Программа краткосрочных курсов "Модульное оригами"
Автор: Лесникова Екатерина Васильевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МАОУ "СОШ №96" Населённый пункт: г.Пермь Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа краткосрочных курсов "Модульное оригами" Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Одним из любимых детьми видов деятельности являются занятия с
бумагой. В листочке бумаги скрыты многие образы: и кораблик, бабочка,
животные и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает.
Сколько радости! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта,
ощущение радости, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от
выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней
играют, ее бережно берегут. Бумажные игрушки приобретают все новых и
новых друзей, сложенных из бумаги. Как и в любой игре, главное
удовольствие здесь - процесс, а не конечный результат.
Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство
оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными
превращениями обыкновенного квадратика бумаги.
Значение оригами для развития ребенка
Учит
детей
различным
приемам
работы
с
бумагой
(сгибание,
складывание, надрезание, склеивание);
Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным
движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук,
происходит развитие глазомера;
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на
процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;
Стимулирует развитие памяти, так как ученик, чтобы сделать поделку,
должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы
складывания;
Развивает пространственное воображение;
Развивает художественный вкус и творческие способности детей,
активизирует их воображение и фантазию.
Любая
работа
с
бумагой
не
только
увлекательна,
но
и
познавательна.
Бумага
дает
возможность
ребенку
проявить
свою
индивидуальность,
воплотить замысел, ощутить радость творчества.
В оригами огромный диапазон уровней сложности. Одним из таких уровней
является
«Модульное
оригами».
Это
искусство
является
не
только
увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих
педагогических задач.
Занятия модульным оригами – уроки практического жизненного опыта,
освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела
творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить
во взрослом человеке.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие
детей, создание условий для самореализации ребенка в
творчестве, расширение кругозора.
Задачи программы:
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы
изделий;
Знакомство
с
о сновами
знаний
в
области
ко м п о з и ц и и ,
формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
Формирование
образного,
пространственного
мышления
и
умение
выразить свою мысль с помощью объемных форм;
Развитие внимания, памяти, пространственного воображения;
Развитие мелкой моторики рук и глазомера;
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
детей;
Развивать
смекалку,
изобретательность
и
устойчивый
интерес
к
творчеству;
Воспитание интереса к искусству оригами;
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
Организационные принципы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: с 11 лет.
Сроки реализации программы: 8 часов. Занятие проводится 1 раз в неделю.
Количество
участников
программы
не
более
8
человек,
т.к.
необходима
индивидуальная помощь педагога ученику.
Методы , в основе которых лежит способ организации занятий:
Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
Наглядный
(показ
иллюстраций,
наблюдение,
показ
(выполнение)
педагогом, работа по образцу);
Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный
–
дети
воспринимают
и
усваивают
готовую информацию;
Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
Исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Характеристика ожидаемых результатов.
Должны знать:
Что такое оригами;
Историю возникновения оригами;
Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
Приемы складывания модулей;
Правила техники безопасности;
Должны уметь:
Подбирать бумагу нужного цвета;
Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
Выполнять разметку листа бумаги;
Пользоваться схемой, технологической картой;
Анализировать образец, анализировать свою работу;
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Должны овладеть навыками:
Разметки листа бумаги;
Складывания базового модуля
Резания;
Форма подведения итогов реализации программ: выставка.
Список литературы
Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить
критически. Санкт-Петербург, «Речь», 2003
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия
развития», 1996
Тематический план по программе «Модульное оригами».
№
п/п
Наименование тем и работ
Количество часов
теория
практика
1
Вводное занятие.
1
2
Базовая форма «Треугольный модуль»
1,5
0,5
3
Сборка из модулей рыбки
4
4
Итоговое занятие. Оформление работ.
1
Содержание программы «Модульное оригами»
1.
Вводное занятие (1 ч).
Знакомство с оригами. История оригами. Правила поведения на занятиях
оригами.
Правила
пользования
материалами
и
инструментами.
Термины,
принятые в оригами. Понятие «базовые формы».
2.
Базовая форма «Треугольный модуль» (2 ч).
1
занятие
Содержание
беседы:
“обитатели
водоемов”.
Знакомство
с
разнообразием
рыб.
Знакомство
с
инструкционными
картами
для
складывания
различных рыбок. Изготовление по инструкции треугольного
модуля.
2 занятие Чтение придуманных детьми сказок «Рыбка мелка, да уха
сладка». Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с понятием «Гармония
цвета». Выбор цвета для рыбки. Выполнение модулей.
3.
Сборка из модулей рыбки (4 ч). Практическое занятие.