Автор: Антонова Татьяна Алексеевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГАПОУ Буинский ветеринарный техникум Населённый пункт: Республика Татарстан г. Буинск Наименование материала: методическая разработка Тема: Значение исследовательского обучения для СПО Раздел: среднее профессиональное
ГАПОУ «Буинский ветеринарный техникум»
Методическая разработка на тему:
« Значение исследовательского обучения для студентов СПО»
Задание выполнила:
Антонова Т.А., преподаватель ГАПОУ
«Буинский ветеринарный техникум»
2017 год
Исследование создает новое знание.
(Нил Армстрон)г
"Послушайте — и Вы забудете, посмотрите — и
Вы запомните, сделайте — и Вы поймете"
(Конфуций)
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для
повышения качества учебно-воспитательного процесса. Учащийся должен
обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для
успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи
необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и
навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-
ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале
инновационных педагогических средств и методов особое место занимает
исследовательская деятельность. Именно в начальной школе должен
закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой,
самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки
результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из
важнейших путей в решении данной проблемы.
С этой целью необходимо проводить исследовательскую работу в системе
урочной и внеурочной деятельности, задачей которой является дать студенту
возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой
деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей.
Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать
свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с
методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес,
учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность
принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Исследовательский метод предусматривает:
предусматривает творческое усвоение учащимися знаний, умений.
Сущность его состоит в следующем:
-преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;
-учащиеся самостоятельно ее разрешают, самостоятельно изучают
литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие
действия поискового характера;
-преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в
решении проблемы.
Основные направления исследовательской работы:
- Включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в
соответствии с их выявленными научными интересами.
- Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование
культуры научного исследования.
- Привлечение научных сил к руководству научными работами
учащихся.
- Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их и
участию в конференциях.
- Подготовка, организация и проведение НПК, олимпиад.
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными
задачами педагога становятся:
- актуализация исследовательской потребности ученика;
- вовлечение в поисковую деятельность;
- поиск средств, активизирующий процесс познания;
- помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;
- содействие в осознании исследования как отражении познавательной
потребности;
- доведение ученика до результативности в деятельности;
- создание условий, стимулирующих познавательную активность.
Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою
успешность в этом процессе. Это зависит от преподавателя его умения
организовать деятельность студента и признание её ценности для
окружающих, для сверстников.
Сущность метода сводится к организации поисковой, творческой
деятельности учащихся по решению новых для них проблем.
Для того чтобы исследовательская деятельность студента стала продуктивной
для его собственного развития, принципиально важно опираться на
следующие принципы:
- принцип доступности;
- принцип по уровни;
- принцип временного развития.
Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской
деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста
учащегося.
Принцип по уровни включает в себя управление научно-исследовательской
деятельностью на всех уровнях организации работы образовательного
учреждения: администрации, педагогического коллектива, родителей,
конечно, самих студентов. При этом "уровень " учитывает степень
подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы,
научные склонности, способности и возможности.
Принцип временного развития связан с определением временного
промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами
подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими
неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для
учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как
настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку
трудолюбия и т.д.
И конечно современный подход к реализации потенциалов исследовательской
деятельности студентов должен строиться на принципах личностно-
ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её
организации удастся достичь существенно иных результатов личностного
развития школьников.
Этот принцип предполагает формирование у студентов исследовательского
интереса и особой жизненной позиции, когда нахождение и решение
проблемы приобретает статус ценности. Личностно ориентированное
взаимодействие предусматривает специально организованное диалоговое
общение педагога со студентами. Во взаимодействии преподавателя и
студента важно, чтобы преподаватель не вел подопечного «за руку» к
решению задачи, а выступал как человек более опытный в поиске ответов на
вопросы.
Поэтому мне кажется важным провести основные отличия организации
исследовательской деятельности в знание и личностно-ориентированной
моделях образования. Их отражает данная таблица.
Параметры
сравнения
Исследовательская
деятельность в знании
модели
Исследовательская
деятельность в личностно-
ориентированной модели
Цель
исследовательской
деятельности
Получение навыков
исследовательской
деятельности, развитие
активности, конкретные
результаты работы.
Развитие личностного
своеобразия «Я –
исследователь», механизмов
рефлексии, познавательных
стратегий, самообучения и
личностного опыта.
Способ приобщения Побуждение взрослым.
Лекции о пользе
исследовательской
деятельности.
Эпизодическое участие во
внешних мероприятиях
исследовательской
деятельности.
Вовлечение через
внутренние познавательные
мотивы, устойчивый интерес
к конкретной
образовательной области,
личное участие в системе
«научных чтений» и
конференций, общение со
сверстниками-
исследователями в
техникуме в научном
обществе.
Основные средства
Обучение
исследовательской
деятельности по ходу
исследования.
Стартовое эвристическое
обучение основам
исследовательской
деятельности с постоянной
коррекцией.
Выполнение
исследования по внешне
заданному образцу этапов
организации научного
исследования.
Совместный поиск педагога
и студента по развитию
индивидуальной
исследовательской
стратегии.
По ходу исследования
студент периодически
отчитывается
преподавателю о
собственной работе.
В ходе организации
исследовательской
деятельности постоянно
поддерживается
исследовательский диалог
преподавателя и студента.
Периодически организуется
диалог со сверстниками-
исследователями.
Познавательные
предпочтения студента
игнорируются в ходе
исследования.
В ходе исследовательской
деятельности проявляются,
рефлексия, учитываются и
развиваются познавательные
предпочтения студента.
Особенности
организации этапов
учебного
исследования
Чёткое и строгое
следование принятым в
научном мире этапам
организации
исследования.
Вариативность этапов
исследовательской
деятельности, в зависимости
от личностных и
индивидуальных
особенностей студента.
Тема исследования
выбирается студентом из
готового списка
вариантов.
Тема исследования исходит
из личностных интересов
студента и совместно
формулируется с
руководителем.
Гипотеза, задачи и
методы исследования в
большей степени
определятся
руководителем.
Студент самостоятельно
делает попытки определить
гипотезу, задачи и методы
исследования согласовывая
их с научным
руководителем. Множество
формулировок и попыток.
План исследовательской
деятельности зачастую
написан формально и не
отражает реального
«маршрута»
исследования.
План исследования
разрабатывается, меняется и
уточняется по ходу
исследования, в зависимости
от промежуточных
результатов деятельности.
Эксперимент нацелен на
получение заранее
ожидаемого однозначного
результата, иногда
«подгоняется» под
гипотезу для обеспечения
позитивных результатов.
Эксперимент предполагает
множество результатов,
которые заранее точно не
известны. Результаты,
опровергающие гипотезу,
даже более ценны, чем
ожидаемые с точки зрения
приобретения опыта.
Множество «проб и ошибок»
в реализации эксперимента.
Особенности
организации
обратной связи
Обратная связь
организуется в
промежутках между
этапами исследования и
касается в основном
содержания деятельности
и результатов.
Обратная связь организуется
как по результатам, так и по
процессу исследования.
Особенно важны личные
открытия, озарения,
размышления о
последовательности
действий и их
эффективности. Обратная
связь приводит к осознанию
критериев личностной и
исследовательской
компетенции. Благодаря
обратной связи исследование
становится обучением
учению.
Результаты
исследовательской
деятельности
Результатами
деятельности считаются в
основном внешние
параметры: выступления
на конференциях,
грамоты, победы на
конкурсах.
Результаты деятельности
сначала фиксируются как
внутренние и качественные
достижения студента, а
потом как способы
социального признания,
начиная с ближайшего
окружения (что особенно
ценно!).
Использование
приобретённого
опыта в
дальнейшем
Предполагается, что
полученный опыт
собственно организации
исследования будет
использован студентом
«во взрослой жизни»:
институте, в будущей и
научной деятельности.
Система организации
исследовательской
деятельности построена так,
что у студента обязательно
есть возможность
продолжить
исследовательскую
деятельность, для того чтобы
закрепить успех, учесть
результаты обратной связи,
особенно по результатам
реализации собственной
исследовательской
стратегии, для того чтобы
обеспечить новый уровень
личностного развития.
Результаты
Результаты исследовательского обучения разделяются на две части.
Первая – формальная – соответствие результата (исследовательской работы)
критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда
входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.).
Методика оценки качества результата в этом случае достаточно проста и
ограничивается установлением соответствия представленного продукта,
установленным требованиям. Главная сложность состоит в том, что эксперту
необходимо помнить, что он оценивает не объективную значимость
представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его
развития. Поэтому на каждом этапе оценки необходимо вникать в
личностные мотивы учащегося и его самооценку.
Вторая показывает, какие способности, и характеристики личности были
развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими
характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему,
способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной
мотивации, наличие и выраженность авторской позиции.
Наиболее адекватным для оценки результата исследовательского обучения
является экспертный путь оценки.
Исследовательская деятельность является важным средством развития
личности учащегося, готового к самостоятельной жизни в быстро
изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное
реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы,
нужным обществу и окружающим людям.