Напоминание

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова


Автор: Мухаметзянова Зульфия Мукатдасовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Куакбашская ООШ" МО "Лениногорский МР" РТ
Населённый пункт: с Куакбаш, Лениногорский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова
Раздел: среднее образование





Назад





Учитель русского языка и литературы МБОУ «Куакбашская ООШ» МО «ЛМР» РТ Мухаметзянова З.М., высшая категория

Предмет:
литература
Класс:
5
УМК:
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение,2015
Тема:
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова. (Первый урок из двух по изучению творчества А.П. Чехова)
Тип:
урок открытия новых знаний.
Цель:
открыть и обобщить рассказы А.П. Чехова «Жалобная книга», «Пересолил», «Хирургия». Развивать способности понимать тексты литературных художественных произведений. Познакомить с понятиями «юмор и сатира».
Задачи:
Образовательные: - закреплять знания об авторе и биографических сведений о нем; - развивать умение определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи; - развивать умение составления рассказа о писателе на основе прочитанного, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации; - тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету; - способствовать развитию правильной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. - воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работе. Формировать УУД:
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные:
осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные:
строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Планируемые предметные результаты:
- овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Планируемые метапредметные результаты:
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности


Форма организации учебной деятельности обучающихся:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Литература» 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, карточки для групповой работы, портрет писателя, выставка книг А.П. Чехова, выставка рисунков к его произведениям.

Этап урока



Деятельность ученика

Планируемые УУД

1.Мотивация к

учебной

деятельности
(2 мин) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
Приветствует обучающихся, проверяет их

готовность к уроку
Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера. Доброе утро, ребята! Пожелаем всем доброго утра.
Приветствуют учителя,

проверяют свою готовность к

уроку

Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
2.Актуализация

и пробное

учебное действие
(3 мин) Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Организует диалог с обучающимися, в ходе

которого вспоминаются правила игры "Четвёртое

лишнее", формулирует некоторые задачи урока,

составляет совместно с обучающимися план урока.
Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор. «Заколдованное место». «Ночь перед рождеством» «Хирургия» «Пропавшая грамота». С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами знакомились на наших уроках, направление его деятельности знаем, а сегодня познакомимся с биографией писателя, который по образованию был врачом.
Планируют способы достижения

намеченной цели

Выявляют лишнее произведение

Познавательные:
самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.
Коммуникативные
: п л а н и р о в а н и е у ч е б н о г о сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные
: целеполагание
3. Этап

актуализации и

пробного

учебного

действия.
Цель: Каких писателей-врачей вы знаете? В качестве эпиграфа я взяла известный всем афоризм «Краткость - сестра таланта» и второй эпиграф « Они смешные, но невеселые», такую характеристику своим рассказам дал писатель. О ком идёт речь, вы догадались? Слышали про М. Булгакова, А.П. Чехова. Это Чехов Антон Павлович. Его смешные рассказы.
Формулируют тему и задачу

Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. (5 мин) И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать А.П.Чехов этими высказываниями. По Между А.П.Чеховым и Н.В. Гоголем существует связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба родились на Украине.
Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»
- Что нового вы узнали о А.П.Чехове? - Что заинтересовало вас в биографии писателя? А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.
урока

Осуществляют учебные действия

по намеченному плану
Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Чехов-гимназист был неистощим на выдумки, обладал даром перевоплощения. Уже первые рассказы изображают злободневные вопросы. Они заставляют читателя не только смеяться, но и негодовать. Это такие образцы юмористики, как «Жалобная книга», «Пересолил» Иногда он изображал зубного врача. Знаменитый рассказ «Хирургия» был написан под влиянием этого домашнего спектакля. сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
4. Этап

выявления

места и

причины

затруднения
Цель: обсуждение затруднений «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание и цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Прослушивание
Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста, обладателя Гран- при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в Санкт-Петербурге – Марата Рави. (Это хороший пример сценического чтения литературного произведения). При этом говорю, что когда-то артиста аналогичного жанра называли « человек-оркестр».
Организует подводящий к теме диалог.
- А почему? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении этого замечательного артиста. - Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно назвать « человеком-оркестром»? - Понравился рассказ Чехова?
Слушают аудиозапись, объясняют

толкования слов, делают выводы.

Повторяют
теорию о жанре расказа.
Изучают рассказ.
Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр. Смешной, юмор.
Узнают
о юморе.
Личностные:
- знание основных моральных норм работы в коллективе (умение слушать, вступать в беседу);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

аудозаписи
(15 мин).
Беседа по

ней
- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».
Проверяют
себя по учебнику.
Формулируют затруднения и

осуществляют коррекцию

самостоятельно

Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска
5. Этап

построения

проекта выхода

из затруднения.

Работа в парах.
(5 мин) - А что такое юмор? - Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые. - Давайте попробуем разобраться в этом. Нарисуйте на листочках, которые лежат перед вами, рисунок юмора, как вы представляете себе его.
Постройте проект юмора.

Проводится рефлексия. Вопросы:

• Какую задачу ставили? Удалось решить

поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

Юмор
- это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка. Юмор – это добрый смех.
Дают оценку деятельности по её

результатам (самооценивание,

оценивание результатов

деятельности товарищей)

Коммуникативные:
- умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи;
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудносте
6.Этап

первичного

закрепления с

проговаривание

м во внешней

речи.

Работа в

группах.

Обсуждение
Дать характеристику герою рассказа по плану.
Организует работу в группах. Раздаёт карточки-

задания:
1-я группа фельдшер Курятин. 2-я группа дьячок Вонмигласов. 3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках.
Работа в группах. Обсуждение.

Образ фельдшера
кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет
Коммуникативные:
- умение работать в группах, владение монологической и диалогической формами речи;
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового

рассказа

«Хирургия».

Карточки-

задания.
(7 мин) - Чем вы объясняете эти совпадения? - Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство? - Отчего это происходит? . подробное описание. Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер. Дьячок смиренно выслушивает рассуждения фельдшера о хирургии, хвалит его за еще не сделанную работу. Но зуб не удален. Происходит резкая смена настроения героев. После повторной попытки вырвать зуб Вонмигласов уходит ни с чем. Взаимные обвинения героев.
Обосновывают свою точку

зрения. Делают выводы.
Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер. характера.
Личностные:
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
7. Этап

самостоятельной

работы с

самопроверкой

по эталону
(3 мин) - Что такое сатира? Чем она отличается от юмора? Создайте проект сатиры в парах: нарисуйте рядом с проектом юмора сатиру и сравните их.
Сатира
– это злой смех, смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.
Осуществляют учебные действия.

8. Этап

рефлексии

контрольно-
Предлагаю вам заполнить лист самооценки
Организует самооценку.

Выполняют задание.

Осуществляют самопроверку и

самооценку. Проговаривают по

Регулятивные
: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще

коррекционной

деятельности.
(2 мин)
плану новые знания,

высказывают свои впечатления

от урока, делают предположения.

Формулируют конечный

результат своей работы на уроке.

Работают с листом самооценки.
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
9. Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке, домашнее

задание.
(3 мин)
Отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу на уроке.

Дает комментарий к домашнему заданию.

7. Домашнее задание.
Подготовиться к внеклассному чтению. 1. По группам или индивидуально подготовить: 1-ый ряд: чтение и пересказ рассказа «Толстый и тонкий» 2-ой ряд: чтение по ролям рассказа «Лошадиная фамилия» 3-ий ряд: инсценирование рассказа «Хамелеон» 2. Письменно ответить на вопросы: - В чем ценность рассказа? - Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? (На основе рассказа, который готовится для представления). 3. Нарисовать иллюстрации к рассказам А.П. Чехова.
Могут выбирать задание из

предложенных учителем с учётом

индивидуальных возможностей

Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.


В раздел образования