Использование коррекционно-развивающих технологий на уроках сельскохозяйственного труда в коррекционной школе VIII вида.
Автор: Романюк Людмила Александровна Должность: учитель трудового обучения Учебное заведение: МКОУ "СКО школа-интернат № 14 п.Надвоицы Населённый пункт: Россия, республика Карелия, Сегежский р-он, п.Надвоицы Наименование материала: методическая разрпаботка Тема: Использование коррекционно-развивающих технологий на уроках сельскохозяйственного труда в коррекционной школе VIII вида. Раздел: среднее образование
Использование коррекционно-развивающих технологий на уроках
сельскохозяйственного труда в коррекционной школе VIII вида.
О бу ч е н и е ,
в о с п и т а н и е
и
р а з в и т и е
д е т е й
с
о т к л о н е н и я м и
в
психофизиологическом развитии и поведении - сложная социально-педагогическая
проблема.
Решение её лежит
в подготовке данной
категории детей: к активной
общественно
полезной
деятельности
в
соответствии
с
их
возможностями,
к
равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к
наиболее полному освоению социальных ролей.
Важным
для
педагога
в
воспитании и обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью являются:
оптимизм,
уверенность
в
преодолении
трудностей,
надежда
на
достижение
положительного
результата.
Следует
исключить
из
воспитательного
процесса
фиксацию внимания на дефекте, опираясь на сохранные стороны личности ребенка.
Значимым является стимулирование компенсаторных возможностей школьника, в то
же время формирование умения объективно оценивать свои действия и поступки.
Основная сложность в организации учебного процесса на уроках трудового
обучения заключается в неоднородности состава трудовых групп.
У одних школьников
наблюдаются
такие
психопатологические
изменения
как
возбудимость,
у
других
торможение. Степень умственной отсталости варьирует от глубокой дебильности до
слабых форм. В большинстве групп одному двум учащимся свойственно астеническое
состояние,
при
котором
наблюдается
повышенная
утомляемость,
слабая
память,
повышенная отвлекаемость, затруднённое вхождение в работу, неравномерный темп
выполнения задании
Основными направлениями своей педагогической деятельности, учитывая выше
сказанное, считаю:
содействие
профориентации
и
социальной
адаптации
учащихся,
овладению
школьниками
сельскохозяйственными
знаниями,
трудовыми
умениями
и
навыками
достаточными для ведения личного подсобного хозяйства и участия в производственном
сельскохозяйственном труде по несложным специальностям;
выявление индивидуальных недостатков и учет динамики развития каждого учащегося
с нарушениями интеллекта;
создание
благоприятных
и
щадящих
условий
для
более
успешного
овладения
учащимися
программного
материала
и
предупреждения
нервно-психического
перенапряжения;
использование
форм
и
методов
работы,
повышающих
интерес
детей
к
процессу
познания и мотивацию к обучению;
целенаправленное
рассмотрение
практической
значимости
и
жизненной
необходимости сейчас и в будущем содержания материала каждого урока;
воспитание
положительного
отношения
к
сельскохозяйственному
труду,
добросовестности
и
чувства
ответственности
за
порученное
дело,
а
так
же
других
положительных морально волевых качеств;
использование каждой ситуации обучения
ребенка для формирования правильного
(социально адекватного) поведения в жизненных ситуациях;
обучение точному соблюдению принятых правил и самоконтролю в общественных
местах, в том числе и школе, в мастерской и на пришкольном участке;
содействие коррекции недостатков трудовой деятельности обучаемых и формирование
умений:
ориентироваться
в
задании,
планировать
предстоящую
работу,
выполнять
контрольные операций в ходе и по завершении выполнения трудового задания.
Специфика обучения сельскохозяйственному труду обусловлена длительностью
процесса получения конечного результата труда. Это требует разработки специальной
методики обучения учащихся.
Коррекционная работа в процессе обучения
сельскохозяйственному труду осуществляется по трём основным направлениям:
-коррекция недостатков трудовой деятельности;- обучение умению применять
общеобразовательные знания при выполнении трудовых заданий;- уточнение
представлений учащихся об окружающем мире и расширении их кругозора.
Умственно
отсталые
школьники
затрачивают
значительно
меньше
времени
на
ориентировку
в
трудовом
задании.
Это
связано
с
тем,
что
в
силу
своих
психофизиологических
особенностей
школьники
не
испытывают
потребности
в
детальном анализе конечного результата труда и учёте всех условий предстоящей работы.
Ученики
приступают
к
выполнению
трудовых
действий,
не
осознав
до
конца
цели
задания и не выяснив всех условий работы. Поэтому учитель должен допускать учащихся
к практической работе только тогда, когда каждый из них уяснит конечную цель и
условия выполнения работы.
Необходимо
учитывать
также
особенность
конечного
результата
труда.
Конечный
результат
не
несёт
никакой
информации
о
процессе
его
создания.
Например,
по
внешнему виду клубней картофеля нельзя определить: выращивались они с внесением
минеральных или органических удобрений; проводилось довсходовое боронование или
нет; кратность проведения междурядных обработок и т.д. С учётом выше сказанного, при
обучении ориентировке в задании по выращиванию той или иной культуры следует
давать представление не только о конечном, но и промежуточном результате труда.
Например, в ходе изучения темы «Выращивание рассады капусты»
демонстрирую и
озвучиваю требования, предъявляемые не только к взрослой рассаде, готовой к высадке в
открытый грунт, но и
знакомлю обучаемых с внешним видом всходов капусты, дают
понятия семядольных листочков и подсемядольного колена, также демонстрирую фаз
развития рассады на момент пикировки.
Особые затруднения у школьников с отклонениями
в интеллектуальном развитии
вызывает планирование
предстоящей
работы. Как
правило,
им
присуще
короткое
планирование, т. е. до начала работы ученики планируют первую или в лучшем случае
две, три последующих операции. Бывают случаи, когда запоминается только последняя
операция.
С учётом этого с самого начала обучения предмету необходимо приучать
учеников к развёрнутому планированию, в последующем при успешном обучении можно
перейти
к
свёрнутому
планированию.
На
моих
уроках
обучение
планированию
происходит
на
основе
технологических
карт,
пооперационных
карт,
пошаговых
инструкций.
Технологическая
карта
составляется
в
случае
изучения
тем
по
выращиванию культур, начиная с момента предпосевной подготовки семян и заканчивая
сбором урожая.
Последовательностьви
дов
работ.
Агротехническиетребования
Инвента
рь и
материалы.
Срокивыполнени
я
Нормы удобрений,
схемы посева и посадки,
глубина обработки.
Пооперационная
карта
представляет
собойпоследовательный
перечень
операций
с
иллюстрациями по выполнению отдельных видов работ, таких как: пикировка, высадка
рассады
в
открытый
грунт,
подкормка
комнатных
растений
и
т.д.В
качестве
пооперационной
карты
использую
презентации.
Пошаговую
инструкцию
я
обычно
использую при выполнении практических работ с более слабыми учениками.
Несмотря на большую предварительную подготовку при выполнении практического
задания,
ученики
допускают
ошибки.
Для
безошибочной
работы
требуется
беспрерывный самоконтроль. Школьники
с
умственной
отсталостью
забывают
контролировать себя в процессе работы, и кроме того, не считают контрольные действия
необходимыми. Самоконтроль по моему предмету основывается на визуальной оценке
ширины
междурядий,
глубины
заделки
семян,
нормы
внесения
удобрений,
нормы
полива, глубины перекопки
и т. д. На уроках сельскохозяйственного труда постоянно
тренируем глазомер,
демонстрируем
руками
горизонтальные
или
вертикальные
приблизительные
величины
агротехнических
требований.
Различными
методами
и
способами приучаю детей пользоваться бытовыми мерами объёма: 10 л – одно ведро, 5
литров – полведра; банки объёмом 0,5 л, 1 л;
и веса: 10 г – чайная ложка, 25 г – столовая
ложка. Постепенно, по мере изучения предмета ввожу такие понятия как 1/2, 1/3, 2/3.
Изучение программного материала требует усвоения такого понятия как «1
м
2
. Это
размер на плоскости школьники усваивают с большим трудом. На всех теоретических и
практических занятиях, где требуется применение этой величины, мы заново чертим
квадрат на полу, отмеряя на каждую сторону по одному метру. Простое изображение
квадрата,
как
показала
практика,
не
даёт
нужного
результата.
Во
время
посадки
пропашных культур, отрабатываю навыки
измерения ширины междурядий ступнями.
При
подготовке
почвенной
смеси
обучаемым
необходимо
научиться
самостоятельно
определять оптимальную влажность субстрата. В этом случае добилась значительных
положительных результатов, уже в 6 классе к концу учебного года практически все
ученики
самостоятельно
без
напоминаний
проверяют
влажность
почвы,
перед
её
дальнейшим использованием.
Коррекционная направленность обучения сельскохозяйственному труду заключается
также в раскрытии причинно-следственных связей на доступном для учащихся уровне.
Требуют объяснения такие явления, как: получение корнеплодов нехарактерной формы;
вытягивание растений при загущённых посадках; необходимость земляной прослойки
между
удобрением
и
клубнем
в
лунке
при
посадке
картофеля;
необходимость
расстановки рассады и т.п. Понимание причинно-следственных связей возможно только в
случае овладения учащимися хотя бы минимумом знаний о некоторых биологических
особенностях живых организмов, о составе и свойствах почвы. Программного материала
по естествознанию недостаточно для того, чтобы ученики могли его использовать для
выполнения
практических
работ,
поэтому
на
уроках
сельскохозяйственного
труда
необходимо расширять, углублять и закреплять полученные знания.
Изучение некоторых тем по предмету требует выполнение несложных арифметических
вычислений, например: при определении урожая и урожайности. Практика показывает,
что ученики с большим интересом, а значит результативностью, производят вычисления,
когда
имеют
дело
с
натуральным
продуктом,
а
не
абстрактными
величинами
на
теоретической части урока. Выполняя трудовые действия повзвешиванию собранных
корнеплодов,
зелёного
лука,
картофеля,мои
воспитанники
успешно
производят
арифметические подсчёты.
У
умственно
отсталых школьников с трудом формируются временные представления (очерёдность
времён
года,
чередование
месяцев
в
году,
временные
интервалы,
кратность
повторений).Изучение
агротехники
выращивания
сельскохозяйственных
культур
и
практическая
работа
на
пришкольном
участке
способствуют
формированию
вышеупомянутых представлений. При объяснении необходимости выращивания рассады
в
нашей
климатической
зоне,
мы
сравниваем
длину
вегетационного
периода
с
продолжительностью тёплого времени года. Расчёт ведём в месяцах и неделях, для этого
я использую, ленту времени и календарь, размещённые в мастерской. При уточнении
сроков проведения того или иного агротехнического приёма я использую такие понятия
как
«начало
месяца»,
«середина
месяца»,
«конец
месяца»,
потому
что
умственно
отсталые школьники с трудом усваивают календарные даты, так как слабо ориентируются
в натуральном ряде чисел. Для решения данной проблеммы целесообразно
ведение
дневников
фенологических
наблюдений,
где
учащиеся
записывают
фазы
развития
р а с т е н и й
с
п р и в я з к о й
к
к а л е н д а р н ы м
с р о к а м .
Большие возможности для расширения кругозора учащихся заключаются в изучении
таких
тем
как:
«Сельскохозяйственные
машины
и
механизмы»,
«Механизация
производственных процессов на молочно-товарных фермах».Особый интерес вызывают
темы,
связанные
с
зооэпидемиями,
возможностью
передачи
заболеваний
людям,
и
кардинальнымимерами,
применяемыми
для
предотвращения
распространения
заболевания.
В старших классах расширению кругозора способствует изучение таких тем как:
«Структура крупных сельскохозяйственных предприятий», «Устройство и использование
промышленных
теплиц
и
оранжерей»,
«Технология
хранения
овощей
и
фруктов»,
«Первичная переработка молока», и многое другое. Пристальное внимание вызывают
видеоматериалы,
где
показан
труд
людей
в
больших
овощехранилищах,
на
сортировальных
пунктах,
на
крупных
птицефабриках
и
других
животноводческих
комплексах. После просмотра ученики задают много вопросов и о самом процессе и о
рабочих специальностях;старшеклассников интересует, какое образование необходимо
получить,
чтобы
иметь
возможность
работать
на
этих
предприятиях.У
будущих
выпускников
развивается
интерес
к
рабочим
специальностям,
они
начинают
задумываться о своей будущей профессии.