Автор: Мухаметзянова Зульфия Мукатдасовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Куакбашская ООШ" МО "Лениногорский МР" РТ Населённый пункт: с Куакбаш, Лениногорский район, Республика Татарстан Наименование материала: Технологическая карта урока Тема: Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова Раздел: среднее образование
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Куакбашская ООШ» МО «ЛМР» РТ Мухаметзянова З.М., высшая категория
Предмет: литература Класс: 5
УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение,2015
Тема: Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова. (Первый урок из двух по изучению творчества А.П. Чехова)
Тип: урок открытия новых знаний.
Цель: открыть и обобщить рассказы А.П. Чехова «Жалобная книга», «Пересолил», «Хирургия».
Развивать способности понимать тексты литературных художественных произведений.
Познакомить с понятиями «юмор и сатира».
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания об авторе и биографических сведений о нем;
- развивать умение определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный
взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность
образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи;
- развивать умение составления рассказа о писателе на основе прочитанного, определять, какими средствами писатель создает юмористические
ситуации;
- тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету;
- способствовать развитию правильной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работе.
Формировать УУД:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в
материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом
конкретных учебно-познавательных задач.
Планируемые предметные результаты:
- овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Планируемые метапредметные результаты:
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Литература» 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, карточки для
групповой работы, портрет писателя, выставка книг А.П. Чехова, выставка рисунков к его произведениям.
Этап урока
Деятельность ученика
Планируемые УУД
1.Мотивация к
учебной
деятельности (2
мин)
Цель: включение
учащихся в
деятельность на
личностно-
значимом уровне.
Приветствует обучающихся, проверяет их
готовность к уроку
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, ребята!
Пожелаем всем доброго утра.
Приветствуют учителя,
проверяют свою готовность к
уроку
Регулятивные:
-нацеливание на успешную
деятельность.
Личностные:
- выражать положительное
отношение к процессу
познания, проявлять желание
узнать новое.
Коммуникативные:
- формирование умения
слушать и слышать.
2.Актуализация
и пробное
учебное действие
(3 мин)
Цель:
повторение
изученного
материала,
необходимого для
«открытия
нового знания», и
выявление
затруднений в
индивидуальной
деятельности
каждого
учащегося.
Организует диалог с обучающимися, в ходе
которого вспоминаются правила игры "Четвёртое
лишнее", формулирует некоторые задачи урока,
составляет совместно с обучающимися план урока.
Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое
лишнее, объясните свой выбор.
«Заколдованное место».
«Ночь перед рождеством»
«Хирургия»
«Пропавшая грамота».
С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами
знакомились на наших уроках, направление его
деятельности знаем, а сегодня познакомимся с
биографией писателя, который по образованию был
врачом.
Планируют способы достижения
намеченной цели
Выявляют лишнее произведение
Познавательные:
самостоятельное выделение-
формулирование
познавательной цели,
формулирование проблемы.
Коммуникативные :
п л а н и р о в а н и е
у ч е б н о г о
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками
Регулятивные : целеполагание
3. Этап
актуализации и
пробного
учебного
действия.
Цель:
Каких писателей-врачей вы знаете?
В качестве эпиграфа я взяла известный всем афоризм
«Краткость - сестра таланта» и второй эпиграф « Они
смешные, но невеселые», такую характеристику своим
рассказам дал писатель.
О ком идёт речь, вы догадались?
Слышали про М. Булгакова, А.П.
Чехова.
Это Чехов Антон Павлович. Его
смешные рассказы.
Формулируют тему и задачу
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с
эталоном) результаты своей
деятельности.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное
взаимодействие и
повторение
изученного
материала,
необходимого для
«открытия
нового знания», и
выявление
затруднений в
индивидуальной
деятельности
каждого
учащегося.
(5 мин)
И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать
А.П.Чехов этими высказываниями.
По
Между А.П.Чеховым и Н.В. Гоголем существует связь
не только на литературном поприще, но и в биографии
есть общее. Оба родились на Украине.
Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»
- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?
- Что заинтересовало вас в биографии писателя?
А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной
ситуацией воспользовался А.П.Чехов.
урока
Осуществляют учебные действия
по намеченному плану
Сюжеты для своих рассказов
А.П.Чехов брал из жизни.
Чехов-гимназист был неистощим на
выдумки, обладал даром
перевоплощения. Уже первые
рассказы изображают злободневные
вопросы. Они заставляют читателя
не только смеяться, но и негодовать.
Это такие образцы юмористики, как
«Жалобная книга», «Пересолил»
Иногда он изображал зубного врача.
Знаменитый рассказ «Хирургия»
был написан под влиянием этого
домашнего спектакля.
сотрудничество со
сверстниками и взрослыми;
4. Этап
выявления
места и
причины
затруднения
Цель:
обсуждение
затруднений
«Чего мы ещё не
знаем?»);
проговаривание и
цели урока в виде
вопроса, на
который
предстоит
ответить, или в
виде темы урока.
Прослушивание
Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа
«Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в
исполнении замечательного артиста, обладателя Гран-
при первого открытого Российского конкурса артистов
эстрады в Санкт-Петербурге – Марата Рави. (Это
хороший пример сценического чтения литературного
произведения). При этом говорю, что когда-то артиста
аналогичного жанра называли « человек-оркестр».
Организует подводящий к теме диалог.
- А почему? Вы должны будете мне ответить на этот
вопрос после того, как прослушаете аудиозапись в
исполнении этого замечательного артиста.
- Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно назвать
« человеком-оркестром»?
- Понравился рассказ Чехова?
Слушают аудиозапись, объясняют
толкования слов, делают выводы.
Повторяют теорию о жанре
расказа.
Изучают рассказ.
Человек и голос, богатство тембров,
что кажется перед нами настоящий
театр.
Смешной, юмор.
Узнают о юморе.
Личностные:
- знание основных моральных
норм работы в коллективе
(умение слушать, вступать в
беседу);
Коммуникативные:
- умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Регулятивные:
- умение контролировать
процесс и результаты своей
деятельности, включая
осуществление
предвосхищающего контроля в
сотрудничестве с учителем и
сверстниками;
аудозаписи (15
мин). Беседа по
ней
- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе
А.П.Чехова «Хирургия».
Проверяют себя по учебнику.
Формулируют затруднения и
осуществляют коррекцию
самостоятельно
Познавательные:
- поиск и выделение
необходимой информации,
применение методов
информационного поиска
5. Этап
построения
проекта выхода
из затруднения.
Работа в парах.
(5 мин)
- А что такое юмор?
- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы
Чехова смешные, но невеселые.
- Давайте попробуем разобраться в этом.
Нарисуйте на листочках, которые лежат перед вами,
рисунок юмора, как вы представляете себе его.
Постройте проект юмора.
Проводится рефлексия. Вопросы:
• Какую задачу ставили? Удалось решить
поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
Юмор - это добродушный смех,
который не уничтожает человека, на
которого направлена насмешка.
Юмор – это добрый смех.
Дают оценку деятельности по её
результатам (самооценивание,
оценивание результатов
деятельности товарищей)
Коммуникативные:
- умение работать в парах,
владение монологической и
диалогической формами речи;
Познавательные:
- самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера.
Личностные:
- ориентация в социальных
ролях и межличностных
отношениях;
- умение выделить
нравственный аспект
поведения;
- готовность к сотрудничеству и
дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со
сверстниками в учебной
деятельности, формирование
установки на поиск способов
разрешения трудносте
6.Этап
первичного
закрепления с
проговаривание
м во внешней
речи.
Работа в
группах.
Обсуждение
Дать характеристику герою рассказа по плану.
Организует работу в группах. Раздаёт карточки-
задания:
1-я группа фельдшер Курятин.
2-я группа дьячок Вонмигласов.
3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях
фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных
характеристиках.
Работа в группах. Обсуждение.
Образ фельдшера кратко, но ёмко
вырисован в описании одежды и
действий. Он ведет прием больных,
а в руке зловонная сигара, в одежде
– небрежность. Точная
художественная деталь заменяет
Коммуникативные:
- умение работать в группах,
владение монологической и
диалогической формами речи;
Познавательные:
- самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
рассказа
«Хирургия».
Карточки-
задания. (7 мин)
- Чем вы объясняете эти совпадения?
- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ
«Хирургия», но в то же время появляется и грустное
чувство?
- Отчего это происходит?
.
подробное описание. Говорящая
фамилия Курятин придает его
образу характеристику человека
курящего и ассоциацию со словом
«курица». «Как курица лапой»,
«куриные мозги» – такой человек не
умеет что-либо делать хорошо и
глуп. Дальнейшее повествование
подтверждает это. Таким образом,
название придает рассказу не только
комичный, но и сатирический
характер.
Дьячок смиренно выслушивает
рассуждения фельдшера о
хирургии, хвалит его за еще не
сделанную работу. Но зуб не удален.
Происходит резкая смена
настроения героев. После
повторной попытки вырвать зуб
Вонмигласов уходит ни с чем.
Взаимные обвинения героев.
Обосновывают свою точку
зрения. Делают выводы. Рассказы
Чехова не просто юмористические,
как мы убедились с вами. Они носят
еще сатирический характер.
характера.
Личностные:
- ориентация в социальных
ролях и межличностных
отношениях;
- умение выделить
нравственный аспект
поведения;
- готовность к сотрудничеству и
дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со
сверстниками в учебной
деятельности, формирование
установки на поиск способов
разрешения трудностей.
7. Этап
самостоятельной
работы с
самопроверкой
по эталону (3
мин)
- Что такое сатира? Чем она отличается от юмора?
Создайте проект сатиры в парах: нарисуйте рядом с
проектом юмора сатиру и сравните их.
Сатира – это злой смех, смех
жгучий, искореняющий, смеется
над опасным, вредным для людей,
высмеивает общественные пороки,
обличает зло.
Осуществляют учебные действия.
Регулятивные : выделение и
осознание учащимся того что
уже усвоено и что еще
коррекционной
деятельности.
(2 мин)
плану новые знания,
высказывают свои впечатления
от урока, делают предположения.
Формулируют конечный
результат своей работы на уроке.
Работают с листом самооценки.
подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения.
9. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке, домашнее
задание. (3 мин)
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Дает комментарий к домашнему заданию.
7. Домашнее задание.
Подготовиться к внеклассному чтению.
1. По группам или индивидуально подготовить:
1-ый ряд: чтение и пересказ рассказа «Толстый и
тонкий»
2-ой ряд: чтение по ролям рассказа «Лошадиная
фамилия»
3-ий ряд: инсценирование рассказа «Хамелеон»
2. Письменно ответить на вопросы:
- В чем ценность рассказа?
- Отдаленные от нас целым столетием рассказы
А.П.Чехова все же во многом современны, даже
злободневны. Почему? В чем это проявляется? (На
основе рассказа, который готовится для
представления).
3. Нарисовать иллюстрации к рассказам А.П. Чехова.
Могут выбирать задание из
предложенных учителем с учётом
индивидуальных возможностей
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и
уровня освоения и владения
теми или иными учебными
действиями;
- осуществлять итоговый
контроль
Личностные:
- оценивать собственную
учебную деятельность: свои
достижения, степень
самостоятельности,
инициативности, причины
неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное
взаимодействие в
сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми.