"Краткий анализ основных проблем реализации конституционного права свободы слова и распространения информации в современной России"
Автор: Купарева Татьяна Валерьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: "Университетский колледж ОГУ" Населённый пункт: Авторы статьи:Луценко Елена,Андрусшина Анастасия - г.Оренбург Наименование материала: статья Тема: "Краткий анализ основных проблем реализации конституционного права свободы слова и распространения информации в современной России" Раздел: среднее профессиональное
Краткий анализ основных проблем реализации конституционного
права свободы слова в современной России
Проблема свободы слова и свободных средств массовой информации яв-
ляется одной из ключевых проблем в Российской Федерации. Ведь именно
благодаря свободе иметь и выражать свое мнение любой человек может беспре-
пятственно обмениваться мыслями и мнениями с другими людьми и через это
быть активно вовлеченным в общественную и политическую жизнь государ-
ства, осуществлять властные функции, гарантированные действующей Консти-
туцией.
Длительная эволюция идей о праве на свободу слова и мысли привело к
закреплению этого положения в ряде международных правовых актов. Напри-
мер, статья 10 Европейской хартии по правам человека прямо говорит о праве
каждого выражать свое мнение, а так же получать и распространять информа-
цию без какого-либо вмешательства в это со стороны публичных властей [4]. Но
поскольку любая свобода является одновременно ответственностью, то может
быть связана с определенными ограничениями и санкциями, необходимыми в
демократическом обществе «в интересах национальной безопасности, террито-
риальной целостности и общественного порядка». Эти ограничения связаны с
охраной здоровья и нравственности, предотвращением преступлений и беспо-
рядков, защитой прав других лиц на личную и семейную тайну и т.д.
Все эти положения закреплены в действующей Конституции Российской
Федерации: им посвящена статья 29 Основного закона. Каждому гражданину
России гарантируется свобода мысли и слова, и никто не может быть прину-
жден к выражению или отказу от своих мыслей [5]. Однако в условиях многона-
ционального светского государства недопустимы пропаганда или агитация, раз-
жигающая национальную, расовую и религиозную вражду, что нарушает есте-
ственные права граждан на свободу и равенство. Запрещены призывы к агрес-
сии и войне, посягание на государственную, личную и семейную тайну, а так же
распространение ложной информации, порочащих репутацию граждан.
Причем нарушение всех заложенных в Конституции ограничений влечет
за собой возникновение вполне конкретной уголовной, административной либо
гражданско-правовой ответственности, что прописано в соответствующих зако-
нодательных актах. В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 152 Гражданского
кодекса каждому гражданину нашей страны предоставлено право любого лица
требовать опровержения ложных сведений, порочащих его честь и достоинство.
Уголовный кодекс устанавливает ответственность за публичные призывы к вой-
не, захвату или удержанию власти (ст.280, 354), возбуждение расовой, нацио-
нальной или религиозной вражды (ст.282) и т.д. Федеральный закон о СМИ от
27.12.1991 №2124-I, провозглашая свободу средств массовой информации, од-
новременно указывает, что недопустимо пользоваться этой свободой в противо-
правных целях [10]. Запрещен призыв к разжиганию национальной, социальной
и
религиозной
ненависти
и
террористической
деятельности,
информация
о
способах изготовления и местах приобретения наркотических и иных психо-
тропных веществ, материалы, содержащие сцены порнографии, насилия и же-
стокости, нецензурную брань и т.д.
Неприкосновенность государственной тайны охраняется Законом «О госу-
дарственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 [9]. Личная или семейная тай-
на находится в ведении Закона «О персональных данных», а ее нарушение ведет
к ответственности вплоть до уголовной (ст. 173 – «Неприкосновенность част-
ной жизни») [6]. Главная цель всех этих ограничений кажется вполне благой –
при общей свободе в доступе к информации запрещена все, что может нанести
вред жизни, физическому и психическому здоровью человека, либо покуситься
на мирное сосуществование граждан, разных по своему этническому, языково-
му и религиозному составу. Это вполне соответствует международному поня-
тию о том, какой должна быть свобода слова в демократическом обществе.
Остается вопрос, каким образом все перечисленные принципы реализуются на
практике в современной России.
Реализация принципа свободы слова зависит от возможности человека,
во-первых, получать из СМИ информацию объективную и достоверную, то есть
независимую от любых государственных структур, во-вторых, иметь возмож-
ность выбора между различными мнениями и направлениями политической
мысли. На самом же деле ситуация в стране обстоит следующим образом. При
анализе отечественного медиарынка можно заметить печальную тенденцию па-
дения количества печатных СМИ с 2008 года. [14, С. 24]
Некогда «самая читающая нация» теперь предпочитает телевидение и Ин-
тернет. Дело в том, что в последнее время печатная продукция сильно дорожает,
и особенно это касается научных и политических журналов и газет, поэтому
граждане все чаще обращаются к более доступным электронным СМИ. Что
можно сказать о современном телевидении в России? Общественное мнение
формируется под воздействием проправительственных телеканалов, на содер-
жание которых по данным международных исследований в 2015 году было по-
трачено 48,65 миллиардов рублей. Это больше чем в любом другом государстве.
В число получающих бюджетные деньги в России попали: ВГТРК, междуна-
родный канал Russia Today, 1 Канал и НТВ. Поэтому на вопрос «Верить ли рос-
сийскому ТВ» большинство россиян сегодня дает отрицательный ответ, доверие
к телевидению неуклонно падает с 2011 года, однако оно по-прежнему удержи-
вает пальму первенства по уровню востребованности в качестве источника но-
востей.
Интернет как источник новостей заслуживает отдельного большого иссле-
дования. По данным ВЦИОМ его прочим СМИ предпочитают жители городов-
миллионников, зрелого возраста, имеющее высшее образование и стабильный
высокий уровень дохода, то есть социальная группа людей, наиболее активная в
политическом отношении [15]. Второй главной особенностью глобальной сети
является ее относительная свобода. Цензура здесь возможна только по сцена-
рию Северной Кореи: нет интернета – нет цензуры. (В Северной Корее Интер-
нет доступен всего 4% населения, в основном туристам- иностранцам, а тем ко-
ренным жителям, которым посчастливилось попасть в эти 4%, приходится тер-
петь навязчивую агитацию и пропаганду в пользу действующего государствен-
ного строя). Попытки контролировать интернет в России со стороны государ-
ственных структур проводились неоднократно, но пока не имели достаточно
широкого успеха. Однако в 28 июля 2012 года Государственная Дума приняла
Федеральный закон № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и
другие законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения
доступа к противоправной информации в сети Интернет [13]. Этот закон внёс в
другие законы ряд положений, предполагающих фильтрацию интернет-сайтов
по системе чёрного списка и блокировку запрещённых ресурсов без постанов-
ления суда. Интернет-общественность усмотрела в тексте закона множество
возможностей для злоупотреблений цензурой органами власти, что выразилось
в бурном протесте: тут же забастовку объявила русская «Википедия», которую
поддержала социальная сеть «Вконтакте» и сервис блогов «LiveJournal». Одна-
ко большинство пользователей вряд ли потрудились внимательно изучить сам
текст законопроекта. Цензура была направлена не против политической оппози-
ции – в реестр запрещенных сайтов попали, прежде всего, ресурсы, пагубно
влияющие на психику несовершеннолетних – детская порнография, пропаганда
суицида и употребления наркотиков. Идея борьбы с детской порнографией в
сети - правильная, но в целом Интернет должен оставаться свободной средой.
Поэтому и по сей день интернет является, пожалуй, наиболее свободной от про-
паганды органов власти платформой для демонстрации протестного мнения
граждан России.
Несколько слов хотелось бы сказать о некоторых последних законодатель-
ных инициативах государственной власти в области цензуры. В целях возвра-
щения страны к традиционным семейным ценностям функционирует норматив-
ный запрет пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних - данные
нормативные акты приняты как на федеральном, так и на региональном уров-
нях: Санкт-Петербург, Калининградская, Архангельская, Самарская, Иркутская
и другие области: запрещена любая пропаганда гомосексуализма, лесбиянства,
бисексуальности и трансгендерности, устанавливаются штрафы для физиче-
ских, должностных и юридических лиц, за использование в целях пропаганды
любых СМИ, в том числе интернета.
Но особенно много споров в обществе вызвал Федеральный закон об уго-
ловной ответственности за оскорбление чувств верующих. Оскорбление религи-
озных чувств ранее регулировалось Кодексом об административных правонару-
шениях (ст. 5.26 КоАПП). Под ним понимались неуважительный отзыв или вы-
смеивание религиозных догм или канонов, осквернение предметов, имеющих
культовое значение, религиозной литературы, знаков и эмблем мировоззренче-
ской символики (циничное поругание, унижение, издевательство). Теперь с ана-
логичной формулировкой эти деяния будут преследоваться по статье 148 Уго-
ловного кодекса РФ [6]. Повышает тяжесть указанных деяний совершение их
непосредственно в храмах и иных местах, имеющих культовое значение. За ука-
занные деяния устанавливается беспрецедентно строгое для аналогичных пре-
ступлений наказание: до 3 лет лишения свободы с ограничением свободы сро-
ком на 1 год или без него. Это положение спровоцировало в обществе бурный
протест негодования, вылившийся в огромное количество противоправных дея-
ний, попадавших так или иначе под формулировку «оскорбление чувств верую-
щих» - от нашумевшего панк-молебна трех девушек из Пусси Райот, до после-
довавшего за ним крестоповала и других акций от леворадикальных движений
и группировок. Однако представители правых политических течений в странах
Западной Европы на удивление тепло приняли новые российские инициативы в
области цензуры. По их мнению, Владимир Путин представляет собой силу, ко-
торая призвана вернуть современное общество к традиционным понятиям мо-
рали и семейным ценностям. [14, С. 25]
В завершении темы хотелось бы отметить, что в России за ее тысячелет -
нюю историю, в которой абсолютная монархия сменилась тоталитарным совет-
ским режимом, свобода слова к нынешнему моменту не успела сформироваться
должным образом. В сознании среднестатистического россиянина до сих пор
жива святая вера в «царя батюшку», который печется о своем народе, обо всем
за него подумает, все за него решит. Люди сами не стремятся высказывать свое
мнение - привыкшие все время плыть по течению, они не хотят брать ответ-
ственность за управление государством в свои руки. Большинство населения
России политикой не интересуется, многие не просто не желают реализовывать
свои конституционные права – они даже о них не знают! Тогда откуда же взять-
ся высокой правовой культуры у населения? Можно сделать вывод, что свобода
слова в России далека от идеала Европейского демократического общества.
С другой стороны: а стоит ли во всем слепо равняться на Европу? Их мо-
дель демократии привела, в частности, к таким последствиям как легализация в
отдельных странах однополых браков или употребления психоактивных ве-
ществ [14, С. 26]. Истину, как известно, стоит искать где-то посередине – в дан-
ном случае между крайней формой политического бесправия граждан в антиде-
мократических государствах и зашкаливающей европейской толерантностью, в
которой
опасность
исходит
от
чрезмерной
вседозволенности.
Может
быть,
именно эту модель свободы слова и мысли мы сегодня видим на примере рос-
сийской Федерации.
Список использованных источников
1
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассам-
блеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.
2
Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.). Пакт открыт для подписания, ратифика-
ции и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН.
Пакт вступил в силу 3 января 1976 г. Пакт ратифицирован Указом Президиума
ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII. Вступил в силу для СССР с 3 ян -
варя 1976 г. // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., N 17(1831).
3
Протокол N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных сво-
бод ETS N 009 (Париж, 20 марта 1952 г.) Протокол ратифицирован Российской
Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ. Протокол всту-
пил в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г. // Собрание законодатель-
ства Российской Федерации, 18 мая 1998 г., N 20, ст. 2143. Текст Протокола с
учетом Протокола № 11 опубликован в Собрании законодательства Российской
Федерации от 8 января 2001 г., N 2, ст. 163.
4
Хартия Европейского Союза об основных правах (2007/С 303/01)
(Принята в г. Страсбурге 12.12.2007)
5
Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993
((с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008
N
6-ФКЗ,
от
30.12.2008
N
7-ФКЗ,
от
05.02.2014
N
2-ФКЗ,
от
21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст.
4398.
6
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 22.11.2016) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
7
Гражданский
кодекс
Российской
Федерации
(часть
первая)
от
30.11.1994
N
51-ФЗ
(ред.
от
03.07.2016)
(с
изм.
и
доп.,
вступ.
в
силу
с
02.10.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
8
Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-
ниях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 22.11.2016) // Собрание законодательства
РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
9
О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от
08.03.2015) // Собрание законодательства РФ, 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.
10
О средствах массовой информации (с изм. и доп., вступ. в силу с
15.07.2016): Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) // Ведомости
СНД и ВС РФ, 13.02.1992, N 7, ст. 300.
11
О персональных данных (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015):
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание за-
конодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.
12
О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Со-
брание законодательства РФ, 03.01.2011, N 1, ст. 48.
13
О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от ин-
формации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законода-
тельные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-
ФЗ // Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4600.
14
Подъячева Е. И. Есть ли свобода слова в современной России //
Юридические науки. – 2014. - № 20. – С. 23-26.
15
Тертычная
М.А.
Интернет
как
средство
социальной
рекламы
//
Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия гума-
нитарные науки. Вып. №6 (101)