Напоминание

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через нетрадиционные техники рисования


Автор: Шалакова Татьяна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Родничок"
Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников через нетрадиционные техники рисования
Раздел: дошкольное образование





Назад





Художественно-эстетическое развитие дошкольников через

нетрадиционные техники рисования
“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, ж и в о п и с н о й которые питает п о л н о й источник творческой р о л ь мысли. Другими р е б е н о к словами, чем п о л н о й больше мастерства д е т е й в детской руке, э в р и с т и ч е с к и й тем умнее с м е ш а н н а я ребёнок”. ( В.А. Сухомлинский) Самой ответственной с в о и х ступенью всей т о л ь к о системы образования р а з в и т и е является детский к о т о р а я сад. В настоящее время с в о й с т в а м и перед педагогами у ч и т ы в а я и учеными стоит т в о р ч е с к и х одна общая в а р и а н т о в задача- совершенствование всей с м е ш а н н а я воспитательно-образовательной работы т о л ч о к и улучшение подготовки детей м е т о д к обучению в школе. Художественно- эстетическое о п р е д е л е н н о е
развитие в Федеральном м о г у т государственном образовательном стандарте п о с т е п е н н о дошкольного образования э т о г о предполагает реализацию п о м о щ ь ю самостоятельной творческой деятельности р о л ь детей в изобразительной и с п о л ь з о в а н и е деятельности. Наиболее целесообразный з н а к о м я т с я период для т а к ж е эстетического и художественного о п у с т и т ь развития- это дошкольный с в о й с т в а м и возраст, так л и б о как именно р е б е н к у в этом возрасте р е а л ь н ы е дети обладают п у т е м большим потенциалом фантазии, р и с о в а н и е м поэтому необходимо к о т о р о м расширение этого п о д р я д потенциала, формирование п а л ь ц е в а я и совершенствование уникальных д е т и детских способностей. Свобода з а я в и т ь творческого выражения д о с т у п н о
дошкольника определяется к а ч е с т в а не только образными представлениями т в о р ч е с к и х и желанием передать р е б е н о к их в рисунке, но и тем, т в о р ч е с к и х как он владеет н е т р а д и ц и о н н а я средствами изображения. Усвоение м о щ н о й детьми в процессе р а с к р ы в а т ь обучения различных о п у с т и т ь вариантов изображения, технических у д и в л е н и е м приемов будет м е т о д ы способствовать их творческому к о т о р ы й развитию. [3, 92] С помощью к о н е ч н ы й только традиционных в л а д е е т форм рисования нельзя т о л ь к о в полной мере решить м е т о д ы проблему творческой р а з н ы х личности. Одним из приемов, н е т р а д и ц и о н н а я направленных на создание р а з в и т и е условий для а л ь б о м н о м у творческого самовыражения ребенка, к р а с к а м и является организация р о л ь
работы с детьми в л а д е е т с применением способов п а л ь ц е в а я нетрадиционного рисования. Нетрадиционная техника к о н е ч н ы й не позволяет копировать с т и м у л и р у е т образец, что н а п р а в л е н н ы х дает ещё больший т в о р ч е с к и х толчок к развитию п р и е м воображения, творчества, м а т е р и а л о в самостоятельности, инициативы, к о т о р ы й проявлению индивидуальности. Ребенок к о н е ч н ы й получает возможность ч т о б ы отразить свои у в л е к а я с ь впечатления от окружающего д а е т мира, передать п р и м е н е н и е образы воображения, с т и м у л и р у е т воплотив их с помощью т о л ь к о разнообразных материалов в реальные п е р е д а т ь формы. А главное п о л н о й то, что з н а к о м я т с я нетрадиционное рисование р е б е н о к играет важную роль а л ь б о м н о м у в общем психическом к о т о р о м развитии ребенка. Ведь м е т о д самоценным является п о м о щ ь ю не конечный
продукт – рисунок, м а т е р и а л о в а развитие личности: р е б е н о к формирование уверенности п р и д е р ж и в а е м с я в себе, в своих способностях, п а л ь ц е в а я самоидентификация в творческой з а я в и т ь работе, целенаправленность а л ь б о м н о м у деятельности. Учитывая важность з а я в и т ь существующей проблемы т в о р ч е с к и х в развитии творчества п о л н о й в раннем возрасте, к а ч е с т в а мы обратились к рассмотрению п у т е м и использованию в педагогической и с п о л ь з о в а н и е деятельности новых подходов р а з в и т и е к решению этого д е т е й вопроса. Была т о л ь к о поставлена перед с р е д н е г о собой цель р а з н ы х работы, которая будет р е п р о д у к т и в н ы й заключаться в развитии о п р е д е л е н н о е творческих способностей о б р а т и л и с ь детей дошкольного р е а л ь н ы е возраста посредством использования р е п р о д у к т и в н ы й нетрадиционных техник п а л ь ц е в о й рисования. Для того с р е д н е г о чтобы изобразительная с ю ж е т н о м у деятельность на занятиях р а з в и т и е проходила наиболее р а з в и т и е эффективно,
мы придерживаемся п р и м е н е н и е принципа интегральности, п у т е м который заключается ч а с т ь в том, что т о л ь к о детям предлагаются темы в а р и а н т о в занятий, которые с в о и х могут совместить т о л ч о к разные области т в о р ч е с к и х науки, искусства. Также т в о р ч е с к о й созданы психологические п у т е м условия, чтобы о к р у ж а ю щ е й сформировать у ребёнка к а ч е с т в а чувства собственной безопасности, к о г д а раскованности и свободы э т о м за счёт поддержки т в о р ч е с к о й взрослыми их творческих ж и в о п и с и начинаний. Обязательно необходимо п о д р я д использовать игровые ч т о б ы приёмы, сказочные т о л ч о к образы, эффект неожиданности, з а я в и т ь и, конечно, не следует п у т е м забывать про в а р и а н т о в наличие материалов р а з в и т и я для творчества с м е ш а н н а я и возможность в любую п о м о г а е т минуту действовать р а з н о о б р а з и е с ними. Всё это к о т о р а я помогает заинтересовать т в о р ч е с к и х ребёнка,
настроить его а л г о р и т м а на творческую деятельность. Успех с т и м у л и р у е т обучения нетрадиционным а л ь б о м н о м у техникам во многом п у т е м зависит от того, с р е д н е г о какие методы с в о й с т в а м и и приемы использует а л ь б о м н о м у педагог, чтобы з а я в и т ь донести до детей к л я к с о г р а ф и я определенное содержание, сформировать т а к ж е у них знания, р а з н о о б р а з и е умения, навыки. Для у с п е х развития детского д е т и творчества можно с в о и х применить следующие п о л н о й методы обучения: 1. Информационно-рецептивный д о с т у п н о метод, который с р е д н е г о включает в себя э т о г о приёмы рассматривания и показа э т о г о образца воспитателя; 2. Репродуктивный т в о р ч е с к и й метод, направленный о б р а т и л и с ь на закрепление знаний с р е д н е г о и навыков детей. Это метод д о с т у п н о упражнений, доводящий ч а с т ь навыки до автоматизма. Он р а з н о о б р а з и е включает в себя п е д а г о г прием
повтора, работы т в о р ч е с к и х на черновиках, выполнение д е т и формообразующих движений д е т е й рукой; 3. Эвристический к а ч е с т в а метод, который п р е д л а г а ю т с я направлен на проявление п р и е м самостоятельности в каком - либо т в о р ч е с к о й моменте работы у ч и т ы в а я на занятии, т.е. педагог р а з в и т и я предлагает ребёнку и с п о л ь з о в а н и е выполнить часть работы р е б е н о к самостоятельно; 4. Исследовательский к о н е ч н ы й метод, развивающий с в о и х у детей не только п о м о щ ь ю самостоятельность, но и фантазию э м о ц и о н а л ь н о й и творчество. Педагог р е б е н к у предлагает самостоятельно н е т р а д и ц и о н н а я выполнить не какую- либо д о ш к о л ь н о г о часть, а всю м о щ н о й работу. [7, 44] Ребенку у в л е к а я с ь необходимо помочь м о г у т научиться различным т в о р ч е с к и й способам рисования, э м о ц и о н а л ь н о й дать понятие р а з н ы х о разных техниках н а п р а в л е н н ы х изображения. Каждая к л я к с о г р а ф и я из этих техник - это о р г а н и з а ц и
я маленькая игра. Их использование о п у с т и т ь позволяет детям с ч и т а ю чувствовать себя м е т о д раскованнее, смелее, м о г у т непосредственнее, развивает воображение, т а к ж е дает полную п о м о щ ь ю свободу для к о т о р а я самовыражения. Для каждого д е т е й возраста придерживаемся к а ч е с т в а разных вариантов с в о и х приемов нетрадиционного рисования, т в о р ч е с к и х начиная от простого у н и к а л ь н ы х и постепенно переходя к о т о р ы й к более сложному. Так к о т о р ы й для детей п у т е м младшего дошкольного в а р и а н т ы возраста подходит а л ь б о м н о м у пальцевая живопись. Если с ч и т а ю говорить научным языком, р а з н ы х это один п о с т е п е н н о из видов нетрадиционных т в о р ч е с к и й техник рисования, э т о м представляющий собой рисование ж и в о п и с н о й красками при т о л ь к о помощи пальцев д е т е й или всей о к р у ж а ю щ е й ладони. Наукой доказано, д о с т у п н о что пальцевая
ж и в о п и с и живопись оказывает п о л у ч а т ь терапевтический эффект. Терапевтический о с в а и в а ю т эффект наблюдается а л г о р и т м а не только в момент р а з н о о б р а з и е создания, но и в последующем, являясь м о т о р и к а мощной позитивной у с п е х доминантой. Как м е т о д заверяют психологи, д е т е й у ребенка этот р а з в и т и е процесс стимулирует развитие с ю ж е т н о м у свободы мысли, о к р у ж а ю щ е й воображения. Дети т о л ч о к в большей степени р а з в и т и е стремятся заявить о себе, с в о й с т в а м и показать свое «Я» окружающим, т а к ж е преодолевать препятствия э ф ф е к т и решать разнообразные проблемы. В у ч и т ы в а я процессе работы д о ш к о л ь н о г о активизируется развитие в о з р а с т а психических процессов, совершенствуется о д и н моторика (дифференцируются р а з в и т и е мелкие движения к а ч е с т в а пальцев, кисти), зрительно-двигательная п р и е м координация, раскрывается п о л у ч а т ь творческий потенциал э т о г о детей. Существует несколько п р и д е р ж и в а е м с я приемов рисования т о л ь к о
в технике пальцевой в л а д е е т живописи: рисование у н и к а л ь н ы х ребром ладони, ладошкой, р е б я т пальчиком. Детей среднего э ф ф е к т дошкольного возраста л и б о знакомим с более п о д х о д о в сложными техниками. В д а е т этом возрасте п о д р я д они легко р е б я т справляются с рисованием ч т о б ы методом тычка. Для с о б с т в е н н о й этого достаточно д а е т взять любой п о м о щ ь ю подходящий предмет, к о т о р о м например ватную р а з в и т и я палочку, опустить в краску о к р у ж а ю щ е й и точным движением р е б я т сверху вниз о с в а и в а ю т делать тычки п р и е м по альбомному листу, п а л ь ц е в а я в соответствие с задуманным п р и м е н е н и е рисунком. С удивлением э в р и с т и ч е с к и й и восторгом дети к р а с к а м и воспринимают такую п р и е м технику, как п р и м е н е н и е проступающий рисунок. Это к л я к с о г р а ф и я смешанная техника ч а с т ь
рисования различными р и с о в а н и е м материалами. Основная р а з в и т и е цель - ознакомиться р е ш а т ь со свойствами и особенностями т в о р ч е с к и х материалов. В старшем о р г а н и з а ц и я дошкольном возрасте м е т о д дети могут с ю ж е т н о м у освоить еще р а з в и т и я более трудные ч а с т ь техники, такие как кляксография, р е а л ь н ы е когда в отпечатке т о л ь к о обычной кляксы к р а с к а м и можно увидеть п р и м е н е н и е разнообразие сюжетов и м о щ н о й образов. Прием а л г о р и т м а интересен тем, д е т е й что позволяет н а п р а в л е н н ы х получать совершенно з н а к о м я т с я не похожие друг в л а д е е т на друга результаты, у ч и т ы в а я даже в том п а л ь ц е в а я случае, когда а л ь б о м н о м у один ребенок д е т и в одной и той т о л ь к о же манере выполняет подряд б ы с т р о г о несколько работ. Далее т в о р ч е с к и х предлагаем технику п о д р я д монотипии (получения э т о м изображения путем м о г у т
перевода его м о щ н о й с одной поверхности на другую, к р а с к а м и т.е. оттиск р е п р о д у к т и в н ы й изображения). Монотипия – уникальная к о г д а техника, сочетающая б ы с т р о г о в себе качества с м е ш а н н а я эстампа (оттиска с ч и т а ю на бумаге с печатной у с п е х формы - матрицы), т в о р ч е с к о й живописи и рисунка. Её можно п о д х о д о в назвать и графической живописью, р е б е н о к и живописной графикой. [5, 72] Особенно э ф ф е к т удачным и целесообразным м о г у т я считаю использование т в о р ч е с к и х этого способа ж и в о п и с и при обучении детей к о т о р ы й рисованию пейзажей р е б е н к у и сюжетному рисованию, и с п о л ь з о в а н и е т. к. это отличный э м о ц и о н а л ь н о й способ смешивания красок э м о ц и о н а л ь н о й и быстрого получение р а з в и т и е нужного фона и с п о л ь з о в а н и е или готового д а е т рисунка. Даже о с в а и в а ю т не увлеченные рисованием дети, м о щ н о й научившись использовать о т н о ш е н и е эту технику, п о д х о д о в
выполняют потрясающие н а п р а в л е н н ы х работы и, увлекаясь в а р и а н т о в этим видом д о ш к о л ь н о г о деятельности, занимаются р а с к р ы в а т ь этой работой у д и в л е н и е м в свободное время. Раскрывать к о т о р а я изобразительные возможности м о г у т тех или д о с т у п н о иных материалов, а л ь б о м н о м у их многообразие и варианты о б р а т и л и с ь комбинирования следует б ы с т р о г о постепенно, но так, р о л ь чтобы у ребенка д е т и по возможности возникало ощущение о б р а т и л и с ь встречи с чудом. Это р е б е н о к повышает интерес р е б е н о к ребят к процессу художественного к а ч е с т в а творчества и его п р и м е н е н и е результатам. Дети рисуют о т н о ш е н и е все, что р е б я т их интересует: отдельные п о л у ч а т ь предметы и сцены к о н е ч н ы й из окружающей жизни, литературных к о т о р а я героев, декоративные э в р и с т и ч е с к и й узоры и т.д. Им в а р и а н т ы доступно использование к а ч е с т в а различных выразительных средств (цвет, о п у с т и т ь
форма, размер п о л у ч а т ь и т.д.). Дети н е т р а д и ц и о н н а я дошкольного возраста п о м о щ ь ю в состоянии выражать с помощью д а е т цвета своё отношение к о т о р а я к предметам. Занятия о с в а и в а ю т рисованием способствуют эмоциональному д о ш к о л ь н о г о развитию. Дети к о г д а осваивают способы э ф ф е к т смешения красок, о д и н приёмы осветления п р и е м и затемнения цвета; д о ш к о л ь н о г о знакомятся с различными о р г а н и з а ц и я нетрадиционными техниками д е т с к и е рисования, способствующими развитию н а п р а в л е н н ы х воображения, фантазии. Применение р е а л ь н ы е новых форм о б р а т и л и с ь организации изобразительной деятельности, а л ь б о м н о м у направленно на развитие м е т о д ы творческих способностей т о л ч о к и решает следующие задачи: р а с к р ы в а т ь формирование у детей д о с т у п н о алгоритма деятельности (на к о т о р ы й примере ручного труда п о д р я д и изобразительной деятельности); э м о ц и о н а л ь н о й развитие основных а л ь б о м н о м у психических процессов; удовлетворение п о л н о й потребности ребёнка
о д и н в продуктивной творческой т в о р ч е с к и х проектной деятельности; формирование д е т и и совершенствование технических р е б е н о к умений и навыков; д е т с к и е развитие способностей применять о с в а и в а ю т различные средства п а л ь ц е в о й выразительности, дизайна э м о ц и о н а л ь н о й продукта; развитие б ы с т р о г о эмоциональной сферы. Творчество детей - это с р е д н е г о волшебный мир, п у т е м в котором интересно э т о г о всем - и самим т а к ж е детям и взрослым! Детские р е б е н к у рисунки чрезвычайно п о с т е п е н н о непосредственны, талантливы в о з м о ж н о с т и и даже гениальны. Творчеством а л ь б о м н о м у взрослого сложившегося ч а с т ь художника, как р а з н ы х правило, руководит в а р и а н т ы мозг, и, быть может, р е б я т чувство. А кистью у д и в л е н и е м ребенка управляет в л а д е е т интуиция и согласно в л а д е е т некоторым теориям, к а ч е с т в а опыт других его м о щ н о й жизней. Рисунки с м е ш а н н а я и творчество детей р и с о в а н и е м
вообще заряжают в а р и а н т ы энергией и оптимизмом. Итак, ж и в о п и с н о й изобразительная деятельность - одно р е п р о д у к т и в н ы й из любимых занятий д о ш к о л ь н о г о детей, дающее м о т о р и к а большой простор для д е т и творческой активности. Литература: 1. Выготский Л.С. Воображение к о т о р о м и творчество в детском с ю ж е т н о м у возрасте. - М.,1991 2. Григорьева р е б е н к у Г.Г. Игровые ч а с т ь приемы в обучении п р и е м дошкольников изобразительной деятельности. - М.,1995 3. Комарова п а л ь ц е в о й Т.С. Изобразительная п а л ь ц е в а я деятельность в детском в л а д е е т саду: обучение м а т е р и а л о в и творчество. – М.,1990 4. Оклендер В. Окна с т и м у л и р у е т в мир ребенка. – М., 2001 5. Давыдова д а е т Г.Н. Нетрадиционные в л а д е е т техники рисования – М., 2001 6. Рузанова Ю.В. Развитие н а п р а в л е н н ы х моторики рук р а з н о о б р а з и е в нетрадиционной изобразительной деятельности - М.,2009
7. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий – «Сфера», 2006


В раздел образования