Художественно-эстетическое развитие дошкольников через нетрадиционные техники рисования
Автор: Шалакова Татьяна Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ДОУ "Родничок" Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирская область Наименование материала: статья Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников через нетрадиционные техники рисования Раздел: дошкольное образование
Художественно-эстетическое развитие дошкольников через
нетрадиционные техники рисования
“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
ж
и
в
о
п
и
с
н
о
й
которые питает
п
о
л
н
о
й
источник творческой
р
о
л
ь
мысли. Другими
р
е
б
е
н
о
к
словами, чем
п
о
л
н
о
й
больше мастерства
д
е
т
е
й
в детской руке,
э
в
р
и
с
т
и
ч
е
с
к
и
й
тем умнее
с
м
е
ш
а
н
н
а
я
ребёнок”.
( В.А. Сухомлинский)
Самой ответственной
с
в
о
и
х
ступенью всей
т
о
л
ь
к
о
системы образования
р
а
з
в
и
т
и
е
является детский
к
о
т
о
р
а
я
сад. В настоящее
время
с
в
о
й
с
т
в
а
м
и
перед педагогами
у
ч
и
т
ы
в
а
я
и учеными стоит
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
х
одна общая
в
а
р
и
а
н
т
о
в
задача-
совершенствование всей
с
м
е
ш
а
н
н
а
я
воспитательно-образовательной работы
т
о
л
ч
о
к
и улучшение подготовки
детей
м
е
т
о
д
к обучению в школе.
Художественно- эстетическое
о
п
р
е
д
е
л
е
н
н
о
е
развитие в Федеральном
м
о
г
у
т
государственном образовательном
стандарте
п
о
с
т
е
п
е
н
н
о
дошкольного образования
э
т
о
г
о
предполагает реализацию
п
о
м
о
щ
ь
ю
самостоятельной
творческой деятельности
р
о
л
ь
детей в изобразительной
и
с
п
о
л
ь
з
о
в
а
н
и
е
деятельности.
Наиболее целесообразный
з
н
а
к
о
м
я
т
с
я
период для
т
а
к
ж
е
эстетического и художественного
о
п
у
с
т
и
т
ь
развития- это
дошкольный
с
в
о
й
с
т
в
а
м
и
возраст, так
л
и
б
о
как именно
р
е
б
е
н
к
у
в этом возрасте
р
е
а
л
ь
н
ы
е
дети обладают
п
у
т
е
м
большим
потенциалом фантазии,
р
и
с
о
в
а
н
и
е
м
поэтому необходимо
к
о
т
о
р
о
м
расширение этого
п
о
д
р
я
д
потенциала, формирование
п
а
л
ь
ц
е
в
а
я
и
совершенствование уникальных
д
е
т
и
детских способностей.
Свобода
з
а
я
в
и
т
ь
творческого выражения
д
о
с
т
у
п
н
о
дошкольника определяется
к
а
ч
е
с
т
в
а
не только образными
представлениями
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
х
и желанием передать
р
е
б
е
н
о
к
их в рисунке, но и тем,
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
х
как он владеет
н
е
т
р
а
д
и
ц
и
о
н
н
а
я
средствами
изображения. Усвоение
м
о
щ
н
о
й
детьми в процессе
р
а
с
к
р
ы
в
а
т
ь
обучения различных
о
п
у
с
т
и
т
ь
вариантов изображения,
технических
у
д
и
в
л
е
н
и
е
м
приемов будет
м
е
т
о
д
ы
способствовать их творческому
к
о
т
о
р
ы
й
развитию. [3, 92]
С помощью
к
о
н
е
ч
н
ы
й
только традиционных
в
л
а
д
е
е
т
форм рисования нельзя
т
о
л
ь
к
о
в полной мере
решить
м
е
т
о
д
ы
проблему творческой
р
а
з
н
ы
х
личности.
Одним из приемов,
н
е
т
р
а
д
и
ц
и
о
н
н
а
я
направленных на создание
р
а
з
в
и
т
и
е
условий для
а
л
ь
б
о
м
н
о
м
у
творческого самовыражения
ребенка,
к
р
а
с
к
а
м
и
является организация
р
о
л
ь
работы с детьми
в
л
а
д
е
е
т
с применением способов
п
а
л
ь
ц
е
в
а
я
нетрадиционного
рисования.
Нетрадиционная техника
к
о
н
е
ч
н
ы
й
не позволяет копировать
с
т
и
м
у
л
и
р
у
е
т
образец, что
н
а
п
р
а
в
л
е
н
н
ы
х
дает ещё больший
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
х
толчок к
развитию
п
р
и
е
м
воображения, творчества,
м
а
т
е
р
и
а
л
о
в
самостоятельности, инициативы,
к
о
т
о
р
ы
й
проявлению
индивидуальности. Ребенок
к
о
н
е
ч
н
ы
й
получает возможность
ч
т
о
б
ы
отразить свои
у
в
л
е
к
а
я
с
ь
впечатления от
окружающего
д
а
е
т
мира, передать
п
р
и
м
е
н
е
н
и
е
образы воображения,
с
т
и
м
у
л
и
р
у
е
т
воплотив их с помощью
т
о
л
ь
к
о
разнообразных
материалов в реальные
п
е
р
е
д
а
т
ь
формы. А главное
п
о
л
н
о
й
то, что
з
н
а
к
о
м
я
т
с
я
нетрадиционное рисование
р
е
б
е
н
о
к
играет важную
роль
а
л
ь
б
о
м
н
о
м
у
в общем психическом
к
о
т
о
р
о
м
развитии ребенка. Ведь
м
е
т
о
д
самоценным является
п
о
м
о
щ
ь
ю
не конечный
продукт – рисунок,
м
а
т
е
р
и
а
л
о
в
а развитие личности:
р
е
б
е
н
о
к
формирование уверенности
п
р
и
д
е
р
ж
и
в
а
е
м
с
я
в себе, в своих
способностях,
п
а
л
ь
ц
е
в
а
я
самоидентификация в творческой
з
а
я
в
и
т
ь
работе, целенаправленность
а
л
ь
б
о
м
н
о
м
у
деятельности.
Учитывая важность
з
а
я
в
и
т
ь
существующей проблемы
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
х
в развитии творчества
п
о
л
н
о
й
в раннем возрасте,
к
а
ч
е
с
т
в
а
мы
обратились к рассмотрению
п
у
т
е
м
и использованию в педагогической
и
с
п
о
л
ь
з
о
в
а
н
и
е
деятельности новых
подходов
р
а
з
в
и
т
и
е
к решению этого
д
е
т
е
й
вопроса. Была
т
о
л
ь
к
о
поставлена перед
с
р
е
д
н
е
г
о
собой цель
р
а
з
н
ы
х
работы, которая
будет
р
е
п
р
о
д
у
к
т
и
в
н
ы
й
заключаться в развитии
о
п
р
е
д
е
л
е
н
н
о
е
творческих способностей
о
б
р
а
т
и
л
и
с
ь
детей дошкольного
р
е
а
л
ь
н
ы
е
возраста
посредством использования
р
е
п
р
о
д
у
к
т
и
в
н
ы
й
нетрадиционных техник
п
а
л
ь
ц
е
в
о
й
рисования.
Для того
с
р
е
д
н
е
г
о
чтобы изобразительная
с
ю
ж
е
т
н
о
м
у
деятельность на занятиях
р
а
з
в
и
т
и
е
проходила наиболее
р
а
з
в
и
т
и
е
эффективно,
мы придерживаемся
п
р
и
м
е
н
е
н
и
е
принципа интегральности,
п
у
т
е
м
который заключается
ч
а
с
т
ь
в том, что
т
о
л
ь
к
о
детям
предлагаются темы
в
а
р
и
а
н
т
о
в
занятий, которые
с
в
о
и
х
могут совместить
т
о
л
ч
о
к
разные области
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
х
науки, искусства.
Также
т
в
о
р
ч
е
с
к
о
й
созданы психологические
п
у
т
е
м
условия, чтобы
о
к
р
у
ж
а
ю
щ
е
й
сформировать у ребёнка
к
а
ч
е
с
т
в
а
чувства
собственной безопасности,
к
о
г
д
а
раскованности и свободы
э
т
о
м
за счёт поддержки
т
в
о
р
ч
е
с
к
о
й
взрослыми их
творческих
ж
и
в
о
п
и
с
и
начинаний.
Обязательно необходимо
п
о
д
р
я
д
использовать игровые
ч
т
о
б
ы
приёмы, сказочные
т
о
л
ч
о
к
образы, эффект
неожиданности,
з
а
я
в
и
т
ь
и, конечно, не следует
п
у
т
е
м
забывать про
в
а
р
и
а
н
т
о
в
наличие материалов
р
а
з
в
и
т
и
я
для творчества
с
м
е
ш
а
н
н
а
я
и
возможность в любую
п
о
м
о
г
а
е
т
минуту действовать
р
а
з
н
о
о
б
р
а
з
и
е
с ними. Всё это
к
о
т
о
р
а
я
помогает заинтересовать
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
х
ребёнка,
настроить его
а
л
г
о
р
и
т
м
а
на творческую деятельность.
Успех
с
т
и
м
у
л
и
р
у
е
т
обучения нетрадиционным
а
л
ь
б
о
м
н
о
м
у
техникам во многом
п
у
т
е
м
зависит от того,
с
р
е
д
н
е
г
о
какие методы
с
в
о
й
с
т
в
а
м
и
и
приемы использует
а
л
ь
б
о
м
н
о
м
у
педагог, чтобы
з
а
я
в
и
т
ь
донести до детей
к
л
я
к
с
о
г
р
а
ф
и
я
определенное содержание,
сформировать
т
а
к
ж
е
у них знания,
р
а
з
н
о
о
б
р
а
з
и
е
умения, навыки.
Для
у
с
п
е
х
развития детского
д
е
т
и
творчества можно
с
в
о
и
х
применить следующие
п
о
л
н
о
й
методы обучения:
1. Информационно-рецептивный
д
о
с
т
у
п
н
о
метод, который
с
р
е
д
н
е
г
о
включает в себя
э
т
о
г
о
приёмы
рассматривания и показа
э
т
о
г
о
образца воспитателя;
2. Репродуктивный
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
й
метод, направленный
о
б
р
а
т
и
л
и
с
ь
на закрепление знаний
с
р
е
д
н
е
г
о
и навыков детей. Это
метод
д
о
с
т
у
п
н
о
упражнений, доводящий
ч
а
с
т
ь
навыки до автоматизма. Он
р
а
з
н
о
о
б
р
а
з
и
е
включает в себя
п
е
д
а
г
о
г
прием
повтора, работы
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
х
на черновиках, выполнение
д
е
т
и
формообразующих движений
д
е
т
е
й
рукой;
3. Эвристический
к
а
ч
е
с
т
в
а
метод, который
п
р
е
д
л
а
г
а
ю
т
с
я
направлен на проявление
п
р
и
е
м
самостоятельности в каком -
либо
т
в
о
р
ч
е
с
к
о
й
моменте работы
у
ч
и
т
ы
в
а
я
на занятии, т.е. педагог
р
а
з
в
и
т
и
я
предлагает ребёнку
и
с
п
о
л
ь
з
о
в
а
н
и
е
выполнить часть
работы
р
е
б
е
н
о
к
самостоятельно;
4. Исследовательский
к
о
н
е
ч
н
ы
й
метод, развивающий
с
в
о
и
х
у детей не только
п
о
м
о
щ
ь
ю
самостоятельность, но и
фантазию
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
й
и творчество. Педагог
р
е
б
е
н
к
у
предлагает самостоятельно
н
е
т
р
а
д
и
ц
и
о
н
н
а
я
выполнить не какую-
либо
д
о
ш
к
о
л
ь
н
о
г
о
часть, а всю
м
о
щ
н
о
й
работу. [7, 44]
Ребенку
у
в
л
е
к
а
я
с
ь
необходимо помочь
м
о
г
у
т
научиться различным
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
й
способам рисования,
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
й
дать понятие
р
а
з
н
ы
х
о
разных техниках
н
а
п
р
а
в
л
е
н
н
ы
х
изображения. Каждая
к
л
я
к
с
о
г
р
а
ф
и
я
из этих техник - это
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
я
маленькая игра. Их
использование
о
п
у
с
т
и
т
ь
позволяет детям
с
ч
и
т
а
ю
чувствовать себя
м
е
т
о
д
раскованнее, смелее,
м
о
г
у
т
непосредственнее,
развивает воображение,
т
а
к
ж
е
дает полную
п
о
м
о
щ
ь
ю
свободу для
к
о
т
о
р
а
я
самовыражения.
Для каждого
д
е
т
е
й
возраста придерживаемся
к
а
ч
е
с
т
в
а
разных вариантов
с
в
о
и
х
приемов нетрадиционного
рисования,
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
х
начиная от простого
у
н
и
к
а
л
ь
н
ы
х
и постепенно переходя
к
о
т
о
р
ы
й
к более сложному.
Так
к
о
т
о
р
ы
й
для детей
п
у
т
е
м
младшего дошкольного
в
а
р
и
а
н
т
ы
возраста подходит
а
л
ь
б
о
м
н
о
м
у
пальцевая живопись. Если
с
ч
и
т
а
ю
говорить
научным языком,
р
а
з
н
ы
х
это один
п
о
с
т
е
п
е
н
н
о
из видов нетрадиционных
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
й
техник рисования,
э
т
о
м
представляющий
собой рисование
ж
и
в
о
п
и
с
н
о
й
красками при
т
о
л
ь
к
о
помощи пальцев
д
е
т
е
й
или всей
о
к
р
у
ж
а
ю
щ
е
й
ладони.
Наукой доказано,
д
о
с
т
у
п
н
о
что пальцевая
ж
и
в
о
п
и
с
и
живопись оказывает
п
о
л
у
ч
а
т
ь
терапевтический эффект.
Терапевтический
о
с
в
а
и
в
а
ю
т
эффект наблюдается
а
л
г
о
р
и
т
м
а
не только в момент
р
а
з
н
о
о
б
р
а
з
и
е
создания, но и в последующем,
являясь
м
о
т
о
р
и
к
а
мощной позитивной
у
с
п
е
х
доминантой. Как
м
е
т
о
д
заверяют психологи,
д
е
т
е
й
у ребенка этот
р
а
з
в
и
т
и
е
процесс
стимулирует развитие
с
ю
ж
е
т
н
о
м
у
свободы мысли,
о
к
р
у
ж
а
ю
щ
е
й
воображения. Дети
т
о
л
ч
о
к
в большей степени
р
а
з
в
и
т
и
е
стремятся
заявить о себе,
с
в
о
й
с
т
в
а
м
и
показать свое «Я» окружающим,
т
а
к
ж
е
преодолевать препятствия
э
ф
ф
е
к
т
и решать
разнообразные проблемы. В
у
ч
и
т
ы
в
а
я
процессе работы
д
о
ш
к
о
л
ь
н
о
г
о
активизируется развитие
в
о
з
р
а
с
т
а
психических
процессов, совершенствуется
о
д
и
н
моторика (дифференцируются
р
а
з
в
и
т
и
е
мелкие движения
к
а
ч
е
с
т
в
а
пальцев,
кисти), зрительно-двигательная
п
р
и
е
м
координация, раскрывается
п
о
л
у
ч
а
т
ь
творческий потенциал
э
т
о
г
о
детей.
Существует несколько
п
р
и
д
е
р
ж
и
в
а
е
м
с
я
приемов рисования
т
о
л
ь
к
о
в технике пальцевой
в
л
а
д
е
е
т
живописи: рисование
у
н
и
к
а
л
ь
н
ы
х
ребром
ладони, ладошкой,
р
е
б
я
т
пальчиком.
Детей среднего
э
ф
ф
е
к
т
дошкольного возраста
л
и
б
о
знакомим с более
п
о
д
х
о
д
о
в
сложными техниками.
В
д
а
е
т
этом возрасте
п
о
д
р
я
д
они легко
р
е
б
я
т
справляются с рисованием
ч
т
о
б
ы
методом тычка.
Для
с
о
б
с
т
в
е
н
н
о
й
этого достаточно
д
а
е
т
взять любой
п
о
м
о
щ
ь
ю
подходящий предмет,
к
о
т
о
р
о
м
например ватную
р
а
з
в
и
т
и
я
палочку,
опустить в краску
о
к
р
у
ж
а
ю
щ
е
й
и точным движением
р
е
б
я
т
сверху вниз
о
с
в
а
и
в
а
ю
т
делать тычки
п
р
и
е
м
по альбомному листу,
п
а
л
ь
ц
е
в
а
я
в
соответствие с задуманным
п
р
и
м
е
н
е
н
и
е
рисунком.
С удивлением
э
в
р
и
с
т
и
ч
е
с
к
и
й
и восторгом дети
к
р
а
с
к
а
м
и
воспринимают такую
п
р
и
е
м
технику, как
п
р
и
м
е
н
е
н
и
е
проступающий
рисунок. Это
к
л
я
к
с
о
г
р
а
ф
и
я
смешанная техника
ч
а
с
т
ь
рисования различными
р
и
с
о
в
а
н
и
е
м
материалами. Основная
р
а
з
в
и
т
и
е
цель -
ознакомиться
р
е
ш
а
т
ь
со свойствами и особенностями
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
х
материалов.
В старшем
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
я
дошкольном возрасте
м
е
т
о
д
дети могут
с
ю
ж
е
т
н
о
м
у
освоить еще
р
а
з
в
и
т
и
я
более трудные
ч
а
с
т
ь
техники, такие
как кляксография,
р
е
а
л
ь
н
ы
е
когда в отпечатке
т
о
л
ь
к
о
обычной кляксы
к
р
а
с
к
а
м
и
можно увидеть
п
р
и
м
е
н
е
н
и
е
разнообразие сюжетов
и
м
о
щ
н
о
й
образов. Прием
а
л
г
о
р
и
т
м
а
интересен тем,
д
е
т
е
й
что позволяет
н
а
п
р
а
в
л
е
н
н
ы
х
получать совершенно
з
н
а
к
о
м
я
т
с
я
не похожие друг
в
л
а
д
е
е
т
на
друга результаты,
у
ч
и
т
ы
в
а
я
даже в том
п
а
л
ь
ц
е
в
а
я
случае, когда
а
л
ь
б
о
м
н
о
м
у
один ребенок
д
е
т
и
в одной и той
т
о
л
ь
к
о
же манере выполняет
подряд
б
ы
с
т
р
о
г
о
несколько работ.
Далее
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
х
предлагаем технику
п
о
д
р
я
д
монотипии (получения
э
т
о
м
изображения путем
м
о
г
у
т
перевода его
м
о
щ
н
о
й
с одной
поверхности на другую,
к
р
а
с
к
а
м
и
т.е. оттиск
р
е
п
р
о
д
у
к
т
и
в
н
ы
й
изображения).
Монотипия – уникальная
к
о
г
д
а
техника, сочетающая
б
ы
с
т
р
о
г
о
в себе качества
с
м
е
ш
а
н
н
а
я
эстампа (оттиска
с
ч
и
т
а
ю
на бумаге с
печатной
у
с
п
е
х
формы - матрицы),
т
в
о
р
ч
е
с
к
о
й
живописи и рисунка. Её можно
п
о
д
х
о
д
о
в
назвать и графической
живописью,
р
е
б
е
н
о
к
и живописной графикой. [5, 72]
Особенно
э
ф
ф
е
к
т
удачным и целесообразным
м
о
г
у
т
я считаю использование
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
х
этого способа
ж
и
в
о
п
и
с
и
при обучении
детей
к
о
т
о
р
ы
й
рисованию пейзажей
р
е
б
е
н
к
у
и сюжетному рисованию,
и
с
п
о
л
ь
з
о
в
а
н
и
е
т. к. это отличный
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
й
способ смешивания
красок
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
й
и быстрого получение
р
а
з
в
и
т
и
е
нужного фона
и
с
п
о
л
ь
з
о
в
а
н
и
е
или готового
д
а
е
т
рисунка. Даже
о
с
в
а
и
в
а
ю
т
не увлеченные
рисованием дети,
м
о
щ
н
о
й
научившись использовать
о
т
н
о
ш
е
н
и
е
эту технику,
п
о
д
х
о
д
о
в
выполняют потрясающие
н
а
п
р
а
в
л
е
н
н
ы
х
работы и,
увлекаясь
в
а
р
и
а
н
т
о
в
этим видом
д
о
ш
к
о
л
ь
н
о
г
о
деятельности, занимаются
р
а
с
к
р
ы
в
а
т
ь
этой работой
у
д
и
в
л
е
н
и
е
м
в свободное время.
Раскрывать
к
о
т
о
р
а
я
изобразительные возможности
м
о
г
у
т
тех или
д
о
с
т
у
п
н
о
иных материалов,
а
л
ь
б
о
м
н
о
м
у
их многообразие и
варианты
о
б
р
а
т
и
л
и
с
ь
комбинирования следует
б
ы
с
т
р
о
г
о
постепенно, но так,
р
о
л
ь
чтобы у ребенка
д
е
т
и
по возможности
возникало ощущение
о
б
р
а
т
и
л
и
с
ь
встречи с чудом. Это
р
е
б
е
н
о
к
повышает интерес
р
е
б
е
н
о
к
ребят к процессу
художественного
к
а
ч
е
с
т
в
а
творчества и его
п
р
и
м
е
н
е
н
и
е
результатам.
Дети рисуют
о
т
н
о
ш
е
н
и
е
все, что
р
е
б
я
т
их интересует: отдельные
п
о
л
у
ч
а
т
ь
предметы и сцены
к
о
н
е
ч
н
ы
й
из окружающей жизни,
литературных
к
о
т
о
р
а
я
героев, декоративные
э
в
р
и
с
т
и
ч
е
с
к
и
й
узоры и т.д. Им
в
а
р
и
а
н
т
ы
доступно использование
к
а
ч
е
с
т
в
а
различных
выразительных средств (цвет,
о
п
у
с
т
и
т
ь
форма, размер
п
о
л
у
ч
а
т
ь
и т.д.). Дети
н
е
т
р
а
д
и
ц
и
о
н
н
а
я
дошкольного возраста
п
о
м
о
щ
ь
ю
в состоянии
выражать с помощью
д
а
е
т
цвета своё отношение
к
о
т
о
р
а
я
к предметам. Занятия
о
с
в
а
и
в
а
ю
т
рисованием способствуют
эмоциональному
д
о
ш
к
о
л
ь
н
о
г
о
развитию. Дети
к
о
г
д
а
осваивают способы
э
ф
ф
е
к
т
смешения красок,
о
д
и
н
приёмы осветления
п
р
и
е
м
и
затемнения цвета;
д
о
ш
к
о
л
ь
н
о
г
о
знакомятся с различными
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
я
нетрадиционными техниками
д
е
т
с
к
и
е
рисования,
способствующими развитию
н
а
п
р
а
в
л
е
н
н
ы
х
воображения, фантазии. Применение
р
е
а
л
ь
н
ы
е
новых форм
о
б
р
а
т
и
л
и
с
ь
организации
изобразительной деятельности,
а
л
ь
б
о
м
н
о
м
у
направленно на развитие
м
е
т
о
д
ы
творческих способностей
т
о
л
ч
о
к
и решает
следующие задачи:
р
а
с
к
р
ы
в
а
т
ь
формирование у детей
д
о
с
т
у
п
н
о
алгоритма деятельности (на
к
о
т
о
р
ы
й
примере ручного
труда
п
о
д
р
я
д
и изобразительной деятельности);
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
й
развитие основных
а
л
ь
б
о
м
н
о
м
у
психических процессов;
удовлетворение
п
о
л
н
о
й
потребности ребёнка
о
д
и
н
в продуктивной творческой
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
х
проектной деятельности;
формирование
д
е
т
и
и совершенствование технических
р
е
б
е
н
о
к
умений и навыков;
д
е
т
с
к
и
е
развитие способностей
применять
о
с
в
а
и
в
а
ю
т
различные средства
п
а
л
ь
ц
е
в
о
й
выразительности, дизайна
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
й
продукта; развитие
б
ы
с
т
р
о
г
о
эмоциональной
сферы.
Творчество детей - это
с
р
е
д
н
е
г
о
волшебный мир,
п
у
т
е
м
в котором интересно
э
т
о
г
о
всем - и самим
т
а
к
ж
е
детям и
взрослым! Детские
р
е
б
е
н
к
у
рисунки чрезвычайно
п
о
с
т
е
п
е
н
н
о
непосредственны, талантливы
в
о
з
м
о
ж
н
о
с
т
и
и даже гениальны.
Творчеством
а
л
ь
б
о
м
н
о
м
у
взрослого сложившегося
ч
а
с
т
ь
художника, как
р
а
з
н
ы
х
правило, руководит
в
а
р
и
а
н
т
ы
мозг, и, быть
может,
р
е
б
я
т
чувство. А кистью
у
д
и
в
л
е
н
и
е
м
ребенка управляет
в
л
а
д
е
е
т
интуиция и согласно
в
л
а
д
е
е
т
некоторым теориям,
к
а
ч
е
с
т
в
а
опыт
других его
м
о
щ
н
о
й
жизней. Рисунки
с
м
е
ш
а
н
н
а
я
и творчество детей
р
и
с
о
в
а
н
и
е
м
вообще заряжают
в
а
р
и
а
н
т
ы
энергией и оптимизмом.
Итак,
ж
и
в
о
п
и
с
н
о
й
изобразительная деятельность - одно
р
е
п
р
о
д
у
к
т
и
в
н
ы
й
из любимых занятий
д
о
ш
к
о
л
ь
н
о
г
о
детей, дающее
м
о
т
о
р
и
к
а
большой
простор для
д
е
т
и
творческой активности.
Литература:
1. Выготский Л.С. Воображение
к
о
т
о
р
о
м
и творчество в детском
с
ю
ж
е
т
н
о
м
у
возрасте. - М.,1991
2. Григорьева
р
е
б
е
н
к
у
Г.Г. Игровые
ч
а
с
т
ь
приемы в обучении
п
р
и
е
м
дошкольников изобразительной
деятельности. - М.,1995
3. Комарова
п
а
л
ь
ц
е
в
о
й
Т.С. Изобразительная
п
а
л
ь
ц
е
в
а
я
деятельность в детском
в
л
а
д
е
е
т
саду: обучение
м
а
т
е
р
и
а
л
о
в
и творчество.
– М.,1990
4. Оклендер В. Окна
с
т
и
м
у
л
и
р
у
е
т
в мир ребенка. – М., 2001
5. Давыдова
д
а
е
т
Г.Н. Нетрадиционные
в
л
а
д
е
е
т
техники рисования – М., 2001
6. Рузанова Ю.В. Развитие
н
а
п
р
а
в
л
е
н
н
ы
х
моторики рук
р
а
з
н
о
о
б
р
а
з
и
е
в нетрадиционной изобразительной
деятельности - М.,2009
7. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий – «Сфера», 2006