Автор: Сабирова Гулия Ниязовна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 93 "Эллюки" Населённый пункт: Татарстан г.Нижнекамск Наименование материала: статья Тема: Насыщая жизнь детей в детском саду фольклором… Раздел: дошкольное образование
Насыщая жизнь детей в детском саду фольклором…
город Нижнекамск, МАДОУ №93
авторы: Сабирова Г.Н. – воспитатель
Приобщение детей к национальной культуре – одна из самых актуальных проблем
дошкольного образования. Наиболее доступные детям по содержанию, форме
воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты национального воспитания – это
устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры,
праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Фольклор любого народа необычайно богат и разнообразен. Он представителен
героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров
(колыбельные песни, сказки, потешки, прибаутки, скороговорки, считалки, дразнилки,
чистоговорки, пословицы и поговорки, загадки). В силу этого он доступен детям с разным
уровнем развития и каждый ребенок получает от этого удовольствие, и эмоциональный
заряд, стимулируется развитие творческих способностей личности.
Из всего многообразия самое интересное для детей – сказка, которую в детском саду
можно не только прочесть, но и разыграть по ролям театром. Например, пальчиковый
театр.
Пальчиковый театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает
окружающий мир. Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей:
воображения, мышления, речи, внимания, памяти, любознательности, интереса к
творчеству. Помогает справиться с застенчивостью у детей, способствует развитию
мелкой моторики пальцев рук, усидчивости, расширяет кругозор.
Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный
пальчик. Это могут быть куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки
или всем известные персонажи наших любимых народных сказок. Также в пальчиковый
кукольный театр могут быть включены различные декорации (деревья, домик, репка и так
далее) и музыкальное сопровождение (национальную музыку).
Пальчиковый театр можно начинать играть с детками 2-3 лет. Сначала больше придется
говорить самим, а потом ребёнок сам сможет рассказывать сказку. К примеру вы одеваете
на пальцы одной руку Деда и Бабку и начинаете рассказывать сказку: «Жили были Дед и
Баба. Захотелось им хлеба испечь. А в доме – шаром покати. Бабка думала-думала и
придумала — по амбару помела (подметаем вместе с ребенком одной ладошкой другую),
по сусекам поскребла (поскребём пальчиками одной руки ладонь другой), набрала муки
( ладошками набираем) и испекла (ладошками друг об друга лепим) Колобок» (одеваем
малышу на палец куклу-Колобок). «Колобок был горячий, и Бабка положила его на
окошка студить» (дуем на горячий колобок). «Колобок на окне лежал-лежал, потом
заскучал и убежал» (ребенок имитирует, как колобок «бежит» (поворачивает кисть руки
влево-вправо, влево-вправо). Бежал он по дорожке, бежал и встретил зайца. Дальше
Колобок беседует с зайцем, волком, медведем, лисой. Таким образом, задействуем
нескольких ребят. Просим ребят говорить грубым «медвежьим» и хитрым «лисьим»
голосом. Ребятам это очень нравится. В конце сказки, когда лисичка колобка «Ам, и
съела!», мы можем поймать детский пальчик с куклой-колобком, стянуть игрушку с
пальца и спрятать у себя в ладони. В следующий раз можно поменяться ролями, детям
будет ещё интереснее. Ребята с четырёх-пяти лет могут разыграть спектакль
пальчикового театра самостоятельно, показав театр своим сверстникам. Его можно
использовать в различных видах учебных занятий, игровой деятельности детей.
Актуальность пальчикового театра в том, что он имеет развивающее, обучающее и
воспитывающие значение. Насыщая жизнь детей в детском саду фольклором, играя,
знакомим детей с традициями различных народов, воспитываем уважение и интерес к
национальным культурам.