Автор: Будацыренова Цырен Цыдендамбаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБООУ "Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат" Населённый пункт: с.Верхний Саянтуй Республики Бурятия Наименование материала: конспект урока Тема: Буквы ОиА в корне -ЛАГ-/-ЛОЖ- Раздел: среднее образование
ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат»
Учитель русского языка и литературы Будацренова Ц.Ц.
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
по теме «Буквы О – А в корне –ЛАГ- - -ЛОЖ-»
Цель деятельности учителя:
1) сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ;
2) научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать
условия написания;
3) тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности.
Тип урока: Введение нового знания путем исследования
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- научиться использовать знания об условиях чередования гласных а-о в корнях –лаг- -
-лож-;
- знать условия (правила) употребления данных корней;
- знать наиболее употребительные слова с данными корнями и верно их писать;
- пользоваться орфографическим словарём.
Метапредметные:
Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять
результат своей деятельности и деятельности группы.
Регулятивные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат
своей деятельности и деятельности группы.
Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала;анализировать,
сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению,
прививать интерес к познавательной деятельности.
Методы
и
формы
обучения:
Наблюдение
над
языковым
материалом,
создание
проблемных ситуаций, словесный, наглядный; Фронтальная, индивидуальная, групповая
форма работы.
Оборудование:
Презентация,
компьютер,
мультимедийный
проектор,
карточки
для
дифференцированной работы, сигнальные ракетки, листы для составления алгоритма.
Ход урока
1. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к
усвоению изучаемого материала.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения
внутренней готовности включения в деятельность.
Приветствие учащихся:
-Добрый день, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Я рада, что у вас
хорошее настроение, уверена, что сегодня мы с вами дружно и активно поработаем,
узнаем много нового, интересного.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа
действия.
Работа с текстом
1) А сейчас смотрим на экран (слайд №1). (Чтение текста учителем)
П редлагаю вам понаблюдать за восходом солнца над п…лями, над зарослями кустов
возле речки. Уд…вительно положение звезд, которые отражаются в прозрачном зеркале
в…ды. Под пение птиц и шёпот камышей поднимается солнце. Прохладная р...са на лугах
сияет сер…бристой россыпью. Расположившись на б...регу, жду р...ждения нового дня,
полагаю , что день будет хорошим.
2)Беседа по вопросам:
-Как вы думаете, к какому типу речи относится данный текст? (описание)
-Какое время суток описано в тексте? (рассвет)
-Какие слова вам помогли определить это? (восход солнца, поднимается солнце, роса
на лугах, рождение нового дня).
-В каких словах заключается основная мысль текста? (рождение нового дня)
-Как вы понимаете значение слова «россыпь»? (масса чего-либо, рассыпанного в
пространстве). Где можно узнать о лексическом значении слова?
-Устно вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. (Проверяемые
безударные гласные в корне).
3. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа:зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины
затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.
1)
Выполнение заданий:
1.Обратите внимание на выделенные слова, попробуем выделить в них корни.
2.Объясните, почему в этих словах разное написание гласной
корня?
(происходит чередование: гласные произносятся одинаково, но пишутся разные
буквы)
3. Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя
корень.
предл а гаю пол о жение
пол а гаю распол о жившись (слайд №2)
4. Сформулируйте тему нашего урока. Цель нашего урока какая?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа:постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для
достижения целей.
- Правило о проверочных словах подходит здесь или нет? (нет) Значит, надо найти
другой способ. Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих
корнях? (От суффикса – а – за корнем; перед «Г» пишем «А», а перед «Ж»)
– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы
оказались
правы? Стр.33. В безударном положении в корне - лаг -, -лож-, если за корнем стоит
суффикс –а-, пишется буква А, а если суффикса нет, в корне пишется О.
Работа в парах.
- Ребята, предлагаю следующее задание выполнить в парах. Давайте составим
алгоритм, чтобы легче запомнить правило и пользоваться им при написании корня
–лаг---лож- . (Дети проговаривают шаги алгоритма).
Алгоритм:
1.
Ставим в слове ударение.
2.
Выделяем в слове корень –ЛАГ- - ЛОЖ-
3.
Выделяем суффикс после корня: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву
«А», нет суффикса «А», в корне пишем букву «О»).
4.
Подчеркиваем согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж»
(Слайд №3 Алгоритм)
- Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют
взаимопроверку.
5. Первичное закрепление нового материала.( Реализация построенного проекта).
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного
осмысления изученного материала; проведение коррекции.
-
Перед
вами
пословицы.
(слайд
№5
Пословицы)
Давайте
расставим
буквы
правильно, пользуясь алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях
– лаг-/ -лож-.
(устная работа)
1) Только тот друг, на кого можно пол…житься в беде.
2) Из одного полена костра не сл…жить.
3) От верного друга не отлучайся, на него пол…гайся.
4) Если нет помощи от друга, то пол…жи свою тюбетейку на землю и советуйся с ней.
- На какую тему данные пословицы?
6. Динамическая пауза
Цель: сменить вид деятельности.
-
Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
Я читаю слова, а вы выполняете действия, соответствующие выбору буквы:
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
Работа по карточкам (дифференцированное задание)
Зелёные карточки - для более слабых учеников, розовые карточки – для средних
учеников и белые карточки - для более сильных учеников.
1.(розовые карточка)
Составьте с существительными из левой колонки и подходящими по смыслу глаголами
словосочетания, вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму.
Пол…жение, изл…жение высказать, написать
Предпол…жение, прил…гательное просклонять, изменить
2.(белая карточка)
Запишите
предложения,
объясняя
графически
правописания
слов
с
пропусками,
подчеркните грамматическую основу предложений.
1) Ночь уже л…жилась на горы, и туман бродил по ущелью. 2) Маша день ото дня отл…
гала решительное объяснение. 3) Безрукий, безногий старик через реку мост прол…жил.
3.(зелёная карточка)
Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму.
Сл...гаемые числа , изл...жить содержание, распол...житься на ночлег,
возл...гать обязанности, прол...жить лыжню.
- Учащиеся по эталону проверяют свою работу и оценивают себя.
8. Игра «О или А?» (Учитель читает слова, учащиеся поднимают сигнальные ракетки с
буквами А или О)
Положение,
8. Рефлексия
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание
метода построения нового знания.
Что я понял?_________________________________________________________________
Что вызвало трудности?
_____________________________________________________________
Какую оценку я ставлю себе?_______________________
Оценка за активность на уроке______________________
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание по выбору : 1. Выполнить упражнение 447 из учебника (по заданию).
2.
Составить
карточку
для
соседа
на
изученное
правило. (10
слов
с
пропущенными
буквами в корнях);