Напоминание

"Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах речевого развития детей"


Автор: Кондратюк Любовь Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с № 47 - ЦРР"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах речевого развития детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Л.И.Кондратюк, воспитатель МДОУ «Детский сад №47 – ЦРР г. Бийск
Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах речевого развития детей
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк, Бежит среди камней чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток И восклицать: - О! Как же ты красива! В данной статье говориться о том, что взаимодействие ДОУ с семьей играет значи- тельную роль в развитии связанной речи детей дошкольного возраста. Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошколь- ного образовательного учреждения с семьёй, создания условий для повышения педагоги- ческой культуры родителей. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда осуществляется раз- витие личности. В то же время это период, в течение, которого ребёнок находится в пол - ной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Семья и дошкольное образование – две силы, определяющие состояние и развитие ре - бенка в дошкольной период. Хотя ведущая роль в развитии дошкольников и остается за об- щественным воспитанием, роль семьи от этого не снижается, ибо наибольшего успеха в развитии и воспитании детей можно достигнуть лишь тогда, когда между детским садом и семьей существует взаимопонимание и тесная взаимосвязь. На семью, как и на дошколь - ное учреждение, ложится большая ответственность в воспитании и развитии ребенка. И по этому родителям необходимо помнить, что детский сад - только помощник в вос- питании ребенка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педаго- гов и уходить от воспитательного процесса. Ведь родители - первые и главные воспитате - ли и учителя своего ребенка с рождения и на всю жизнь. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое ДОУ не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей.
В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия ра - боты с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учётом изменяющихся условий, вариативных образователь- ных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспита- тель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. О необходимости создания крепкого союза писал в своё время В.А.Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна семья как первичная ячейка нашего об- щества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозмо- жен моральный прогресс общества». «Вопрос о работе с родителями - это очень большой и важный вопрос, - говорила Н.К. Крупская. – Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детских садах, привлечении их к этой работе». Одним из направлений моей работы с родителями яв - ляется вопрос речевого развития детей. Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех до- школьника в усвоении языка. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убе - дить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. Давно известно, что навыки чте- ния и письма не являются показателем развития детей. Овладение грамотой – этап речево- го развития дошкольника, подразумевающей серьезную работу. Эта работа осуществляет- ся по следующим направлениям: звукопроизношение; словарь; грамматический строй речи; связная речь; выразительность речи. Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы до- школьного учреждения по любому направлению его деятельности. От правильного взаи- модействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Я поставила перед собой задачу превратить родителей воспитанников из пассивных на- блюдателей в активных участников педагогического процесса. Пропаганду знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляю, прежде всего, в беседах и на консультациях. Например: « Игры – драматизации как важнейший способ разносто- роннего развития речи», «Методы игрового речевого общения», «Учите стихи играючи». Даю родителям рекомендации «Как проводить беседу по художественному произведе-
нию», «Как правильно читать книгу детям». Провожу беседы о том, когда и какие звуки в процессе овладения правильным звукопроизношением появляются у детей, какие несовер- шенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребенка. Рекомендуя, как помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, акцентирую внимание на том, что чрезмерное форсирования речевого развития не желательно. Вредно нагружать малы- ша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения. Перегрузка ребёнка непосиль - ным для него речевым материалом может привести к заиканию, неправильному формиро- ванию звуков. Эффективной формой работы считаю наглядную агитацию, например организацию стендов, «уголков для родителей», где даются сведения о формировании звукопроизноше- ния, вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в словах, в произнесении которых дети часто допускают ошибки, небольшие заметки, статьи по развитию речи де - тей дошкольного возраста, советы по словарной работе с детьми, игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры и списки необходимой литературы. Организую выставки «Моя любимая книга». Дети приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать ее название, автора, уметь пересказать содержание. Ро- дители по моему совету записывают рассказы детей и составляют книжки – малышки, ко - торые мы также размещаем на выставке. Дети могут обмениваться своими «книжками», брать их на время домой. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, интересные случаи, события, праздники, поездки. Посещая семьи детей, особое внимание мы обращаем на наличие книжного уголка со стихами, сказками, рассказами, так необхо - димыми для всестороннего развития речи ребенка. Важной формой работы обучения родителей являются игровые тренинги, где родители учатся разыгрывать сказки, сочинять новые эпизоды. Провожу с семьями игровые дыха- тельные упражнения/»Лыжники», « Чей листок улетит дальше»/. Произносим на одном выдохе небольшие «чистоговорки», загадки, пословицы, короткие считалки. Учу правиль- но пользоваться элементами интонации: говорить громко, умеренно, тихо в зависимости от содержания текста; с вопросительной, восклицательной и утвердительной интонацией. Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, я включаю родителей в систематическую работу по тренировке движений пальцев малы- шей. Обучаю различным пальчиковым играм и упражнениям /»Дождик», «Кольца», «Я – художник»/. Знакомлю родителей с играми и заданиями на закрепление речевых навыков, подбор образных средств языка, /например, «Какой? Какая?», «Сравнение»/; играми на
описание самых разных предметов / «Что из чего сделано?», «Какого цвета?», «Кто где живет?», «Кто как голос подает?»/; играми «Скажи наоборот», «Дополни и расшифруй по - словицу» и др. Такие тренинги позволяют родителям продолжать грамотно эту работу в семье. Практикую «домашние задания» /совместно для детей и родителей/. Например: «Пода- ри словечко». В выходной день родители «дарят» ребенку новое слово, обязательно объяс- няя его значение, рисуют его и приносят в группу «подаренное дома слово» и знакомят с ним товарищей. Задания могут быть разными: «Запиши рассказ о фрукте, овоще», «Сочи- ни письмо». При составлении писем ребенок рассказывает, а взрослый записывает, помо- гает вопросами, советами. Письмо можно послать родственнику, другу или целой группе детского сада. Ежемесячно в группе выпускаются брошюрки для родителей «Говорим красиво»; па- мятки «Как отвечать на детские вопросы», «Как работать над скороговоркой»; шпаргалки «Речевые игры с детьми». Проводятся родительские собрания в нетрадиционной форме. Например: деловые игры «Активизация словаря детей», «Роль дыхательных упражнений в развитии речи ребенка»; мозговой штурм «Родители – гиды на пути познания» и др.На со- браниях некоторые из родителей рассказывают, как они совместно с воспитателями устра - няли те или иные трудности в речевом развитии своего ребенка. Очень полезны открытые занятия по развитию речи, где родители могут видеть пра- вильную работу воспитателя по формированию речи ребенка. Про- ведение праздников, мероприятий совместно с родителями тоже оказывает благоприятное воздействие на развитие речи детей. ( «Поле чудес», «Масленица», « Новогоднее представ- ление»). Провожу вечера поэзии, где стихи читают не только дети, но и родители. Слышит ребенок речь правильную, отчетливо ясную и невольно воспринимает ее, и мало – помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателями для достижения единой цели, но подразумевается контроль или «обратная связь» за этой деятельностью. Осуществляется он ненавязчиво, тактично и опосредованно со стороны воспитателей. Например, о том, как воспользовались родители информацией о необходимости развития мелкой моторики пальцев рук, можно узнать по поделкам, сде- ланным дома детьми самостоятельно или с небольшой помощью родителей. В уголках для родителей отмечаются семьи, активно участвующие в совместной с педагогами работе по развитию речи детей. Речь не передаётся по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окру - жающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой
среды. Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобще- ния их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс фор- мирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совер- шенствуется всю жизнь.
Литература
1. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребёнка в детском саду [Текст] / Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова. – ТЦ «Учитель». 2002. – 32 с. 2. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение. 1981. – 159 с. 3. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок [Текст] / А.И.Максаков. – М.: Про- свещение. 1988. – 160 с. 4. Свирская, Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции [Текст] / Л.Свирская. – М.: Линка - Пресс. 2007. – 176 с. 5. Рымарчук, В.Б. Образование родителей в ДОУ [Текст] / В.Б. Рымарчук // Управление ДОУ. – 2008. - №3. – С. 29-31.


В раздел образования