ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА"
Автор: Домонов Николай Фомич Должность: преподаватель спецдисциплин Учебное заведение: Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области "Тульский государственный технологический колледж" Населённый пункт: город Тула Наименование материала: статья Тема: ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА" Раздел: среднее профессиональное
Домонов Н.Ф.
к.п.н., преподаватель спец.дисциплин
Государственного профессионального
образовательного учреждения Тульской области
«Тульский государственный технологический колледж»
г. Тула, Россия
e-mail: spo.tgt@tularegion
Domonov N.F.,
Ph.d. Professor of special disciplines
of public vocational educational establishment of the Tula region
Tula State Technological College "
Tula, Russia
e-mail: spo.tgt@tularegion
ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
23.02.03 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»
PLANNING A LABORATORY PRACTICAL WORKS
ON TECHNICAL SUBJECTS OF SPECIALITY 23.02.03
"MAINTENANCE AND REPAIR OF MOTOR TRANSPORT"
Аннотация:
Рассмотрены
организационные
формы
лабораторно-
практических
работ
и
их
значимость
в
процессе
обучения. Проведен
анализ эффективности проведения лабораторных работ в кабинетах по
техническим дисциплинам.
Ключевые
слова:
форма
обучения;
мотивация;
психологические
требования;
организация
процесса
обучения;
лабораторно-практические
занятия.
Abstract: the organizational forms of laboratory and practical works and
their significance in the learning process. The analysis of the effectiveness of the
laboratory work in offices on technical subjects.
Keywords:
education;
motivation;
psychological
requirements;
Organization of the training process; laboratory and practical classes.
При проведении лабораторно-практических работ важным является
многоканальность
поступления
информации,
что
обеспечивает
лучшую
активность, более прочное запоминание материала. Студенты имеют свои
индивидуальные доминирующие каналы восприятия: чаще информация
усваивается через орган зрения (визуальный канал), реже в восприятии
доминирует
слух
(аудиальный
канал),
у
некоторых
преобладает
кинестетический канал восприятия (через осязание, манипулирование с
предметами).
Дидактические
требования
должны
обеспечивать
познавательную
активность
на
лабораторно-практическом
занятии,
рационально
сочетать
словесные,
наглядные
и
практические
методы
с
проблемами, работу с учебником, компьютером, решение познавательных
задач.
Систематический
контроль
качества
усвоения
знаний,
навыков
и
умений и коррекцию их учебных усилий, постоянное получение обратной
связи
позволяет
влиять
на
ход
учебного
процесса,
корригировать
его.
Постоянное
привлечение
студентов
к
активной
познавательной
деятельности
и
выполнению
практических
заданий
на
занятии
способствует закреплению знаний, навыков и умений.
Психологическая
атмосфера
лабораторно-практических
занятий
должна
соответствовать
поддержанию
позитивной
психологической
атмосферы,
выбору
демократического
стиля
педагогиче ского
взаимодействия.
Психологические
требования
связаны
с
контролем
точности,
тщательности
и
своевременности
выполнения
студентами
каждого
требования.
Воля
и
характер
преподавателя
проявляются
на
занятии
во
всей
его
деятельности.
Особенно
ценится
студентами
его
т р е б о в а т е л ь н о с т ь
в
с о ч е т а н и и
с о
с п р а в е д л и в о с т ь ю
и
доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом.
Для
максимальной
заинтересованности
студентов
лабораторно-
практическими занятиями следует обратить внимание на мотивационный
эффект. Побудительным началом активной мыслительной и практической
деятельности
должно
быть
не
принуждение
к
активности,
а
желание
студента решить проблему самостоятельно. При этом важна не столько
внешняя
мотивация
(оценка),
а
сколько
внутренняя
(приобретение
профессиональных качеств успешной работы в будущем). Для проявления
студентами
интереса
к
изучаемой
дисциплине
необходимо
понимание
нужности,
важности
и
целесообразности
её
изучения,
что
отмечает
преподаватель на вводном занятии. Чем больше новый материал связан с
ранее
усвоенными
знаниями,
тем
он
интереснее
для
студентов.
Связь
изучаемого с интересами, уже существовавшими у студента ранее, также
способствует освоению нового материалу. Слишком легкий или слишком
трудный
материал
не
вызывает
интереса
у
студентов,
а
трудное,
но
посильное обучение достаточно эффективно.
Развитию
познавательного
интереса
к
изучаемому
предмету
и
к
самому процессу умственного труда способствует организация обучения,
при которой студент вовлекается в процесс самостоятельного поиска и
«открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
При
подготовке
новой
темы
лабораторно-практического
занятия,
необходимо проанализировать её специфику, и выбрать вид обучения. Это
связанно с тем, что, к сожалению, трудно обеспечить 100% занятость
студентов
одними
и
теми
же
элементами
изучаемой
темы
(Например,
предоставить
каждому
студенту
отдельный
двигатель
внутреннего
сгорания).
Ф о р м у фронтального обучения
следует
использовать,
когда
количество элементов темы (например, малогабаритные детали и узлы
техники) в кабинете технической дисциплины достаточно, чтобы оснастить
ими
каждого
студента.
В
этом
случае
организуется
сотрудничество
студентов и определяется единый для всех темп работы. Результативность
занятия повышается при создании атмосферы творческой коллективной
работы, внимании и активности студентов. Однако фронтальная работа не
учитывает
индивидуальных
различий
и
ориентирована
на
среднего
студента. Поэтому одни студенты отстают от заданного темпа работы, а
другие его опережают.
Групповые
формы
обучения
можно
подразделить
на
звеньевые,
бригадные, кооперировано - групповые и дифференцированно - групповые.
Звеньевые
формы
обучения
предполагают
организацию
учебной
деятельности
постоянных
групп
студентов.
При
бригадной
форме
организуется деятельность специально сформированных для выполнения
определенных
заданий
временных
групп
студентов.
Кооперированно
-
групповая форма предполагает деление группы на подгруппы, каждая из
которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.
Дифференцированно - групповая форма обучения имеет ту особенность,
что как постоянные, так и временные группы объединяют студентов с
одинаковыми
уч ебными
возможно стями
и
одним
у р о в н е м
сформированности учебных умений и навыков. К подгрупповым формам
относят также парную работу студентов. Деятельностью учебных подгрупп
преподаватель руководит как непосредственно, так и опосредованно, через
своих помощников, которых он назначает с учетом мнения студентов.
Данная форма наиболее распространена на занятиях, так как обеспечивает
полную и соответствующую оснащению лаборатории занятость студентов.
К тому же бригадная форма позволяет внедрить принцип всестороннего
обучения, когда студент может изучать тему не только по методическому
пособию
и
словам
преподавателя,
а
и
по
опыту
других
студентов,
с
которыми он работает в бригаде.
Индивидуальное
обучение
студентов
не
предполагает
их
непосредственного контакта с другими студентами. По своей сущности оно
есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всей
группы заданий.
Рассмотренные
организационные
формы
обучения
являются
общими:
они
применяются
как
самостоятельные
и
как
элемент
лабораторно-практических работ, семинаров и других занятий.
Рассмотрим,
в
качестве
примера,
планирование
лабораторно-
практического занятия по теме «Генераторные установки автомобилей» по
дисциплине «Устройство автомобиля». Лабораторно - практические работы
проводятся
в
кабинете
«Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобилей». Особенностью данного кабинета является его оснащение
инструментом, узлами, деталями и учебными макетами для изучения тем
курса.
По данной теме в кабинете имеются три учебных макета генераторов
переменного
тока,
на
которых
одновременно
могут
работать
только
9
человек, при этом они займут около 50% всей площади кабинета, и 65 –
70% всего инструмента. В среднем группа состоит из 16 студентов. Это
означает, что оставшихся студентов необходимо распределить так, чтобы
им досталась и полезная площадь кабинета, и инструмент с которым они
могли бы работать.
Наиболее
рациональным
оказалось
проведение
практического
занятия
по
данной
теме,
и
одновременно
по
смежным
темам:
«Аккумуляторы», которое позволяет занять трёх студентов, 30% площади
учебной лаборатории и 10% приборов; и «генераторные реле-регуляторы»,
которое позволит занять четырёх студентов, 15-20% полезной площади
лаборатории и 15-20% инструмента.
Эта работа – одна из самых сложных в планировании учебного
занятия. Проблема заключается в том, что каждая из этих тем занимает
различное время выполнения. При этом необходимо, чтобы все студенты
были заняты в течение всего учебного занятия. У каждого из них должен
быть инструмент и рабочее место. Студент должен быть знаком с методом
правильной работы с оборудованием и должен соблюдать правила техники
безопасности. Кроме того студенты должны работать в одном ритме, т.е.
начинать и заканчивать выполнение работы одновременно.
Предложенная структура занятия позволяет: закрепить у студентов
сознательные, глубокие и прочные знания по теме; сформировать у них
прочные навыки и умения, способствующие их будущему становлению как
профессионала
в
своей
области;
формировать
положительные
мотивы
учебной
деятельности,
положительное
отношение
к
учению;
повысить
личную заинтересованность в выполнении каждого вида работ.
Список литературы
1.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2003. 384с.
2.
Краевский В. В. Основы обучения: дидактика и методика: учебное
пособие / В. В. Краевский. Москва: Академия, 2008. 352с.
3.
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в
средних и специальных ОУ. М.: Пед. Мастерство, 2001.272с.
4.
Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения:
учебное пособие / В. А. Скакун. Москва: Форум, 2013. 336 с.