студенты отстают от заданного темпа работы, а другие его опережают. Групповые формы обучения можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперировано - групповые и дифференцированно - групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп студентов. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп студентов. Кооперированно - групповая форма предполагает деление группы на подгруппы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно - групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют студентов с одинаковыми уч ебными возможно стями и одним у р о в н е м сформированности учебных умений и навыков. К подгрупповым формам относят также парную работу студентов. Деятельностью учебных подгрупп преподаватель руководит как непосредственно, так и опосредованно, через своих помощников, которых он назначает с учетом мнения студентов. Данная форма наиболее распространена на занятиях, так как обеспечивает полную и соответствующую оснащению лаборатории занятость студентов. К тому же бригадная форма позволяет внедрить принцип всестороннего обучения, когда студент может изучать тему не только по методическому пособию и словам преподавателя, а и по опыту других студентов, с которыми он работает в бригаде. Индивидуальное обучение студентов не предполагает их непосредственного контакта с другими студентами. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всей группы заданий.
Рассмотренные организационные формы обучения являются общими: они применяются как самостоятельные и как элемент лабораторно-практических работ, семинаров и других занятий. Рассмотрим, в качестве примера, планирование лабораторно- практического занятия по теме «Генераторные установки автомобилей» по дисциплине «Устройство автомобиля». Лабораторно - практические работы проводятся в кабинете «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Особенностью данного кабинета является его оснащение инструментом, узлами, деталями и учебными макетами для изучения тем курса. По данной теме в кабинете имеются три учебных макета генераторов переменного тока, на которых одновременно могут работать только 9 человек, при этом они займут около 50% всей площади кабинета, и 65 – 70% всего инструмента. В среднем группа состоит из 16 студентов. Это означает, что оставшихся студентов необходимо распределить так, чтобы им досталась и полезная площадь кабинета, и инструмент с которым они могли бы работать. Наиболее рациональным оказалось проведение практического занятия по данной теме, и одновременно по смежным темам: «Аккумуляторы», которое позволяет занять трёх студентов, 30% площади учебной лаборатории и 10% приборов; и «генераторные реле-регуляторы», которое позволит занять четырёх студентов, 15-20% полезной площади лаборатории и 15-20% инструмента. Эта работа – одна из самых сложных в планировании учебного занятия. Проблема заключается в том, что каждая из этих тем занимает различное время выполнения. При этом необходимо, чтобы все студенты были заняты в течение всего учебного занятия. У каждого из них должен быть инструмент и рабочее место. Студент должен быть знаком с методом правильной работы с оборудованием и должен соблюдать правила техники
безопасности. Кроме того студенты должны работать в одном ритме, т.е. начинать и заканчивать выполнение работы одновременно. Предложенная структура занятия позволяет: закрепить у студентов сознательные, глубокие и прочные знания по теме; сформировать у них прочные навыки и умения, способствующие их будущему становлению как профессионала в своей области; формировать положительные мотивы учебной деятельности, положительное отношение к учению; повысить личную заинтересованность в выполнении каждого вида работ.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2003. 384с. 2. Краевский В. В. Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие / В. В. Краевский. Москва: Академия, 2008. 352с. 3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних и специальных ОУ. М.: Пед. Мастерство, 2001.272с. 4. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие / В. А. Скакун. Москва: Форум, 2013. 336 с.


В раздел образования