"Сюжетно-ролевая игра как один из видов общения детей дошкольного возраста со сверстниками"
Автор: Мингазова Гульчачак Рафитовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №14 д/с "Брусничка" Населённый пункт: ХМАО г. Сургут Наименование материала: статья Тема: "Сюжетно-ролевая игра как один из видов общения детей дошкольного возраста со сверстниками" Раздел: дошкольное образование
Сюжетно-ролевая игра как один из видов общения детей
дошкольного возраста со сверстниками
Мингазова Гульчачак Рафитовна
воспитатель МБДОУ №14 д/с "Брусничка"
ХМАО г. Сургут
Дошкольное
детство
–
короткий,
но
важный
период
становления
личности.
В
эти
годы
ребенок
приобретает
первоначальные
знания
об
окружающей жизни. У ребенка формируется отношение к людям, к труду,
вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается
характер. Огромное значение в развитии ребенка принадлежит игре. Игра
является важнейшим видом детской деятельности.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Игра
и
игрушка
–
обязательные
спутники
детства.
Хорошая
игрушка
побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые
задачи. А ведь это способствует развитию познавательных процессов. Игра и
труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и
увлеченно на прогулке дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном
образе:
моряки
строят
корабль,
делают
спасательные
круги,
врачи
и
медсестры оборудуют поликлинику.
Психологи считают, что ролевая игра – это высшая форма развития
детской
игры,
в
дошкольном
возрасте
она
выступает
в
роли
ведущей
деятельности. Ребенок растет и развивается, вместе с ним развивается игра –
от простейших обыденных сюжетов ребенок переходит к более сложным,
охватывающим все сферы деятельности человека.
Ролевые
игры
имеют
большое
значение
в
психическом
развитии
ребенка,
они
развивают
произвольное
внимание,
память.
Правила,
обязательные
при
проведении
игры,
воспитывают
у
детей
умение
контролировать
свое
поведение,
ограничивать
свою
импульсивность,
способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной
игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и
действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также
совместно
строить
и
реализовывать
планы.
Исполняя
различные
роли,
ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности,
что,
в
свою
очередь,
помогает
развивать
мыслительную
способность
человека, воспринимать чужую точку зрения. Играя в ролевую игру, вживаясь
в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает
и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не
менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым
обогащают свой внутренний мир.
Когда ребенок взрослеет, у него появляется потребность копировать не
только действия, но и поведение взрослых, он учится использовать предметы
не только по прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры.
Обыгрывание одного и того же сюжета у разных детей неодинаково, оно
зависит
от
возраста
ребенка,
его
мироощущения,
его
возможностей
и
потребностей. Даже у одного и того же ребенка та же по сюжету игра
проходит
по-другому
в
более
старшем
возрасте.
Игра
становится
более
продолжительной, возрастает количество выполняемых действий, отношения
между ролями четко выделяются еще до начала игры и становятся основной
линией игры.
Сюжетно-ролевую игру в свою очередь продолжает игра с правилами.
У
детей
старшего
дошкольного
возраста
предварительно
игра
совместно
планируется
и
обговариваются
правила,
дети
внимательно
наблюдают,
насколько
действия
игроков
подчиняются
общепринятым
правилам
поведения. К сожалению, в последнее время игры все больше вытесняются из
жизни детей – родители, ссылаясь на занятость, стремятся занять ребенка
телевизором, компьютером или развивающими играми, не требующими их
присутствия. Во дворе дети все меньше играют в игры, которые раньше
передавались одним подрастающим поколением другому. Необходимо помочь
детям
овладеть
ролевыми
играми.
Для
начала
предложить
несложные
сюжеты игр, поощрять в ребенке все проявления инициативы и фантазии,
проводить
театрализованные
представления,
читать
сказки.
В
старшем
дошкольном возрасте детям становятся интересны волшебные сказки.
Таким образом, через ролевую игру педагог или родитель выводит
ребенка
во
взрослую
жизнь,
учит
думать,
чувствовать,
действовать,
адаптироваться к меняющимся условиям, принимать решения в незнакомой
обстановке. Наблюдая за детской игрой можно сделать определенные выводы
об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах,
настроении
и
темпераменте.
В
процессе
игры
дети
показывают
свое
отношение к окружающему миру – ведь в игре ребенок наделен силой,
которой лишен в реальном мире. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть
его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или
не хочет показать взрослым. С помощью игры можно воздействовать на
мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность.
Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.