"Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения сюжетному рисованию"
Автор: Иванова Ирина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Д/с № 47 - ЦРР" Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край Наименование материала: статья Тема: "Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения сюжетному рисованию" Раздел: дошкольное образование
Иванова И.М.,
воспитатель МБДОУ
«Д/с № 47 - ЦРР»
г.Бийск, Алтайского края
«Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения сюжетному
рисованию»
Основное значение в познании дошкольниками окружающего мира приобретает наглядно-
образное мышление. Оно даёт ребенку возможность усваивать обобщенные знаки о
предметах и явлениях действительности, становится источником детского творчества.
Наглядно – образное мышление – это вид мыслительного процесса, который
осуществляется непосредственно при восприятии окружающей деятельности и без этого
осуществляться не может.
Уровень развития наглядно – образного мышления, достигаемый в дошкольном
возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни ребенка. Наглядно –
образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного
возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий
процесс психического развития. Степень сформированности наглядно –образного
мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и
обусловливает готовность к развитию словесно – логического мышления.
Рисование одно из многих видов деятельности содействующее развитию наглядно –
образному мышления. Изобразительная деятельность имеет моделирующий характер, т.к.
приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении,
ситуации получает материальное воплощение в рисунке.
При необходимости развития в условиях современного ДОУ высших форм наглядно –
образного мышления у дошкольников, недостаточно проработаны вопросы применения на
практике оригинальных, эффективных, творческих форм организации изобразительной
деятельности.
Изобразительная деятельность развивает органы чувств, и особенно зрительное
впечатление, основанное на развитии мышления, умения наблюдать, анализировать,
запоминать, воспитывать воображение, способствует познанию окружающего мира,
становлению гармонически развитой личности. Через нее ребенок воспринимает и
отражает окружающий мир и свое отношение к нему.
В развитии наглядно – образного мышления особо следует подчеркнуть роль
сюжетного рисования. В ходе изобразительной деятельности ребенок вынужден
производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно
воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка с объектом,
сопоставлять части рисунка между собой и т.д.
В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воля,
воображение, память, мышление. Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка
передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержание
рисования всегда является некий сюжет, образ. Ребенок изображает предметы,
расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.
В сюжетном рисовании кроме передачи пространственных отношений и соотношения
предметов по величине требует решение и еще одной существенной задачи, а именно –
выделение главного в теме и по возможности выразительная его передача в рисунке.
Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятия и наглядно –
образного мышления.
Работа по развитию наглядно – образного мышления в процессе сюжетногорисования
в ДОУ строилась исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием. Учитывая
трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности
графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми строилась в двух
направлениях. Первое, это обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем
мире: социальных и природных явлений. Развитие наблюдательности, умение видеть,
чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов,
их взаимосвязь и сочетания. Второе , помощь детям в осмыслении средств графического
изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами
изображения.
Тематика занятий включала разнообразное содержание из окружающей деятельности,
общественные события, праздники, сказочные сюжеты. Для создания сюжетных рисунков
уточнялись пространственные представления – «близко», «далеко», «выше», «над», в
«ряд» и др.
Детей учили овладевать разными способами расположения изображений, связанных
одним содержанием по всему листу и т.д., точнее передавать пропорций, движения,
располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие
перед домом деревья и частично его загораживающие и т.п.). Обращалось внимание детей
на соотношение по величине разных предметов в сюжете.
Анализ психологической диагностики, проведенной до и после опытно – поисковой
работы, позволил выявить положительные изменения в развитии наглядно – образного
мышления детей старшего дошкольного возраста. Развитие наглядно – образного
мышления в процессе обучения сюжетному рисованию будет проходить эффективно, если
обучать дошкольников доступным способом изображения сюжетного образа.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при планомерной ,
последовательной и систематичной работе педагога , а также при создании
педагогических условий можно добиться больших результатов.