Напоминание

Методические рекомендации по работе над темой "Корень слова" на логопедических занятиях с младшими школьниками


Автор: Рябова Ольга Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 1561
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по работе над темой "Корень слова" на логопедических занятиях с младшими школьниками
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Рябова Ольга Викторовна
, учитель-логопед, ГБОУ Лицей № 1561 г. Москва
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД ТЕМОЙ

«КОРЕНЬ СЛОВА» НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С

МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Большой контингент детей, посещающих занятия школьного логопеда, составляют учащиеся с неосложненным вариантом общего недоразвития речи. Выявить эту категорию логопатов в ситуации простого речевого общения сложно, это представляется возможным только в условиях проведения специальных диагностических исследований. Данные проявления речевой недостаточности препятствуют успешному усвоению школьной программы по русскому языку. Практика показывает, что тема «Корень слова» является для младших школьников довольно трудной. Трудности возникают из-за того, что у школьников недостаточно развито абстрактное мышление, умение наблюдать факты языка, анализировать их, а затем, самостоятельно и осознанно делать выводы и обобщения. Почему так необходимо уделять внимание на тему «Корень слова»? Во- первых, корень - главная значимая часть слова, во-вторых, определение понятия родственности слов представляется наиболее сложным моментом при усвоении данной темы учащимися. В-третьих, данная тема подготавливает учеников к орфографическим действиям - проверке безударных гласных и парных глухих/звонких согласных в корне слова.
Наиболее типичные примеры упражнений.
1. Учитель-логопед располагает на магнитной доске два вертикальных ряда предметных картинок. В первом ряду — картинки: лез, полз, нес,
во втором — залез, заполз, занес. Затем подписывает картинки 1-го ряда и просит учеников сказать, что нужно сделать, чтобы получились слова со значениями, выраженными картинками 2-го ряда, они тоже подписываются. Поясняет: так как второе слово получилось из первого, то можно найти это «главное» слово в составе второго и обводит овалом главную часть слова: лез - залез, полз - заполз, нёс - занёс. Необходимо попросить учеников дать толкование слов. 2 . В ы д е л е н и е о б щ е й ч а с т и р о д с т в е н н ы х с л о в . Н а п р и м е р : Белка, беличий, бельчата, белочка. 3. Определение в словах общей части и родственности слов. Вода, водитель, водяной, водный, перевод, водить, водительский, переводной, водица, переводчик, переводить, переводящий. 4. Дописывание пропущенного корня. Работа – работать, обед - …ать, ужин - …ать, соль - …ить, овощ - …ной, арбуз - …ный, морковь - …ный, картофель - … ный. 5. Дописывание названия профессий. Определение корня слова. Человека, который учит детей, называют - …. Того, кто строит - …. Того, кто водит машины - …. 6. Образование однокоренных слов с помощью приставок: за-, под-, при-, у-, с-, вы-, в-, пере- Лететь, ехать, тянуть, везти, судить. 7. Определение корня слова и выделение его нахождения фишками на схеме. Подорожник-придорожная-внедорожный,
лесок-лесник-подлесок-перелесок-лесовик. Здесь, чтобы показать разное положение корня в родственных словах, можно каждое слово изобразить в виде линии, на которой показываем только корень. Таким образом, слово лес изображается так: , лесник – , перелесок – . Список литературы 1 с. 2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно- методическое пособие / Г.А.Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 1973. -144 с. 2. Воробьева В.К. Состояние морфонологического слуха у детей с системным недоразвитием речи / В.К.Воробьева // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции: сб. докл. конф. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2003. - С. 40-45. 3. Гальперин П.Я. Тип ориентировки в задании и формирование грамматических понятий / П.Я.Гальперин, А.Н.Дубровина //Докл. АПН РСФСР. - 1957. - №3. - С. 63-67. 4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н.Ефименкова. - М.: Просвещение, 1991.- 222 с. 5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И.Лалаева. - М.: Владос, 1999.-221 с. 6 . Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями : учебное пособие /Г.Г.Мисаренко. – Москва : Академия, 2004. 7. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция /Л.Г.Парамонова. -СПб.: Детство-пресс, 2006. -123 с. 8 . Рябова О. В. Особенности усвоения глагольной лексики младшими школьниками с общим недоразвитием речи (ОНР) // Практ. психология и логопедия. – 2005. - № 2. – С. 54-56. 9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н.Садовникова. - М.: Владос, 1995. - 256 с. 1 0 . Сергеева Л. Д. Формирование операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи // Автореферат дисс. К.б.н. // Москва, 2008 11. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия словоизменения и его значение для обучения грамоте / Д.Б.Эльконин // Докл. АПН РСФСР. — №3-1959.-С.39-42.


В раздел образования