Напоминание

Этика и такт учителя


Автор: Болотникова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия №2
Населённый пункт: Г Чехов
Наименование материала: статья
Тема: Этика и такт учителя
Раздел: полное образование





Назад





Этика и такт учителя
«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер- министры могут только мечтать...» У. Черчилль Учитель и ученик растут вместе. Конфуций Такт учителя - понятие очень конкретное, имеет свои правила в разных формах учебной и воспитательной работы и подчиняется определенным психологическим и этическим требованиям, каждое из которых является своеобразной педагогической аксиомой, например, уважение личности и достоинства ученика… И никто с этим не спорит… Такт учителя - ключ к взаимоотношениям с учеником, от которого в основном зависит успех всех усилий и трудов по воспитанию и приобщению к знаниям. А как в жизни? Все согласны, всё правильно! Так почему же некоторые учителя считают возможным разговаривать с ребенком свысока, дерзко, иногда оскорбительно… К сожалению, не каждый учитель может самокритично оценивать свое взаимоотношение с подростками. Часто школьный конфликт развивается следующим образом: ученик сделал что-то не так, учитель в обидной форме высказал ему замечание, школьник ответил дерзостью, возмущенный преподаватель ведет «грубияна» к директору, завучу, социальному педагогу (возможны варианты) и требует наказания. Как быть в подобной ситуации? Вдумчивый анализ конфликтов взрослых с детьми дает основание утверждать: наказание подростка не имеет смысла, если его дерзость была ответной, защитной реакцией на грубость и бестактность учителя… После тщательного и объективного разбора конфликта руководителем школы должна состояться заключительная беседа, в которой будет содержаться оценка неправильных действий как ученика, так и учителя. И обе стороны конфликта должны её услышать. Если администратор школы начинает защищать «честь мундира» учителя, то у ребенка возникает вопрос, где же справедливость. И тогда в детскую душу закрадывается обида… Рушатся нравственные критерии. О каком авторитете учителя, руководителя школы можно говорить?
Пример из личной практики, который я запомнила на всю жизнь. Подводили итоги соревнований классов в конце года: успеваемость, дисциплина, участие в общественных делах, в творческих конкурсах и т.д. Мои питомцы были спокойны, так Ведомость учёта достижений в течение года была на всеобщем обозрении и ученики фиксировали каждый конкурс и каждый балл. Я тоже. И вот долгожданный финал. Мой класс оказался в конце списка гимназических классов. Сколько было слез, обид. Дети написали заявление в Совет гимназии, очень хотели понять, в чем дело. На заседание были приглашены учителя, работающие в этом классе. Оказалось, учитель, подводивший итоги конкурса, был не объективен… Правда восторжествовала. Дети были счастливы, хотя многие мне говорили, что не верили взрослым, не верили, что к ним, детям, прислушаются. Коллектив учителей оказался мудрым и чутким. Взрослые не убили в детях веру в справедливость, в возможность отстоять истину. Я считаю, важнейшим требованием педагогического такта является высокий уровень справедливой строгости, умение признавать свои ошибки. Хотелось бы остановиться на этой сфере отношений, где такт педагога подчиняется правилам врачебной этики. Я имею в виду вопрос о корректности обращения учителей и классных руководителей со сведениями о состоянии здоровья школьников. Учителю эту информацию доверяют медицинские работники, чтобы он мог использовать её для пользы ученика в процессе учебной и воспитательной работы. Эти сведения являются врачебной тайной и разглашению не подлежат. Большого такта требует от учителей посещение семьи школьника. Правда, эта практика уходит из школьных стен. Время другое. Много неприглядного можно увидеть в семьях учеников, но не надо даже в шутку говорить об этом в детском коллективе, да и во взрослом. К сожалению, не все детские обиды и унижения проходят бесследно. «Что будет в семье после моего ухода?»-этот вопрос должен волновать учителя. Хочется вспомнить героя повести В. Тендрякова «Расплата» Кольку Корякина. Кто виноват, что случилась трагедия? Кто виноват в гибели псковских подростков? Очень трудные вопросы! Ещё более трудные ответы… Визит представителя школы педагогически оправдан лишь в том случае, если он способствует установлению в семье хороших взаимоотношений, согласию детей и родителей. Хочется привести в качестве юридической основы несколько положений из Кодекса, разработанного на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. А именно: При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает: а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение. Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным. Педагогическим работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик. Эти положения должны лежать в основе практической работы учителя с учеником, но формы и методы общения должен подбирать учитель, не забывая о такте и корректности. Правильность и адекватность этого выбора определит в значительной мере результат всей работы. Задачу педагога не упрощает сложная психология подростков, возможные комплексы, сложившиеся в результате конфликтов в семье или в группе, с которой общается ученик вне школы. Обучать и воспитывать в настоящее время - очень непростая задача. Современному учителю необходимо преодолеть мощные факторы воздействия, неизвестные даже в недавнем прошлом, и установить живой контакт с учеником. Каждый подросток сегодня стремится к самореализации, к этому его подталкивают дифференцированное общество, СМИ и социальные сети, обслуживающие социум. Стремление состояться, выделиться любой ценой, любым способом из общей массы превращается в основную идею ребенка. Общение подростков в сети оказывает огромное влияние на формирование жизненных принципов, моральных критериев. Это
подтвердили трагические события гибели подростков, которые все свои действия транслировали в интернет. Мнение, так называемых «друзей», а по сути просто партнеров по переписке в сети, имело для них определяющее значение. Ребенок, подросток в группе своих товарищей испытывает постоянное психологическое давление, вызванное стремлением этой среды к подчинению более слабых, распределение ролей в группе строго определенным образом. КАК ЖЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКУ? Стремление к самоутверждению подростка возможно обратить в инструмент развития личности, если задать верные критерии, дать ученику ориентир на истинные ценности: духовные, моральные, культурные и т.д. Если он увидит, что успехи в обучении достижимы и реальны, то это и будет стимулом для его совершенствования. Человек сегодня всецело зависит от социальной системы, и трудно сейчас представить подростка, которому было бы совершенно безразлично мнение о нем товарищей, друзей, старших. Даже при внешнем проявлении юношеского индивидуализма, ученик внутренне чутко реагирует на оценку, которую он получает от окружающих. Учитель может защищать, опекать еще не сформировавшегося человека от жесткой конкуренции в детском коллективе. Поддержать в трудную минуту, отметить успехи, достигнутые ребенком, помочь добиться признания в среде одноклассников, взаимопонимания и, возможно, дальнейшего успеха в самореализации. В этой поддержке подросток остро нуждается и, получая ее, будет доверять учителю, и такое взаимодействие станет наиболее полезным. Искусство учителя будет состоять в объективном и индивидуальном подходе к ученику, которому даст возможность реализовать свои способности, почувствовать себя равноправной, полноценной личностью. Только такт, уважение и любовь мудрого учителя к своему ученику помогут продвинуться в решении этой сложной задачи…


В раздел образования