Напоминание

"Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения сюжетному рисованию"


Автор: Иванова Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с № 47 - ЦРР"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения сюжетному рисованию"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Иванова И.М., воспитатель МБДОУ «Д/с № 47 - ЦРР» г.Бийск, Алтайского края
«Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения сюжетному

рисованию»
Основное значение в познании дошкольниками окружающего мира приобретает наглядно- образное мышление. Оно даёт ребенку возможность усваивать обобщенные знаки о предметах и явлениях действительности, становится источником детского творчества. Наглядно – образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей деятельности и без этого осуществляться не может. Уровень развития наглядно – образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни ребенка. Наглядно – образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности наглядно –образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно – логического мышления. Рисование одно из многих видов деятельности содействующее развитию наглядно – образному мышления. Изобразительная деятельность имеет моделирующий характер, т.к. приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке. При необходимости развития в условиях современного ДОУ высших форм наглядно – образного мышления у дошкольников, недостаточно проработаны вопросы применения на практике оригинальных, эффективных, творческих форм организации изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность развивает органы чувств, и особенно зрительное впечатление, основанное на развитии мышления, умения наблюдать, анализировать, запоминать, воспитывать воображение, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности. Через нее ребенок воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение к нему. В развитии наглядно – образного мышления особо следует подчеркнуть роль сюжетного рисования. В ходе изобразительной деятельности ребенок вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д. В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержание рисования всегда является некий сюжет, образ. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.
В сюжетном рисовании кроме передачи пространственных отношений и соотношения предметов по величине требует решение и еще одной существенной задачи, а именно – выделение главного в теме и по возможности выразительная его передача в рисунке. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятия и наглядно – образного мышления. Работа по развитию наглядно – образного мышления в процессе сюжетногорисования в ДОУ строилась исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием. Учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми строилась в двух направлениях. Первое, это обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений. Развитие наблюдательности, умение видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания. Второе , помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения. Тематика занятий включала разнообразное содержание из окружающей деятельности, общественные события, праздники, сказочные сюжеты. Для создания сюжетных рисунков уточнялись пространственные представления – «близко», «далеко», «выше», «над», в «ряд» и др. Детей учили овладевать разными способами расположения изображений, связанных одним содержанием по всему листу и т.д., точнее передавать пропорций, движения, располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т.п.). Обращалось внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете. Анализ психологической диагностики, проведенной до и после опытно – поисковой работы, позволил выявить положительные изменения в развитии наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста. Развитие наглядно – образного мышления в процессе обучения сюжетному рисованию будет проходить эффективно, если обучать дошкольников доступным способом изображения сюжетного образа. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при планомерной , последовательной и систематичной работе педагога , а также при создании педагогических условий можно добиться больших результатов.


В раздел образования